Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Поведение человека в экстремальных ситуациях




Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. В них человек действует во

многом на уровне автоматизмов. В таких ситуациях расход психофизических и физических сил сведен к минимуму.

Иное дело экстремальные ситуации. Они требуют от человека мобилизации психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в экстремальной ситуации, получает информацию о разных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своих собственных действий. Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработка этой информации влияют на поведение личностив экстремальной ситуации.

Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая в результате расшифровки значения этой информации приобретает форму отрицательных эмоций различной силы. Роль эмоций в экстремальной ситуации различна. Эмоции могут выступать и как индикатор экстремальности, и как оценка ситуации, и как фактор приводящий к изменению поведения в ситуации. И в то же время необходимо помнить, что эмоциональные переживания представляют собой один из важных факторов поведения человека в экстремальной ситуации.

Как правило, экстремальная ситуация порождается объективными причинами, но ее экстремальность в значительной степени определяется субъективными, а не объективными составляющими. Так:

· объективной угрозы может и не быть, но человек или группа людей ошибочно воспринимают сложившуюся ситуацию как экстремальную. Чаще всего это происходит из-за неподготовленности или искаженного восприятия окружающей действительности;

· могут, однако, существовать и реальные объективные факторы угрозы, но человек не знает об их существовании и не осознает возникшей экстремальной ситуации;

· человек может осознать экстремальность ситуации, но оценивать ее как незначимую, что само по себе уже является трагической ошибкой могущей привести к непредсказуемым последствиям;

· оказавшись в экстремальной ситуации и не находя выхода из создавшегося положения, потеряв веру в возможность ее разрешения он уходит от реальности посредством активизации механизмов психологической защиты;

· ситуация может быть объективно экстремальной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации своих ресурсов.

Таким образом, человек реагирует на экстремальную ситуацию в зависимости от того, как он ее воспринимает и оценивает ее значение.

Существует и еще одна специфическая реакция человека на экстремальную ситуацию – психическая напряженность. Это психическое состояние человека в экстремальной

ситуации, с помощью которого человек как бы подготавливается к переходу от одного психофизического состояния к другому адекватному сложившейся обстановке.

В зависимости от напряженности на психические функции выделяются следующие ее формы:

  • перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии);
  • интеллектуальную (когда человек затрудняется решить возникшую проблему);
  • эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
  • волевую (когда человек не может управлять собой);
  • мотивационную (связанную с борьбой мотивов, различных точек зрения).

Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активности и значительные траты нервно-психической энергии. Уровень психической напряженности у различных людей может быть различным, что связано в первую очередь с психической устойчивостью человека. Устойчивые и неустойчивые люди ведут себя в экстремальных ситуациях по-разному, что хорошо видно на схеме.

Мотив деятельности

Цель, задача


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...