Тема: «свойства литературной сказки». 2 час.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Цель: сформировать представление о жанровых особенностях литературной сказки. Задачи: формировать представление о генетическом родстве литературной сказки с народной сказкой: формировать навыки анализа литературной сказки.
Прочитайте следующие произведения: «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского, «Город в табакерке» и «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского. Повторите тему «Русские народные сказки». 1. Покажите наличие двоемирия (сказочного и присущего реалистической литературе) или его отсутствие в названных произведениях. 2. Выявите отличие композиции литературной сказки от народной. 3. Сформулируйте особенности изображения человека в литературной сказке (в сравнении с народной). 4. Особенности пейзажа и портрета в литературной сказке (в сравнении с народной). Литература: Аникин В.П. Для любознательных читателей / Две сказки. Сказки русских писателей. – М., 1975. Курочкина Г. Писатель, просветитель, педагог, сказочник // Дошкольное воспитание. 1975. №6. СахаровВ.И. В.Ф. Одоевский – писатель и педагог. 1804-1869 // Начальная школа. 1972. №12 Фрумкин А. Новое издание старинной сказки Антония Погорельского // Дошкольное воспитание. 1974. №7. Халтурин И. Про эту книгу / Погорельский А.А. Черная курица, или Подземные жители. М., 1973. Шаров А. Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и о сказочниках. М.,1974. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты художественных произведений. Образовательные технологии: практическое занятие с использованием приемов беседы, опроса, дискуссии.
ТЕМА: «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА – ВНУКА» С.Т. АКСАКОВА КАК АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ». 2 час. Цель: формировать представление о жанре автобиографической повести и ее (автобиографической повести) педагогической ценности.
Задачи: актуализировать знания о биографии и творческом пути С.Т. Аксакова; о структуре повести; выявить сущность авторской концепции детства и подчеркнуть ее гуманистический характер. 1. Творчество С.Т. Аксакова и русская литература XIX в. 2. Автобиографическая повесть «Детские годы Багрова – внука» как история развития ребенка. Проблематика. 2. Образ Сережи: переживания и жизненные впечатления как источник жизненного опыта; ребенок и семья, ребенок и взрослые, ребенок и природа; ребенок и книга; ребенок и фольклор. 3. Композиция повести: – повествование от первого лица, – каковы особенности сюжета повести как произведения для детей, – каким образом автор корректирует оценки и поступки героя-ребенка, – какова роль внесюжетных элементов? 4. «Детские годы Багрова – внука» С.Т. Аксакова в чтении современного ребенка. Нужно эту повесть включать в детское чтение или нет? Почему? 5. Полезным ли было чтение этой повести для Вас? Аргументируйте свой ответ. Литература: Машинский С.И. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М. (любое издание). Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1974. Долженко Л.В. Рациональное и эмоциональное в русской детской литературе 50-х – 80-х гг. ХХ в. – Волгоград, 2001. – 240 с. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографический повестей о детстве второй половины XIX века (Л.Н. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»). – Волгоград, 2002. – 283 с. Оборудование: тексты художественных произведений. Образовательные технологии: практическое занятие с использованием приемов беседы, опроса, дискуссии. ТЕМА: «Н.А. НЕКРАСОВ В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ». 2 час. Цель: формировать представление о классической лирике 19 в. для детей и ее роли в нравственном и эстетическом развитии детей.
Задачи: актуализировать знание о творчестве Н.А. Некрасова; развить знания о его лирике для детей; продолжить формирование навыков анализа лирических стихотворений для детей. План 1. Стихотворения Н.А. Некрасова о детях и для детей в контексте его творчества. Тема детства в творчестве поэта. Роль Н.А. Некрасова в демократизации русской детской литературы. 2. Стихотворение «Крестьянские дети»: тематика и идея, жанровые особенности, образы детей, ритмическая организация и язык. 3. Циклы «Стихотворения, посвященные русским детям». Подготовьте целостный анализ каждого стихотворения (тема, идея, композиция, образы, средства выразительности, ритмическая организация). 4. Стихотворение «Накануне Светлого праздника»: проблематика, образ рассказчика, образы крестьян, средства выразительности. 5. Роль произведений Н.А. Некрасова в нравственном и эстетическом воспитании детей. 6. Какие произведения Н.А. Некрасова входят в книги для чтения дошкольников и младших школьников? Литература: Ломан О.В. Н.А.. Некрасов и народное просвещение. Ярославль, 1957. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1962. Черняковский А. Некрасов и дети / Н.А. Некрасов в школе: Сб. статей. М., 1960. Степанов Н.Л. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. М., 1971. Журко Ф.М. Некрасов о детях и для детей // Дошкольное воспитание. 1971. №3. Мотяшов И.П. Традиции Н.А. Некрасова и современная детская поэзия. // Дет. лит. – 1971. – № 12. Белова В.С. Русская «детская» классика сегодня // Литература в школе. – 1994. – №1. – С.48 – 53. Розанова Л.А. О творчестве Некрасова: Книга для учителя. – М., 1984. – С.122 – 178. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты художественных произведений. Образовательные технологии: практическое занятие с использованием приемов беседы, опроса, дискуссии.
ТЕМА: «ЖАНРОВОЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л.Н. ТОЛСТОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ В «РУССКИХ КНИГАХ ДЛЯ ЧТЕНИЯ». 2 час. Цель: формировать представление о русской классической литературе для детей и ее развивающем потенциале. Задачи: актуализировать знания о художественном и педагогическом творчестве Л.Н. Толстого; показать жанровое и тематическое разнообразие его произведений для детского чтения; совершенствовать навыки анализа произведений для детей.
План 1. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. Педагогические идеи писателя. 2. История создания и жанровая специфика «Русских книг для чтения». 3. Жанр рассказа и его модификации в «Русских книгах для чтения». Художественные особенности рассказов. 4. Сказки, былины и другие фольклорные жанры в «Русских книгах для чтения». Проблематика, воспитательное значение. 5. Своеобразие басен Л.Толстого: лаконизм, преобладание нравственной проблематики. 6. Научно-познавательные произведения, их своеобразие, возможность и целесообразность включения в чтение современного ребенка. Литература: Толстой Л.Н. Русские книги для детей. Любое издание. Толстой Л.Н. Азбука. Новая азбука. – М., 1978. Фотеева А. «Азбука» Л.Н.. Толстого. К 100-летию ее создания. //Сов. педагогика. – 1973. – № 1. Зайцев В.И. Лев Толстой и дети // Дошкольное воспитание. – 1970. – №№11, 12. Детская литература. – 1978. – №9 (номер посвящен творчеству Л.Н. Толстого). Бегак Б. Доброе слово для всей семьи / Классики в стране детства. – М., 1983. – С.3–19. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты художественных произведений. Образовательные технологии: практическое занятие с использованием приемов беседы, дискуссии.
ТЕМА: «А.П. ЧЕХОВ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ». 2 час. Цель: продолжить формирование представления о русской классической литературе как источнике детского чтения. Задачи: актуализировать знания студентов о творчестве А.П. Чехова; показать гуманистический пафос его произведений о детях; продолжить формирование навыков анализа художественных произведений, рекомендованных для детского чтения. План 1. Взгляды А. Чехова на воспитание детей и детское чтение. 2. Образы детей, лишенных детства, в рассказах «Ванька», «Беглец», «Спать хочется». 3. Рассказы «Мальчики», «Детвора», «Событие», «Гриша», «Кухарка женится»: проблемы социализации детей, образы детей, мастерство психологического анализа, особенности композиции. 4. «Каштанка», «Белолобый» как произведения для детей. Проблематика. Жанровые особенности. Речевая организация.
Литература: Зайцев В.И. А.П. Чехов и детство //Дошкольное воспитание. 1973. № 6,7. Шушковская Ф. О некоторых особенностях мастерства Чехова (по рассказу «Каштанка») / О литературе для детей. Вып. 6. Л., 1961. Голубков В. Рассказы А.П. Чехова о детях / Творчество А.П. Чехова. М., 1956. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова. – М., 1975. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты художественных произведений. Образовательные технологии: практическое занятие с использованием приемов беседы, дискуссии.
ТЕМА: «ПОЭЗИЯ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВВ. ДЛЯ ДЕТЕЙ». 2 час. Цель: формировать представление об идейно-художественном многообразии лирики конца XIX – начала XX вв. Задачи: познакомить с творчеством поэтов конца XIX – начала XX вв., которые писали для детей; продолжить формирование навыков анализа художественных произведений для детского чтения. План 1. Прочитайте следующие стихотворения: О.А. Белявская: «В печке», «Зимняя сказочка», «Сон – дрема», «Весенние вести», «Осенние хлопоты», «Осень», «Снегурочка», из цикла «Для самых маленьких». К.М. Фофанов: «Первый дождь», «Нарядили елку…», «Дары водяного», «На дворе играя, дети…». Р.А. Кудашева: «Два зайчика», «Тройка», «В лесу родилась елочка», «Гусенок пропал», «В поле», «Зимняя песенка». П.С. Соловьева: «Ночь и день», «Подснежник», «Мошки», «Орехи», «Большой мальчик», «Кукушка и сорока», «Лягушки – музыканты». К.Д. Бальмонт: «Глушь», «Прогулка феи», «У чудищ», «Кошкин дом», «Трясогузка», из цикла «Детский мир». А. Блок: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». М.Л. Моравская: «Апельсиновые корки». Саша Черный: «Веселые глазки». В.Я. Брюсов: «Книжка для детей». 2. Сделайте письменный анализ стихотворений для детей одного из поэтов по плану: · общая характеристика творчества поэта; · место поэзии для детей в контексте творчества поэта; · проблематика стихотворений для детей; · особенности образной системы, языка и ритмической организации; · целесообразность включения произведений анализируемого поэта в чтение современного ребенка. Литература: Русская поэзия детям./Вступ. ст., сост., подготовка текста, библиогр. справки и прим. Е.О. Путиловой: Л., 1989. (Библиотека поэта. Большая серия). Или издание 1997 г. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты художественных произведений. Образовательные технологии: практическое занятие с использованием приемов беседы, дискуссии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|