Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное устройство и направления деятельности прокуратуры РФ




 

Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации закреплены в п.2 ст.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", где определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях обеспечения:

) верховенства закона;

) единства и укрепления законности;

) защиты прав и свобод человека и гражданина;

) охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена вся деятельность органов и учреждений российской прокуратуры.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в статье 129 закрепила основные положения о прокуратуре современности:

. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по предоставлению Президента РФ.

. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами.

. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным Законом.

В соответствии со статьей 1 Федерального Закона о Прокуратуре РФ от 17.01.1992 N 2202-1, Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.

В Законе о прокуратуре приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Это не означает противопоставления прав гражданина охраняемым законом интересам общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу. Эти интересы выражены, прежде всего, в законах. И, наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы.

Иными словами, в качестве целей участия прокуратуры в правозащитной деятельности следует понимать результат, на достижение которого она направлена. Однако, учитывая то обстоятельство, что цели участия прокуратуры в этой деятельности вытекают из целей деятельности всей системы органов российской прокуратуры и не могут им противоречить, можно сделать вывод, что они должны соответствовать последним. Но они не могут полностью совпадать, так как деятельность органов и учреждений современной российской прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры, при осуществлении которой решаются только ей присущие задачи.

Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера. По своей значимости выделяют постоянные приоритетные направления деятельности и динамичные направления - с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, стране в целом.

К числу постоянных приоритетов относятся:

соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления;

-   надзор за исполнением законов, прежде всего, государственными органами, на которые возложено осуществление функции вневедомственного контроля над соблюдением законов, иных нормативных актов;

    соблюдение прав и свобод гражданина федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с Законом о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждениями прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопрос организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения этих работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (в том числе, поддержание государственного обвинения в суде);

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Согласно ч. ч.2, 3 ст.27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны, рассматривать дела об административных правонарушениях.

Таким образом, общей тенденцией развития системы прокурорского надзора советского периода стало расширение его предмета и пределов. С формально юридической точки зрения, новых конструкций не появилось. Скорее всего, речь можно вести о новом витке развития данного института, который помимо функции представления публичных интересов в судебных инстанциях, присущей прокуратуре Российской империи после реформы 1864 года, приобрел общенадзорные функции, имевшие место до указанной реформы. При этом в деятельности прокуратуры прослеживался четкий политический оттенок.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...