Структура научного познания.
1) Эмпирический факт 2) Научный факт 3) Наблюдение 4) Эксперимент (мыслительный, реальный, модельный) 5) Фиксация результатов эмпирического уровня исследования 6) Эмпирическое обобщение (индукция) 7) Использование имеющегося теоретического знания (анализ) 8) Образ 9) Формулирование гипотезы (интуиция) 10) Проверка ее на опыте (верификация, фальсификация) 11) Формулирование новых понятий 12) Введение терминов и знаков 13) Определение их значения 14) Выведение закона 15) Создание теории (дискуссия) 16) Проверка ее на опыте 17) Принятие в случае необходимости дополнительных гипотез Методы научного познания. Естествознание – фундаментальная наука. Научные революции: определение, специфика, виды. Принцип соответствия. Аристотелевская Период: VI—IV века до нашей эры Обусловленность: Отражение в трудах: Наиболее полно — Аристотеля: создание формальной логики (учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат), утверждение своеобразного канона организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференциация самого знания (отделение науки о природе от математики и метафизики) Результат: возникновение самой науки отделение науки от других форм познания и освоения мира создание определенных норм и образцов научного знания. Ньютоновская научная революция Классическое естествознание Период: XVI—XVIII века Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Обусловленность: Отражение в трудах: Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвел итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.
Основные изменения: Язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях Методы экспериментального исследования. Исследуемые явления — в строго контролируемых условиях Отказ от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса. Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска. Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания. Эйнштейновская революция Период: рубеж XIX—XX веков. Обусловленность: Открытия: сложная структура атома явление радиоактивности дискретность характера электромагнитного излучения Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.
Метафизическая картина мира.
Механистическая картина мира. Электромагнитная картина мира. Современная научная картина мира. Развитие научных знаний в Античное время. Развитие научных знаний в раннем Средневековье. Развитие научных знаний в позднем Средневековье. Развитие научных знаний в Новое время. Развитие научных знаний в Новейшее время. Вселенная: определение, состав, строение, гипотезы происхождения.
Теория Большого взрыва и расширяющейся Вселенной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|