Современное устройство и направления деятельности прокуратуры РФ
Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации закреплены в п.2 ст.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", где определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях обеспечения: ) верховенства закона; ) единства и укрепления законности; ) защиты прав и свобод человека и гражданина; ) охраняемых законом интересов общества и государства. На достижение этих целей направлена вся деятельность органов и учреждений российской прокуратуры. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в статье 129 закрепила основные положения о прокуратуре современности: . Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. . Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по предоставлению Президента РФ. . Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. . Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. . Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным Законом. В соответствии со статьей 1 Федерального Закона о Прокуратуре РФ от 17.01.1992 N 2202-1, Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации. В Законе о прокуратуре приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Это не означает противопоставления прав гражданина охраняемым законом интересам общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу. Эти интересы выражены, прежде всего, в законах. И, наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы.
Иными словами, в качестве целей участия прокуратуры в правозащитной деятельности следует понимать результат, на достижение которого она направлена. Однако, учитывая то обстоятельство, что цели участия прокуратуры в этой деятельности вытекают из целей деятельности всей системы органов российской прокуратуры и не могут им противоречить, можно сделать вывод, что они должны соответствовать последним. Но они не могут полностью совпадать, так как деятельность органов и учреждений современной российской прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры, при осуществлении которой решаются только ей присущие задачи. Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера. По своей значимости выделяют постоянные приоритетные направления деятельности и динамичные направления - с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, стране в целом. К числу постоянных приоритетов относятся: соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления; - надзор за исполнением законов, прежде всего, государственными органами, на которые возложено осуществление функции вневедомственного контроля над соблюдением законов, иных нормативных актов; соблюдение прав и свобод гражданина федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с Законом о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждениями прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопрос организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения этих работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (в том числе, поддержание государственного обвинения в суде); координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Согласно ч. ч.2, 3 ст.27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны, рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким образом, общей тенденцией развития системы прокурорского надзора советского периода стало расширение его предмета и пределов. С формально юридической точки зрения, новых конструкций не появилось. Скорее всего, речь можно вести о новом витке развития данного института, который помимо функции представления публичных интересов в судебных инстанциях, присущей прокуратуре Российской империи после реформы 1864 года, приобрел общенадзорные функции, имевшие место до указанной реформы. При этом в деятельности прокуратуры прослеживался четкий политический оттенок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|