Направления развития инновационного потенциала пищевой промышленности РФ
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция № 3 Современные процессы, происходящие в мировой экономике, наклады- вают свой отпечаток на условия функционирования как национальных эко- номик в целом, так и отдельных фирм-производителей товаров и услуг. По- степенно формируется новое восприятие продукта, внедряются новые под- ходы к организации производственного процесса. Развитие производствен- ных мощностей опережает развитие потребительского спроса, в связи с этим возникает жесткая конкуренция среди производителей товаров и услуг за рынки сбыта. Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что бу- дущее принадлежит тем предприятиям, которые сумеют использовать все возможности для удовлетворения потребностей покупателей, отказавшись от всего лишнего в пользу повышения качества своего продукта и его до- ступности любому потребителю в любом месте земного шара. Любая орга- низация, которая хочет выжить и преуспеть в новой внешней среде, должна работать над постоянными улучшениями на системной основе, используя множество инструментов и методов, разработанных специально для этой цели. Улучшения касаются как технологий качества продуктов и услуг, так и качества менеджмента. Глобализация конкуренции также значительно повышает требования к инновационной деятельности российских предприятий. Приход на рынок новых игроков снижает жизненные циклы продуктов, несмотря на сильную традиционность вкусов россиян, то есть увеличивается частота рождения но- вых продуктов, а, следовательно, частота переоснащения производства и перехода на новые технологии. Кроме того иностранные компании при заво- евании российского рынка применяют самые прогрессивные технологии
производства. Ужесточение масштабов конкуренции в значительной степени повышает требования к инновационной составляющей деятельности россий- ских предприятий пищевой промышленности. Приход на рынок новых производителей сокращает жизненные циклы продуктов, несмотря на силь- ную традиционность вкусов россиян, то есть увеличивается частота рожде- ния новых продуктов, следовательно частота переоснащения производства и перехода на новые технологии. Стратегия повышения конкурентоспособно- сти предприятий предполагает их ориентацию на инновационное развитие, причем инновации должны быть комплексными, охватывающими все функциональные сферы деятельности предприятия. Особое внимание следует уделять формированию маркетинговой ориентации и созданию условий для развития инноваций, поскольку инновации являются единственным уникальным ресурсом предприятия, ключевой компетенцией, которую крайне сложно скопировать конкурентам [1, с. 67]. Именно инновации могут помочь предприятиям повысить свою конкурентоспособность, обеспечить выгодную конкурентную позицию на рынке и успешно преодолеть кризисные тенденции [2, с. 51]. Анализ состояния научно-технологического потенциала России в начале XXI в. выявил, что многие его элементы не отвечают современным требова- ниям (низкий уровень финансирования, разрушение многих объектов науч- но-производственной базы, почти двукратное сокращение численности ис- следователей, старение научных кадров и недостаточный приток в науку мо- лодых специалистов, распад отраслевой науки, падение результативности ин- новаций и др.). Это свидетельствует о реальном снижении научно-техниче- ского потенциала и неполном соответствии его возможностей условиям пер- спективного инновационно-технологического развития экономики России.
Пищевая промышленность России не относится к отраслям с динамичной, революционно меняющейся технологией производства, вследствие чего уро- вень инновационной активности хозяйствующих субъектов относительно не- высок. Однако, если оценить эффективность инноваций и сравнить затраты и результат (в качестве которого можно принять объем отгруженной инновационной продукции), то налицо явное повышение эффективности инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности. Такая тенденция объясняется изменением структуры инноваций в отрасли. В структуре затрат на технологические инновации в пищевой промыш- ленности безусловно доминируют затраты на приобретение машин и обору- дования. Основной вывод, вытекающий из сложившейся структуры инновационных затрат, состоит в том, что на сего- дняшний день финансовые вложения в прогрессивные машины и оборудова- ние дают, очевидно, наибольший эффект по сравнению с другими видами ин- новаций. В целом для структуры затрат пищевых предприятий на технологи- ческие характерны резкие диспропорции между отдельными видами иннова- ционной деятельности. Так, предприятия явно не уделяют необходимого при внедрении нововведений внимания обучению и подготовке персонала, на ко- торые приходится менее 1% инновационных затрат. К наиболее общим отличительным признакам инновационных и неинно- вационных предприятий пищевой промышленности можно отнести размер предприятия, то есть величину его производственного потенциала. Иннова- ционные организации более крупные (в 5-6 раз) и по численности работни- ков и по объемам выпускаемой продукции. Сейчас значительная часть инно- ваций в пищевой отрасли осуществляется крупнейшими транснациональны- ми и национальными компаниями. Для гигантов пищевой промышленности процесс нововведений – не просто неотъемлемая часть каждодневной рабо- ты, но и чуть ли не единственная возможность развития. Так, крупнейшая в мире компания по производству продуктов питания Unilever (около 400 тор- говых марок, среди которых Calve, Lipton, Hellmann`s) с оборотом 48 млрд. долл. тратит на научные исследования до 2,5% от своего объема продаж. Еще десять лет назад этот показатель составлял 1,9%.
Кроме того, во многом инновационной предприимчивости предприятий пищевой промышленности способствует взаимодействие их в рамках корпо- ративных структур (объединений, товариществ, обществ). Значительная доля инновационных предприятий входит в состав корпоративных структур, доля же неинновационных организаций среди аналогичных структур гораздо ниже. Преимущества такого взаимодействия определяются прежде всего фи- нансовой выгодой от объединения и оптимизации денежных потоков; воз- можностью сэкономить на привлечении кредитов, снизив процентные став- ки по ссудам банка, входящего в корпорацию; снижением затрат на исследо- вания и разработки, освоение новых изделий; расширением рынков сбыта выпускаемой продукции. Подавляющая часть головных организаций таких корпоративных структур сосредоточена в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|