Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношение к научным понятиям В.И.Вернадского




 

Размышляя долгие годы над фундаментальными научными понятиями «биосфера», «жизнь», «живое вещество», «ноосфера», над проблемами этики, морали, свободной научной мысли Личности, вскрывая логику естествознания, В.И. Вернадский неоднократно обращался к проблеме невыразимости научной мысли и научных понятий (как и мысли вообще) в логических образах:

«Пытаясь дать логически неопровержимое определение какого-нибудь научного понятия, углубиться в него, мы сталкиваемся с тем, что:

это понятие неразрывно связано со всей массой общих понятий, которыми пользуется учёный и которые изучает философия, и

это понятие как и всякое другое, никогда не может быть просто и неопровержимо определено в логических образах.

Мы не можем дать сейчас ясных и точных научных и философских определений ни в одной области изучения природы. Все основные понятия естествознания, как, например, понятие пространства, времени, вещества, химического элемента, движения и т. д., всегда неизбежно вызывают возражение, и они заключают элемент иррационального, не поддаются точному и ясному логическому выражению. Это не мешает им, однако, быть нам понятными и быть объектами плодотворного и точного научного исследования, раз только они являются не абстрактными созданиями нашего ума, а определениями проявления Природы, реально существующей.

Такой характер этих понятий связан с тем, что мы никогда - ни в научной, ни в философской, ни в теологической работе - не в состоянии охватить в логических формах выражений всё бесконечное разнообразие природы или какой бы то ни было её части, т. е. охватить реально Сущее. Мы не можем это сделать - в логических образах - даже в поэтическом творчестве. Поэтому вечное наше понятие не охватывает того реально изучаемого явления, для которого оно нами создано. При углублении в это понятие мы неизбежно сталкиваемся с несовершенством нашего логического аппарата, нашего слова, и на всяком шагу будем встречаться с противоречиями между ним и реальной действительностью.

«Мысль изреченная есть ложь» - крылатые слова Тютчева в яркой и кованой форме лучше долгих изысканий выражают это явление.

Интересно, что и понятие разума не исчерпывалось для В.И. Вернадского лишь одним его логическим содержанием.

В годы гражданской войны, когда моральные проблемы особенно обострились, учёный, вспоминая годы молодости, записывает в Крымском дневнике: «Мне казалось в это время, что вопросы морали теряют при их рационализировании, что надо к ним идти не разумом, а непосредственным чувством.

Гораздо более позднее, в эпоху первой революции 1905-1906, эта сторона моральной проблемы стала передо мной в своей глубине, главным образом в области общественной морали... Теперь я подхожу и к личной морали, хотя здесь для меня выражение Тютчева «мысль изреченная есть ложь» сохранило всё своё значение, и я лишь очень условно допускаю сюда вхождение разума как ищущего агента. Разум охватывает и объясняет достигнутое иным путём - путём бессознательного чувства...» (В.И. Вернадский. Дневники. 1917-1921. Январь 1920-март 1921).

В формировании необычайно многогранной личности В.И. Вернадского развитие образного мышления играло определяющую роль. Художественная литература, поэзия, живопись, театр, музыка, созерцание мира природы были не просто постоянными спутниками его жизни, определившими духовное и нравственное богатство личности; они стали формами познания мира, проникновения в окружающее: «...эти явления являются проявлением единого вечного целого и я познаю одно и то же научным исканием, религиозным и поэтическим вдохновением, мистическим созерцанием, философским мышлением...А по существу, всё безразлично приводит к одному познанию, какую бы форму проникновений в него я ни взял...

Хочу ещё отметить, что мысль образами и картинами, целыми рассказами - обычная форма моих молчаливых прогулок или сидений.»

 


Помощь ноосферному образованию

 

Высоко оценивая рождение принципиально новой российской системы ноосферного образования, решающей актуальные задачи сегодняшнего дня и устремленной к высоким целям воспитания ноосферной Личности будущего, мы должны, каждый на своём месте, всемерно помочь ей. Помочь выстоять, обрести прочную почву под ногами, предостеречь от упоения успехами, ненужной эйфории. Эту задачу преследует и наша скромная попытка углубления в биосферно-ноосферную сущность разрабатываемой методологии и определения поля личностной эколого-психологической реальности образовательного процесса и смысла основных понятий.

И как бы критически ни относиться к отдельным воззрениям и недоработкам авторов рассмотренной ноосферной методологии российского образования, - они лишь в начале пути - постановка в основу образовательного процесса изучения явлений ноосферной реальности и развития «экологичного» целостного образного мышления является исторической заслугой авторов - заслугой перед нынешним «трудным» поколением, вступающим в третье тысячелетие в один из самых тяжёлых, переломных периодов российской истории, и мировой истории цивилизации в целом, и перед грядущими поколениями в их устремлении к формированию новой гармонично развитой Личности, обладающей целостным природосообразным мышлением.

 


Заключение

 

Наша попытка рассмотреть с позиций фундаментальной академической науки некоторые новые научные понятия и подходы обращена в основном к практике образования, и, в первую очередь, к практике школьного образования. Ведь именно в школе, а ещё раньше - в дошкольном воспитательно-образовательном процессе закладываются основы личности, формируется экологическое мировоззрение, создаётся представление об окружающем мире и своём месте в нём.

От того, с какими собственными личностными установками, уровнем современного ему образования и своей общей культуры подходит учитель-воспитатель к формированию личности и мировоззрения школьника и дошкольника, зависит многое, и каждый из школьных учителей и педагогов вузов это хорошо понимает, стараясь, в меру сил своих, идти в «ногу со временем».

Но время летит, процессы жизни ускоряются, объёмы информации стремительно возрастают, а силы... увы! И сил, и времени учителю-практику катастрофически не хватает. Становится всё труднее и сложнее следить за новыми веяниями в науке, особенно в так удалённой от его повседневных забот науке академической, которая и призвана вырабатывать фундаментальные знания, обязательные для всех, и для последующего развития на их основе новых практических знаний и навыков.

Тогда на помощь школьному учителю и педагогу должна спешить сама академическая наука, сосредоточив усилия на тех направлениях, которые либо входят в образовательный процесс сегодня, либо идеи их ещё «витают в воздухе», но завтра станут достоянием и содержанием современного образования. Сама же академическая наука от взаимного общения с практикой получает новые стимулы развития, а учёные, в ней работающие, - новые впечатления и темы предмет для будущих раздумий. Путь науки к школе - путь в будущее.

Три проблемных вопроса, затронутые в работе, показались автору заслуживающими внимания и работников школьного образования (включая в него и дошкольное), и «большой», академической, науки:

· что стоит в основе экологии, возвышает её, способствует формированию экологического мировоззрения и нового направления -экопсихологии;

· что такое окружающая и находящаяся внутри нас «ноосферная реальность», как видятся её проблемы и пути познания;

· почему формирование и развитие образного мышления выдвигается в основу всего образовательного процесса, и как оно связано с развитием личности и экологическими, природоохранительными функциями человека.

Научная разработка этих проблем привела к следующим основным положениям.

1.Глубинную основу экологии, скрытую и не всегда выявляемую, составляет главный экологический принцип единства всего живого и биосферы. Принцип Единства должен стать важнейшим мировоззренческим принципом для каждого отдельного человека и для всего человечества. Его признание значительно расширяет границы экологии, позволяя проникать во всё сущее. Но, как сущностный принцип, имеющий экологическую природу, проявляется наиболее полно в экологии и из неё выходит в другие области науки и практики человека.

В этом объективная сила и величие экологии, содержащей общечеловеческое мировоззренческое начало. Принцип Единства обладает большими, далеко ещё не раскрытыми эвристическими возможностями и для науки, и для практики.

Сознательное его применение как методологического принципа исследования позволило нам выделить новую область научной, образовательной и практической деятельности -экологическую психологию, или экопсихологию, которая изучает внутренний мир человека - основу его личности - и направляет его развитие в соответствии с целями ноосферного развития.

- преломляющий через себя внешние экологические воздействия, и выступающий силой своей личность, как мощный экологический фактор, соизмеримый с природными, и даже превосходящий их как в созидании новой организованности биосферы-ноосферы. Она снизит опасность разрушения природной биосферы.

В силу действия экологического принципа единства, устанавливающего принципиальную нераздельность человека и природы, неотделимость его (и всего живого) от биосферы «ни на минуту» (В.И. Вернадский), внутренний духовный мир человека есть всегда эколого-психологическая реальность. Только в ней и развивается личность человека.

2. Под воздействием научной мысли, хозяйственной и социально-культурной деятельности человечества природная биосфера Земли стихийно переходит в новое состояние, называемое ноосферой. Это длительный, идущий тысячелетиями, трудно осознаваемый природный процесс преобразования человечеством своей колыбели и сферы жизни.

Резкое ускорение он получил во второй половине XX-го века, и особенно - в последние десятилетия, что вызвало общий системный кризис развития цивилизации (а не только экологический), в который человечество вступило и который мы остро переживаем в российском регионе и на постсоветском пространстве.

Трудность восприятия происходящего процесса перехода биосферы в ноосферу состоит в том, что уже нет природной организованности биосферы, и ещё нет новой, сколько-нибудь завершенной организованности ноосферы. Какой она станет и должна стать - неизвестно, пока процесс идёт стихийно, а потому и не предсказуемо.

Однако процесс создания элементов, и даже целых блоков, пластов ноосферной, «человеческой», организованности - абсолютная реальность нашего времени, она и названа в нашей работе «ноосферной реальностью». Её можно и нужно изучать - именно с ней и связана вся реальная жизнь человеческой личности и общества в целом. Эколого-психологическая реальность - её составная часть.

3. Изучение и постижение ноосферной реальности как высшей целостности, известной в Мироздании - одна из главных целей всего процесса образования, включая школьное и дошкольное. Образовательный социогенный поток, входящий в социально-культурную сферу, - такая же часть ноосферной реальности, как экономическая, технологическая, управленческая и другие сферы и потоки.

Мы подробно проанализировали одну из современных технологий образования - ноосферную методологию и методику образовательного процесса академика РАЕН Н.В. Масловой - и, соглашаясь с авторами методики, пришли к выводу о действительной важности развития природосообразного, «экологичного», образного мышления.

Но понятие «целостного мышления», с нашей точки зрения, совсем не исчерпывается технологией активизации мыслительного процесса посредством привлечения «образного» правого полушария мозга. Целостное мышление - это способность целостно охватить развивающуюся ноосферную реальность, которую в принципе нельзя дробить на куски мельче самой целостности.

Целостное мышление и есть ноосферное мышление, чтобы им овладеть, необходимы новые знания - знания о ноосферной реальности как о функционирующей целостности. Их нет или очень мало. Разработка методов и подходов к их получению и освоению составит новую - ноосферную - парадигму образования в XXI веке. Проведенные нами исследования показали огромное значение языка и «природосообразного» строя речи в укреплении и сохранении экологического единства человеческой личности и природы-биосферы.

Утрата «экологических» элементов образности, упрощение и технократизация родного языка в условиях трудно предсказуемых неустойчивых процессов ноосферной реальности означает всё больший отрыв от живой природы, и представляет, с нашей точки зрения, реальную опасность деформации личности, подобно воздействию на неё и других негативных ноосферных процессов - алкоголизации, токсикомании, безудержного погружения в глуби электронной субкультуры и виртуального мира. Распознавание опасностей глобальной ноосферы и борьба с ними - сверхзадача и образования, и воспитания Личности.


Литература

 

1. Назаров А.Г. Биосфера, ноосферная реальность и развитие личности: горизонты экопсихологии. – М.,2007

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1996.

3. Панов В.И. Введение в экологическую психологию. Учебное пособие. Часть 1. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001

4. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...