Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличие науки от других отраслей культуры.




Концепции современного естествознания – комплексная дисциплина: её сущность, значение и задачи на современном этапе в системе высшего профессионального образования.

Значение НТР в жизни современного общества.

Достижения научно-технической революции впечатляющи. Она вывела человека вкосмос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально новые веществаи технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации1 и информации и т.д., и т.п.В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей к нимрезко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил в 1939 годупрезиденту США Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии,который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения.Современная наука - «дорогое удовольствие». Строительство синхрофазотрона,необходимого для проведения исследований в области физики элементарныхчастиц, требует миллиарды долларов. А космические исследования? В развитыхстранах на науку сегодня затрачивается 2-3% валового национального продукта.Но без этого невозможны ни достаточная обороноспособность страны, ни еепроизводственное могущество.Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том числемировой научной информации в ХХ веке, удваивается каждые 10-15 лет. Расчетчисло ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 000 ученых, сейчас - 5 000000 (один из тысячи человек, живущих на Земле). 90% всех ученых, когда-либоживших на планете - наши современники. Процесс дифференциации научного знанияпривел к тому, что сейчас насчитывается более 15 000 научных дисциплин.Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктомэволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» (поПопперу) мир - мир знаний и навыков. В концепции трех миров - мира физическихобъектов, мира индивидуально-психического и мира интерсубъективного(общечеловеческого) знания - наука сменила «мир идей» Платона. Третий,научный мир, стал таким же эквивалентом философскому «миру идей», как «градбожий» блаженного Августина в средние века.В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизньючеловека: наука - продукт, созданный человеком (К.Ясперс) и наука как продуктбытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер). Последний взгляд еще ближеподводит к платоновско-августиновским представлениям, но первый не отрицаетфундаментального значения науки.Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу общественномупроизводству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум,экономит умственную энергию. «С того момента, как наука стала действительностью, истинность высказыванийчеловека обусловлена их научностью. Поэтому наука - элемент человеческогодостоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайнымироздания» (Ясперс К. «Смысл и назначение истории»)С научно-технической революцией связан значительный рост промышленногопроизводства и совершенствования системы управления им. В промышленностиприменяются все новые и новые технические достижения, усиливаетсявзаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процессинтенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новыхтехнических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных кадрахво всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая революцияоказывает большое влияние на все стороны жизни общества.

Естественнонаучная и гуманитарная культура.

 

Критерии различения Естественные науки Гуманитарные науки
Объект исследования природа общество
Ведущая функция Объяснение (истина доказывается) понимание (истина истолковывается)
Характер методологии генерализирующий (обобщающий) индивидуализирующий
Антропоцентризм изгоняется неизбежен
Идеологическая нагрузка Идеологический нейтралитет Идеологическая нагруженность
Количественно- качественные характеристики преобладание количественных оценок (математика) преобладание качественных оценок
Применение экспериментальных методов составляют основу методологии затруднено
Характер объекта исследования 1) материальный; 2) относительно устойчивый 1) больше идеальный, чем материальный; 2) относительно изменчивый

 

 

Характерные черты науки.

 

Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции: отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).

Как и другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.

Универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при которых они добыты человеком.

Фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты; сама же делиться на научные дисциплины.

Общезначимость - получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

Критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.

Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

Внеморальность - научные истины нейтральны в морально - этическом плане, а нравственные оценки могут относится либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.

Рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений.

Чувственность - научные результаты требуют проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Кроме того, науке характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

 

Отличие науки от других отраслей культуры.

Наука отличается от МИФОЛОГИИ тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.

Наука отличается от МИСТИКИ тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.

Наука отличается от РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.

Наука отличается от ФИЛОСОФИИ тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?».

Наука отличается от ИСКУССТВА своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.

Наука отличается от ИДЕОЛОГИИ тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.

Наука отличается от ТЕХНИКИ тем, что нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.

Наука отличается от обыденного сознания тем, что представляет собой теоретическое освоение действительности.

Лженауки.

Псевдонаука — деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся.

Другое распространённое определение псевдонауки— «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин»

Термины «псевдонаука» и «псевдонаучный» зачастую рассматриваются как носящие уничижительный характер, так как обозначают деятельность, ошибочно или обманом отнесённую к науке.. Обвиняемые в псевдонауке обычно оспаривают подобную характеристику в свой адрес.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...