Хранение и транспортирование товаров
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Хранение – этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого – обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями. При хранении проявляется одно из важнейших потребительских свойств товаров – сохраняемость, благодаря которому возможно доведение товаров от изготовителя до потребителя независимо от их местонахождения, если сроки хранения превышают сроки перевозки. Конечный результат эффективного хранения товаров — хранение их без потерь или с минимальными потерями в течение заранее обусловленного срока. Показателями сохраняемости служат выход стандартной продукции, размер потерь и сроки хранения. Выход стандартной продукции и потери связаны обратно пропорциональной зависимостью. Чем выше потери, тем меньше выход стандартной продукции. Оба показателя сохраняемости зависят от условий и сроков хранения. Условия хранения — совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранении размещением товаров в хранилище. Режим хранения — совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохранность товаров. Можно выделить климатический и санитарно-гигиенический режимы хранения. Требования к климатическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности. Температура хранения — температура воздуха в хранилище. Это один из наиболее значимых показателей режима хранения. С повышением температуры усиливаются химические, физико-химические, биохимические и микробиологические процессы. Для замороженных продуктов не существует столь выраженного ограничения нижнего предела температур. Товары, не содержащие свободной воды, могут храниться без порчи при очень низких температурах (ткани, кожа, меха и изделия из них, бакалейные товары). Единой оптимальной температуры хранения всех потребительских товаров не существует из-за многообразия свойств, обеспечивающих их сохраняемость. В связи с этим все потребительские товары подразделяются по термическому состоянию и требованиям к оптимальному температурному режиму на шесть групп.
Относительная влажность воздуха (ОВВ) — показатель, характеризующий степень насыщенности воздуха водяными парами. ОВВ определяется как отношение действительного содержания водяных паров в определенном объеме воздуха к тому их количеству, которое необходимо для насыщения того же объема воздуха при одинаковой температуре. Испарение воды из товаров приводит к количественным и качественным потерям, в частности к естественной убыли за счет усушки и увядания (усыхания), вследствие чего увеличиваются отходы. Чем выше влажность товаров и ниже ОВВ, тем больше их потери. Поэтому товары с повышенной влажностью рекомендуется хранить при высокой ОВВ. Выбор оптимальной ОВВ определяется, прежде всего, химическим составом товаров, их гигроскопичностью, температурой хранения и наличием защитных оболочек. В зависимости от требований к оптимальному влажностному режиму все потребительские товары можно разделить на четыре группы. ОВВ, как и температура, — наиболее значимый показатель режима хранения. ОВВ и температура хранения регламентируются ГОСТами и СанПиНами. Воздухообмен (В/об) — показатель режима, характеризующий интенсивность и кратность обмена воздуха в окружающей товары среде. Воздухообмен характеризуется»скоростью движения воздуха в складе и кратностью его обмена. Он может быть с подачей воздуха извне и в этом случае называется вентиляцией, воздухообмен без подачи наружного воздуха за счет перемещения воздуха в складе — это циркуляция. В зависимости от способа побуждения различают два вида воздухообмена: естественный и принудительный.
Естественный воздухообмен осуществляется за счет разницы удельной массы холодного и теплого воздуха. Принудительный воздухообмен осуществляется путем подачи и/или обмена воздуха в складе вентиляторами. Активный воздухообмен — обмен воздуха путем его побудительной подачи через товарную массу. На практике активный воздухообмен применяют при хранении зерна, картофеля, корнеплодов, белокочанной капусты. Газовый состав воздуха — показатель режима, характеризующий состав газов в окружающей среде. Он обусловлен тремя группами компонентов: ü основные газы — кислород, азот и углекислый газ; ü инертные газы — водород, гелий, аргон и др.; ü вредные газообразные примеси — окислы азота, серы, озон, аммиак, фреон и др. На сохраняемость товаров наибольшее влияние оказывают кислород, углекислый газ и газообразные примеси. Управлять сохраняемостью некоторых видов и сортов плодов и овощей можно путем регулирования газового состава воздуха в хранилище: концентрация 02 уменьшается, но не ниже 2%, а концентрация С02 повышается до 2—5%, но не более 8%. Метод называется газовым хранением и имеет две разновидности: с регулируемой газовой средой (РГС) и модифицированной газовой средой (МГС). Освещенность — показатель режима хранения, характеризующийся интенсивностью света в складе. На сохраняемость большинства товаров свет, особенно солнечный, оказывает отрицательное воздействие, так как активизирует окислительные процессы, вследствие чего отмечаются прогоркание жиров, разрушение красящих веществ, витаминов и других ценных веществ. В результате многие товары утрачивают свойственную им окраску (выцветают), подвергаются порче. Требования к санитарно-гигиеническому режиму хранения характеризуются комплексным показателем чистоты, включающим ряд единичных показателей. Чистота — состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется загрязнениями, не превышающими установленных норм.
Чистота определяется двумя группами показателей. К первой группе относятся показатели чистоты, различающиеся природой загрязнения: минерального, органического, микробиологического или биологического. Вторая группа показателей чистоты характеризует местонахождение загрязнения: воздух, пол, стены, потолок, оборудование, механизмы, товары, тара в хранилищах или транспортных средствах.
Размещение товаров относится к наиболее значимым фактором, определяющим условия хранения. Характеризуется показателями загрузки складов: площадью и коэффициентом загрузки, высотой размещения. При размещении товаров на хранение необходимо руководствоваться определенными правилами, основанными на принципах совместимости, безопасности и эффективности. Правило товарного соседства устанавливает требования к совместному хранению товаров с одинаковым режимом хранения, а также с приемлемыми друг для друга сорбционными свойствами. Это правило основано на принципе совместимости разных товаров, при хранении товары не оказывают друг на друга вредного воздействия. В соответствии с правилами товарного соседства нельзя хранить совместно товары, требования к температурно-влажностному режиму хранения которых, а также газовому составу среды и воздухообмену, различны. Рациональное использование складских площадей предполагает оптимальную их загрузку с учетом минимально допустимых расстояний товаров от стен, потолка, охлаждающих и отопительных приборов. Загрузка складов определяется площадью, объемом или коэффициентом загрузки. Площадь загрузки — полезная площадь склада, занятая товаром. Объем загрузки — объем склада, который занимает товар. В складе имеется еще свободное от груза пространство— аэро пространство склада. Коэффициент загрузки — относительный показатель, который рассчитывается как отношение объема загрузки к общему объему склада. Правило рациональной эксплуатации складов основывается на принципах совместимости, безопасности и эффективности, при этом имеется в виду эффективность - экономическая и социальная.
Основополагающие принципы хранения · непрерывность соблюдения условий хранения; · защита, от неблагоприятных внешних воздействий; · информационное обеспечение; · систематичность контроля; · экономическая эффективность. Методы хранения — совокупность технологических операций, обеспечивающих сохраняемость товаров путем создания и поддержания заданных климатического и санитарно-гигиенического режимов (рис. 8.3), а также способов их размещения и обработки (рис. 8.4). Назначением методов хранения является сохранение потребительских свойств товаров без потерь или с минимальными потерями в течение обусловленных сроков. В зависимости от характера и направленности технологических операций различают три группы методов хранения: · методы, основанные на регулировании различных показателей климатического режима хранения; · методы, основанные на разных способах размещения;методы ухода за товарами, основанные на разных видах и способах обработки.
Методы ухода за товарами по способу их обработки — составная часть методов хранения, в основу которых положены технологические операции разных видов товарной обработки. Эту группу методов подразделяют по двум классификационным признакам: по видам и го времени обработки. Различают следующие виды обработки: санитарно-гигиеническая, защитная и специальная. Санитарно-гигиеническая обработка предназначена для I создания и поддержания установленного санитарно-гигиенического режима Разновидностями этой подгруппы методов ухода за товарами являются дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дезактивация, дезодорация, дегазация. Защитная обработка — обработка, предназначенная для защиты товаров от неблагоприятных внешних условий кислорода, микроорганизмов, водяных паров, механических воздействий. Такая обработка достигается двумя путями: нанесением защитных покрытий на поверхность товаров или упаковыванием. В качестве защитных средств применяют: ü антикоррозийные покрытия (лаки, краски и т.д.) для бытовой техники, транспортных средств, оборудования; ü смазочные материалы (минеральные масла, нефтепродукты и т.д.) для металлических товаров, отдельных деталей и узлов транспортных средств, консервов в металлических f банках, предназначенных для длительного хранения, и др.; ü парафинирование — для головок сыра, чеснока; ü лужение — для внутренней поверхности металлических консервных банок, ведер;
ü лакирование — для кожи, кожевенных заменителей, металлических консервных банок; ü термоусадочные полимерные пленки — для некоторых плодов и овощей, полуфабрикатов, хлебобулочных изделий, сыров, птицы, колбас; ü ледяная глазурь — для мороженой рыбы (защищает от испарения воды).
Специальную обработку применяют для отдельных товаров с учетом их биологической природы. Это биообъекты, обработка которых связана с регулированием физиолого-биохимических процессов, происходящих в них при хранении или в течение жизни. По времени обработки методы ухода за товарами подразделяют на профилактические и текущие. Профилактические методы предназначены для предупреждения неблагоприятных воздействий окружающей среды и связаны с обработкой складов, тары и товаров до начала хранения. Текущие методы применяют для ухода за товарами в процессе хранения. Сроки годности и эксплуатации являются составным элементом хранения и эксплуатации товаров. В зависимости от продолжительности и особенностей товаров сроки годности подразделяют на предельные, гарантийные и прогнозируемые. Каждой группе сроков годности соответствует определенная классификационная группировка товаров по признаку срока годности или хранения (рис. 8.5).
Предельные сроки годности — максимально допустимые сроки, в течение которых товар имеет гарантированную безопасность. Они устанавливаются чаще всего на скоропортящиеся товары, на весь период от их изготовления до потребления. К скоропортящимся товарам относятся товары со сроком годности от нескольких часов до нескольких суток. Продолжительность этих сроков регламентируется СанПиН 42-123-4117-86 "Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов" и колеблется в пределах от 6 часов до 96 часов. Сроки годности не могут продлеваться, что регламентируется ст. 5 (п. 4) Федерального закона "О защите прав потребителей". Все скоропортящиеся товары относятся только к классу продовольственных товаров. Кратковременно хранящиеся товары — это товары со сроком годности от 0,5 до 30 суток. Все они также относятся к пищевым продуктам. Длительно хранящиеся товары подразделяют на товары с ограничением и без ограничения сроков годности. Товары длительного хранения с ограниченным сроком могут храниться от одного месяца до года и более, но срок их хранения обязательно нормируется. В эту группу входят продовольственные и непродовольственные товары, для которых характерно замедленное протекание процессов, ухудшающих качество. В этой группе товаров наиболее распространенными процессами, ограничивающими сроки хранения, являются прогоркание жиров, старение (чай), частичная утрата ароматических веществ. Товары длительного хранения без ограничения срока могут сохраняться в течение нескольких лет без утраты основных потребительских свойств. К ним относятся отдельные иды пищевых продуктов и большинство непродовольственных товаров. Сроки эксплуатации — продолжительность использования непродовольственных товаров в соответствии с назначением без существенной утраты потребительских свойств. Существуют также гарантийные сроки эксплуатации, в течение которых изготовитель или продавец обязан безвозмездно устранить выявленные технологические дефекты. Контроль за соблюдением условий и сроков годности (хранения) в торговых организациях осуществляют товароведы. Периодичность контроля за сроками ранения определяется для каждой партии индивидуально в зависимости от особенностей товаров, условий их хранения и статочных сроков годности.
Транспортировка
Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортировки нети и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции — это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия, технического обслуживания и т.д. В зависимости от стратегии и задач компании осуществится выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитываются размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. К достоинствам АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА относятся: большая маневренность и подвижность, высокая скорость доставки грузов, доставка продукции без промежуточных перегрузок и непосредственно со склада отправителя до склада получателя, небольшие капитальные вложения освоение малого грузооборота на короткие расстояния. К недостаткам относятся низкие производительность труда, уровень эксплутационных показателей и состояние дорожной сети. Классификация грузов и их свойства, учитываемые при автомобильных перевозках Основные факторы, которые учитываются при классификации грузов: · способ погрузки и выгрузки; · условия перевозки и хранения; · возможность использования грузоподъемности подвижного состава; · сохранность при перевозке; · степень опасности при погрузке, выгрузке и транспортировке. По способу погрузки-выгрузки грузы делятся на штучные, навалочные и наливные. В зависимости от условий перевозки и хранения грузы делятся на обычные и специфические. Специфические грузы требуют особых мер сохранности и безопасности при перевозке, погрузке-выгрузке и хранении. Они делятся на: · требующие соблюдения определенных санитарных условий; · скоропортящиеся; · большой массы; · длинномерные; · негабаритные; · опасные. Определенные санитарные условия соблюдаются при перевозке продовольственных товаров. Скоропортящиеся грузы требуют применения специализированного подвижного состава, который обеспечивает поддержание определенного температурного режима. Грузы большой массы — грузы, масса отдельных мест которых превышает 250 кг (или 400 кг для катаных грузов). Грузы длинномерные — группа грузов, длина которых больше наибольшего размера стандартного плоского поддона с размерами в плане 1200 х 1600 мм с учетом свеса на сторону по 40 мм. Грузы негабаритные - грузы более 2,5 м по ширине или 3,8 м по высоте, или выступающие более чем на 2 м с заднего борта автомобиля. К опасным относятся грузы в соответствии с классификацией ГОСТ 19433-80. В зависимости от объемной массы (от максимально возможного использования грузоподъемности подвижного состава, определяемого коэффициентом использования грузоподъемности у.), все грузы подразделяют на четыре класса (табл. 15.1).
Классификация грузов в зависимости от объемной массы
По степени сохранности при их транспортировании грузы делятся на три категории: ü требующие особых условий сохранности (взрывоопасные и огнеопасные грузы, стекло, электронные приборы); ü требующие условий сохранности (изделия машиностроения, мебель, строительные конструкции); ü не требующие условий сохранности (земля, песок, металл). Считаются допустимыми максимальные вертикальные ускорения кузова при перевозке грузов первой категории — 9 м/с2, второй — 9-15 м/с2, третьей — 15-21 м/с2. По степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортировании грузы делятся на четыре группы: ü 1 группа — малоопасные грузы (стройматериалы, продукты питания); ü 2 группа — грузы опасные по своим размерам (длинномерные и негабаритные грузы); ü 3 группа — грузы пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум); ü 4 группа — особоопасные грузы (взрывоопасные, огнеопасные).
К достоинствам ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА носятся: сооружение путей сообщения на любой сухопутной территории (наличие подъездных путей дает возможность осуществлять связь с большим количеством промышленных и сельскохозяйственных предприятий), высокая провозная и пропускная способность, регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток, невысокая себестоимость перевозок грузов, более высокая скорость доставки грузов и более короткий по сравнению с речным транспортом путь, высокие показатели использования пути и подвижного состава. Классификация грузов и их свойства, учитываемые при железнодорожных перевозках. По транспортной классификации к насыпным грузам относят рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху, просо, кукурузу в зерне и початках, семена масличных и бобовых культур, рис нерушенный, мучку, вику, мельничные и зерновые отходы, отруби, комбикорма. К навалочным грузам относят топливо руду, минеральные строительные материалы, лесоматериалы.
К недостаткам следует отнести большие капитальные вложения на сооружение постоянных устройств и затраты металла на 1 км пути. Специфические свойства грузов связаны с их физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками и биохимическими процессами, протекающими в органических продуктах в процессе транспортирования. При транспортировании учитываются: 1. Физико-химические свойства: сыпучесть, гигроскопичность, слеживаемость, смерзаемость, спекаемость, вязкость, морозостойкость, теплостойкость, огнестойкость, огнеопасность, способность к самонагреванию и самовозгоранию, взрывоопасность, распыляемость, пылеемкость, хрупкость, окислительные свойства, способность к коррозии, вредность, ядовитость, инфекционная опасность, радиоактивность. 2. Объемно-массовые характеристики: плотность, удельный объем, удельный погрузочный объем. 3. Возможность биохимических процессов: автолиза, дыхания, дозревания, прорастания, гниения, брожения, плесневения. Грузы железных дорог делятся на 11 групп. 1. Скоропортящиеся — продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства, рыбная продукция. В этих грузах активно протекают процессы, вызывающие усушку, изменение цвета, распад и гидролиз органических веществ. При перевозке по железным дорогам скоропортящиеся грузы требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования. Перечни скоропортящихся грузов и предельные сроки их перевозки в зависимости от термической, технологической обработки и периода года указаны в «Правилах перевозок скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте».1 Скоропортящиеся грузы перевозятся в изотермических вагонах, крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах. 2. Гигроскопичные грузы — соль, сахар, цемент, хлопок. Поглощение влаги этими грузами приводит к изменению массы, объема, физических свойств, к прямым потерям и порче. 3. Грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи, что может привести к порче продукта — продукты перемола, чай, кофе. 4. Грузы, обладающие специфическими запахами — рыбные продукты, кожевенное сырье, табачные изделия, нефтепродукты.. 5 Грузы, устойчиво сохраняющие свои физико-химические свойства и не претерпевающие заметных изменений при перевозке — минеральные строительные материалы, руды черных и цветных металлов, каменный уголь, лесоматериалы. 6. Навалочные грузы, которые при перевозке теряют свойства сыпучести в результате смерзания или спекания — колчедан, гранулированный шлак, каменный уголь, калийная соль. 7. Слеживающиеся навалочные грузы, которые теряют подвижность в результате давления верхних слоев — цемент, глина, фосфоритная мука, торф. 8. Опасные грузы. 9. Грузы, способные к значительным потерям массы: овощи, бахчевые культуры, мясные продукты. 10. Живность. 11. Продукция машиностроения.
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ обеспечивает межконтинентальные перевозки грузов, имеет низкую себестоимость перевозок на дальние расстояния, практически неограниченную пропускную и высокую провозную способность, более высокую, чем на речном транспорте, скорость движения, небольшие капитальные вложения в устройства пути. К недостаткам относятся: зависимость от географических и навигационных условий, необходимость создания на морских побережьях большого портового хозяйства. Классификация грузов и их свойства, учитываемые при морских перевозках Наливной — жидкий груз, перевозимый наливом. Сухой груз — любой груз, кроме наливного. Навалочный груз — сухой груз, перевозимый без тары навалом. Насыпной груз — зерновые грузы, перевозимые без тары. Штучный груз — сухой груз, состоящий из отдельных грузовых мест. На морской транспорт как наиболее экономичный приходится наибольший удельный вес внешнеторговых перевозок. В морском судоходстве для перевозки грузов используются разные виды судов — грузовые, сухогрузные, рефрижераторные суда, пакетовозы, контейнеровозы, лихтеровозы, наливные суда, или танкеры, газовозы.
Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, типа их упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции. Транспортная классификация приведена на рисунке.
При морской перевозке учитываются следующие свойства грузов. Объемно-массовые характеристики: удельный объем грузового места; линейный коэффициент укладки груза; удельный складочный объем груза; коэффициент трюмной укладки; удельный погрузочный объем груза; а также гигроскопические, теплофизические и опасные свойства грузов. Удельный объем грузового места — это отношение его габаритного объема к массе брутто (м3/т).
РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ имеет высокую провозную способность на глубоководных реках, невысокую себестоимость перевозок, небольшие капитальные затраты на организацию судоходства по водным путям. К недостаткам относятся неравномерность глубин рек, сезонность работы, небольшая скорость перевозки.
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ (нефтепродуктопроводы, газопроводы и др.) обладает тем преимуществом, что прокладка трубопроводов и перекачка нефтепродуктов в больших объемах возможны повсеместно. При этом обеспечивается низкая себестоимость и полная герметизация транспортировки, автоматизация операций налива, перекачки и слива. Этот вид транспорта требует меньших по сравнению с другими видами транспорта капитальных вложений и расхода металла. К недостаткам следует отнести его узкую специализацию.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ имеет высокую скорость поставки груза, большую дальность беспосадочного полета, более короткие по сравнению с другими видами транспорта маршруты следования. Классификация грузов и их свойства, учитываемые при воздушных перевозках Воздушные перевозки грузов исторически развивались как дополнение к пассажирским перевозкам. Сдерживающим фактором является, прежде всего, высокая стоимость авиаперевозок грузов. Средняя стоимость перевозки по воздуху 1 т груза более чем в 150 раз превышает стоимость перевозки той же массы груза по железной дороге. Перевозка грузов производится на пассажирских и грузовых самолетах. На пассажирских воздушных судах груз перевозится в качестве дозагрузки рейса. К перевозке принимаются грузы, масса одного места которых не превышает 200 кг, а габариты соответствуют допустимым размерам багажных отсеков воздушных судов. Специальные грузовые воздушные суда осуществляют перевозку груза и почты, используя полностью всю коммерческую загрузку самолета. Отдельные категории грузов, к которым отнесены: · легковесные; · тяжеловесные; · ценные; · скоропортящиеся; · «мокрые»; · опасные; · радиоактивные; · трансферные (грузы, которые бронируются и оплачиваются на всех участках следования); · различные медицинские препараты (вакцины, сыворотки, диагностические средства, медицинские пиявки, эпителий, консервирующая среда, плацентарная сыворотка, консервированная кровь); · животные, птицы, рыбы и пакеты с пчелами; · сухой лед, требуют особых условий для их перевозки и соответственно предварительного согласия перевозчика на такую воздушную перевозку. Груз в результате воздушной перевозки не должен изменить своих химических, физических или иных свойств, которые могут привести к порче самого груза, к порче другого перевозимого груза или к нарушению общей безопасности воздушной перевозки. Авиаперевозка недопустима для легковоспламеняющихся, взрывоопасных грузов, а скоропортящиеся грузы следует перевозить именно авиатранспортом.
Недостатком является высокая себестоимость перевозки грузов, поэтому он используется в основном для перевозки пассажиров. На практике для транспортировки проекции можно применять не только один вид транспорта, а несколько. Проблема смены видов транспорта решается с помощью интегрирующих систем.
Список используемой литературы
1. Петрище Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: Учебник. – 2-е изд., испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005 – 510 с. 2. Жиряева Е. В. Товароведение. 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 416 с.: ил. – («Учебное пособие»). 3. Соловьева О. И. Теоретические основы товароведения и экспертизы потребительских товаров: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ИВМ Ом ГАУ, 2003. – 304 с. 4. Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 283 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|