Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы и оборудование для занятий аппликацией




Конспект проведения урока

По методике развития детского изобразительного творчества

В Тульском педагогическом колледже № 2

 

Преподаватель Павлова Т.М.

 

Тема: Обучение детей дошкольного возраста технике аппликации.

Вид занятия: Изучение нового материала с элементами практической работы

студентов.

Цель урока: подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь в овладении новыми знаниями; учить практическому применению полученных знаний.

Задачи: 1. Образовательная:

- Раскрыть требования к материалам и оборудованию для занятий аппликацией.

- охарактеризовать последовательность овладения детьми дошкольного возраста приёмами вырезывания.

2. Техническая задача: формировать навык действия с ножницами; совершенствовать навыки вырезывания различных объектов, закрепить правила наклеивания форм к фону.

2. Развивающая:

- развивать умение сопоставлять новые знания с имеющимися;

3. Воспитательная:

- воспитывать дисциплинированность; уважительное отношение

друг к другу.

Структура

Урока: 1. Организационный момент - 2 мин.

2. Постановка цели - 2 мин.

3. Домашнее задание - 3 мин.

4. Изучение нового материала - 45 мин.

5. Практическая работа - 25 мин.

6. Итог урока - 3 мин.

Материал: Аппликативные работы, рисунки с изображением приёмов

вырезывания, оборудование для занятий.

Образцы форм, вырезанных разными способами.

Межпредметные

связи: Художественный труд.

Литература: Учебные пособия:

1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М., 1988.

2. Гусакова М.А. Аппликация. - М., 1982.

3. Малышева А.Н. Аппликация. - Ярославль, 2001.

 

1. Здравствуйте, девушки! Садитесь! Отметим отсутствующих.

2. Сегодня мы продолжим изучать раздел Аппликация в детском саду. Мы с вами рассмотрим материалы и оборудование для занятий по аппликации, приёмы вырезывания в разных возрастных группах, проанализируем их усложнение от группы к группе, а также будем совершенствовать свои навыки работы ножницами.

 

Запишите тему урока. Обучение детей дошкольного возраста технике аппликации.

План.

1. Материалы и оборудование для занятий аппликацией.

2. Обучение детей действиям с ножницами.

3. Последовательность овладения приёмами вырезывания.

4. Формирование у детей навыков наклеивания.

3.

Запишите домашнее задание: Продумайте объяснение детям средней группы правил пользования ножницами и техники безопасности при работе с ними. Зарисуйте схему расположения материалов и оборудования для занятия на рабочем столе.

 

4. На прошлом занятии мы с вами рассмотрели понятие аппликации, её виды в детском саду, раскрыли значение аппликации для личностного развития дошкольников.

Давайте вспомним.

Что такое аппликация?

Назовите виды аппликации в зависимости от содержания изображения?

Назовите виды аппликации в зависимости от техники работы?

 

Обучение аппликации в детском саду начинается со 2 младшей группы.

Успешное проведение занятий во многом зависит от качества материала, который мы предлагаем детям

Рассмотрим материалы и оборудование для занятий по аппликации.

Давайте зарисуем таблицу.

Мы с вами перечислим основные материалы, требования к ним, дадим некоторые методические рекомендации к их хранению и использованию.

 

 


Материалы и оборудование для занятий аппликацией

Материалы и оборудование Требования к материалам и оборудованию Хранение, подготовка к занятию, рекомендации к использованию
1. Бумага для вырезывания   2. Бумага для фона     3. Клей ПВА или клейстер.     4. Кисти для наклеивания.     5. Подставка для кисти.     6. Клеёнка или пластины.   7. Салфетки из ткани     8. Ножницы     9. Подносы или коробочки. 10. Фигуры для выкладывания (мл. гр.) Глянцевая, матовая разных цветов и оттенков, не очень тонкая бумага. Не рекомендуется для вырезывания бумага папирос­ная, гофрированная, а также полукартон. Количество цветов и оттенков бумаги постепенно увеличи­вают в соответствии с программными задачами и содержанием детских работ. В старших группах можно использовать фак­турную бумагу, которая позволяет добиться большей вырази­тельности аппликации. Это афиши, обложки журналов, про­спектов и другие материалы, которые требуют предварительной обработки, т. е. вырезывания цветных частей листа. Проводится оно в отсутствие детей.     Плотная (альбомная, настоль­ная, полукартон и т. д.), чтобы при высыхании клея она не коробилась. Фон - это основа лю­бого изображения и не может быть стандартным по форме, размеру, цвету. В предметной аппликации форма ее должна соответство­вать очертанию изображаемого предмета (для изображения петуха лучше подойдет квадратный лист, а для лисы, вытянутой по горизонтали,— прямоугольник, для вазы - вертикальный прямоугольник). Размер бумаги для фона в предметной и сюжетной аппликации определяется также содержанием предстоящей работы.   Розетки для клея не должны быть высокими, удобнее всего для этого использовать стеклянные или фаянсовые со­лонки.   Щетинные. Подбирают в зависимости от размера заготовок. Для коллек­тивной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие пло­ские кисти — флейцы.     Подставка может быть сделана из пласт­массы, органического стекла, дерева и других материалов.     Пластины могут быть пластмассовые или из других материалов, которые легко моются (10Х12 см, 15X15 см).   Небольшие по размеру (15x15 см) белые или цветные, нужны для прижимания фигур к бумаге.   Со средней группы, размер в длину 10—12 см, ост­рые, с тупыми концами, с разработанными рычагами, с винтом посередине, что облегчает вырезывание. Лезвия должны двигаться легко, хорошо резать бумагу, а не мять. В подготовительной к школе группе дети могут пользоваться ножницами с одним острым концом.   Из плот­ной цветной бумаги, эстетично оформленные.     Должны быть точными по форме и яркими по цвету, достаточно твердыми, чтобы края их не рвались и не загибались, лучше из тонкого картона, покры­того этюдной масляной краской или оклеенного глянцевой бума­гой основных цветов. Для выкладывания узора могут использо­ваться и готовые пластмассовые геометрические фигуры.   Следует хранить развернутыми листами, не в рулонах, чтобы не скручивалась. Для занятий бумагу нарезают в зависимости от предстоящей работы. В средней группе дети еще недостаточно владеют техникой вырезывания, поэтому бумагу подготавли­вают в виде полосок, квадратов, прямоугольников, (форма приближена к очер­танию и размеру изображаемого предмета или его частей). Материал для аппликаций нужно подготовить с таким рас­четом, чтобы дети успели в положенное время завершить свои работы и почувствовать от этого удовлетворение. В ходе занятий надо следить за тем, чтобы дети экономно расходовали бумагу, не разбрасывали обрезки по столу, а скла­дывали на указанное для этого место. Но цвет фона в сюжетной аппликации приобретает большее значение. Удачно подобранный фон усиливает выразительность работы. Дети старших групп это хорошо понимают, и, если им предоставля­ется возможность самостоятельно выбирать материал, они это делают вполне осознанно. Так, на занятии на тему «Вечерний город» дети выбрали темный фон, а для изображения окон, фонарей — бумагу ярких цветов.     Клейстер из картофельной или пшеничной муки следует заготовлять неза­долго до занятий. На столе солонки расставляют с таким расчетом, чтобы детям не приходилось в процессе работы тянуться за клеем (по 2—3 розетки на каждый шестиместный стол, одна — на двухместный стол). После работы кисти тщательно промы­вают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе работы кисточку кладут на горизонтальную подставку. С первых же занятий по наклеиванию следует приучать детей к аккуратности, прививать им правильные навыки в об­ращении с кистью и клеем.     Можно сделать подставку и из плотной бумаги, для проч­ности целесообразно покрыть ее масляной краской. Для изготовления бумажной подставки надо отрезать от листа полоску размером 5X9 см, сложить ее пополам, отогнуть края в обратном направлении и приклеить их для прочности на картонке, служащей основанием подставки. Выемку для кисти вырезывают до склеивания.   На них кладут фигуры для намазывания клеем.     Подшитые и вы­глаженные, красиво оформленные.     Хранят ножницы в ко­робках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.   Для бумажных обрезков или заготовок.     Размер фигур 4X4 см, количество на каждого ребенка при­мерно 6—8 штук. Кроме того, для каждого ребенка следует заготовить полоску или квадрат, которые служат фоном для узора. Размер их рассчитывают в зависимости от количества, величины и расположения фигур в узоре. Например; на полосе надо разложить по прямой 6 кругов диаметром 4 см, полоска должна быть размером 5x25 см. Фигуры, приготовленные для выкладывания, удобнее раз­давать детям в индивидуальных коробочках небольшого раз­мера или на подносах. Это облегчает организацию занятий, особенно в младших группах, когда дети еще не могут осмыс­ленно отбирать нужное им количество фигур, а стараются взять их как можно больше.

 


Порядок подготовки и раздачи детям материала для занятий зависит от его содержания и воспитательных задач.

К раскладыванию оборудования и матери­алов, необходимых для работы, а также к уборке их после занятия следует привлекать детей.

Со второй младшей группы перед занятиями по аппликации воспитатель расставляет все на одном столе, который специаль­но выделяется для этой цели, вместе с отдельными детьми (поручения), а затем с дежурными.

Перед занятием все дети берут материалы и оборудование и раскладывают на своем столе. Сначала они приносят только часть того, что нужно (кисть, подставку, салфетку, пластину), но постепенно приучаются сами все подготавливать.

Воспитатель контролирует, уточняет, что и как надо раз­ложить на столе. Также все и убирается каждым ребенком. Такой порядок приучает детей к самостоятельности, к ответ­ственности за подготовку своего места к занятию и его уборку, приучает их к аккуратности. К тому же уменьшается объем ра­боты дежурных.

Воспитатель в каждой группе определяет круг обязанностей дежурного и каждого ребенка по подготовке к занятиям. Важно показать детям, что они должны сделать сразу после занятия и что выполняют дежурные во вторую половину дня (моют розетки, стирают салфетки и т. д.).

Для работы дежурных необходимо иметь фартуки, совок, щетку-сметку для мусора, тазик для мытья розеток, кистей, полотенце для протирания розеток, подносов.

Следует обратить внимание на эстетический вид всего обо­рудования, тогда дети с большим желанием выполняют обя­занности дежурных.

Все оборудование, предназначенное для уборки, хранится в определенном месте — в шкафу, где его свободно могут достать дети. Они должны хорошо знать назначение и порядок использования предметов оборудования.

 

 

Вопрос.

Итак, мы с вами вспомнили, что аппликация - этоодин из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Качество создания изображений аппликативным способом будет напрямую зависеть от сформированности технических навыков работы с ножницами, вырезывания различных объектов окружающего мира, овладения приёмами наклеивания.

С I квартала в средней группе начинается обучение обраще­нию с ножницами, овладение которыми представляет для детей сложный и длительный процесс, требующий сосредоточенного внимания и физических усилий.

Воспитатель наглядно показывает детям, как нужно держать ножницы и как действо­вать ими. С первых же занятий следует приучать детей правильно пользоваться ножницами, следить за тем, чтобы во время ра­боты с ними дети сидели прямо, опираясь предплечьями рук о край стола. Вся правая рука при резании бумаги малопод­вижна, так как ножницами действует главным образом кисть руки. Большой и средний пальцы вкладываются в кольца нож­ниц, а указательный, находясь под нижним рычагом, помогает сжимать и разжимать лезвия ножниц.

Бумагу закладывают между лезвиями ножниц возможно глубже и передвигают или повертывают (в зависимости от очертания вырезаемой фигуры) левой рукой. Действовать одно­временно обеими руками детям пяти лет нелегко, поскольку движения у них еще недостаточно развиты.

Может случиться, что некоторые дети не сразу освоят режущие дви­жения и будут отрывать бумагу, зажав ее между лезвиями. Тогда им нужно помочь отрегулировать движения дополнитель­ным показом. Показывая действия с ножницами, обращает внимание на то, что движения следует делать резко.

Когда дети в какой-то мере освоят режущие движения, т. е. научатся разводить и сводить рычаги ножниц, им следует по­казать, как действовать левой рукой, передвигать бумагу в мо­мент разжимания ножниц, стараясь резать по прямой линии. Педагог должен показать правильные способы работы с ножницами, учитывая те трудности, которые испытывают дети. Например, воспитателю нужно следить, чтобы ребёнок не заносил вперёд локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями - маленькие детали.

При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место. Хранят ножницы в ко­робках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...