Основными видами инноваций в пищевой промышленности являются: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Продуктовые инновации являются преобладающим видом инноваций в пи- щевой промышленности; главным результатом инновационной деятельности многие предприятия называют расширение ассортимента. При этом в своем большинстве продуктовые инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. Понятие продуктовой инновации в пищевой промышленности в основном подразуме- вает под собой разработку нового рецепта [3]. Учитывая, что в пищевой про- мышленности довольно сложно придумать качественно новые продукты, речь идет о незначительных модификациях одних и тех же продуктов, типа йогур- тов со всевозможными добавками или новых сортов пива, которые постоянно выводятся на рынок с целью поддержания брендов. Также распространено изготовление продукции по восстановленным старым рецептам. Можно полагать, что большинство подобных инноваций носит «косметический» характер, что подтверждается данными о доли процессных инноваций, а направления продуктовых инноваций в пищевой промышленности должны определяться с учетом тенденций продовольственного рынка (российского и мирового) – возрастания интереса к продуктам здорового питания, к полуфабрикатам и готовым продуктам, не требующим домашней обработки, к удобству потребления продуктов. К тому же перечисленные сегменты рынка являются наиболее быстрорастущими, то есть получить отдачу от инноваций. Важнейшим элементом пищевого продукта является его упаковка. По данным Всемирной упаковочной организа-ции (WPO), в ряде развивающихся стран до 50 % сельхозпродуктов портится
и не доходит до потребителей из-за отсутствия необходимой упаковки, в то время как в развитых странах, где упаковочные технологии соответствуют современному уровню, порче подвержено лишь 2-3 % продукции. Несмотря на положительные результаты развития упаковочного произ- водства, в России ощущается существенный недостаток по выпуску и реали- зации ряда упаковочных материалов и изделий. Один из показателей такого положения – низкое, по сравнению с целым рядом стран, потребление упа- ковки на душу населения. Если в Канаде, Японии, США, Франции и Герма- нии этот показатель составляет соответственно 450, 425, 395, 250 долл., то в России – порядка 70 долл. В настоящее время для упаковки пищевой про- дукции применяют самые разнообразные материалы: бумагу, картон, целло- фан, полимерные и комбинированные материалы, жесть, стекло, алюминий и др. Большое распространение получают удобные лотки для хранения мяс- ных, рыбных изделий или полуфабрикатов, особенно позволяющие разогре- вать продукт. Кроме того, при выборе упаковки строго учитывают степень готовности пищевого продукта, например, свежему мясу или рыбе требуется газопроницаемая упаковка, а кулинарным изделиям – непроницаемая. Одно из приоритетных направлений пищевых технологий XXI в. – предотвращение потерь, сохранение качества и обеспечение биологической__ безопасности продуктов питания на всех стадиях производства и последую- щего хранения. В настоящее время общепризнанно, что потеря качества пи- щевой продукции вследствие поражения микроорганизмами наиболее рас- пространена и значительно превышает негативные воздействия физических, химических и биохимических факторов. В этой связи одно из основных направлений совершенствования упаковки – разработка упаковочных мате- риалов, обладающих фунгицидными свойствами, предназначенных для про-
лонгированной защиты поверхности продуктов питания от поражения плес- невыми грибами. Уже разработаны методы модификации полимерных мате- риалов антимикробными соединениями, обладающими выраженной фунги- цидной активностью, что позволяет существенно увеличить сроки хранения пищевых продуктов. В связи с обострением экологической ситуации, связанной с утилизацией полимерных упаковочных материалов, в середине 70-х гг. ученые обратили внимание на возможность использования биополимеров для производства биоразлагаемой упаковки. Развитию рынка биополимеров в Европе способ- ствуют программы по раздельному сбору компостируемых отходов и специ- альные директивы, предусматривающие штрафы за совместное захоронение отходов различного вида. Поэтому ученые всех стран активно работают над созданием как биоразлагаемых упаковочных материалов, так и съедобных упаковок. Доля процессных инноваций в отечественной пищевой промышленности невелика по сравнению с их объемом в целом по экономике [3]. Это значит, что до сих пор многие предприятия не производят ре- конструкции устаревших мощностей, не внедряют новых принципов органи- зации работы и очень медленно усовершенствуют свою ИТ- инфраструктуру. Для большинства предприятий, осуществляющих процессные инновации, первым шагом явился качественный пересмотр своих ассортиментных пози- ций или связанная диверсификация, потребовавшие закупки нового оборудо- вания и соответствующего внедрения адекватных информационных систем. Низкий удельный вес процессных инноваций в пищевой отрасли объясняется относительно более высокой их стоимостью, которую предприятия, функци- онирующие в условиях недостатка собственных финансовых ресурсов, про- сто не могут себе позволить. Очевидно, что в условиях глобальной конкурен- ции роль процессных инноваций должна быть восстановлена, поскольку они дают предприятию более устойчивые конкурентные преимущества (не толь- ко в качестве продукции, но и в уровне издержек производства), нежели про- дуктовые нововведения. Основными направлениями процессных инноваций в пищевой промыш- ленности являются усовершенствования техники и технологии, касающиеся
увеличения сроков хранения пищевых продуктов, внедрения современных методов водоподготовки и водоочистки, а также методов микробиологиче- ского контроля. Но самые новые научные исследования касаются использо- вания нанотехнологий в производстве продовольствия (т.н. наноеда). Нано- технологии также могут предоставить перерабатывающим предприятиям уникальные возможности по контролю качества и безопасности продуктов в процессе производства. Речь идет о диагностике с применением различных наносенсоров, способных быстро и надежно выявлять в продуктах наличие загрязнений или неблагоприятных агентов. Еще одна область нанотехноло- гии – это разработка методов транспортировки и хранения продуктов, ведь упаковка не менее важный фактор современной пищевой продукции, чем ее содержание. Массовое производство таких нанотехнологических упаковок началось в 2012 г. Доля маркетинговых инноваций на предприятиях пищевой промышлен- ности в настоящее время очень низка, что является существенной слабой сто- роной деятельности предприятий. Ведь вывод на рынок продуктов иностран- ными компаниями происходит менее затратно по сравнению с отечественны- ми. Причина тому – мощнейшая практическая база и технологии маркетинга, рекламы и продвижения товара, в которых иностранные компании являются носителями знаний. Организационные инновации предполагают преобразование многих эле- ментов системы управления предприятием. В целом система управления предприятием в условиях предпринимательского типа стратегического пове- дения должна быть: – инновационной, то есть способной к инновациям относительно не толь- ко продуктов и процессов, но и структур, использования человеческого по- тенциала, снабжения, контроля запасов, маркетинга, обслуживания; – адаптационной, то есть способной приспособиться к изменениям в по- ведении работников организации, предпочтениях клиентов, ожиданиях инве- сторов, правовых нормах, доступности ресурсов на глобальном рынке, стра-
тегиях конкурентов; – эластичной, то есть способной к увеличению и уменьшению размеров организации, изменению направлений действий и стратегий, созданию коа- лиций, элиминированию нерезультативных или менее результативных подразделений; – эффективной, то есть способной к удержанию длительного преимуще- ства над конкурентами в сфере продуктов, производительности, удовлетво- ренности персонала, лояльности клиентов, качества и легкости обслужива- ния товаров; – быстрой, то есть способной более быстро, чем конкуренты, ответить на изменения в окружении. В пищевой промышленности главными направлениями организационных инноваций выступают применение современных систем контроля качества и сертификации, реализация мер по развитию персонала, внедрение современ- ных (на основе организационных технологий) методов управления. Инновационная активность предприятий пищевой промышленности пока недостаточна для обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Полагаем, что главными факторами, ограничивающими рас- пространение инноваций в отрасли являются экономические – недостаток соб- ственных финансовых ресурсов, высокая стоимость нововведений, длитель- ный срок их окупаемости, а также недостаточная финансовая поддержка со стороны государства. В составе внутрипроизводственных факторов, препят- ствующих инновациям, наибольшее беспокойство вызывает низкий инноваци- онный потенциал предприятий пищевой промышленности, определяемый сла- бым уровнем развития исследовательской базы на производстве, неготовно- стью предприятий к освоению новейших научно-технических достижений, недостатком информации о новых технологиях, рынках сбыта, низкими коопе- рационными связями. Кроме того, инновации часто связаны с повышенным риском, что также не способствует ориентации предприятий на нововведения. Обнаружение рискованной новации в производстве продуктов питания авто- матически раскалывает общество производителей на две группы – одни ис- пользуют эту новацию, другие нет. Причем в первую группу, как правило, по- падают лидеры отрасли, всегда использующие самые передовые технологии. То есть они с одной стороны самые прогрессивные, с другой, наиболее под- вержены риску угодить в, так называемую, технологическую ловушку. Таким образом, использование инноваций как основы достижения страте- гического конкурентного преимущества российскими предприятиями пище- вой промышленности в условиях глобализации является императивом. В на-
стоящее время ситуация такова, что лишь небольшая часть лидирующих пи- щевых компаний может выступать крупными заказчиками дорогостоящих технологических и организационных инноваций, в то время как значительная часть средних предприятий ориентируется на сравнительно недорогие и гиб- кие решения. Поэтому решение проблемы активизации инновационной дея- тельности на микроуровне невозможно без участия государства. Среди основных мер государственной поддержки этого направления развития мож- но назвать увеличение выделяемых бюджетных средств на НИОКР и повы- шение координации усилий научно-исследовательских, опытно-конструк- торских и внедренческих организаций, создание условий для повышения вос- приимчивости бизнеса к инновационному развитию.
Л И Т Е РА Т У РА 1. Васильева Н.А. Концептуальные подходы к исследованию стратегиче- ского потенциала предприятия // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29). 2. Кублин И.М., Бурмистрова И.К. Применение модульного подхода в инновационном процессе // Вестник СГСЭУ. 2010. № 33. 3. Обзор инноваций в промышленности РФ. Отчет, подготовленный CNews Analytics. www. cnew. ru 4. Кузнецова Л.С. и др. Традиции и инновации в упаковке пищевых про- дуктов // Пищевая промышленность. 2008. № 6. 5. Российский статистический ежегодник 2010. М., 2010. 6. Ухарцева И.Ю. Упаковочные материалы в мясной отрасли // Мясная индустрия. 2009. № 11.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|