Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели технологичности




Показатели технологичности характеризуют свойства состава и структуры или конструкции продукции, определяющие ее приспо­собленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении для заданных значений показате­лей качества продукции, объема ее выпуска и условий выполне­ния работ.

К показателям технологичности относятся:

удельная трудоем­кость изготовления изделия; удельная материалоемкость изделия;

коэффициент использования материалов; удельная энергоемкость изделия; средняя разовая оперативная трудоемкость технического обслуживания (ремонта) данного вида; средняя разовая опера­тивная продолжительность технического обслуживания (ремонта) данного вида и др.

Удельная трудоемкость изготовления изделия определяется по формуле:

tуд=Т/В

где Т— суммарная трудоемкость изготовления продукции; В определяющий параметр продукции.

Суммарную трудоемкость рассчитывают по формуле:

Т=t1+...+tk

где t1 - трудоемкость по отдельным цехам, участкам или видам работ, входящим в технологический процесс изготовления данной продукции; k - количество цехов, участков или видов работ.

Удельная материалоемкость продукции определяется по фор­муле:

mуд=М/В

гдеМ-суммарная материалоемкость продукции; В —определяю­щий параметр продукции.

Суммарная материалоемкость продукции определяется по фор­муле:

М=m1 +...+mn

  Важным показателем технологичности, характеризующим эф­фективность использования материальных ресурсов при изготов­лении продукции, является коэффициент использования материала и определяется по формуле:

К и. м=Мг/Мв

где Мг -количество (масса) материала в готовой продукции, кг;

Mв - количество (масса) материала, введенного в технологиче­ский процесс, кг.

Необходимость количественной оценки технологичности конст­рукции изделий, а также номенклатура показателей и методика их определения устанавливаются в зависимости от вида изделий, типа производства и стадии разработки конструкторской докумен­тации отраслевыми стандартами или стандартами предприятия.

Количество показателей должно быть минимальным, но доста­точным для оценки технологичности.

Показатели транспортабельности

Показатели транспортабельности характеризуют приспособлен­ность продукции к транспортированию без использования или по­требления ее.

К показателям транспортабельности относятся:

средняя продолжительность подготовки продукции к транспор­тированию;

средняя трудоемкость подготовки продукции к транспортиро­ванию;

средняя продолжительность установки продукции на средство транспортирования определенного вида;

коэффициент использования объема средства транспортирова­ния;

средняя продолжительность разгрузки партии продукции из средств транспортирования определенного вида.

Операции, сопровождающие транспортирование: упаковка, герметизация, погрузка, амортиза­ция, устанавливание, закрепление, разгрузка продукции, ее распаковывание.

Наиболее полно и всесторонне транспортабельность оценива­ется стоимостными показателями, позволяющими одновременно учесть материальные и трудовые затраты, квалификацию и коли­чество людей, занятых работами по транспортированию, а также фактор времени.

Для оценки показателей транспортабельности необходимо иметь исходные данные, характеризующие процесс транспортиро­вания такие, как: масса и объем единицы продукции, показатели физико-механических свойств, габаритные размеры изделия, пока­затели сохраняемости продукции, предельно допустимые значения режимов транспортирования (предельная скорость движения транспорта, инерционные перегрузки и т, п.), нормы погрузочно-разгрузочных работ, коэффициент максимально возможного ис­пользования емкости или грузоподъемности транспортного сред­ства при транспортировании данной продукции, восприимчивость перевозимых грузов к тепловым и механическим внешним воздей­ствиям и т. д.

Экологические показатели

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воз­действий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.

При выборе экологических показателей должны быть отраже­ны требования, выполнение которых обеспечивает поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой, а также предупреждение прямого и косвен­ного вредного влияния результатов эксплуатации или потребления продукции на природу.

Учет экологических показателей должен обеспечить:

ограничение поступлений в природную среду промышленных, транспортных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных во­дах и почвах до количеств, не превышающих предельно допусти­мые концентрации;

сохранение и рациональное использование биологических ре­сурсов.

сохранение геофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов.

Для обоснования необходимости учета экологических показа­телей при оценке качества продукции проводится анализ процес­сов ее эксплуатации или потребления для выявления возможности химических, механических, световых, звуковых, биологических, ра­диационных и других воздействий на окружающую природную сре­ду. При выявлении вредных воздействий указанных факторов на природу группу экологических показателей необходимо вклю­чать в номенклатуру показателей, применяемых для оценки уров­ня качества продукции.

К экологическим показателям относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность вы­бросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспор­тировании, эксплуатации или потреблении продукции.

При оценке уровня качества продукции с учетом экологиче­ских показателей необходимо исходить из требований (норм) по охране окружающей среды. Эти требования и нормы определя­ются:

· стандартами, рекомендациями, правилами СЭВ, ИСО и других международных организаций, занимающихся вопросами охраны природы;

· принятыми международными техническими регламентами и нормами;

· системой государственных стандартов в области охраны и улуч­шения использования природных ресурсов и другими норматив­ными документами в этой области.

Экономические показатели

При оценке уровня качества продукции необходимо учитывать экономические показатели, характеризующие затраты на разра­ботку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции.

Примерами экономических показателей служат затраты на из­готовление и испытания опытных образцов, себестоимость изго­товления продукции, затраты на расходные материалы при экс­плуатации технических объектов.

Экономические показатели—особый вид показателей оценки уровня качества продукции, так как они практически взаимосвя­заны со всеми классификационными группами показателей (на­значения, надежности, технологичности и др.) Народнохозяйственный эффект от улучшения качества продукции определяется путем суммирования общей экономии за весь срок службы, которую дает в народном хозяйстве использование продукции улучшенного качества и экономии в ее производстве.

3.Цена качества

Интегральным экономическим фактором обеспечения ка­чества продукции является цена качества, которая определяет­ся суммой расходов, затраченных на контроль, и издержек, поне­сенных предприятием вследствие отказов изделий.

Цена качества слагается из двух групп расходов: расходы на обеспечение качества продукции и издержки, связанные с неудовлетворительным качеством про­дукции. В этой связи в процессе обеспечения качества в сис­теме производственного менеджмента возникает вопрос: как изменяются расходы по каждой группе в связи с изменением качества?

Цена несоответствия складывается из затрат на переделки, расходов на ремонт в течение гарантийного периода, расходов, связанных с окончательным браком. Сюда следует также отне­сти затраты, связанные с просрочкой платежей по счетам, за­траты на внесение изменений в технологию, плату за задержку поставок и т. д. В реальную цену несоответствия входят не только стоимость испорченного сырья и затраты на повторное изготовление, но и затраты электроэнергии, амортизация оборудования, расходы на командирование специалистов гарантийному ремонту и мно­гое другое. Эти затраты связаны не только с некачественным тру­дом конкретных исполнителей, но и с недостатками в организа­ции всего производства, состоянием оборудования, качеством инструмента, техдокументации и т. д. Выявить эти потери под силу только всему трудовому коллективу, если его побудить через заинтересованность к сотворчеству всех: от директора до рабочего. Этот принцип давно получил название «партисипативного» («соучастного») управления производством и успешно действует на многих западных фирмах.

Цена соответствия включает в себя расходы на обнаруже­ние или предотвращение брака, на испытания и тестирование, обучение и подготовку кадров, составление отчетов и т. д. Она составляет примерно 25% общих затрат по обеспечению каче­ства или 5-6% объема товарооборота фирмы.

Согласно выводам ведущих европейских специалистов за­траты, связанные с тем, что работа не была выполнена пра­вильно с первого раза, составляют в среднем для их машино­строительных предприятий не менее 20% от суммы продаж. Для наших же предприятий этот показатель, получивший на­звание «цены несоответствия», значительно выше.

Показатели и цена качества дают возможность определить качество продукции. Но, помимо всех этих показателей, важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального каче­ства. Покупатель, приобретая изделие, всегда прикидывает, соответствует ли цена изделия тому набору свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные ха­рактеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту. Если изделие рассчитано на дли­тельный срок службы, эти затраты вполне сопоставимы с це­ной изделия, а по некоторым видам (оборудование, машины, агрегаты и т. п.) и существенно превосходят продажную цену изделия.

Под экономически оптимальным качеством понимается со­отношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно представить такой формулой:

Копт=Q/Cs где:

Копт - экономически оптимальное качество;

Q - качество изделия;

Cs - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числи­тель, т. е. качество, включающее самые разнообразные показа­тели. Этим занимается целая наука - квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количествен­ной оценке качества, т. е. прироста единицы качества изделия на рубль затрат.

4.Системы управления качеством в России

В условиях российской экономики развитие качества все в большей мере начинает определяться конкуренцией. Совре­менные тенденции предусматривают создание систем качества во всех сферах деятельности предприятия, включая взаимодей­ствие с поставщиками и потребителями.

Одним из компонентов системы качества является качество продукции, определяющее развитие технологических процес­сов и требований к технологическому оборудованию. Поэтому создание на предприятиях систем качества, как инструмента повышения конкурентоспособности, должно быть направлено на усиление позиций отечественных предприятий на внутрен­нем рынке, повышение базового уровня российских товаров и услуг с перспективой выхода на мировой рынок в качестве достойных конкурентов всемирно известным грандам промышленности.

Система управления качеством должка быть разработана с учетом конкретной деятельности предприятия и соответст­вующих элементов, приведенных в Международных стандартах ИСО серии 9000. Руководство предприятия должно разрабаты­вать, создавать и внедрять систему качества как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и дости­жение поставленных целей.

Системы управления качеством на предприятии должны со­держать перечень руководящих документов, мероприятий и порядок их осуществления, которые сводятся к следующему:

1. задачи руководства (политика в области качества, органи­зация работы по ее воплощению);

2.система документации и планирования;

3. качество во время разработки планов и программ (компетентность разработчиков, уровень подготавливаемых документов, проверка выполнения, своевременная оценка результатов, внесение необходимых изменений);

4. качество во время закупок (юридический уровень докумен­тации и контроль за ходом закупок);

5. качество на стадии производства (планирование, инструк­ции, квалификация, контроль);

6.проверка качества (входные проверки, мсжоперационный кон­троль, окончательный контроль, документация испытаний);

7.контроль за испытательными средствами;

8. тщательное исследование дефектных изделий, подробное выяснение причин возникновения дефектов, проведение корректирующих мероприятий;

9. качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке;

10. документирование качества, оформление необходимых бумаг,

11. анализ качества и принятие соответствующих мер;

12. внутрифирменный контроль за системой поддержания качества;

13. обучение персонала.

5.Оценка уровня качества продукции

Оценка уровня качества продукции представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качест­ва оцениваемой продукции, определение значений этих показате­лей и сравнение их с базовыми значениями соответствующих показателей.

Цели оценки

Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач:

ü прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;

ü планирование повышения качества и объемов производства;

ü обоснование освоения новых видов;

ü выбор наилучших образцов;

ü обоснование целесообразности снятия с производства;

ü аттестация качества;

ü обоснование возможностей реализации за рубежом;

ü оценка научно-технического уровня разрабатываемых и дейст­вующих стандартов;

ü контроль качества;

ü стимулирование повышения качества;

ü анализ динамики уровня качества;

ü анализ информации о качестве и др.

Оценка уровня качества продукции может производиться на различных стадиях жизненного цикла.

На этапе разработки оценивается уровень разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования к каче­ству продукции и производится нормирование показателей в НТД.

На этапе производства определяются фактические значения по­казателей качества продукции по результатам контроля и испыта­нии, оценивается уровень качества изготовления продукции и при­нимаются соответствующие решения при управлении качеством.

На этапе эксплуатации или потребления оценивается уровень качества изготовленной продукции 'и по результатам эксплуатации или потребления ее принимаются управляющие решения, направ­ленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.

Уровень качества продукции можно охарактеризовать совокуп­ностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив с базовыми показателями, в зависимости от цели оценки можно сделать выводы:

§ качество оцениваемой продукции выше или ниже, или на уровне базового образца;

§ оцениваемую продукцию следует отнести к высшей или первой категории качества.

Методы определения значений показателей качества про­дукции

Методы определения значений показателей качества продук­ции подразделяются по способам и источникам получения инфор­мации. В зависимости от способа получения информации различа­ют измерительный, регистрационный, органолептический и расчет­ный методы.

Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся пу­тем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре, к нормальному атмосферному давлению и т. п. С помощью измерительного метода определяются значения: масса изделия, сила тока, число оборотов двигателя, скорость автомобиля и др.

Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предме­тов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, ори­гинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патен­тами и т. п.). Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.

Органолептический метод основан на использовании информа­ции, получаемой в результате анализа восприятии органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих значений зависят от спо­собностей, квалификации и навыков лиц, их определяющих. Этот метод не исключает возможности использования некоторых технических средств (лупа, микрофон). С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитер­ских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, ис­пользование которой связано с эмоциональным воздействием на потребителя.

Расчетный метод основан на использовании информации, по­лучаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимо­стей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, проч­ности и др.

В зависимости от источника информации методы определений значений показателей качества продукции подразделяют на тра­диционный, экспертный и социологический.

Определение значений показателей качества продукции тради­ционным методом осуществляется должностными лицами специа­лизированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений или организаций. К экспериментальным подразделениям относятся лаборатории, полигоны, испытательные станции, стенды и т. п., а к расчетным — конструкторские отделы, вычислительные центры, службы надежности и др. Работники лабораторий определяют и поставляют информацию, например, о механической прочности металлов, массовой доли серы, вязкости,. массовой доли золы в угле, кислотности веществ и др.

Определение значений показателей качества продукта экс­пертным методом осуществляется группой специалистов-экспертов, например, товароведов, дизайнеров, дегустаторов и т. п. С помо­щью экспертного метода определяются значения таких показате­лей качества, которые не могут быть определены более объективны­ми методами. Этот метод используется при определении значений некоторых эргономических и эстетических показателей.

Определение значений показателей качества продукции социо­логическим методом осуществляется фактическими или потенци­альными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей про­изводится путем устных опросов или с помощью распространения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок и т. п. При необходимости используются сов­местно несколько методов определения значений показателей качества продукции

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………….1

1. Комплексные системы управления качеством продукции…1

Система бездефектного изготовления продукции………2

Система бездефектного труда……………………………..4

Система КАНАРСПИ……………………………………....4

    Система НОРМ……………………………………………..5

2.Основные показатели…………………………………………..5

    Показатели назначения……………………………………..6

Показатели экономного использования сырья……………7

    Показатели надежности…………………………………….7

Эргономические показатели………………………………..7

Эстетические показатели…………………………………...8

Показатели технологичности……………………………....9

Показатели транспортабельности…………………………9

Экологические показатели………………………………...10

Экономические показатели………………………………..10

3.Цена качества……………………………………………………10

4.Системы управления качеством в России……………………11

5.Оценка уровня качества продукции…………………………..12

Цели оценки………………………………………………..12

Методы оценки.....................................................................12

 

 

        Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики

 

Реферат: Италия в системе международных экономических отношений

 

Выполнила студентка ИРЭУ,

Полякова Виктория

специальность 061000

1 группа 2 курс

                                                                    Проверила:

 

Санкт-Петербург

2006

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...