Глава 3. Характеристика основных черт героя ирландских преданий
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Герой Ольстерского цикла, правитель Эмайн Махи, король Конхобар собрал вокруг себя целую плеяду выдающихся ирландских воинов, «которой не знала земля Эрина ни в прежние, ни в последующие времена»[18]. Эти воины называли себя «Богатырями Красной Ветви», и среди них не было ни одного, кто не являлся бы знаменитым героем. Каждый из них имеет характеристики героя ирландского мифа, а именно силу, смелость, преданность своему королю, изворотливый ум, удачливость и совершенные физические данные. Среди великих особенно выделяется исполинская фигура Кухулина, которого без преувеличения можно назвать главным персонажем Ольстерского цикла; героем, в образе которого наиболее четко прослеживаются все черты идеального воина страны Эрин. На примере этого образа представляется возможным выделить черты, характерные для образа героя ирландских мифов. Подобно Гераклу, его жизнь представляла собой непрерывный ряд волшебных подвигов и деяний. Число ирландских саг и преданий, так или иначе связанных с образом Кухулина, превышает сотню, причем многие из этих преданий существуют в нескольких вариантах, что объясняется несколькими переводами, осуществленными в разное время разными переводчиками. Рассмотрим внешний облик великого героя: «На колеснице вижу я юношу, темного, покрытого кровью, прекраснее которого не сыскать во всей Ирландии. На нем чудесная, дивно сработанная алая рубаха с пятью складками. Золотая пряжка на белой его груди у ворота - с полной силой бьется о пряжку грудь. На нем светлый плащ с накидкой, изукрашенный сверкающей золотой нитью. Семь красных драконовых камней в глубине его глаз. Две щеки его, голубые, алые, как кровь, мечут огненные искры и языки пламени. Луч любви светится в его взоре. Кажется мне, что жемчужный поток во рту его. Черна, как уголь, каждая из его бровей. На боку воина меч с золотой рукоятью. Голубо-красное копье с маленькими копьями прикреплено к алым оглоблям, что держат коричневый остов колесницы. На плечах воина алый щит с серебряной кромкой, украшенный золотыми ликами диких зверей»[19]. Существует мнение, что в более ранний период бытования преданий Кухулин был персонификацией Солнца[20]. Косвенные подтверждения этой теории можно обнаружить и в приведенном выше небольшом отрывке из относительно позднего предания, как то: «Семь красных драконовых камней в глубине его глаз. Две щеки его, голубые, алые, как кровь, мечут огненные искры и языки пламени»[21]. Для сравнения приведем описание еще одного великого воина, короля Ольстера Конхобора, единственного человека, имевшего право отдавать приказы Кухулину: «Воин высокий, стройный, могучий и гордый был во главе того войска. Волосы у него светло-золотистые, коротко стриженые, вьющиеся, прекрасно уложенные. Благородно его румяное лицо, свиреп и пронзителен взгляд серых глаз, внушающих ужас. У его подбородка вьется золотистая раздвоенная борода. Алый плащ с бахромой пятью складками спадает с плеч воина и скреплен золотой заколкой над его грудью. На белом теле воина белоснежная рубаха с капюшоном, изукрашенная златоткаными узорами красного золота. Белый щит у него в руках со звериными ликами красного золота. Держит он изукрашенный меч с золотой рукоятью и могучее серое копье»[22]. Итак, первое, чем должен обладать воин и герой – красивой внешностью. Согласно своему статусу, он должен одеваться в прекрасные одежды с обилием драгоценных камней. Его оружие, будь то меч или копье, а также щит всегда при нем, вне зависимости от того, куда воин направляется. Он всегда должен быть готов к нападению врагов и суметь защитить себя и свое имущество.
Разумеется, происхождение героя должно быть божественным хотя бы отчасти. Этому «параметру» большинство великих соответствует: матерью Финна Мак Кумала, предводителя фениев была сида; отцом Кухулина был сам Луг; бог Солнца также являлся родителем Гайне, одного из самых доблестных фениев Финна.
Еще одним атрибутом ирландского героя являлось наличие своих собственных гейсов. Гейс (или гис) – магический запрет-табу, нарушение которого неизбежно влекло за собой несчастье или даже смерть. Не вполне ясно, как возникали гейсы, кто их налагал на героев и как те узнавали, в чем именно заключается их личный гейс. Иногда гейс объявляли отцы при рождении ребенка, но откуда у них была эта информация, остается загадкой. Возможно, им говорили это друиды. Тем не менее, такие запреты считались безусловно обязательными, и самые худшие беды и несчастья людей считались следствием нарушения гейсов. Таких табу могло быть несколько, они не были систематизированы, часто противоречили друг другу и являлись причиной многих конфликтов. Например, в саге «Сватовство к Эмер» описывается, что гейс короля Ольстера Конхобара обязывал его проводить первую брачную ночь с каждой невестой Ольстера, тем временем, для жениха Эмер Кухулина это было неприемлемое условие. Ситуация была решена буквальным следованием тексту гейса: король провёл ночь, лежа рядом с девушкой под присмотром друзей жениха. Заметим, что гибель героев часто предварялась нарушением гейса. Например, гейс Кухулина запрещал ему нарушать законы гостеприимства и отказываться от пищи с любого очага. Герой был вынужден отведать отравленную пищу, от чего сильно ослаб, и что вскоре привело его к гибели. Диармайду было запрещено оказывать покровительство женщине; но он нарушил табу, оказав помощь прекрасной Грайне. Итогом явилась скорая смерть Диармайда. У короля Ирландии Конайре был целый ряд гейсов, и буквально все из них он нарушил перед своей гибелью, например, дал приют одинокой женщине после захода солнца[23]. Интересным является тот факт, что на протяжении всей жизни герой ирландских мифов не претерпевает духовных изменений, внутренней эволюции, как, например, Гильгамеш (герой месопотамских мифов, сумевший справиться со страхом смерти и принять факт своей смертности как должное, как неотъемлемую часть человеческой жизни) или стрелок И (герой древних мифов Китая, характер которого изменился после смерти жены. Прежде благородный и добрый, он начал третировать своих слуг, за что последние его и убили).
Кухулин был прекрасным воином, и всю свою жизнь совершенствовал свои боевые навыки, однако его внутреннее содержание оставалось одинаковым и в шестнадцать лет, и в двадцать шесть. Женой Кухулина была прекраснейшая Эмер, обладавшая всеми необходимыми характеристиками идеальной жены своего героя. Точно так же, как Кухулин был лучшим среди достойнейших, Эмер носила статус «первой из жен Ольстера», сумев победить своих соперниц[24]. Одна из центральных саг ольстерского цикла – история об убийстве Кухулином собственного сына. На последнем лежали гейс «не произносить своего имени», и, когда юноша пришел ко двору короля, воины, пожелавшие узнать его имя и получившие отказ, вызвали его на поединок. Герой убил нескольких из них, в конце концов схлестнувшись с Кухулином. Однако последний не знал о том, что его соперником является собственный сын, тот также не подозревал о том, с кем сражается. В итоге Кухулин убивает своего сына, перед смертью тот сообщает ему свою историю и выясняется правда. Погиб величайший ирландский герой в возрасте двадцати семи лет, на поле боя. Враг Кухулина, королева Медб, навела на воина страх и уныние, наслав призрачное войско на Ольстер. Это была ловушка, чтобы измотать великого. Кухулин поверил, что враги настоящие, и храбро бился с ними. Вскоре он совсем обессилел, в этот момент настоящий враг и сообщник Медб, Лугайд, убил его, разумеется, отрубив голову(вариант: смертельно ранил; Кухулин умер как герой, стоя, успев привязать себя ремнем к камню). На примере образа Кухулина мы видим, что основными чертами, которыми должен был обладать ирландский герой, являлись отвага, красота и невероятная сила. Также он должен был обладать честью, но весьма своеобразной. Вполне нормальным считалось бросить своего короля и уйти служить к другому, если возникли разногласия. Однако отвернуться от него или от своего сотоварища на поле боя было недопустимо.
Истинный герой Ирландии обязательно имел несколько гейсов, прекрасную жену и всю жизнь совершал подвиги, один невероятнее другого. Необязательно, но чаще всего он был приближен к королю и редко доживал до старости, погибая в сражениях с врагом на поле боя. Заключение В настоящее время все более популярным становится вид фантастики, сформировавшийся в XX веке и получивший название «фэнтези». Он основан на использовании мифологических и сказочных мотивов, взятых из мифологических и фольклорных традиций разных стран мира. Сегодня существует несколько разновидностей фэнтези, однако первым, заложившим основы самого жанра и самым популярным видом является, вне всякого сомнения, так называемое эпическое фэнтези. За основу произведений этой разновидности взяты кельтские мифологические предания, и не случайно. Основателем и создателем классического произведения эпического фэнтези является Дж. Р. Р. Толкин, долгое время увлекавшийся кельтскими мифами и подробно их изучавший. Как следствие, его книги (а позже и целый жанр) имеют много общего с мифологической традицией кельтов. За основу берется непрекращающаяся борьба главных героев с врагами (чаще всего эти враги являются олицетоврением зла). Героям помогают старые волшебники, имеющие много сходства с друидами, обладающие необходимыми знаниями для того, чтобы победить врагов. Также в произведениях присутствуют магические существа, помогающие людям или, наоборот, вредящие им. Это хоббиты, гномы, эльфы. Совсем как сиды, они живут рядом с людьми, но редко с последними пересекаются. Даже пейзаж в выдуманных «фэнтези» - мирах во многом схож с пейзажем ирландских мифов – это равнинная местность с холмами, реками и недалеко расположенным морем. Это значит, что интерес к кельтской мифологии не только не угас с годами, мифы кельтов не забыты в современном мире. Наоборот, своими красотой и эпичностью они вдохновляют многих авторов на создание произведений, отчасти копирующих сами саги. Мифология каждого народа по-своему уникальна, обладает присущими только ей определенными качествами, характеризующими ее носителей. Говоря о кельтской мифологии, мы вспоминаем прежде всего сидов, великих богов Луга и Мананнана и не менее великих героев, короля Артура и его отважных соратников. Образ кельтского героя, ирландского героя прочно вошел в сознание европейцев, явившись прототипом для создания многих художественных произведений. Этого бесстрашного, гордого, могущественного и мудрого человека, на самом деле являвшегося полубогом; человеком, жизнью которого была война, судьба которого предначертала ему много захватывающих приключений, неожиданных событий, огромных потерь и великих свершений. Не проявляя лишних эмоций в отношениях с дамами, они, не стыдясь, плакали при потере друга на поле боя; сражались с богами и в одиночку спасали целые страны от разрушений.
Обобщая, хотелось бы еще раз вспомнить о том, что в сагах крайне мало места уделено отношениям между героем и его семьей, последняя была крайне незначительна для «великого». Полубожество, равное сидам, он выделялся среди людей прежде всего своей способностью воевать, и именно этот последний аспект его жизни являлся ключевым. Герой мог быть холост, мог расти без родителей, мог не быть предан королю и необязательно должен был быть красив; его родителями могли являться обычные смертные. Но он обязательно должен был быть могучим воином, убить огромное количество врагов. Способность биться с врагами была определяющей, в ирландских сагах герой никогда не был хилым и никогда не боялся сражений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|