Правовая деятельность и управление
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 На протяжении истории человечества одни правовые системы сменяли другие, появлялись новые нормы, юридические законы, права и обязанности людей, «перестраивались» государственные правовые органы. Все это фрагменты управленческой деятельности в правовой сфере. Потребность в управлении следует из системной природы общества, когда необходимо согласовывать, регулировать, соподчинять различные элементы системы. Стихийные механизмы управления возникают с появлением первых общественных коллективов. Так, в примитивных племенах не допускались близкородственные брачные связи, т.е. брачные отношения стихийно регулировались — но не специализированными субъектами управления, а всем родом как социальным коллективом. С развитием племенной организации формируются социальные институты (обычаи, обряды, традиции, совет старейшин, вожди), выполняющие управленческие функции. С появлением государства и права возникает система управления правовой сферой жизнедеятельности общества. Управление — процесс целенаправленного информационного и организационного воздействия субъекта управления на объект с целью поддержания системы в оптимальном состоянии, позволяющем ей успешно функционировать. В сложноорганизованных социальных системах выделяют несколько разновидностей управления — стихийное и сознательное, научное и эмпирическое. Управление правовой сферой — процесс целенаправленного информационного и организационного воздействия органов, организаций и учреждений государства (субъект управления) на правовые отношения граждан, их объединений и организаций (объект управления) с целью обеспечения правопорядка как базового условия оптимального функционирования общества.
Любое управление — это деятельность. Она имеет общие принципы, функции, алгоритмы осуществления. Вместе с тем каждая сфера отличается спецификой: понятно, что в экономике, политике, искусстве и в армии управление разное. Специфика управленческой деятельности в правовой сфере выражается, прежде всего, в ее функциях. Основная из них — поддержание правопорядка. Правопорядок, как уже отмечалось, обеспечивает устойчивость социальной системы, предохраняет ее от хаоса, дезинтеграции, разрушения. Поэтому деятельность правовой сферы в той или иной мере направлена на создание, упрочение и поддержание правопорядка. Этой генеральной по сути функции подчинены другие функции управленческой деятельности: планирование — процесс постановки цели и определения последовательности, сроков, средств и способов ее достижения; организация — выполнение задач, распределение средств, порядок взаимодействия между элементами; регулирование — перераспределение сил и средств в ходе выполнения задач, корректировка принятых ранее планов и поставленных задач; контроль — процесс установления соответствия деятельности объекта управления поставленным задачам и помощь в исправлении недостатков. Алгоритм управленческого действия включает получение или определение цели (задачи), анализ и оценку правовой ситуации, принятие управленческого решения, постановку задач подчиненным элементам правовой системы, контроль над деятельностью подчиненных элементов по выполнению поставленных задач. Стержнем управления правовой сферой является власть, выступающая в триединой форме — законодательной, исполнительной и судебной. Она управляет по следующим основным направлениям: рационализация правовой деятельности; информационное обеспечение; прогнозирование и моделирование правовой ситуации и необходимых форм и приемов деятельности по ее удержанию или изменению.
Рационализация деятельности в правовой сфере — это обоснование необходимости изменения (или сохранения неизменной) правовой реальности на основе правовых программ, норм, юридических законов в целях избежания структурных и системных кризисов. Причем каждый класс, властный «клан», правящая элита стремятся рационализировать собственную деятельность в соответствии со своими целями и интересами. Нередко власть выдвигает цели, реализация которых невозможна или нежелательна с точки зрения большинства граждан государства. Политики и «придворные» юристы стремятся дать правовое обеспечение таким целям (вспомним «ваучеризацию всей страны»), однако принимаемые в этих случаях юридические законы обычно нежизненны. Их декларативность, ангажированность раздражает граждан и способствует усилению социальной нестабильности. Рационализация деятельности в сфере права напрямую связана с отбором и усвоением информации о процессах и явлениях, происходящих в правовой реальности, т.е. с информационным обеспечениемуправления. Власть доводит до сведения органов, организаций и граждан информацию о принятых законах, указах, постановлениях, приказах, так как неполнота сведений о целях и задачах властных органов затрудняет и даже делает невозможным осуществление управленческого процесса. Другое дело, что информация может дозироваться из-за ее конфиденциальности или по идеологической причине. Однако все тайное рано или поздно становится явным. Кроме того, как уже отмечалось, результат не следует за целью автоматически, а последствия как нецелеполагавшийся результат могут дискредитировать и информационно обеспеченную цель. Прогнозирование развития правовой ситуации осуществляется специальными государственными учреждениями (аналитическими центрами, научно-исследовательскими институтами), партийными фракциями в парламенте, отдельными депутатами. От точного прогноза во многом зависит действенность практических мер. К сожалению, это направление управленческой деятельности часто недооценивается. И тогда принимаемые решения в лучшем случае соответствуют крылатой для современной российской действительности фразе: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Управленческая деятельность имеет две основные формы — научную и эмпирическую. Научное управление правовой сферой — это деятельность, опирающаяся на знание и использование объективных законов общества как целостной системы и его элементов — права, экономики, политики, идеологии и др., в том числе и закономерностей формирования жизненного мира человека. Степень научности управления правовой сферой — это соответствие требований объективных законов и объективной правовой ситуации субъективным решениям, принимаемым властью для обеспечения правопорядка. Эмпирическое управление основывается на жизненном опыте, здравом смысле, традициях, зачастую осуществляется методом проб и ошибок и больше подвержено ситуативным факторам. Как и любая иная деятельность, управленческая деятельность в правовой сфере может быть актуальной и аккумулятивной. Актуальное управление, т.е. планирование, реализацию и контроль ежедневной деятельности в сфере права осуществляет Правительство Российской Федерации (например, надзор прокураторы за исполнением законов, прав и свобод человека федеральными министерствами и ведомствами, координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью). В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации, оно наделено правом принимать меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Аккумулятивное управление — это система правовых норм и юридических законов, сохраняющих преемственность с ранее действовавшими нормами и законами и учитывающих традиции, менталитет народа. Так, стремление прозападных политиков и юристов «вестернизировать» правовую систему России, возвести в культ индивидуализм наталкивается на пока еще прочно удерживающийся коллективизм как ментальную черту народов, населяющих нашу страну.
Правовая деятельность как разновидность социальной деятельности характеризуется и общими с ней, и специфическими чертами. По сути правовая деятельность — способ существования права. Она имеет структуру, формы и служит методологической основой для познания и преобразования правовой ситуации в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности человека. Основные правовые цели общества реализуются благодаря одной из разновидностей правовой реальности — управленческой деятельности. От степени ее научности, научной подготовки субъектов управления зависит формирование правового, демократического, социально ориентированного государства и правового человека.
Литература 1. Буева, Л. Человек. Деятельность. Общение / Л. Буева.— М., 1978. 2. Демин, В. М. Природа деятельности / В. М. Демин. — М., 1984. 3. Деятельность: теории, методология, проблемы.— М., 1990. 4. Каган, М. С. Человеческая деятельность М. С. Каган.— М., 1974. 5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.— М., 1975. 6. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин.— М., 1978. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы границы процесса познания правовой реальности? 2. В чем заключается ценность правовой культуры? 3. Что такое правовая деятельность? 4. Каковы процессуальная и видовая структуры правовой деятельности? 5. Каковы формы правовой деятельности? 6. Какие функции управленческой деятельности в правовой сфере вы знаете?
[1] Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152.
[2] Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. [3] Марксистско-ленинская теория исторического процесса // Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. М., 1981. С. 193. [4] См.: Деятельность теории, методология, проблемы. М., 1990. С. 106. [5] См.: Демин В. М. Природа деятельности. М., 1984. [6] См.: Философский энциклопедический словарь.М., 1983. С. 447. [7] См.: Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 374. [8] Маркс К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т. 26. С. 304.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|