Глава II . Контроль в управлении качеством
Организация контроля качества Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства. Производители на всех уровнях понимают это и стараются, свисти долю дефектной продукции к минимуму. Современные фирмы сосредотачивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией “регулирование качества”. Организация контроля качества - это система технических и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативно-технической документации. Именно контроль является той самой функцией наблюдающей за процессом производства для повышения производительности качественной продукции. Его грамотная организация является залогом достижения поставленных целей. Одно из главных требований к системе - качество должно определяться показателями, которые можно измерять, или оцениваемыми показателями, которые косвенно характеризуют качество. Положительные результаты действенного контроля качества можно выделить и в большинстве случаев определить количественно на стадиях разработки, производства, обращения, эксплуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции.
В соответствии с методикой оценки качества промышленной продукции установлено 8 групп показателей качества: Показатели назначения - характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и определяют область ее применения. Показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность. Показатели технологичности - характеризуют эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Показатели стандартизации и унификации - характеризуют степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия. Эргономические показатели - характеризуют систему «человек - изделие - среда» и учитывают комплекс гигиенических, физиологических, антропологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. Эстетические показатели - характеризуют такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, соответствие среде и стилю и т.д. Патентно-правовые показатели - характеризуют степень патентоспособности изделия в России и за рубежом Экономические показатели - отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделий, а также экономическую эффективность эксплуатации. Организация и проведение технического контроля качества продукции являются одним из составных элементов системы управления качеством продукции на стадиях производства и реализации. Технический контроль - это проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям, составная и неотъемлемая часть производственного процесса. Контролю подвергаются:
· поступающие на предприятие сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия; · производимые заготовки, детали, сборочные единицы; · готовые изделия; · оборудование, оснастка, технологические процессы изготовления продукции. Технический контроль является неотъемлемой частью производственного процесса, он выполняется различными службами предприятия в зависимости от объекта контроля. Так, например, контроль за правильным использованием стандартов, технических условий, руководящих материалов и другой нормативно-технической документации в процессе технической подготовки производства осуществляет служба нормоконтроля. Кроме того, качество технической документации контролируется непосредственными исполнителями и руководителями всех уровней в отделах главного конструктора, главного технолога, главного металлурга и других служб предприятия. Но контроль качества готовой продукции и полуфабрикатов своего производства осуществляет отдел технического контроля (ОТК), хотя ответственность за качество не снимается с исполнителей и руководителей производственных подразделений. К настоящему времени сложились разнообразные методы контроля качества, которые можно разбить на две группы: . Самопроверка или самоконтроль - персональная проверка и контроль оператором с применением методов, установленных технологической картой на операцию, а также с использованием предусмотренных измерительных средств с соблюдением заданной периодичности проверки. . Ревизия (проверка) - проверка, осуществляемая контролером, которая должна соответствовать содержанию карты контроля технологического процесса. Можно сказать что, система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. При контроле качества продукции используются физические, химические и другие методы, которые можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушающие. На некоторых предприятиях требовательность и объективность работников технического контроля при приемке изготовленной продукции остаются на низком уровне. Ослабление работы по выявлению внутреннего брака практически повсеместно сопровождается увеличением рекламаций на выпускаемую продукцию. Обнаружение многих дефектов изделий лишь потребителями продукции свидетельствует о неудовлетворительной работе служб технического контроля предприятий.
В такой ситуации возникает острая необходимость, в совершенствовании деятельности служб технического контроля предприятий. Это также говорит о том, что ОТК в процессе производственного цикла играет решающую роль, т. е. на нее возложены функции при не выполнении которых предприятие рискует стать банкротом. Перечислим основные функции ОТК: · разработки оптимальных планов контроля, основанных на результатах длительного наблюдения, анализа и обобщения информации о качестве исходных компонентов готовой продукции, точности оборудования, качестве инструмента и оснастки, стабильности технологических процессов, качестве труда исполнителей и других факторах, оказывающих непосредственное влияние на качество продукции; · предупреждения брака и обеспечения активного профилактического воздействия контроля на процессы возникновения отклонений от требований утвержденных стандартов, технических условий, параметров действующих технологических процессов и др.; · своевременного проведения в необходимом объеме всех предусмотренных контрольных операций; · целенаправленного оперативного изменения условий функционирования объекта контроля для устранения возникающих сбоев в работе и предотвращения производства и поставки потребителям изделий ненадлежащего качества. Можно сказать, что для существенного улучшения результатов деятельности по контролю качества продукции необходима концентрация усилий работников контрольных служб для обеспечения приоритетного развития прогрессивных видов технического контроля, позволяющих осуществлять профилактику брака в производстве. В Приложении 3 показан состав элементов системы профилактики брака на предприятии и их взаимосвязь. Эффективность ее деятельности напрямую влияет на качественные показатели работы предприятия, поэтому имеет немаловажное значение.
Необходимо подчеркнуть, что контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями предприятий, является первичным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством и поэтому он должен быть наиболее эффективным так как чем раньше обнаружен дефект тем меньше убытков понесет компания. В Приложении 4 показан типовой состав структурных подразделений отдела технического контроля (ОТК) крупного предприятия. Виды контроля различают по следующим признакам: . По принадлежности субъекта контроля к предприятию: внутренний; внешний; . По основанию для проведения контроля: добровольный; по закону; по Уставу. . По объекту контроля: контроль за процессами; контроль за решениями; контроль за объектами; контроль за результатами. . По регулярности: системный; нерегулярный; специальный. По выше изложенным критериям расслоения контроля мы можем сделать вывод, что объем поля действия функции контроля очень велик и разнообразен. Так же Виды технического контроля представлены в Приложении 5. Контроль качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции, включая в себя: · входной контроль (материалы не должны использоваться в процессе без контроля; проверка входящего продукта должна соответствовать плану качества, закрепленным процедурам и может иметь различные формы); · промежуточный контроль (организация должна иметь специальные документы, фиксирующие процедуру контроля и испытаний внутри процесса, и осуществлять этот контроль систематически); · окончательный контроль (предназначен для выявления соответствия между фактическим конечным продуктом и тем, который предусмотрен планом по качеству; включает в себя результаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продукта необходимым требованиям); · регистрация результатов контроля и испытаний (документы о результатах контроля и испытаний предоставляются заинтересованным организациям и лицам). Особым видом контроля являются испытания готовой продукции. Испытание - это определение или исследование одной или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатационных факторов и условий. Испытания проводятся по соответствующим программам. В зависимости от целей существуют следующие основные виды испытаний:
· предварительные испытания - испытания опытных образцов для определения возможности приемочных испытаний; · приемочные испытания - испытания опытных образцов для определения возможности их постановки на производство; · приемо-сдаточные испытания - испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику; · периодические испытания - испытания, которые проводят 1 раз в 3-5 лет для проверки стабильности технологии производства; · типовые испытания - испытания серийных изделий после внесения существенных изменений в конструкцию или технологию. Точность измерительного и испытательного оборудования влияет на достоверность оценки качества, поэтому обеспечение его качества особенно важно. При управлении контрольным, измерительным и испытательным оборудованием организация должна: · определить, какие измерения должны быть сделаны, какими средствами и с какой точностью; · оформить документально соответствие оборудования необходимым требованиям; · регулярно проводить калибровку (проверку делений прибора); · определить методику и периодичность калибровки; · документально оформлять результаты калибровки; · обеспечить условия применения измерительной техники с учетом параметров окружающей среды; · устранять неисправные или непригодные контрольно-измерительные средства; · производить регулировку оборудования и программного обеспечения с помощью только специально обученного персонала. Прохождение контроля и испытаний продукции должно подтверждаться наглядно (например, с помощью этикеток, бирок, пломб и т.д.). Те продукты, которые не соответствуют критериям проверки, отделяются от остальных. Также необходимо определить специалистов, ответственных за проведение такого контроля и установить их полномочия. В структуре служб, контроля качества продукции многих предприятий, в основном присутствуют подразделения, обеспечивающие технические и технологические аспекты контроля качества. При этом недостаточно развиты организационно-экономические и информационные функции отделов и управлений технического контроля. На многих предприятиях в работе названных подразделений имеются такие проблемы и недостатки, как: · низкая пропускная способность контрольных служб и недостаточная численность персонала, приводящие к нарушению ритмичности производства и реализации продукции, невыполнению отдельных работ по контролю качества, появлению бесконтрольных участков производства; · недостоверность результатов контроля; · низкая требовательность и субъективизм в оценке качества продукции; · слабая техническая вооруженность и недостатки метрологического обеспечения; · несовершенство методик измерений, дублирование и параллелизм в работе по оценке качества; · относительно низкая заработная плата работников служб контроля качества продукции предприятий; · недостатки в системах премирования персонала контрольных служб, приводящие к не заинтересованности в полном и своевременном выявлении брака; · несоответствие квалификации контролеров разряду выполняемых контрольных работ, низкий образовательный уровень работников ОТК предприятий. Устранение отмеченных недостатков в работе служб технического контроля, препятствующих достижению высокой достоверности и объективности проверок, может оказывать разностороннее положительное влияние на процессы формирования и оценки качества изделий. Грамотная организация системы контроля на предприятии, четкое распределение границ и обязанностей между сотрудниками, использование передовых технологий, постоянное совершенствование продукции проведение испытаний нового продукта все это факторы способствующие повышению качества продукта и снижению доли брака в производстве. Предприятия, которые сумеют профессионально выстроить контроль над качеством, преуспеют в своей деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|