Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.2. Логика вопросов и ответов




Упражнение 6

Определите, в каких рассуждениях нарушены требования закона достаточного основания.

6. 1. Поляков изучает высшую математику, так как он студент техни­ческого вуза, а в технических вузах все студенты изучают выс­шую математику.

6. 2. Семенов студент, ведь он сдает экзамены.

6. 3. Д. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть при­влечен к уголовной ответственности.

6. 4. В заметке, опубликованной в одной из газет под заголовком «В столице начали падать исторические здания», сообщалось, что неподалеку от Красной площади обрушилась галерея Гостиного Двора, находящегося на реконструкции. Других фактов разруше­ния исторических зданий Москвы в заметке не приводится.

6. 5. В той же газете было помещено сообщение о 9-летнем мальчике, вернувшемся с родителями из Мексики, у которого в Институте медицинской паразитологии и тропической медицины из-под кожи правого плеча была удалена личинка мексиканского овода. 168

Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы

7. 1. Основные принципы (законы) логики

Заметка озаглавлена: «В организмах россиян начали находить огромных личинок мексиканского овода».

6. 6. М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.

6. 7. Это суждение не является простым, значит, оно относится к сложным.

6. 8. Это сложное разделительное суждение, потому что к условным его отнести нельзя.

6. 9. Перчатку потерять - к несчастью. Зеркало разбить - к худу.

6. 10. Студенту Н. следует поставить зачет, так как он уезжает в ко­мандировку.

6. П. Примите меня, пожалуйста, в ваше профтехучилище, потому что я не хочу учиться (из заявления восьмиклассника).

6. 12. Данное умозаключение построено правильно, так как его посыл­ки - истинные суждения.

6. 13.                    «Постойте ж, я сыскал секрет! Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем».

(Крылов)

6. 14. Узнав от хозяина трактира, что поселившийся в ней человек (Хлестаков) «другую уж неделю живет, из трактира не едет, за­бирает все на счет... и ни копейки не хочет платить», Бобчин-ский и Добчинский решили, что этот человек и есть ревизор. (См.: Гоголь. Ревизор. )

6. 15. Будет дождик - будут и грибы.

Упражнение 7

Укажите, требования каких логических законов нарушены в при­веденных примерах. '

7. 1. Один из свидетелей утверждал, что в момент нанесения удара Р-ну нападавший на него М. стоял на крыльце вокзала, возвы­шающемся над землей на полтора метра, а Р. стоял на земле око­ло крыльца. Другой свидетель утверждал, что М. стоял в тот мо­мент не на крыльце, а на земле недалеко от здания вокзала, по­терпевший же стоял между М- и крыльцом. Первый свидетель показал, что М. в момент нанесения удара стоял спиной к зда- -j нию вокзала, а другой - что он стоял лицом к вокзалу.

7. 2. На допросе В. задали вопрос, где он ночевал в ночь на 14 сентяб-. ] ря. Оказалось, что он ночевал в поле, в стогу соломы, недалеко

от места обнаружения трупа М. На вопрос, слышал ли он ночью какой-нибудь шум или крик человека о помощи, В. ответил от­рицательно. На повторном допросе В. показал, что когда он спал в поле, то слышал крик о помощи, доносившийся с той стороны, где лежал труп М. После этого он видел, как от того места убегал какой-то высокий мужчина.

7. 3. Б. говорил, что, когда к нему пришел раненый П., он был дома. А согласно показаниям П., Б. тогда дома не было, и он пришел откуда-то позже.

7. 4. Новые аэровокзалы сокращают время пребывания человека на земле.

7. 5. Если вам нужно срочно увеличить вашу семью, наш фотограф сделает это моментально (объявление в фотоателье).

7. 6. На общем собрании коллектива локомотивного депо, на кото­ром обсуждалось поведение подростков, один из работников сказал: «Перечисленных товарищей мы знаем очень плохо, так как они в нашем коллективе недавно. А поэтому я выражаю мне­ние всего коллектива, что их нужно судить по всей строгости за­кона».

7. 7. Б. был вызван на допрос. Он объяснил, что в ночь на 27 февраля он не был дома, а ночевал у своего отца. Пришел к нему рано, так как ушел из магазина часов в 8 вечера. Однако отец Б. дал дру­гие показания. По его словам, Б. пришел поздно ночью, когда все уже спали. С собой он принес пол-литра водки и тут же вы­пил ее. До этого случая он не был у отца почти год. О том, где он находился и почему пришел так поздно, Б. ничего не сказал.

7. 8. «Видишь ты, - сказал один (мужик) другому, - вон какое коле­со! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет? » - «Доедет», - ответил другой. - «А в Казань-то, я думаю, не доедет? » - «В Казань не доедет», - ответил другой. Этим разговор и кончился» (Гоголь).

7. 9. «Теперь я поведу тебя посмотреть, - продолжал он (Ноздрев), обращаясь к Чичикову, - границу, где оканчивается моя земля...

- Вот граница! - сказал Ноздрев. - Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, кото­рый вот синеет, и все, что за лесом, все мое» (Там же).

7. 10. « Как может быть хорошо женщине в ее положении в эту невы­носимую жару, когда окна на солнце, - сказала Варвара Алексе­евна...

- Да ведь здесь тень с десяти часов, - сказала Мария Павловна.

\£.. Упражнения по логике170

Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы

- От этого и лихорадка. От сырости, - сказала Варвара Алексе­евна... » (Толстой).

7. 11. «А что, отец, - спросил молодой человек, затянувшись, - невес­ты у вас в городе есть?

Старик дворник ничуть не удивился.

- Кому и кобыла невеста, - ответил он, охотно ввязавшись

в разговор.

- Больше вопросов не имею, - быстро проговорил молодой че­ловек. И сейчас же задал новый вопрос:

- В таком доме, да без невест? » (Ильф, Петров).

7. 12. «... Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плаваем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит. Ни­кому до нас нет дела» (Там же).

7. 13. «Прошу вашего разрешения развести меня с Царевым Никола­ем Михайловичем без моего присутствия, но я согласия на раз­вод не даю» (заявление в народный суд).

7. 14. «Шофер Синельщиков не прав, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме» (из протоко­ла).

7. 15. Учитель: «Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чу­жой тетради ».

Том: «Я тоже на это надеюсь» (М. Твен).

7. 2. Логика вопросов и ответов

Познавательному процессу присуща вопросно-ответная форма1 развития знания.

Развитие научны» и практических знаний включает несколько этапов: 1. Постановку вопроса. 2. Поиски новой информации в опре­деленной области. 3. Конструирование ответа на поставленный во­прос.

Вопрос -. это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания.

Базисное знание является предпосылкой вопроса, на которую опираются в процессе его постановки.

Выделяются следующие виды вопросов:

1. С точки зрения семантической характеристики - вопросы кор­ректные и вопросы некорректные.

2. С учетом познавательной функции - уточняющие? (р) («ли-вопросы») и восполняющие? Q(p) («что-вопросы»).

3. В зависимости от структуры - простые? (р), ? (Q(p) и слож­ные.

Виды сложных вопросов:

а) соединительные - ? (р л q), ? (Qi л Ог)(р), ? (Qi л СЬ)(р л q),

p*q);

б) разделительные - ? (р v q), ? (Q, v 0з)(р), ? (Qi v Q^)(p v q),

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...