Отличие науки от других отраслей культуры.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Концепции современного естествознания – комплексная дисциплина: её сущность, значение и задачи на современном этапе в системе высшего профессионального образования. Значение НТР в жизни современного общества. Достижения научно-технической революции впечатляющи. Она вывела человека вкосмос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально новые веществаи технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации1 и информации и т.д., и т.п.В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей к нимрезко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил в 1939 годупрезиденту США Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии,который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения.Современная наука - «дорогое удовольствие». Строительство синхрофазотрона,необходимого для проведения исследований в области физики элементарныхчастиц, требует миллиарды долларов. А космические исследования? В развитыхстранах на науку сегодня затрачивается 2-3% валового национального продукта.Но без этого невозможны ни достаточная обороноспособность страны, ни еепроизводственное могущество.Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том числемировой научной информации в ХХ веке, удваивается каждые 10-15 лет. Расчетчисло ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 000 ученых, сейчас - 5 000000 (один из тысячи человек, живущих на Земле). 90% всех ученых, когда-либоживших на планете - наши современники. Процесс дифференциации научного знанияпривел к тому, что сейчас насчитывается более 15 000 научных дисциплин.Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктомэволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» (поПопперу) мир - мир знаний и навыков. В концепции трех миров - мира физическихобъектов, мира индивидуально-психического и мира интерсубъективного(общечеловеческого) знания - наука сменила «мир идей» Платона. Третий,научный мир, стал таким же эквивалентом философскому «миру идей», как «градбожий» блаженного Августина в средние века.В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизньючеловека: наука - продукт, созданный человеком (К.Ясперс) и наука как продуктбытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер). Последний взгляд еще ближеподводит к платоновско-августиновским представлениям, но первый не отрицаетфундаментального значения науки.Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу общественномупроизводству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум,экономит умственную энергию. «С того момента, как наука стала действительностью, истинность высказыванийчеловека обусловлена их научностью. Поэтому наука - элемент человеческогодостоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайнымироздания» (Ясперс К. «Смысл и назначение истории»)С научно-технической революцией связан значительный рост промышленногопроизводства и совершенствования системы управления им. В промышленностиприменяются все новые и новые технические достижения, усиливаетсявзаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процессинтенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новыхтехнических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных кадрахво всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая революцияоказывает большое влияние на все стороны жизни общества.Естественнонаучная и гуманитарная культура.
Характерные черты науки.
Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.). Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты. Универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при которых они добыты человеком. Фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты; сама же делиться на научные дисциплины. Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей. Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей. Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать. Преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями. Критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты. Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам. Внеморальность - научные истины нейтральны в морально - этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.
Рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений. Чувственность - научные результаты требуют проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными. Кроме того, науке характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.
Отличие науки от других отраслей культуры. Наука отличается от МИФОЛОГИИ тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку. Наука отличается от МИСТИКИ тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению. Наука отличается от РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера. Наука отличается от ФИЛОСОФИИ тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?». Наука отличается от ИСКУССТВА своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. Наука отличается от ИДЕОЛОГИИ тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. Наука отличается от ТЕХНИКИ тем, что нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира. Наука отличается от обыденного сознания тем, что представляет собой теоретическое освоение действительности. Лженауки. Псевдонаука — деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся. Другое распространённое определение псевдонауки— «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин» Термины «псевдонаука» и «псевдонаучный» зачастую рассматриваются как носящие уничижительный характер, так как обозначают деятельность, ошибочно или обманом отнесённую к науке.. Обвиняемые в псевдонауке обычно оспаривают подобную характеристику в свой адрес.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|