Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Развитие детской литературы в первой половине 19 в.




Планы практических занятий по дисциплине

«Детская литература»

Раздел 1. Специфика детской литературы.

ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ». 2 час.

Цель: формировать представление о детской литературе как феномене культуры.

Задачи: показать особенности детской литературы как комплексного явления; подчеркнуть роль педагогического компонента в детской литературе; охарактеризовать художественные особенности произведений детской литературы для дошкольников и младших школьников.

 

План

1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста как читателей.

2. Художественные особенности произведений, адресованных детям младшего школьного возраста.

3. Роль иллюстраций в произведениях для детей.

Литература:

Белинский В.Г. Статья 1840 г. «Подарок на новый год». ПСС. Т.4. М., 1954.

Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. о детской литературе. М., 1983.

Горький М. Статья «Человек, уши которого заткнуты ватой» – любое издание.

Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. М., 2007.

Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. М., 2008.

Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М.: Просвещение, 1977. С. 392 – 420.

Русская литература для детей: Учеб. пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М. 1997. С. 3 – 52.

Гриценко З.А. Учебное пособие и Практикум.

Иллюстрации: книги, иллюстрированные Е. Чарушиным, В. Конашевичем, В. Лебедевым, Ю. Васнецовым, Е. Рачевым и другими художниками.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты художественных произведений.

Образовательные технологии: практическое занятие с элементами беседы, интерактивного общения, дискуссии.

 

Вопросы для обсуждения:

Прочитайте рассказы «Чук и Гек» А. Гайдара, «Мангуста» Б.С. Житкова, сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого и сопоставьте их по следующим аспектам:

- характер развития сюжета (доступность, последовательность, темп);

- особенности пейзажа;

- характеристика персонажей (портрет, поступки, речь, авторская характеристика и т.д.);

- идея, её педагогическая ценность;

- иллюстративный материал.

 

Раздел 2. Устное народное творчество для детей и в детском чтении.

ТЕМА: «ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. ЖАНРЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА».

Занятие № 1. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ. 2 час.

Цель: формировать представление о роли народных сказок в развитии младших школьников.

Задачи: показать особенности поэтики народных сказок; формировать методические навыки презентации народных сказок в аудитории младших школьников.

План

1. Жанровые особенности сказок. Характеристика вымысла в сказке.

2. Сказки о животных: их происхождение, темы, идеи, образы, композиция.

3. Своеобразие сказок о животных, предназначенных для детского чтения.

4. Волшебные сказки: происхождение, своеобразие вымысла. Особенности сюжетосложения, композиции. Положительные герои, их чудесные помощники и чудесные предметы. Отрицательные персонажи. Пространственно-временная организация. Поэтические формулы.

5. Воспитательное и развивающее значение волшебных сказок.

6. Бытовые сказки: их происхождение, своеобразие вымысла. Герои бытовых сказок. Проблематика и композиция. Сатирическое начало.

7. Основные приемы презентации сказок в аудитории дошкольников.

 

Литература:

Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х т. – Любое издание.

Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1984.

Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.

Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М., 1963.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Любое издание.

Пропп В.Я. Морфология сказки. – Любое издание.

Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984.

Рекомендованные по дисциплине учебные пособия.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты.

Образовательные технологии: практическое занятие с созданием проблемных ситуаций, интерактивной работы и дискуссии.

Алгоритм самостоятельной работы: прочитайте рекомендованные сказки; изучите соответствующие разделы учебников; в рекомендованной литературе найдите ответы на пункты плана; подготовьте тезисы ответов на каждый пункт плана.

 

Задание проблемного характера для интерактивной работы: прочитайте русские народные сказки, включенные в книги для чтения младших школьников, и сравните их с текстами одноименных или аналогичных сказок из сборника «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева (М.: Наука, 1984).

Выясните, есть ли в текстах расхождения? Если есть, объясните его причину.

Какие сказки включаются в детское чтение: фольклорные или обработанные писателями? Обратите внимание, как называются разделы хрестоматий, в которых представлены сказки.

Сделайте вывод, сформулируйте свое отношение к противоречию, если Вы таковое обнаружите.

 

Рекомендуемые сказки для анализа: «Мужик и медведь», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и журавль», «Смерть петушка», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Клад», «Похороны козла», «Солдат и барин» и другие по выбору.

ЗАНЯТИЕ №2. МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЖАНРЫ В ДЕТСКОМ

ЧТЕНИИ. 2 час.

Цель: формировать представление о роли малых фольклорных жанров в развитии дошкольников и младших школьников.

Задачи: показать особенности поэтики малых фольклорных жанров; формировать методические навыки презентации малых фольклорных жанров в аудитории младших школьников.

План

1. Колыбельные песни. Жанровые особенности. Педагогическая ценность.

2. Пестушки, потешки, прибаутки: жанровые особенности, педагогическое значение.

3. Считалки: жанровые особенности и развивающее значение. Считалки и развитие творческих способностей детей.

4. Пословицы, их жанровые особенности. Педагогическое значение.

5. Поговорки, их жанровые особенности. Роль поговорок в развитии и воспитании ребенка.

6. Загадки, их жанровые особенности. Педагогическое значение.

7. Методика включения малых фольклорных жанров в обиход детей.

Литература:

Загадки / Изд.подгот. В.В. Митрофанова. Л., 1968.

Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество; Детство / Сост. В. Аникин. – М., 1991.

Русские пословицы и поговорки. М., 1983.

Бегак Б.А. Неиссякаемый родник. Детская литература и народное творчество. М., 1973.

Василенко В.А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф. А.М. Новиковой и А.В. Кокорева. М., 1969.

Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М., 1981.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.

Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978.

Рыбникова М.А. Загадки. – Любое издание.

Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М., 1961.

Алгоритм самостоятельной работы: познакомьтесь с текстами фольклорных произведений, отберите заинтересовавшие Вас, прочитайте научные исследования о каждом из жанров, подготовьте анализ отобранных Вами произведений, познакомьтесь, как представлены изученные Вами жанры в одной из хрестоматий для чтения младших школьников по следующим критериям: количество, тематическое разнообразие, жанровые модификации, методический аппарат.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты.

Образовательные технологии: практическое занятие с созданием проблемных ситуаций, интерактивной работы и дискуссии.

 

Задания для интерактивной работы: разбившись на 6 групп (по алфавитному порядку), подготовьте для обсуждения методические рекомендации по ознакомлению детей с каждым из жанров.

Раздел 3. Развитие детской литературы в первой половине 19 в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...