Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления развития инновационного потенциала пищевой промышленности РФ




Лекция № 3

Современные процессы, происходящие в мировой экономике, наклады-

вают свой отпечаток на условия функционирования как национальных эко-

номик в целом, так и отдельных фирм-производителей товаров и услуг. По-

степенно формируется новое восприятие продукта, внедряются новые под-

ходы к организации производственного процесса. Развитие производствен-

ных мощностей опережает развитие потребительского спроса, в связи с этим

возникает жесткая конкуренция среди производителей товаров и услуг за

рынки сбыта. Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что бу-

дущее принадлежит тем предприятиям, которые сумеют использовать все

возможности для удовлетворения потребностей покупателей, отказавшись

от всего лишнего в пользу повышения качества своего продукта и его до-

ступности любому потребителю в любом месте земного шара. Любая орга-

низация, которая хочет выжить и преуспеть в новой внешней среде, должна

работать над постоянными улучшениями на системной основе, используя

множество инструментов и методов, разработанных специально для этой

цели. Улучшения касаются как технологий качества продуктов и услуг, так и

качества менеджмента.

Глобализация конкуренции также значительно повышает требования к

инновационной деятельности российских предприятий. Приход на рынок

новых игроков снижает жизненные циклы продуктов, несмотря на сильную

традиционность вкусов россиян, то есть увеличивается частота рождения но-

вых продуктов, а, следовательно, частота переоснащения производства и

перехода на новые технологии. Кроме того иностранные компании при заво-

евании российского рынка применяют самые прогрессивные технологии

производства. Ужесточение масштабов конкуренции в значительной степени

повышает требования к инновационной составляющей деятельности россий-

ских предприятий пищевой промышленности. Приход на рынок новых

производителей сокращает жизненные циклы продуктов, несмотря на силь-

ную традиционность вкусов россиян, то есть увеличивается частота рожде-

ния новых продуктов, следовательно частота переоснащения производства и

перехода на новые технологии. Стратегия повышения конкурентоспособно-

сти предприятий предполагает их ориентацию на инновационное развитие, причем инновации должны быть комплексными, охватывающими все функциональные сферы деятельности предприятия.

Особое внимание следует уделять формированию маркетинговой ориентации и созданию условий для развития инноваций, поскольку инновации являются единственным уникальным ресурсом предприятия, ключевой компетенцией, которую крайне сложно скопировать конкурентам [1, с. 67]. Именно инновации могут помочь предприятиям повысить свою конкурентоспособность, обеспечить выгодную конкурентную позицию на рынке и успешно преодолеть кризисные тенденции [2, с. 51].

Анализ состояния научно-технологического потенциала России в начале

XXI в. выявил, что многие его элементы не отвечают современным требова-

ниям (низкий уровень финансирования, разрушение многих объектов науч-

но-производственной базы, почти двукратное сокращение численности ис-

следователей, старение научных кадров и недостаточный приток в науку мо-

лодых специалистов, распад отраслевой науки, падение результативности ин-

новаций и др.). Это свидетельствует о реальном снижении научно-техниче-

ского потенциала и неполном соответствии его возможностей условиям пер-

спективного инновационно-технологического развития экономики России.

Пищевая промышленность России не относится к отраслям с динамичной,

революционно меняющейся технологией производства, вследствие чего уро-

вень инновационной активности хозяйствующих субъектов относительно не-

высок. Однако, если оценить эффективность инноваций и сравнить затраты и результат (в качестве которого можно принять объем отгруженной инновационной продукции), то налицо явное повышение эффективности инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности.

Такая тенденция объясняется изменением структуры инноваций в отрасли.

В структуре затрат на технологические инновации в пищевой промыш-

ленности безусловно доминируют затраты на приобретение машин и обору-

дования. Основной вывод, вытекающий из

сложившейся структуры инновационных затрат, состоит в том, что на сего-

дняшний день финансовые вложения в прогрессивные машины и оборудова-

ние дают, очевидно, наибольший эффект по сравнению с другими видами ин-

новаций. В целом для структуры затрат пищевых предприятий на технологи-

ческие характерны резкие диспропорции между отдельными видами иннова-

ционной деятельности. Так, предприятия явно не уделяют необходимого при

внедрении нововведений внимания обучению и подготовке персонала, на ко-

торые приходится менее 1% инновационных затрат.

К наиболее общим отличительным признакам инновационных и неинно-

вационных предприятий пищевой промышленности можно отнести размер

предприятия, то есть величину его производственного потенциала. Иннова-

ционные организации более крупные (в 5-6 раз) и по численности работни-

ков и по объемам выпускаемой продукции. Сейчас значительная часть инно-

ваций в пищевой отрасли осуществляется крупнейшими транснациональны-

ми и национальными компаниями. Для гигантов пищевой промышленности

процесс нововведений – не просто неотъемлемая часть каждодневной рабо-

ты, но и чуть ли не единственная возможность развития. Так, крупнейшая в

мире компания по производству продуктов питания Unilever (около 400 тор-

говых марок, среди которых Calve, Lipton, Hellmann`s) с оборотом 48 млрд.

долл. тратит на научные исследования до 2,5% от своего объема продаж.

Еще десять лет назад этот показатель составлял 1,9%.

Кроме того, во многом инновационной предприимчивости предприятий

пищевой промышленности способствует взаимодействие их в рамках корпо-

ративных структур (объединений, товариществ, обществ). Значительная

доля инновационных предприятий входит в состав корпоративных структур,

доля же неинновационных организаций среди аналогичных структур гораздо

ниже. Преимущества такого взаимодействия определяются прежде всего фи-

нансовой выгодой от объединения и оптимизации денежных потоков; воз-

можностью сэкономить на привлечении кредитов, снизив процентные став-

ки по ссудам банка, входящего в корпорацию; снижением затрат на исследо-

вания и разработки, освоение новых изделий; расширением рынков сбыта

выпускаемой продукции. Подавляющая часть головных организаций таких

корпоративных структур сосредоточена в России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...