Раздел 3. Развитие детской литературы в первой половине 19 в.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Планы практических занятий по дисциплине «Детская литература» Раздел 1. Специфика детской литературы. ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ». 2 час. Цель: формировать представление о детской литературе как феномене культуры. Задачи: показать особенности детской литературы как комплексного явления; подчеркнуть роль педагогического компонента в детской литературе; охарактеризовать художественные особенности произведений детской литературы для дошкольников и младших школьников.
План 1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста как читателей. 2. Художественные особенности произведений, адресованных детям младшего школьного возраста. 3. Роль иллюстраций в произведениях для детей. Литература: Белинский В.Г. Статья 1840 г. «Подарок на новый год». ПСС. Т.4. М., 1954. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. о детской литературе. М., 1983. Горький М. Статья «Человек, уши которого заткнуты ватой» – любое издание. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. М., 2007. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. М., 2008. Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. С. 392 – 420. Русская литература для детей: Учеб. пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М. 1997. С. 3 – 52. Гриценко З.А. Учебное пособие и Практикум. Иллюстрации: книги, иллюстрированные Е. Чарушиным, В. Конашевичем, В. Лебедевым, Ю. Васнецовым, Е. Рачевым и другими художниками.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты художественных произведений. Образовательные технологии: практическое занятие с элементами беседы, интерактивного общения, дискуссии.
Вопросы для обсуждения: Прочитайте рассказы «Чук и Гек» А. Гайдара, «Мангуста» Б.С. Житкова, сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого и сопоставьте их по следующим аспектам: - характер развития сюжета (доступность, последовательность, темп); - особенности пейзажа; - характеристика персонажей (портрет, поступки, речь, авторская характеристика и т.д.); - идея, её педагогическая ценность; - иллюстративный материал.
Раздел 2. Устное народное творчество для детей и в детском чтении. ТЕМА: «ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. ЖАНРЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА». Занятие № 1. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ. 2 час. Цель: формировать представление о роли народных сказок в развитии младших школьников. Задачи: показать особенности поэтики народных сказок; формировать методические навыки презентации народных сказок в аудитории младших школьников. План 1. Жанровые особенности сказок. Характеристика вымысла в сказке. 2. Сказки о животных: их происхождение, темы, идеи, образы, композиция. 3. Своеобразие сказок о животных, предназначенных для детского чтения. 4. Волшебные сказки: происхождение, своеобразие вымысла. Особенности сюжетосложения, композиции. Положительные герои, их чудесные помощники и чудесные предметы. Отрицательные персонажи. Пространственно-временная организация. Поэтические формулы. 5. Воспитательное и развивающее значение волшебных сказок. 6. Бытовые сказки: их происхождение, своеобразие вымысла. Герои бытовых сказок. Проблематика и композиция. Сатирическое начало. 7. Основные приемы презентации сказок в аудитории дошкольников.
Литература: Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х т. – Любое издание. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1984. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М., 1963.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Любое издание. Пропп В.Я. Морфология сказки. – Любое издание. Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984. Рекомендованные по дисциплине учебные пособия. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты. Образовательные технологии: практическое занятие с созданием проблемных ситуаций, интерактивной работы и дискуссии. Алгоритм самостоятельной работы: прочитайте рекомендованные сказки; изучите соответствующие разделы учебников; в рекомендованной литературе найдите ответы на пункты плана; подготовьте тезисы ответов на каждый пункт плана.
Задание проблемного характера для интерактивной работы: прочитайте русские народные сказки, включенные в книги для чтения младших школьников, и сравните их с текстами одноименных или аналогичных сказок из сборника «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева (М.: Наука, 1984). Выясните, есть ли в текстах расхождения? Если есть, объясните его причину. Какие сказки включаются в детское чтение: фольклорные или обработанные писателями? Обратите внимание, как называются разделы хрестоматий, в которых представлены сказки. Сделайте вывод, сформулируйте свое отношение к противоречию, если Вы таковое обнаружите.
Рекомендуемые сказки для анализа: «Мужик и медведь», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и журавль», «Смерть петушка», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Клад», «Похороны козла», «Солдат и барин» и другие по выбору. ЗАНЯТИЕ №2. МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ. 2 час. Цель: формировать представление о роли малых фольклорных жанров в развитии дошкольников и младших школьников. Задачи: показать особенности поэтики малых фольклорных жанров; формировать методические навыки презентации малых фольклорных жанров в аудитории младших школьников. План 1. Колыбельные песни. Жанровые особенности. Педагогическая ценность. 2. Пестушки, потешки, прибаутки: жанровые особенности, педагогическое значение. 3. Считалки: жанровые особенности и развивающее значение. Считалки и развитие творческих способностей детей. 4. Пословицы, их жанровые особенности. Педагогическое значение.
5. Поговорки, их жанровые особенности. Роль поговорок в развитии и воспитании ребенка. 6. Загадки, их жанровые особенности. Педагогическое значение. 7. Методика включения малых фольклорных жанров в обиход детей. Литература: Загадки / Изд.подгот. В.В. Митрофанова. Л., 1968. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост. В. Аникин. – М., 1991. Русские пословицы и поговорки. М., 1983. Бегак Б.А. Неиссякаемый родник. Детская литература и народное творчество. М., 1973. Василенко В.А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф. А.М. Новиковой и А.В. Кокорева. М., 1969. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987. Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978. Рыбникова М.А. Загадки. – Любое издание. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М., 1961. Алгоритм самостоятельной работы: познакомьтесь с текстами фольклорных произведений, отберите заинтересовавшие Вас, прочитайте научные исследования о каждом из жанров, подготовьте анализ отобранных Вами произведений, познакомьтесь, как представлены изученные Вами жанры в одной из хрестоматий для чтения младших школьников по следующим критериям: количество, тематическое разнообразие, жанровые модификации, методический аппарат.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты. Образовательные технологии: практическое занятие с созданием проблемных ситуаций, интерактивной работы и дискуссии.
Задания для интерактивной работы: разбившись на 6 групп (по алфавитному порядку), подготовьте для обсуждения методические рекомендации по ознакомлению детей с каждым из жанров. Раздел 3. Развитие детской литературы в первой половине 19 в.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|