Запишите правила обращения с ножницами.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Сесть прямо, опираясь предплечьями рук о край стола. 2. Вложить в кольца ножниц большой и средний пальцы, помогая указательным (под нижним рычагом) сжимать и разжимать лезвия ножниц. 3. Бумагу заложить между лезвиями ножниц как можно глубже и передвигать или поворачивать (в зависимости от очертания вырезаемой фигуры) левой рукой. 4. Вся правая рука при резании бумаги малоподвижна, так как ножницами действует главным образом кисть руки. 5. Не заносить вперёд локоть руки с ножницами, контролировать движения обеих рук. 6. Помнить, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями - маленькие детали. 7. Необходимо соблюдать осторожность при работе с ножницами: не размахивать ими, не играть, держать слегка направляя вниз. 8. После работы убирать на место (в высокий стакан кольцами вверх). Вводить ножницы можно, используя интересные приёмы: сказки, загадки, стихи. Целесообразно на первом занятии каждому ребёнку индивидуально показать, как правильно держать ножницы. Вопрос Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, аккуратно наклеивать их на фон. Наиболее сложными для детей являются действия, связанные с процессом вырезания ножницами определенных форм. Богатеева Зумера Абдуловна выделила основные приемы вырезания, исходя из принципа постепенного нарастания трудности изображения для детей разных возрастных групп: а) вырезание геометрических фигур и предметов, основу которых составляют эти фигуры и их комбинации; б) симметричное вырезание предметов и элементов узора;
в) вырезание на глаз сложного контура предметов асимметричного строения - силуэтное вырезывание. Рассмотрим их поподробнее. Вырезание плоских геометрических фигур. А) прямоугольные (квадрат, прямоугольник) Б) косоугольные (треугольник, ромб, трапеция, многоугольник) В) округлые (круг, овал, эллипс) Разные приемы их изображения представлены на рисунке. Здесь показано вырезание разных геометрических форм на глаз, приемом складывания из различного вида заготовок, а также приемы тиражирования фигур для узорных композиций. А) Для получения 2 п рямоугольников заготовку в виде полоски делят на глаз пополам, а затем делают прямой поперечный разрез. Для получения 8 прямоугольников заготовку сгибают пополам трижды и разрезают по сгибам семь раз (например, окна для дома, флажки и др.) Квадрат вырезают также из полоски, предварительно рассчитав соотношение ширины и длины. Например, для получения двух фигур берут заготовку 4X8 или 3X6 см; для большего количества фигур заготовку увеличивают по длине 4x16 см, 4x32 см. Б) Треугольник можно вырезать по-разному: разрезание квадрата пополам по диагонали. Для тиражирования треугольников сначала заготовку сгибают пополам по горизонтали два или три раза. Затем, держа левой рукой за сгиб, делают диагональный разрез, как и в первом случае. Так, из полоски 4 Х16 см сразу получают семь треугольников. Для изображения трапециевидной формы противоположные узкие стороны полоски соединяют друг с другом и по косой линии срезают угол. А ромб можно вырезать двумя способами: сгибая прямоугольник пополам вдоль и поперек и отрезая после сгиба каждый угол с одного конца к другому или на полоске на одинаковом расстоянии друг от друга на глаз делают косые параллельные срезы по длине. Чтобы вырезать многоугольник (шести- и восьмиугольник), квадрат складывают пополам два раза по вертикали и горизонтали, затем, отступя от центра сгиба, отрезают угол (восьмиугольник). Для изображения шестиугольника квадрат складывают сначала пополам, а затем еще на три части. После складывания косым срезом от одного конца к другому снимают угол.
В) Округлые формы (круг, овал, эллипс) вырезают из квадрата, прямоугольника и полоски, плавно закругляя все четыре угла. Вырезывание предметов простой формы. К предметам простой формы относят такие, основу которых составляет какая-то геометрическая фигура. А) закругление углов с одной стороны заготовки (моркови, стручка перца, гороха) - Один конец такой заготовки заостряют двумя косыми линиями сверху и снизу. А другой конец закругляют. Б) закругление обоих концов заготовки: - вырезание удлинённого овала (огурец, баклажан, кольца пирамидки) - вырезание короткого овала (дыня, слива, лимон, «золотое» яичко); - вырезание круга (шар, арбуз, мяч, колобок, бусы и др.). В) передача характерных признаков объектов (выемки у яблока) Вырезывание предметов сложной формы. Предметы сложной формы состоят из сочетаний нескольких геометрических форм. А) создание изображений из 2-3 однородных частей (снеговик, неваляшка); Б) создание изображений из 2-3 частей разной конфигурации (гриб, дом, жук). В) создание изображения предметов сложного строения (дома, автобус, цветок) Симметричное вырезывание. Этот прием основан на предварительном складывании заготовки бумаги пополам или в несколько раз для одновременной передачи повторяющихся частей вырезаемого предмета. Запишите. Последовательность работы зависит от степени усложнения очертания и увеличения количества сгибов. 1. Листья: - простой формы (тополь, сирень, яблоня); - расчленённой формы и изрезанных. 2. Вырезание прямых и изогнутых веток. 3. Вырезывание цветов: - чашеобразной формы (ландыш, колокольчик); 4-лепестковые цветы; 8-лепестковые; 3-лепестковые; 6-лепестковые; 5-лепестковые. Вырезывание цветов основано на приёме деления квадрата на несколько частей. 4. Вырезывание снежинок. 5. Вырезание ваз разной формы (по контуру) 6. Вырезание деревьев (по контуру) - сначала ёлки. 7. Вырезывание насекомых (бабочка) - по контуру.
8. Вырезание героев мультфильмов (Винни-Пух, Чебурашка). 9. Изображение человека: - обобщённой фигуры (матрёшка, неваляшка); - фигуры сказочных персонажей (Снегурочки, Василисы Прекрасной) - на глаз определяются пропорции частей; - вырезывание фигуры мальчика или девочки. 10. Вырезание из бумаги, сложенной несколько раз (гармошкой) - используют, если надо получить: - много одинаковых предметов для орнаментальной композиции; - или по типу хоровода. Силуэтное вырезывание. Создание изображения предмета асимметричной формы из бумаги и других материалов беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета (на глаз). Запишите. Это самый сложный для дошкольников приём вырезывания. Методика обучения силуэтному вырезыванию подробно разработана Гусаровой И.Л. Предлагается постепенное усложнение заданий за счёт варьирования силуэтных очертаний и перехода от простых форм к сложным. 1. Вырезание силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручки, носики-сливы) - от тулова к носику и к ручке (молочник, кофейник). Важно соблюдать последовательность: - выбрать форму заготовки соответствующую форме предмета; - определить расположение и отметить части. Это создаёт зрительные опоры. 2. Вырезание силуэтов рыб, птиц, зверей. Соотносят форму с размером заготовки - лебедь из бумаги 8х10, жираф - 8х16. Данным занятиям должна предшествовать работа по созданию детьми обобщённых образов по типу народных игрушек. Весь процесс обучения силуэтному вырезыванию идёт у дошкольников от умения передавать обобщённый образ по типу народных игрушек, к отражению реальных черт объектов.
Таким образом, организация обучения в указанной последовательности помогает детям овладеть умением более точно и разнообразно отражать в аппликациях предметные объекты разной сложности.
5. А теперь я предлагаю вам поупражняться в вырезывании разных форм. Усложнение будем смотреть по последовательности, предложенной Богатеевой З.А.
Рассмотрим последний вопрос
Вопрос. Дети 2 младшей группы должны овладеть правилами наклеивания. Давайте запишем правила наклеивания: 1. Разложить формы в определённой последовательности, указанной воспитателем. 2. Положить форму цветной стороной на пластину (клеёнку). 3. Клей набрать на всю кисть и затем лишний снять о край розетки. Стараться не набирать слишком много клея. 4. Намазать форму клеем аккуратно, начиная с середины и постепенно переходя к краю. Чтобы хорошо промазывать края фигуры, ее следует придерживать пальцем левой руки. 5. Положить кисть на подставку, не бросать её на стол. 6. Взять форму двумя пальчиками каждой руки с противоположных сторон (иначе края фигуры могут загнуться и испачкать лицевую сторону) и приклеить (положить клеем вниз) на то место на бумаге, где она лежала. 5. Прижать форму сверху салфеткой, промокнув лишний клей. Если с самого начала не обратить на это внимание, аппликационные работы получаются неаккуратными, грязными. Процесс наклеивания и все оборудование, необходимое для этой работы, нелегко осваиваются маленькими детьми. Поэтому 2—3 первых занятия по наклеиванию необходимо провести так, чтобы между ними не было длительного перерыва. Выкладывание всего узора до наклеивания необходимо для предупреждения возможных ошибок в расположении фигур. Но проделывать это удобнее не на той полоске, на которую дети должны будут наклеивать узор, а на другой, лежащей рядом. Детям легче будет брать фигуры с одной полосы и наклеивать на другую, сохраняя порядок их расположения. На первых занятиях каждому ребенку следует дать две полоски. Нет необходимости каждый раз показывать весь процесс наклеивания. Способами наклеивания дети овладели на первых занятиях, где, конечно, показ воспитателя был необходим. На последующих же занятиях нужен не показ, а напоминание.
6. Итак, сегодня мы с вами рассмотрели тему: Обучение детей дошкольного возраста приёмам вырезывания. Есть вопросы по изученному материалу? Спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания.
Тема: Обучение детей дошкольного возраста технике аппликации. Вид занятия: практическое занятие. Цель урока: подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь в овладении новыми знаниями; учить практическому применению полученных знаний. Задачи: 1. Образовательная: - раскрыть последовательность овладения детьми дошкольного возраста приёмами вырезывания. - закрепить требования к материалам и оборудованию для занятий аппликацией. 2. Техническая задача: формировать навык действия с ножницами; совершенствовать навыки вырезывания различных объектов, закрепить правила наклеивания форм к фону.
2. Развивающая: - развивать умение сопоставлять новые знания с имеющимися; 3. Воспитательная: - воспитывать дисциплинированность; уважительное отношение друг к другу. Структура Урока: 1. Организационный момент - 2 мин. 7. Постановка цели - 2 мин. 8. Домашнее задание - 3 мин. 9. Изучение нового материала - 25 мин. 10.Практическая работа - 55 мин. 11.Итог урока - 3 мин. Материал: Аппликативные работы, рисунки с изображением приёмов вырезывания, оборудование для занятий. Образцы форм, вырезанных разными способами. Межпредметные связи: Художественный ручной труд. Литература: Учебные пособия: 1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М., 1988. 2. Гусакова М.А. Аппликация. - М., 1982. 3. Малышева А.Н. Аппликация. - Ярославль, 2001.
Сегодня мы рассмотрим последовательность овладения приёмами вырезывания детьми дошкольного возраста; вспомним требования к материалам и оборудованию по аппликации; поупражняемся в вырезывании разных объектов и начнём оформлять альбом по аппликации. 1. Понятие аппликации, техники соединения с фоном. 2. Требования к материалам и оборудованию. 3. Вспомнить правила работы с ножницами. 4. Рассмотреть последовательность овладения приёмами вырезывания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|