Зарождение и развитие прокуратуры в России
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Оглавление Введение Глава 1. История возникновения прокуратуры РФ 1.1 Зарождение и развитие прокуратуры в России 1.2 Современное устройство и направления деятельности прокуратуры РФ Глава 2. Общая характеристика органов прокуратуры 2.1 Понятие, задачи и функции прокуратуры России 2.2 Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации Заключение Библиографический список Приложения Введение
Органы прокуратуры в нашей стране - одна из основных составляющих правоохранной деятельности. Осуществляя надзор за действиями должностных лиц и организаций, прокуратура обеспечивает гражданам и государству главнейший конституционный принцип жизни и взаимодействия общества - законность. Кроме того, выступая в судебных заседаниях, прокурор осуществляет обвинение от лица государства и охраняет права и свободы не только государству и его гражданам, но и изгнанным из общества индивидам - осужденным, лицам, проходящим наказание. Актуальность данной темы обоснована тем, что, во-первых, процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, соблюдением принципа социальной справедливости. Во-вторых, происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни, а так же идущий мировой экономический кризис не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе правоохранительные органы. Особое место в механизме гарантий законности традиционно принадлежит органам прокуратуры. Многоаспектный характер темы курсовой работы предполагал необходимость обращения к различным отраслям знаний, в частности, к работам в области теории государства и права, философии, истории государства и права, политологии и других различных отраслей права.
Цель данной работы заключаются в общетеоретическом исследовании места и роли органов прокуратуры в Российской Федерации, а также рассмотрение проблем и перспектив дальнейшего развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры РФ; - определить место и роль органов прокуратуры в России; оценить проблемы и определить дальнейшие перспективы развития. Объектом исследования данной работы является - Прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации. Методологической основой стали современные научные концепции, касающиеся роли и места прокуратуры в современном обществе и государстве, также использовались такие методы научного познания, как исторический (изучение конституционно-правовых основ возникновения и развития органов прокуратуры в различных государствах), формально-юридический (анализ нормативно-правовых источников, на основе принятых способов их толкования). Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе данного исследования рассмотрены исторические аспекты возникновения института прокуратуры в России. Вторая глава посвящена изучению современного состояния, функций, целей и задач прокуратуры в РФ. Глава 1. История возникновения прокуратуры РФ Зарождение и развитие прокуратуры в России
При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью монарха. Петр I твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для государства органы, которые с каждым днем укреплялись и набирали мощь. С организацией святейшего Синода император подчинил церкви своей власти. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовалось местное самоуправление. Правительствующий Сенат сменил Боярскую думу. Приказы частично сохранились, уступив место коллегиям. Одной из выдающихся заслуг императора является в том, что первый в России создал органы, которые предназначались для контроля и надзора за соблюдением законов. Сначала это был институт фискалов, а потом - прокуратура. и 5 марта 1711 года учреждалась должность фискалов. Обер-фискал состоял при сенате, но кандидатуру назначал лично государь. Фискалы образовались при всех центральных и местных органах - коллегиях, канцеляриях, судах и др. Основная обязанность: тайно узнавать и доносить обо всех нарушениях закона, злоупотребления полномочиями, воровстве и обо всем том, что "во вред государственному энтузиазму может быть". Фискалы рассматривали доносы от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, объяснения чиновников. Вскоре обнаружилось в деятельности фискальной службы множество недостатков: пользуясь очень широкими полномочиями, нередко фискалы использовали свое служебное положение, занимались воровством и взяточничеством. К тому же данная служба оставляла без контроля Правительствующий сенат, так как была подконтрольна ему. января 1722 года царь подписал указ, направленный на улучшение деятельности всех органов страны. В данном документе царь утверждает новый орган, стоящий над Сенатом и над другими государственными учреждениями - Прокуратуру. Хотя функции прокурора еще не вполне сложились, царь возлагал большие надежды на новый орган, отмечал принципиальное значение данного органа как блюстителя законов. января 1722 года Петр I назначает на должность генерал-прокурора Петра Ивановича Ягужинского, а на должность обер-прокурора - Г.Г. Скорнякова-Писарева.
По начальному плану Петра, генерал-прокурор обязан был выступать в роли высшего должностного лица в государственном аппарате, в руках которого сосредотачивался бы надзор за правильным ходом управления государством. Предполагалось, что генерал-прокурор обязан стоять на страже интересов государя, церкви и всего народа. Но в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры, царь отказывается от таких всеобъемлющих обязанностей. Центр тяжести переноситься только на надзирающую роль генерал-прокурора над всеми государственными органами и, прежде всего, Сената. Постепенно, генерал-прокурор занимал ключевое положение в государственном управлении. В должности генерал-прокурора состояли разные лица, в подавляющем большинстве незаурядные. Посреди них были и выдающиеся государственные деятели - Д.Н. Блудов, Д.П. Трощинский, и блестящие юристы - Д.Н. Замятнин, Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев, и выдающиеся российские поэты, гордость русской литературы - Г.Р. Державин и И.И. Дмитриев. прокуратура орган государственная власть После Октябрьской революции в соответствии с марксистской доктриной о сломе буржуазного государственного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года прокуратура была ликвидирована: "Упразднить доныне существовавшие университеты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно университеты присяжной и частной адвокатуры". Надзор за законностью, в частности в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 16 мая 1918 года была учреждена Центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИКом. Она руководила деятельностью коллегий обвинителей при революционных трибуналах. Такое положение, вполне приемлемое в условиях гражданской войны, стало нетерпимым во время мирного строительства. В 1921 году со всей остротой встал вопрос о создании прокуратуры.
января 1922 года был опубликован первый проект декрета "О государственной прокуратуре", в котором предполагалось её создание в составе Министерства юстиции и наделение ограниченными полномочиями. 28 мая 1922 года 3-я сессия ВЦИК приняла положение о прокуратуре. Первоначальное строение определялось Положением о народном комиссариате юстиции. В него входили подотделы: ) Общего управления и личного состава прокурорского надзора; ) Общего надзора; ) Надзора за органами следствия, дознания и местами решения свободы; ) Государственного обвинения со следственной частью; После образования Союза ССР, органы прокуратуры строились на началах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору республики, действовали на основе издаваемых республиками Положений. Прокурор республики был подотчетен верховным органам своей республики. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года была учреждена Прокуратура Союза ССР, а 17 декабря - положение о Прокуратуре Союза ССР. Им были определены функции прокуратуры, порядок их осуществления, структура. Структура аппарата прокуратуры СССР: Главная военная прокуратура; - Главная прокуратура железнодорожного транспорта; - Главная прокуратура водного транспорта; - отдел общего надзора; уголовно-судебный отдел; гражданско-судебный отдел; следственный отдел; отдел по специальным делам; отдел по надзору за местами заключения; отдел по жалобам; отдел кадров; группа учета и информации; особый сектор; управление делами; секретариат. Упразднены транспортные прокуратуры, но через год стали воссоздаваться в составе отдельных прокуратур краев и областей, а в 80-х их система полностью восстановлена. В 1959 году Указом Президиума Верховного Совета СССР были образованы коллегии в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик. Также Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 года утверждено Положение о Военной прокуратуре. ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принятый 17 января 1992 года, в котором Прокуратура Российской Федерации определяется как единая Федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Общегосударственная значимость возложенных на прокуратуру функций предопределила ее статус как конституционного органа, закрепленного в главе 7 Конституции Российской Федерации "Судебная власть", принятой 12 декабря 1993 года. В результате законодательных преобразований прокуратура России окончательно сформировалась как структурно и функционально самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|