Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «свойства литературной сказки». 2 час.




Цель: сформировать представление о жанровых особенностях литературной сказки.

Задачи: формировать представление о генетическом родстве литературной сказки с народной сказкой: формировать навыки анализа литературной сказки.

 

Прочитайте следующие произведения: «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского, «Город в табакерке» и «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского.

Повторите тему «Русские народные сказки».

1. Покажите наличие двоемирия (сказочного и присущего реалистической литературе) или его отсутствие в названных произведениях.

2. Выявите отличие композиции литературной сказки от народной.

3. Сформулируйте особенности изображения человека в литературной сказке (в сравнении с народной).

4. Особенности пейзажа и портрета в литературной сказке (в сравнении с народной).

Литература:

Аникин В.П. Для любознательных читателей / Две сказки. Сказки русских писателей. – М., 1975.

Курочкина Г. Писатель, просветитель, педагог, сказочник // Дошкольное воспитание. 1975. №6.

СахаровВ.И. В.Ф. Одоевский – писатель и педагог. 1804-1869 // Начальная школа. 1972. №12

Фрумкин А. Новое издание старинной сказки Антония Погорельского // Дошкольное воспитание. 1974. №7.

Халтурин И. Про эту книгу / Погорельский А.А. Черная курица, или Подземные жители. М., 1973.

Шаров А. Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и о сказочниках. М.,1974.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты художественных произведений.

Образовательные технологии: практическое занятие с использованием приемов беседы, опроса, дискуссии.

 

ТЕМА: «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА – ВНУКА» С.Т. АКСАКОВА КАК АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ». 2 час.

Цель: формировать представление о жанре автобиографической повести и ее (автобиографической повести) педагогической ценности.

Задачи: актуализировать знания о биографии и творческом пути С.Т. Аксакова; о структуре повести; выявить сущность авторской концепции детства и подчеркнуть ее гуманистический характер.

1. Творчество С.Т. Аксакова и русская литература XIX в.

2. Автобиографическая повесть «Детские годы Багрова – внука» как история развития ребенка. Проблематика.

2. Образ Сережи: переживания и жизненные впечатления как источник жизненного опыта; ребенок и семья, ребенок и взрослые, ребенок и природа; ребенок и книга; ребенок и фольклор.

3. Композиция повести:

– повествование от первого лица,

– каковы особенности сюжета повести как произведения для детей,

– каким образом автор корректирует оценки и поступки героя-ребенка,

– какова роль внесюжетных элементов?

4. «Детские годы Багрова – внука» С.Т. Аксакова в чтении современного ребенка. Нужно эту повесть включать в детское чтение или нет? Почему?

5. Полезным ли было чтение этой повести для Вас? Аргументируйте свой ответ.

Литература:

Машинский С.И. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М. (любое издание).

Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1974.

Долженко Л.В. Рациональное и эмоциональное в русской детской литературе 50-х – 80-х гг. ХХ в. – Волгоград, 2001. – 240 с.

Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографический повестей о детстве второй половины XIX века (Л.Н. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»). – Волгоград, 2002. – 283 с.

Оборудование: тексты художественных произведений.

Образовательные технологии: практическое занятие с использованием приемов беседы, опроса, дискуссии.

ТЕМА: «Н.А. НЕКРАСОВ В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ». 2 час.

Цель: формировать представление о классической лирике 19 в. для детей и ее роли в нравственном и эстетическом развитии детей.

Задачи: актуализировать знание о творчестве Н.А. Некрасова; развить знания о его лирике для детей; продолжить формирование навыков анализа лирических стихотворений для детей.

План

1. Стихотворения Н.А. Некрасова о детях и для детей в контексте его творчества. Тема детства в творчестве поэта. Роль Н.А. Некрасова в демократизации русской детской литературы.

2. Стихотворение «Крестьянские дети»: тематика и идея, жанровые особенности, образы детей, ритмическая организация и язык.

3. Циклы «Стихотворения, посвященные русским детям». Подготовьте целостный анализ каждого стихотворения (тема, идея, композиция, образы, средства выразительности, ритмическая организация).

4. Стихотворение «Накануне Светлого праздника»: проблематика, образ рассказчика, образы крестьян, средства выразительности.

5. Роль произведений Н.А. Некрасова в нравственном и эстетическом воспитании детей.

6. Какие произведения Н.А. Некрасова входят в книги для чтения дошкольников и младших школьников?

Литература:

Ломан О.В. Н.А.. Некрасов и народное просвещение. Ярославль, 1957.

Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1962.

Черняковский А. Некрасов и дети / Н.А. Некрасов в школе: Сб. статей. М., 1960.

Степанов Н.Л. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. М., 1971.

Журко Ф.М. Некрасов о детях и для детей // Дошкольное воспитание. 1971. №3.

Мотяшов И.П. Традиции Н.А. Некрасова и современная детская поэзия. // Дет. лит. – 1971. – № 12.

Белова В.С. Русская «детская» классика сегодня // Литература в школе. – 1994. – №1. – С.48 – 53.

Розанова Л.А. О творчестве Некрасова: Книга для учителя. – М., 1984. – С.122 – 178.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты художественных произведений.

Образовательные технологии: практическое занятие с использованием приемов беседы, опроса, дискуссии.

 

ТЕМА: «ЖАНРОВОЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л.Н. ТОЛСТОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ В «РУССКИХ КНИГАХ ДЛЯ ЧТЕНИЯ». 2 час.

Цель: формировать представление о русской классической литературе для детей и ее развивающем потенциале.

Задачи: актуализировать знания о художественном и педагогическом творчестве Л.Н. Толстого; показать жанровое и тематическое разнообразие его произведений для детского чтения; совершенствовать навыки анализа произведений для детей.

План

1. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. Педагогические идеи писателя.

2. История создания и жанровая специфика «Русских книг для чтения».

3. Жанр рассказа и его модификации в «Русских книгах для чтения». Художественные особенности рассказов.

4. Сказки, былины и другие фольклорные жанры в «Русских книгах для чтения». Проблематика, воспитательное значение.

5. Своеобразие басен Л.Толстого: лаконизм, преобладание нравственной проблематики.

6. Научно-познавательные произведения, их своеобразие, возможность и целесообразность включения в чтение современного ребенка.

Литература:

Толстой Л.Н. Русские книги для детей. Любое издание.

Толстой Л.Н. Азбука. Новая азбука. – М., 1978.

Фотеева А. «Азбука» Л.Н.. Толстого. К 100-летию ее создания. //Сов. педагогика. – 1973. – № 1.

Зайцев В.И. Лев Толстой и дети // Дошкольное воспитание. – 1970. – №№11, 12.

Детская литература. – 1978. – №9 (номер посвящен творчеству Л.Н. Толстого).

Бегак Б. Доброе слово для всей семьи / Классики в стране детства. – М., 1983. – С.3–19.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты художественных произведений.

Образовательные технологии: практическое занятие с использованием приемов беседы, дискуссии.

 

ТЕМА: «А.П. ЧЕХОВ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ». 2 час.

Цель: продолжить формирование представления о русской классической литературе как источнике детского чтения.

Задачи: актуализировать знания студентов о творчестве А.П. Чехова; показать гуманистический пафос его произведений о детях; продолжить формирование навыков анализа художественных произведений, рекомендованных для детского чтения.

План

1. Взгляды А. Чехова на воспитание детей и детское чтение.

2. Образы детей, лишенных детства, в рассказах «Ванька», «Беглец», «Спать хочется».

3. Рассказы «Мальчики», «Детвора», «Событие», «Гриша», «Кухарка женится»: проблемы социализации детей, образы детей, мастерство психологического анализа, особенности композиции.

4. «Каштанка», «Белолобый» как произведения для детей. Проблематика. Жанровые особенности. Речевая организация.

Литература:

Зайцев В.И. А.П. Чехов и детство //Дошкольное воспитание. 1973. № 6,7.

Шушковская Ф. О некоторых особенностях мастерства Чехова (по рассказу «Каштанка») / О литературе для детей. Вып. 6. Л., 1961.

Голубков В. Рассказы А.П. Чехова о детях / Творчество А.П. Чехова. М., 1956.

Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова. – М., 1975.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты художественных произведений.

Образовательные технологии: практическое занятие с использованием приемов беседы, дискуссии.

 

ТЕМА: «ПОЭЗИЯ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ. ДЛЯ ДЕТЕЙ». 2 час.

Цель: формировать представление об идейно-художественном многообразии лирики конца XIX – начала XX вв.

Задачи: познакомить с творчеством поэтов конца XIX – начала XX вв., которые писали для детей; продолжить формирование навыков анализа художественных произведений для детского чтения.

План

1. Прочитайте следующие стихотворения:

О.А. Белявская: «В печке», «Зимняя сказочка», «Сон – дрема», «Весенние вести», «Осенние хлопоты», «Осень», «Снегурочка», из цикла «Для самых маленьких».

К.М. Фофанов: «Первый дождь», «Нарядили елку…», «Дары водяного», «На дворе играя, дети…».

Р.А. Кудашева: «Два зайчика», «Тройка», «В лесу родилась елочка», «Гусенок пропал», «В поле», «Зимняя песенка».

П.С. Соловьева: «Ночь и день», «Подснежник», «Мошки», «Орехи», «Большой мальчик», «Кукушка и сорока», «Лягушки – музыканты».

К.Д. Бальмонт: «Глушь», «Прогулка феи», «У чудищ», «Кошкин дом», «Трясогузка», из цикла «Детский мир».

А. Блок: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

М.Л. Моравская: «Апельсиновые корки».

Саша Черный: «Веселые глазки».

В.Я. Брюсов: «Книжка для детей».

2. Сделайте письменный анализ стихотворений для детей одного из поэтов по плану:

· общая характеристика творчества поэта;

· место поэзии для детей в контексте творчества поэта;

· проблематика стихотворений для детей;

· особенности образной системы, языка и ритмической организации;

· целесообразность включения произведений анализируемого поэта в чтение современного ребенка.

Литература:

Русская поэзия детям./Вступ. ст., сост., подготовка текста, библиогр. справки и прим. Е.О. Путиловой: Л., 1989. (Библиотека поэта. Большая серия). Или издание 1997 г.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты художественных произведений.

Образовательные технологии: практическое занятие с использованием приемов беседы, дискуссии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...