Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.4. Логический анализ текстов




Упражнение^

3 приведенных текстах выделите тезис, аргументы, вид обоснова- я ния, укажите виды суждений, разберите их по составу.

судебного шума, успокоить мой слух, утомленный злословием споров на форуме. Неужели ты думаешь, что может хватить у меня материма, когда ежедневно мне приходится здесь говорить по делам столь различным, если бы свой дух не воспитывал я на поэзии? Может ли выдержать ум столь напряженный труд, если бы он не нашел облегченья в занятиях этой наукой? Я, по край­ней мере, открыто скажу про себя, что этим занятиям я искренно предан... За всю свою жизнь моя помощь в тяжелый момент или в трудном положении кому-либо из вас ни в деле гражданском, ни в уголовном не заставила ждать; не удержала меня ни жажда досуга, не отвлекли удовольствия, не заставил промедлить, нако­нец, даже сон. Поэтому кто же мне бросит слово упрека, кто спра­ведливо решится меня уколоть, если все то время, какое иной из­ведет для собственных дел, для праздничных зрелищ, для других удовольствий, наконец просто для отдыха душою и телом, сколь­ко иные истратят его на пиры без конца, на игру в кости иль мяч, - если это время я сам для себя употребляю для того, чтобы вернуться к занятиям дней моей юности? И это тем более мне должны вы позволить, что мой талант как оратора, каков бы он ни был, вырос из этих занятий, и в минуты опасности при судебных процессах он всегда приходил на помощь друзьям»1. 16. 2. «По личному мнению подсудимого, все его действия носили отпе­чаток энергии человека, вступившего в новую деятельность оду­шевленным лучшими и самыми горячими желаниями искоренить беспорядки, накопившиеся в последние десятилетия. Иначе смот­рит на эти действия Харьковская палата, усматривающая в них на­силие и злоупотребление властью. Среднего пути между этими двумя взглядами нет, и, по изучению существа дела, я присоеди­няюсь не ко взгляду Протопопова, а ко взгляду палаты. Власть имеет сама в себе много привлекательного. Она дает об­леченному ею сознание своей силы, она выделяет его из среды безвластных людей, она создает ему положение, с которым надо считаться. Для самолюбия заманчива возможность приказы­вать, решать, приводить в исполнение свою волю и, хотя бы в очень узкой сфере, карать и миловать; для суетного самомне­ния отраден вид сдержанной тревоги, плохо скрытого опасения, искательных и недоумевающих взоров... Поэтому люди, относя­щиеся серьезно к идее о власти, получая эту власть в свои руки,

16. 1. « Ты спросишь, Граттий, меня, почему же так сильно я восхища­юсь этим поэтом? Потому, что дает он моей душе отдохнуть от

1 Марк Тулий Цицерон. Речь за поэта Архия // Римская литература в из­бранных переводах. М., 1939. С. 127—128. 182

Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы

7. 5. Ответы к чайнворду -33 логических термина.

обращаются с ней осторожно, а вызванные на проявление ее в благородном смущении призывают себе на память не только свои права, но также свои обязанности и нравственные задачи. Но бывают и другие люди. Обольщенные прежде всего созерца­нием себя во всеоружии отмежеванной им власти, они только о ней думают и заботятся - и возбуждаются от сознания своей относительной силы. Для них власть обращается в сладкий на­питок, который быстро причиняет вредное для службы опьяне­ние. Вино власти бросилось в голову и Протопопову»1.

16. 3. «Палата не приняла во внимание объяснений Протопопова о своей молодости... И правильно сделала! По закону земским начальником можно быть с 25 лет, как и мировым судьею, судеб­ным следователем и присяжным заседателем. Этот вопрос обес­печивает известный житейский опыт, вдумчивость и выдержку, необходимые для того, чтобы пользоваться властью, проявление которой отражается на судьбе других людей. Протопопов на пять лет - ему было в 1890 году 30 лет - ушел вперед от этого срока Ко­гда же признает он себя зрелым человеком, считая 30-летний воз­раст еще таким, к которому применимо мерило, созданное жизнию для молодости, смотрящей на все неопытными, отуманенными легкомысленною радостью существования глазами? Не менее не­основательна и ссылка его на новизну дела и незнание, чем руково­диться в своих действиях. Приступая к новому делу по собствен­ному желанию, он должен был изучить закон, который считал себя призванным исполнять. Закон этот очень не велик. На подробней­шее изучение по нему своих прав и обязанностей достаточно од­ной недели. Да и содержание его в большей части ничего нового не представляет для того, кто выдержал экзамен из уголовного и гра­жданского судопроизводства и должен был знать, что такое Миро­вой Устав и Уложение о наказаниях. Характерные стороны народ­ного быта тоже должны быть известны подсудимому. Он мест­ный помещик, а следовательно, знаком с народом не из книжек. Не помешала же. новизна дела мировым посредникам первого призыва с честью исполнить свои обязанности2.

16. 4. «... Буду говорить Только о состоянии культуры в нашей стране и, главным образом, о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов.

1 Речь А. Ф. Кони, по делу В. Протопопова // Смолярчук В. И. Гиганты и чародеи слова. С. 171.

2 Там же. С. 185-186.

Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура»...

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные зако­ны, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука-Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой куль­туры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. Незнание элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общест­венного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего Съезда. Я думаю, это не надо пояснять.

К сожалению, в отношении культуры действует еще «остаточ­ный» принцип. Об этом свидетельствует даже Академия наук Советского Союза, где гуманитарной культуре отведено послед­нее место. Посмотрите справочник Академии наук. Места рус­ской культуре в нем почти нет.

О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свиде­тельствует, во-первых, состояние памятников культуры и исто­рии. Это перед глазами у всех, я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов. О последних, кстати сказать, было хорошо написано в предпоследнем номере «Советской культуры». И так дело обстоит как в самых крупных библиотеках, так и в мелких, сельских. В-третьих, состояние му­зеев, состояние образования, в первую очередь - среднего и на­чального, где закладывается культура человека»'.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...