Правопонимание как определяющий момент содержания доктрины правового государства
Доктрина правового государства – одна из исторических форм интерпретации роли и места государства в мире и в обществе, его природы, ценностных и целевых ориентиров. В истории мысли высказывались и развивались идеи о предопределенности государства и его деятельности различными явлениями, силами: Богом; Небом, космосом, законами природы; естественным правом, основами права, обычным правом, правом в целом; психическими свойствами и сознанием человека или разумом разного уровня; нравственностью; «духом» народа или нации; соотношением и динамикой социальных сил; различные варианты смешанных интерпретаций предопределенности без выделения или с выделением иерархии системы или группы предопределяющих государство явлений, факторов; и т.д. В то же время, имея ввиду многоплановость правопонимания в истории мысли и неоднозначность осмысления природы и эволюции государственности, можно признать, что доктрина правового государства имеет весьма сложный и многовариантный идейный и концептуальный состав и в зависимости от правопонимания и понимания государства может существовать ряд концепций правового государства. Учитывая очевидную взаимосвязь трактовок правового государства с правопониманием, можно констатировать, что основные линии исторической эволюции правопонимания087, закладывали основы соответствующего понимания правового государства. Идеи правового государства, как видно, имеют глубокую многовековую историю формирования. Собственно говоря, эта концепция – своеобразный синтез веками развивающихся параллельно и пересекающихся, сливающихся в одно целое идей о правовой основе деятельности, об оптимальной и разумной структуре государства, о повышении места и статуса права в соотношении государства и права. Это в свою очередь, при изучении вопроса о генезисе доктрины правового государства, е¨ структуры, элементов, входящих в отдельные или все разновидности концепций правового государства, - требует более обстоятельного рассмотрения панорамы составляющих ее идей.
Ключевой вопрос в подходе к правовому государству в связи с правопониманием в истории мысли - дилемма государственности права или правового государства. В случае признания права полностью производным от государства (государственности права) государство рассматривается как творец права в виде законодательства (нормативных юридических актов) или санкционированного им права. Безоговорочное признание всех законов правом, независимо от их содержания или признание этого с некоторыми незначительными оговорками, позволяющими требовать более совершенных законов и критиковать некоторые положения существующего законодательства, а также попытка интегрировать в право некоторые санкционированые правовые явления, имеющие источником более широкую социальную сферу – составляют предельную амплитуду колебания легистского или этатистского (государственного) правопонимания, определяющего соответствующий подход к пониманию правового государства как государства законности. Узко понимаемое право как бы извлекается из широкого социального, культурного, религиозного, когнитивного, научно-технического, естественно-географического контекста, жестко связывается с государством, которое превращается в самодостаточное явление, первопричину права, в предопределяющий право фактор и субъект, всеохватывающий и замыкающий в самом себе систему государство-право. Государство как бы заслоняет для права все иные факторы, пропускает их через себя, огосударствляет их и через себя связывает с ними право в процессе законотворческой деятельности. Получается, что государство само создает или санкционирует рамки своей деятельности, само их корректирует, сужает или расширяет их, и как бы само себя делает правовым, в частности, путем самопознания и самосовершенствования государства и законодательства.
В случае признания права производным не только и не столько от государства, сколько от сверхгосударственных факторов (Бога, природы, сознания, общества и т.д.), право признается иерархически более приоритетным фактором по отношению к государству, генетически ему предшествующим, потенциально и актуально предопределяющим его цели и деятельность. В то же время признается, что государство может выступать как фактор опосредованного правотворчества и правореализации, но при этом в правовом государстве его законодательство должно соответствовать праву. Государство в такой трактовке не заслоняет и не заменяет все иные правосозидающие и правоопределяющие факторы. Оно частично воспринимает, преобразует, воплощает в законодательстве в ходе законотворческой деятельности идущие от них импульсы правотворчества, но не исключает их прямое влияние на формирование и реализацию права. Космические, природные, социальные, психологические и иные факторы определяют ценности права, его содержание. Государство, с одной стороны, как бы творит одну из решающих форм права определенного исторического периода – законодательство, а с другой стороны – познает, включает в законодательство и оказывает поддержку (санкционирует) то, что определяется и порождается не им самим и зависит во многом не от него. Государство выступает в данном случае мощным преобразующим и генерирующим фактором поддержки и защиты определенных правовых явлений, институтов, норм, природа которых как бы проникает сквозь государство из более глубинных факторов социальной и космической жизни. Государство оказывается прозрачной для непосредственного действия других факторов средой, в то же время корректирующей, трансформирующей их действие с помощью механизмов (фильтров, призм) преобразования, «вплетения», интеграции в нормы законодательства различных социальных интересов, сил, воздействий и т.д. Государство рассматривается как явление недостаточное для создания и предопределения всех правовых явлений, идей и норм, права в целом.
Данное правопонимание может быть дифференцированно на несколько основных разновидностей, так или иначе оттеняющих понимание правового государства (естественно-правовое, социологическое, психологическое и др.). Правовое государство в этом случае – государство, связанное, определенное в конечном счете не самим государством, а правом, как явлением, обусловленным системой космических, природных, социальных и иных факторов (впрочем, как и само государство). В данном случае значительный познавательный потенциал содержит синтетический (или интегративный088) подход в правопонимании, основанный прежде всего на второй точке зрения, не сводящей право к государству, но признающей, что для определенной части правовых явлений и особенно для законотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государства важное значение может иметь и государственное (этатистское) объяснение права и правового государства. В этом случае правовое государство – государство, деятельность которого предопределяется, ограничивается как загосударственными (сверхгосударственными) правоопределяющими факторами (природными, социальными разного уровня, и т.д.), так и самим государством, имеющим возможность выявлять и создавать право в форме законодательства и в значительной мере - интегрировать в процессе законотворчества и правоприменения все иные факторы формирования и выявления права. Очевидно, что создание правового государства – прежде всего формирование зрелой правовой культуры, правового и нравственного воспитания общества. Нельзя не согласиться с Г.В.Мальцевым о том, что «в обществе, развращенном и безнравственном, невозможно достичь высокого уровня правового развития, а о создании правового государства нечего даже и говорить»089. Современная доктрина правового государства в своем составе имеет концепции и идеи разного уровня – от философско-правового и общетеоретического до вопросов отраслевого законодательства и прикладного характера. Общие смысловые контуры исторически развивающейся доктрины правового государства включают, по нашему мнению, по крайней мере:
смысловой состав понятия права с учетом особенностей правопонимания правовых школ и обусловленные ими интерпретации правового государства; понятие и признаки правового государства; соотношение права и государства со смежными явлениями (социальными нормами, властью, политикой); факторы, определяющие природу, назначение права и государства и их соотношение; соотношение права, его форм и уровней с государством и его формами и структурно-функциональными элементами и органами; интерпретацию соотношения права и закона, правового государства и государства законности; определение пределов правового воздействия на государство и ветви власти; смысловые аспекты суверенитета правового государства как субъекта международной политико-правовой системы государств; необходимые для правового государства устройство, методы его деятельности и функции, политико-правовые институты; систему прав и свобод человека и гражданина как существенный момент содержания права и предмет защиты правового государства; определение соотношения народа, нации, человека и гражданина; вопросы о становлении правового государства на практике, о путях формирования правового государства, этапах и возможных направлениях и ступенях его эволюции; уровни правового государства; национальное правовое государство и его интеграция в мировую систему правовых государств; и т.д. В целом, в результате краткого и, отчасти, фрагментарного исторического обзора идей, синтез которых составил доктрину правового государства, можно сделать следующие выводы об эволюции и содержании этих идей: 1. Доктрина правового государства - многозначное по смыслу явление. Кроме либеральных (республиканских и монархических) концепций правового государства, в ХХ в. имели место фашистская концепция «национал-социалистского правового государства» 1930-х гг. служившая романтическим прикрытием преступного режима, и незавершенная социалистическая теория правового государства090, а также идеи о правовых теократических государствах, ориентированные на различные религиозные правовые системы и преследующие разные политические и идеологические цели. Поскольку в истории данная доктрина используется и оказывается объектом и средством борьбы разных политических сил в различных целях, необходимо более дифференцировано подходить к разновидностям данной доктрины, учитывать ее реальный смысл и контекст.
2.Доктрина правового государства в истории мысли последних двух веков является одним из основных, но не единственным вариантом моделирования в общественном сознании совершенной и справедливой организации власти. Основной альтернативой доктрине светского правового государства является концепция теократического властвования. 3. История свидетельствует о том, что доктрина правового государства имеет переменное и исторически развивающееся содержание как по составу входящих в не¨ элементов, так и по их смыслу. В то же время прослеживается тенденция сохранения идейно-теоретического «ядра» и системы основных компонентов доктрины. В этом смысле доктрина правового государства является естественным продуктом развития политического и правового сознания человечества. 4. Смысл доктрины прежде всего зависит от понимания права, государства и их взаимосвязи, а также от состава, сочетания и смысловых характеристик идей и концепций, в совокупности составляющих данную доктрину и их корреляции с фундаментальными мировоззренческими идеями о государстве и праве и ценностями политико-правовой теории в целом. Наиболее перспективной представляется концепция правового государства на основе синтетического или интегративного правопонимания. 5. Доктрина правового государства в качестве доминирующей тенденции осмысления современного государства и прогнозирования его развития, включает в себя либеральную и гуманистическую интерпретацию ряда вопросов теории права и государства. Список литературы 001 Настоящая статья опубликована в журнале: Научные труды "Адилет" (Алматы), № 1 (9), 2001. С. 5 - 35. 002 Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С.94. 003 См.: Ударцев С.Ф. Политико-правовые идеи Лао-цзы // Лао-цзы. Дао дэ цзин. Алматы: ВШП "(дiлет", 2000. 004 Аристотель. Политика // Соч. в 4-х т. Т.4. М., 1984. С.597. "Это ясно и на основании логических соображений: ведь закон есть некий порядок; благозаконие, несомненно, есть хороший порядок; а чрезмерно большое количество не допускает порядка", - писал Аристотель, возможно, имея в виду и империю своего ученика - А.Македонского (там же). 005 Там же. С. 591. В другом месте он заметил: "Законодатель должен стремиться увидеть государство, тот или иной род людей и вообще всякое иное общение людей наслаждающимися благой жизнью и возможным для них счастьем" (там же. С.593). 006 Там же. С. 596. 007 См.: там же. С. 604. 008 Дигесты Юстиниана. М., 1996. С.23. 009 Там же. С.25. 010 См.: Гай. О праве гражданском и естественном // Институции. Кн. 1-4. М., 1997. С.17. 011 Антифонт. О правде // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Рук. научного проекта Г.Ю.Семигин. М., 1999. Т.I. С.137. 012 Аристотель. Никомахова этика // Антология мировой правовой мысли... Т.I. С.168. 013 Цицерон. О законах // Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966. С.102. 014 Там же. С.102. 015 См.: там же. С.100, 114. 016 Там же. С. 104. 017 См.: там же. С.108. 018 См.: там же. С.133-134. Магистрат, по Цицерону, - это говорящий закон, а закон - это безмолвный магистрат. 019 Августин. О граде божием // Антология мировой правовой мысли... Т.II. С.197. 020 Платон. Горгий // Соч. в 3-х т. Т. 1. М., 1968. С.307-308. 021 Там же. С. 308. 022 См.: там же. С.313-314. В последующем в истории мысли проблемы соотношения права и силы нашли яркое отражение в произведениях Н.Макиавелли, Б.Спинозы, Т.Гоббса и др. 023 Там же. С.315, 317. 024 См.: Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. Собр. трудов. М., 1999. С.53. 025 Шан цзюнь шу // Древнекитайская философия. Собр. текстов в двух томах. Т.2. М., 1973. С.213. 026 Исократ. Ареопагитик // Антология мировой правовой мысли... Т.I. С.175. 027 Там же. С.177. 028 См.: Руссо Жан Жак. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998. С.228. 029 Роттердамский Э. Жалоба мира. 1517 // Трактаты о вечном мире. М., 1963. С.61. 030 Там же. С.61. 031 См.: там же. С.65. 032 Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении человеческих дел // Трактаты о вечном мире... С.73, 78-79. 033 Пенн В. Опыт о настоящем и будущем мире в Европе путем создания европейского Конгресса, Парламента или Палаты государств // Трактаты о вечном мире... С.86. 034 Кант И. К вечному миру // Кант Иммануил. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. К вечному миру. Алматы: ВШП "(дiлет", 1999. С.84. Имея ввиду, очевидно, либеральные ценности учения Канта, С.С.Алексеев вслед за Э.Ю.Соловьевым (см.: Вопросы философии, 1990, № 6. С.4), провозгласил лозунг: "Вперед к Канту" (См.: Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998. С.400 и др.). 035 См.: Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант Иммануил. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. К вечному миру. Алматы: ВШП "(дiлет", 1999. С.51. Выделено в книге. 036 Кант И.Метафизика нравов в двух частях // Соч. в 6-ти т. Т.4. Ч.2. М., 1965. С.231, 233. 037 В статье "О мнимом праве лгать из человеколюбия (1797)" Кант замечал: " Не право к политике, но, напротив, политика всегда должна применяться к праву" (Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 296). 038 Там же. С.286. В другом месте он замечал, что право должно быть ограничителем политики (См.: там же. С.292). 039 Ященко А.С. Теория федерализма // Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Спб., 1999. С.147. И.А.Ильин также признавал, что задачей права и правосознания является организация мирного и справедливого сожительства людей на земле. См.: Ильин И.А. Учение о правосознании // Родина и мы. Смоленск, 1995. С.252. 040 См.: Ясперс Карл. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии. М., 1999. С.48. В стремлении разделить правовую и нравственную ответственность Ясперс видел попытку провести идею самоограничения власти победителей (см.: там же. С.110). 041 Ледях И.А. Теория правового государства // Из истории политических учений. М., 1976. С.164. См. также: Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М., 1999. С.3. 042 Там же. С.164. 043 См.: Гумбольдт В.Ф. Опыт установления пределов государственной деятельности. СПб., 1908. 044 См.: Ледях И.А. Теория "правового государства" // Современные буржуазные учения о капиталистическом государстве. Критические очерки. М., 1967. С.104. Лозунги о создании в Италии "современного юридического государства" выдвигали и итальянские фашисты, прикрывая этим устранение принципа разделения властей и фактическое наделение законодательными полномочиями исполнительной власти. См.: Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии. М., 1977. С.73. 045 См.: Ледях И.А. Теория "правового государства"... С.102. 046 Эта тема может быть предметом специального исследования. О политических и правовых теориях анархизма, см., напр.: Неттлау Макс. Очерки по истории анархических идей. Tucson, Arizona: The Match, 1991; Анархия и власть. М., 1992; Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. Алматы: "Казахстан" и ВШП "(дiлет", 1994; Тр. международной научной конференции, посвящ. 150-летию со дня рождения П.А.Кропоткина. Вып.1. Идеи П.А.Кропоткина в философии. М., 1995; и др. 047 Кареев Н.И.Происхождение современного народно-правового государства: Исторический очерк конституционных учреждений и учений до середины XIX века // Антология мировой политической мысли. Рук. проекта Г.Ю.Семигин. В 5 т. М., 1997. Т.IV. C.234. В.М.Гессен признавал, что "правовое и конституционное государство - синонимы"(Гессен В.М. Теория правового государства // Политический строй современных государств. СПб., 1905. Т.I. С.135). 048 Кистяковский Б.А.Философия и социология права. СПб., 1999. С.328. 049 Подробнее см.: Федоров Н.В. Концепция политики права в буржуазной юридической мысли дореволюционной России // Сов. гос. и право. 1985, № 7. С.128 и др.; Ударцев С.Ф. Правовая политика и проблемы повышения эффективности правового регулирования в СССР в условиях перестройки. Алма-Ата, 1990. С.9. 050 Коркунов Н.М. Указ и закон // Антология мировой политической мысли...Т.IV. C.288. 051 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 5-е изд. С.263-264. Курсив мой - С.У. См. также: Ященко А.С. Указ соч. С. 191. 052 Коркунов Н.М. Указ и закон... C.286. 053 Подробнее см.: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С.126-128 и др. 054 См.: Петражицкий Л.И. Теория права и государства. СПб., 2000. С.181-184, 589 и др. 055 См.: Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности // Антология мировой правовой мысли... Т.V. С.362-363. Кстати, концепцией интуитивного права Петражицкого А.В.Луначарский в работе "Революция и суд" (1919 г.) обосновывал нормы-идеи первых советских декретов о суде, санкционировавшие правосознание как источник права. По первым декретам о суде (1917-1918 гг.) государственные суды могли руководствоваться законами старых правительств, если они не были отменены законодательными актами новой власти, если не противоречили программам-минимум партий-союзников (партий большевиков и левых эсеров), а также не противоречили "революционной совести и революционному правосознанию" (декрет №1) и "социалистическому правосознанию" (декрет №2). Правда, о правовом государстве речь уже не шла. 056 См.: Антология мировой политической мысли... Т.IV. С. 589. 057 См.: там же. С.591. 058 См.: Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопр. философии. 1990, № 6. С.147, 145. См. также с. 144. Курсив мой - С.У. 059 Кистяковский Б.А. Государственное право (общее и русское). Лекции Б.А.Кистяковского, читанные в Московском коммерческом институте в 1908/1909 академическом году // Философия и социология права. СПб. 1998. С.420. 060 См.: там же. С.422-423. Курсив мой - С.У. 061 См.: Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1988. С.147. 062 См.: Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX - начало ХХ вв. М., 1991. С.78. 063 Новгородцев П.О задачах русской интеллигенции // Из глубины. Сб. статей о русской революции. М., 1990. С.209. 064 См, напр.: Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопр. философии. 1990, №6. С.143. 065 См.: Новгородцев П.О задачах русской интеллигенции // Из глубины. Сб. статей о русской революции. М., 1990. С.218. 066 Там же. С.215. 067 Ильин И.А. Учение о правосознании // Родина и мы. Смоленск, 1995. С.341. Здесь и далее сохранен курсив оригинала. 068 См.: там же. С.285-286. 069 Там же. С.288, 292. 070 См.: там же. С.255. 071 Там же. С.336-337. См. также с.334. 072 Шахматов М.М. Подвиг власти (опыт по истории государственных идеалов России) // Евразийский временник. Кн.3. - Берлин, 1923. С.76. Цит. по кн.: Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. ХI -XX вв. М., 1995. С.366-367. 073 Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999. С. 217. По Алексееву, "право относится к государству как власть к власти". "Властность и есть та стихия, которая может соединять государство и право" (там же. С. 214). 074 Там же. С. 218. 075 Там же. С. 219. 076 Гессен В.М. О правовом государстве // Антология мировой правовой мысли... Т.V. С.288. 077 Там же. С.289. Племянник проф. В.М.Гессена С.И.Гессен (1887-1950), философ-эмигрант, юрист по тематике многих его работ посвятил свою крупную работу "Правовое государство и социализм" критике правовой теории и практике марксизма и большевизма, а также обоснованию идей соединения либерального социализма и правового государства. См.: Гессен С.И. Правовое государство и социализм // Избр. соч. М., 1998. С.144-542. 078 Гамбаров Ю.С. Свобода и ее гарантии. Популярные социально-юридические очерки // Антология мировой правовой мысли... Т.V. С. 310. 079 См.: Антология мировой правовой мысли... Т.V. С.407. 080 См.: Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915. С.120, 188, 207, 350 и др. 081 Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998. С.327. 082 См.: Левин Д.Б. Наука международного права в России в конце XIX и начале ХХ в. Общие вопросы теории международного права. М., 1982. С.160 - 170. 083 См.: Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917. С.515; Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. С.78-80. 084 Антология мировой политической мысли... Т.IV. С. 593. 085 Ященко А.С. Указ. соч. С. 193. 086 См.: Антология мировой правовой мысли... Т.V. С.603. 087 См.: Ударцев С. Метаправо и правопонимание (о трансформации правопонимания на новом уровне правового развития) // Научные труды "(дiлет". 2000, №1 (7). С.27-29 и др. 088 А.А.Матюхин предлагает интересное их разграничение. См.: Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. Алматы: ВШП "(дiлет", 2000. 089 См. выступление Г.В.Мальцева на "круглом столе" "Право. Свобода. Демократия" в ж.: "Вопр. философии",1990, №6. С.18. 090 Теория социалистического правового государства как государства, прежде всего, соблюдения социалистического законодательства, с одной стороны, также служила апологии политического режима, а с другой стороны, в период "перестройки" была ориентированна на радикальное реформирование политико-правовой системы СССР.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|