Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая деятельность и управление




На протяжении истории человечества одни правовые си­стемы сменяли другие, появлялись новые нормы, юридические законы, права и обязанности людей, «перестраивались» госу­дарственные правовые органы. Все это фрагменты управлен­ческой деятельности в правовой сфере.

Потребность в управлении следует из системной приро­ды общества, когда необходимо согласовывать, регулировать, соподчинять различные элементы системы. Стихийные ме­ханизмы управления возникают с появлением первых обще­ственных коллективов. Так, в примитивных племенах не до­пускались близкородственные брачные связи, т.е. брачные отношения стихийно регулировались — но не специализиро­ванными субъектами управления, а всем родом как социаль­ным коллективом.

С развитием племенной организации формируются социаль­ные институты (обычаи, обряды, традиции, совет старейшин, вожди), выполняющие управленческие функции. С появлением государства и права возникает система управления правовой сферой жизнедеятельности общества.

Управление — процесс целенаправленного информаци­онного и организационного воздействия субъекта управления на объект с целью поддержания системы в оптимальном со­стоянии, позволяющем ей успешно функционировать. В сложноорганизованных социальных системах выделяют несколько разновидностей управления — стихийное и сознательное, на­учное и эмпирическое.

Управление правовой сферой — процесс целенаправ­ленного информационного и организационного воздействия органов, организаций и учреждений государства (субъект управления) на правовые отношения граждан, их объедине­ний и организаций (объект управления) с целью обеспечения правопорядка как базового условия оптимального функцио­нирования общества.

Любое управление — это деятельность. Она имеет общие принципы, функции, алгоритмы осуществления. Вместе с тем каждая сфера отличается спецификой: понятно, что в экономи­ке, политике, искусстве и в армии управление разное.

Специфика управленческой деятельности в правовой сфере выражается, прежде всего, в ее функциях.

Основная из них — поддержание правопорядка. Право­порядок, как уже отмечалось, обеспечивает устойчивость со­циальной системы, предохраняет ее от хаоса, дезинтеграции, разрушения. Поэтому деятельность правовой сферы в той или иной мере направлена на создание, упрочение и поддержание правопорядка.

Этой генеральной по сути функции подчинены другие функ­ции управленческой деятельности: планирование — процесс постановки цели и определения последовательности, сроков, средств и способов ее достижения; организация — выполне­ние задач, распределение средств, порядок взаимодействия между элементами; регулирование — перераспределение сил и средств в ходе выполнения задач, корректировка принятых ранее планов и поставленных задач; контроль — процесс уста­новления соответствия деятельности объекта управления по­ставленным задачам и помощь в исправлении недостатков.

Алгоритм управленческого действия включает получение или определение цели (задачи), анализ и оценку правовой ситуации, принятие управленческого решения, постановку задач подчиненным элементам правовой системы, контроль над деятельностью подчиненных элементов по выполнению поставленных задач.

Стержнем управления правовой сферой является власть, выступающая в триединой форме — законодательной, испол­нительной и судебной. Она управляет по следующим основ­ным направлениям: рационализация правовой деятельности; информационное обеспечение; прогнозирование и модели­рование правовой ситуации и необходимых форм и приемов деятельности по ее удержанию или изменению.

Рационализация деятельности в правовой сфере — это обоснование необходимости изменения (или сохранения неиз­менной) правовой реальности на основе правовых программ, норм, юридических законов в целях избежания структурных и системных кризисов. Причем каждый класс, властный «клан», правящая элита стремятся рационализировать собственную дея­тельность в соответствии со своими целями и интересами.

Нередко власть выдвигает цели, реализация которых невоз­можна или нежелательна с точки зрения большинства граждан государства. Политики и «придворные» юристы стремятся дать правовое обеспечение таким целям (вспомним «ваучеризацию всей страны»), однако принимаемые в этих случаях юридиче­ские законы обычно нежизненны. Их декларативность, анга­жированность раздражает граждан и способствует усилению социальной нестабильности.

Рационализация деятельности в сфере права напрямую связана с отбором и усвоением информации о процессах и яв­лениях, происходящих в правовой реальности, т.е. с информа­ционным обеспечениемуправления. Власть доводит до сведе­ния органов, организаций и граждан информацию о принятых законах, указах, постановлениях, приказах, так как неполнота сведений о целях и задачах властных органов затрудняет и даже делает невозможным осуществление управленческого процес­са. Другое дело, что информация может дозироваться из-за ее конфиденциальности или по идеологической причине. Однако все тайное рано или поздно становится явным. Кроме того, как уже отмечалось, результат не следует за целью автоматически, а последствия как нецелеполагавшийся результат могут дискре­дитировать и информационно обеспеченную цель.

Прогнозирование развития правовой ситуации осущест­вляется специальными государственными учреждениями (ана­литическими центрами, научно-исследовательскими инсти­тутами), партийными фракциями в парламенте, отдельными депутатами. От точного прогноза во многом зависит действен­ность практических мер. К сожалению, это направление управ­ленческой деятельности часто недооценивается. И тогда при­нимаемые решения в лучшем случае соответствуют крылатой для современной российской действительности фразе: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Управленческая деятельность имеет две основные формы — научную и эмпирическую.

Научное управление правовой сферой — это деятель­ность, опирающаяся на знание и использование объективных законов общества как целостной системы и его элементов — права, экономики, политики, идеологии и др., в том числе и за­кономерностей формирования жизненного мира человека.

Степень научности управления правовой сферой — это со­ответствие требований объективных законов и объективной правовой ситуации субъективным решениям, принимаемым властью для обеспечения правопорядка.

Эмпирическое управление основывается на жизненном опыте, здравом смысле, традициях, зачастую осуществляется методом проб и ошибок и больше подвержено ситуативным факторам.

Как и любая иная деятельность, управленческая деятельность в правовой сфере может быть актуальной и аккумулятивной.

Актуальное управление, т.е. планирование, реализацию и контроль ежедневной деятельности в сфере права осущест­вляет Правительство Российской Федерации (например, надзор прокураторы за исполнением законов, прав и свобод челове­ка федеральными министерствами и ведомствами, координа­ция прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью). В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации, оно наделено правом принимать меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Аккумулятивное управление — это система правовых норм и юридических законов, сохраняющих преемственность с ранее действовавшими нормами и законами и учитывающих традиции, менталитет народа. Так, стремление прозападных политиков и юристов «вестернизировать» правовую систему России, возвести в культ индивидуализм наталкивается на пока еще прочно удерживающийся коллективизм как ментальную черту народов, населяющих нашу страну.

Правовая деятельность как разновидность социальной дея­тельности характеризуется и общими с ней, и специфическими чертами. По сути правовая деятельность — способ существо­вания права. Она имеет структуру, формы и служит методоло­гической основой для познания и преобразования правовой ситуации в целях создания благоприятных условий для жиз­недеятельности человека.

Основные правовые цели общества реализуются благодаря одной из разновидностей правовой реальности — управленче­ской деятельности. От степени ее научности, научной подго­товки субъектов управления зависит формирование правового, демократического, социально ориентированного государства и правового человека.

 

Литература

1. Буева, Л. Человек. Деятельность. Общение / Л. Буева.— М., 1978.

2. Демин, В. М. Природа деятельности / В. М. Демин. — М., 1984.

3. Деятельность: теории, методология, проблемы.— М., 1990.

4. Каган, М. С. Человеческая деятельность М. С. Каган.— М., 1974.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Ле­онтьев.— М., 1975.

6. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельно­сти / Э.Г. Юдин.— М., 1978.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы границы процесса познания правовой реальности?

2. В чем заключается ценность правовой культуры?

3. Что такое правовая деятельность?

4. Каковы процессуальная и видовая структуры правовой деятельности?

5. Каковы формы правовой деятельности?

6. Какие функции управленческой деятельности в правовой сфере вы знаете?

 


[1] Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152.

 

[2] Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
С. 226.

[3] Марксистско-ленинская теория исторического процесса // Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. М., 1981. С. 193.

[4] См.: Деятельность теории, методология, проблемы. М., 1990. С. 106.

[5] См.: Демин В. М. Природа деятельности. М., 1984.

[6] См.: Философский энциклопедический словарь.М., 1983. С. 447.

[7] См.: Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 374.

[8] Маркс К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т. 26. С. 304.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...