Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экстенсивный и интенсивный типы ведения сельского хозяйства. Основные районы производства зерна.




«Экстенсивный способ ведения сельского хозяйства — это увеличение количества продукции без качественного роста. Чаще всего, за счет расширения посевных площадей. Т.е. система ведения сельского хозяйства без особых капиталовложений на единицу земельной площади и характеризуется слабым применением техники, плохой обработкой земли и, соответственно, низкими урожаями.
Интенсивное сельское хозяйство предполагает разработку и применение новых технологий в обработке земли и выведение новых, более урожайных сортов (селекция), т.е. увеличение количества продукции на той же площади.
Экстенсивный способ ведения сельского хозяйства был, например, одной из причин быстрого расширения колониальных владений России в Сибири и на Дальнем Востоке: крестьяне уходили все дальше и дальше на восток в поисках новой земли, а за ними следовали чиновники и государство.»

Как видно из этого материала, интенсивный способ считается приоритетнее экстенсивного, только потому, что требует меньших посевных площадей, при этом считается недостатком отсутствие «особых капиталовложений на единицу земельной площади», - что уже бросается в глаза и «слабое применение техники». Хотя если хорошенько подумать, то чем техники на земле больше, тем ей(земле) хуже, плюс затраты на горюче-смазочные материалы тоже не благоприятствуют ведению дел. Ну и самое главное – ресурс земли ограничен, хоть и восстанавливается со временем, а интенсивное земледелие не оставляет времени на восстановление.
Исходя из сказанного, следует пересмотреть отношение к интенсивному и экстенсивному способам ведения сельского хозяйства,

Пшеница как важнейшая продовольственная культура в мировом земледелии занимает первое место среди других сельскоохозяйственных культур. Ее потребляет в пищу свыше половины населения земного шара. Пшеничная мука широко используется в хлебопечении и кондитерской промышленности, хлеб из нее отличается высокими вкусовыми качествами, хорошей переваримостью. Зерно пшеницы используется для производства крупы, макаронных изделий. Пшеничные отруби - высококонцентрированный корм для всех видов сельскохозяйственных животных. Солома и мякина имеют большую кормовую ценность, используются как стройматериалы, для изготовления бумаги, подстилок животным и др.

Ареалы распространения сортов: Безостая-1 - Северный Кавказ, Мироновская - Центрально-Черноземный район, Нечерноземная зона, Поволжье, Северный Кавказ, Ростовская, Волгоградская области, Краснодарский и Ставропольский край, Республика Бурятия; Краснодарская - Краснодарский край, Ростовская обл.; Кавказ - Краснодарский край, Дагестан; Донская остистая - Ростовская обл., Краснодарский край, Калмыкия; Альбидум 114 - Самарская обл., Республика Татарстан, Марий Эл,Чувашия, Мордовия, Башкирия.

 

Озимая пшеница занимает свыше 1/4 посевной площади продовольственных зерновых культур.Возделывается преимущественно в европейской части России. Такие агроклиматические факторы, как суровая зима и мощный снеговой покров, ограничивают ареал ее распространения.В направлении от востока к центральным и западным районам с более мягким климатом доля посевов озимой пшеницы значительно возрастает, т.к. она полнее использует осадки осеннего и весеннего периода. Ареал высокой урожайности озимой пшеницы - западные и южныерайоны,в основных районах возделывания она дает более высокий урожай,чем яровая.Важное знаачение имеют посевы зимостойких,короткостебельных,устойчивых к полеганию сортов озимой пшеницы.Хорошо развившись с осени,они лучше,чем яровые,используют весенние запасы влаги и питательных веществ,меньше страдают от весенних засух. Ареал с наилучшими условиями перезимовки озимой пшеницы включает значительную часть территории Северного Кавказа, Черноземного Центра.(7)

Северный Кавказ издавна является крупным производителем товарного зерна в стране. Озимая пшеница здесь - наиболее распространенная и самая продуктивная культура(50-60 ц/га в некоторых районах).Наиболее благоприятные условия для возделывания озимой пшеницы складывается в зонах неустойчивой и достаточной увлажненности(большая часть Краснодарского края, западная и южная части Ставропольского края и Ростовской области, равнинные районы республик Северного Кавказа). Центрально-Черноземный район - крупнейший регион возделывания озимой пшеницы в Российской Федерации,возделывается она и в Поволжье.В Нечерноземье, достаточно и избыточно обеспеченном влагой и умеренно или недостаточно - теплом, основная часть посевов озимых приходится на Центральный район, возрастает площадь посевов на юге Волго-Вятского района, т.к. по мере продвижения на юг и юго-запад климат становится мягче.(11)

 

Яровая пшеница - одна из основных, наиболее распространенных зерновых продовольственных культур в нашей стране. Зерно ее высоко ценится из-за большого содержания в нем белка и высоких технологических свойств. Яровая пшеница занимает самостоятельное место в структуре посевов зерновых культур и является страховой культурой на случай пересева погибшихозимых.Холодостойка, очень требовательна к плодородию почвы, лучшими для нее являются черноземные, каштановые и плодородные суглинистые почвы, требовательна к почвенной влаге. По урожайности яровая пшеница уступает озимой во многих районах, где их возделывают. По мере перехода в более восточные районы урожайность уменьшается.В начале 70х гг. в лесостепи и степных районах России 50-85% площади посевов зерновых отводилось под посевы яровой пшеницы, значительная часть приходилась на сильные и твердые сорта. В 80е гг. посевы этой культуры сильно сократились в западных и центральных районах южнотаежной лесной зоны, существенно - в центральных и восточных районах степной и лесостепной.(11)

Посевы яровой пшеницы господствуют на пространствах от заволжских степей до земледельчески освоенных районов Казахстана и Сибири. Более половины посевов яровой пшеницы сосредоточено в засушливых и острозасушливых районах. Основная зона возделывания яровой пшеницы - Поволжье, Урал, Западная и Восточная Сибирь. В культуре яровой пшеницы распространены два вида - мягкая(возделывается повсеместно) и твердая(районы более континентального и засушливого климата - южное и среднее течение Урала, Оренбургская и Ростовская обл.,Поволжье, Зауралье, Западная Сибирь, степные районы Кабардино-Балкарии, Центрально-Черноземный район).Из сортов яровой пшеницы наиболее распространеныСаратовская,Лютесценс, Скала, Стрела.(8)

 

Рожь - одна из важнейших зерновая культура в нашей стране. Из ржаной муки выпекают разнообразные сорта хлеба, отличающиеся высокой калорийностью и хорошими вкусовыми качествами, она содержит полноценные белки и витамины. Цельное и дробленое зерно, отруби и мука используются как концентрированный корм для скота, солома - как грубый корм, для изготовления матов, оберточной бумаги, целлюлозы, уксуса. Рожь имеет короткий период вегетации, довольствуется относительно небольшими запасами тепла, достаточно устойчива к весенней засухе, хорошо отзывчива на улучшение плодородия почв, имеет большую устойчивость к заболеваниям. Легко подвергается вымоканию и выпреванию.

В культуре распространена преимущественно озимая рожь, имеющая важное продовольственное значение. Основной ареал ее возделывания приурочен к зоне дерново-подзолистых почв, преимущественно в пределах южнотаежной лесной зоны и севера лесостепной. Большинство ее посевов сосредоточено в Нечерноземной зоне, где она является основной культурой, а также в Центрально-Черноземной, в остальных районах она уступает место озимой пшенице. Наиболее высокая урожайность(свыше 20 ц/га) характерна для Московской, Ленинградской областей, на основной территории Нечерноземья она ниже в восточных районах, чем в западных и центральных. Ее посевы сосредоточеныНаиболее ценные сорта - Белая, Саратовская.(11)

28.Связь специализации сельского хозяйства и природно-климатических условий территории. Районы производства технических культур.

Климатические особенности, рельеф, внутренние воды, многолетняя мерзлота, почвы в значительной мере предопределяют специализацию сельского хозяйства.

Природные условия (геологические особенности, рельеф, климат, природная зональность и та) не вовлекаются непосредственно впроизводство, но они также во многом определяют территориальную организацию жизни людей и хозяйственной деятельности. Наиболее сильное влияние природные условия оказывают на сельское хозяйство, эффективность и специализация которого напрямую зависят от плодородия почв, климата, водного режима территории.

Природные условия выступают в качестве постоянно действующего фактора территориально-дифференцирующего сельскохозяйственного производства. Однако возможности использования природного потенциала территории

зависят как от уровня развития производительных сил, обуславливающего

техническое вооружение сельского хозяйства, так и от характера

производственных отношений, с которыми связаны виды землепользования,

многие социально-экономические и другие особенности организации

производства.

Природные условия как фактор территориальной дифференциации сельского

хозяйства имеют очень большое значение для его развития и формирования

порайонных различий, так как земля здесь выступает в качестве важнейшего

средства производства.

Существенный для сельского хозяйства различия в типах природной среды

связано не только с закономерной сменой природных широтных зон и

вертикальных поясов, но и с азональными природными факторами формирования

различных типов ландшафтов. Долины рек, например в таежной или пустынно-

степной зонах с более продуктивными типами земель, создают лучшие

возможности для развития сельского хозяйства.

Природные условия создают неодинаковые предпосылки для тех или иных

видов использования земель и получения определенных продуктов земледелия и

животноводства. Большинство культур и отраслей сельского хозяйства занимают

обычно лишь часть той территории, где природные условия позволяют их

развивать. Это обусловлено либо недостаточно благоприятными экономическими

условиями их размещения, либо невысокой экономической эффективностью

производства продукции по сравнению с другими типами природной среды.

«Размещение сельского хозяйства в значительно большей степени, чем промышленность, зависит от факторов природной среды. Эта зависимость находит свое проявление, прежде всего в том, что природные условия ограничивают возможность выращивания отдельных видов сельскохозяйственных культур и продуктивного скота определенными зональными рамками (природные, почвенно-растительные зоны Земного Шара), за пределами которых технически невозможно или экономически нецелесообразно выращивать эти сельскохозяйственные культуры и виды продуктивного скота»

К техническим культурам относятся растения, используемые в качестве сырья в различных отраслях промышленности. Сахарный тростник и сахарная свекла - важнейшие сахароносы, хлопчатник и лен - главные прядильные культуры, соя и подсолнечник - масличные культуры, гевея - каучуконос.

Сахарный тростник и сахарная свекла, составляющие сырьевую базу промышленности, имеют разные ареалы возделывания. Сахарный тростник- многолетнее теплолюбивое и влаголюбивое растение, культивируется в тропических и субтропических районах Земного шара. Главные производители сахарного тростника страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Куба), Азии, Филиппины, Китай, Таиланд, Вьетнам, Австралия.

Сахарная свекла- культура менее теплолюбивая, чем сахарный тростник, распространена в областях умеренного пояса. По сбору сахарной свеклы выделяются европейские страны (Франция, Германия, Польша, Украина, Россия) и США. Ведущие экспортеры сахара в мире - Бразилия, Таиланд, Индия, Австралия и Франция. Для успешного произрастания сахарной свеклы требуется большое количество солнечных дней, хорошее и равномерное увлажнение в течение всего лета. Сахарная свекла культивируется в районах лесостепной и на орошаемых землях степной: Молдова, Украина, Центрально-Черноземный, Северокавказский, Поволжский, Западносибирский и Дальневосточный районы России.

Хлопчатниктребует много тепла, солнечного света и хорошо увлажненных, богатых питательными веществами почв. Более всего подходят для хлопчатника природные условия тропической и субтропической зоны Земного шара. Производители хлопка страны Северной и Латинской Америки, Азии, Узбекистан. Основные экспортеры хлопка - США, Мексика, Бразилия, Гватемала, Перу, Пакистан, Турция, Египет, Судан. Для его успешного выращивания важна не только длительность безморозного периода, но и высокие летние температуры, хорошая обеспеченность водой. Хлопчатник возделывается только на орошаемых землях Средней Азии и Закавказья, южных областях Казахстана.

Подсолнечникотличается большой засухоустойчивостью, наибольшие площади занимает в районах степной полосы: Украина, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье, юг Урала и Западной Сибири, Северный Казахстан.

Чайвыращивают в районах влажных субтропиках Западной Грузии и Азербайджана, в Краснодарском крае.

Лен-долгунецначинает рост при невысоких температурах и имеет короткий период вегетации. Эта особенность делает эффективным возделывание льна в районах лесной зоны (Украина, Беларусь, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Уральский районы).

Натуральный каучукпроизводят из дерева влажных тропических лесов - гевеи. Ее родина - Бразилия. Крупнейшие в мире плантации каучуконосов сконцентрированы в Малайзии, Индонезии и Бразилии.

29.Развитие и размещение отраслей животноводства.

Развитие, размещение и специализация животноводства определяются наличием кормовой базы, которая зависит от степени распаханности земель, состава кормовых культур, размеров пастбищных ресурсов.

Развитие и размещение отраслей животноводства должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей населения в продуктах животноводства.

В составе животноводства выделяется несколько отраслей. Это скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, которые оказывают большое влияние на экономику АПК.

Скотоводство – самая крупная, продуктивная и универсальная отрасль. Её развивают для получения молока во всех земледельческих районах, близких к наиболее крупным городам и промышленным центрам. Молочный «уклон» возможен и в местах, удалённых от промышленных центров, если тому препятствует характер кормовой базы. В этом случае молоко перерабатывается в транспортабельную продукцию (масло, сыр, сухое молоко и др.). Молочное скотоводство расположено в основном в Северном и Северо-Западном районах, а также в некоторых областях Урала, Дальнего Востока и Нечерноземной зоны. Мясное скотоводство целесообразно размещать в районах, где мало естественных пастбищ. В основном мясное скотоводство развито в районах Северного Кавказа (Ставропольский край, Ростовская область), Поволжья (Саратов, Волгоград, Астраханская область) и на Южном Урале (Оренбургская область). Эти районы также, кроме мяса, поставляют кожевенное сырье. К молочно – мясному направлению относится Краснодарский край, Центрально – Черноземная зона, часть областей Урала и Поволжья, Западная Сибирь. Наряду с производством молока организуется откорм скота для производства мяса.

Свиноводство различают мясное, беконное, полусальное и сальное. Это вторая отрасль по величине производимого мяса. Её размещение основано на сближении с земледельческими кормовыми базами и с потреблением продукции. В Российской федерации основными районами являются Северо-Кавказский, Поволжский, Центрально-Черноземный экономические районы. В этих трёх районах сосредоточена почти треть поголовья свиней в стране.

Овцеводство имеет большое народнохозяйственное значение. Шерсть – ценнейшее сырьё для текстильной промышленности. Различают полутонкорунное, тонкорунное, шубное овцеводство. Главное направление российского овцеводства – тонкорунное – распространено на юге европейской части Сибири. Зона полутонкорунного овцеводства охватывает всю европейскую территорию страны и Дальний Восток. По природно-экономическим условиям для развития овцеводства наиболее благоприятны Северо-Кавказский и Восточно-Сибирский экономические районы. Размещение овцеводства зависит от особенностей разведения и содержания различных пород.

Птицеводство подразделяют на яичное, мясное, общепользовательное. Птицефабрики тяготеют к местам производства зерна. Производство яиц и мяса птицы размещается повсеместно, но большая часть сосредоточена в южных районах: Северный Кавказ, юг Центрального Черноземья, Поволжье.

Таким образом, сочетания отраслей примитивного и аграрного хозяйств позволяют говорить об особых сельскохозяйственно-промысловых зонах страны. На обзорных мелкомасштабных картах использования земель достаточно чётко выделяются территории районов животноводства.

30.Транспортный комплекс: значение, показатели работы, технико-экономические особенности отдельных видов транспорта.

Россия располагает мощной транспортной системой, в кото­рую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей со­общения, а также различных технических устройств и сооруже­ний, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.

Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции - это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройст­вам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.д.

В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании про­изводят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Технико-экономические осо­бенности различных видов транспорта и их сферы рациональ­ного использования систематизированы в (табл. 5) [5].

Таблица 5

Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования

Вид транспорта Особенности транспорта Сфера применения
Достоинства Недостатки
       
1. Железно­дорожный Высокая провоз­ная и пропускная способность; регу­лярность перево­зок; невысокая себестоимость пе­ревозок Большие капита­ловложения на сооружение пути; большие затраты металла Практически не ограничена
       
2. Морской Обеспечивает мас­совые межконти­нентальные пере­возки грузов; низ­кую себестои­мость; практиче­ски неограничен­ную пропускную способность Зависимость от естественно-географических и на­вигационных ус­ловий, создание портового хозяй­ства Практически не ограничена
3. Речной Высокая провоз­ная способность; невысокая себес­тоимость перевозок; небольшие капиталовложения на организацию судоходства Неравномерность глубин, сезон­ность работы, не­большая скорость перевозки Практически не ограничена
4. Автомо­бильный Большая манев­ренность и под­вижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстоя­ния Низкая произво­дительность труда; низкий уровень эксплуатационных показателей; пло­хое состояние дорожной сети На короткие расстояния до 300 км
5. Воздуш­ный Высокая скорость доставки; самый короткий путь сле­дования Высокая себе­стоимость пере­возки Практически не ограничена

Отличительной особенностью транспорта как сферы экономики является то, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю. Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета которых нельзя обеспечить эффективное размещение производства. Транспортные затраты увеличивают стоимость транспортируемой продукции. Отношение суммарных транспортных издержек и полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция, а следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства.

Различают следующие основные виды транспорта:
железнодорожный;
автомобильный;
авиационный;
трубопроводный;
морской;
внутренний водный.
Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.

Значительная часть грузооборота и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте - автомобильный. Такая структура грузооборота и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке пассажиров - железнодорожный. Однако эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.

Характер развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения, как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский и Волго-Вятский районы, наименее развитую - Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский и Северный экономические районы.

Преимущества и недостатки различных видов

транспорта.1

|Виды транспорта |Преимущества |Недостатки |

|Железнодорожный |Надежность и сравнительно | |

| |высокая скорость доставки | |

| |грузов и пассажиров, | |

| |независимость от погодных | |

| |условий, регулярность, | |

| |массовость, универсальность | |

|Речной |Высокая провозная |Дальность перевозок |

| |способность, низкие затраты |из-за извилистости рек,|

| |на организацию перевозок |относительно небольшая |

| | |скорость движения, |

| | |сезонность работы, |

| | |низкая загруженность |

| | |судов из-за |

| | |неравномерности глубин |

|Автомобильный |Высокая проходимость и |Относительно дорогой |

| |большая маневренность, |вид сухопутного |

| |высокая скорость доставки |транспорта, более |

| |грузов и пассажиров, |низкая по сравнению с |

| |рациональность перевозок на |другими видами |

| |любые расстояния, |транспорта |

| |обеспечение необходимой |производительность |

| |частоты движения и |труда |

| |размещения автомобильных | |

| |дорог во всех зонах страны | |

|Морской |Использование естественных |Потребность в дорогих |

| |путей сообщения большой |портовых сооружениях, |

| |протяженности, |высокая доля расходов |

| |неограниченная пропускная |на начальные и конечные|

| |способность морских путей |операции, зависимость |

| | |от погодных условий |

|Трубопроводный |Возможность повсеместной |Узкоспециализированност|

| |прокладки трубопроводов, |ь в транспортировке |

| |высокая пропускная |грузов, загрязнение |

| |способность, низкая |окружающей среды |

| |себестоимость | |

| |транспортировки, | |

| |малочисленность | |

| |обслуживающего персонала, | |

| |независимость от | |

| |природно-климатических | |

| |условий, непрерывность | |

| |процесса транспортировки | |

|Воздушный |Меньшая протяженность |Зависимость полетов от |

| |воздушных трасс, большая |метеоусловий, высокая |

| |беспосадочная дальность |стоимость перевозок |

| |полета, высокая скорость | |

| |доставки грузов и пассажиров| |

31. Развитие и размещение отраслей сферы обслуживания. Социальная инфраструктура: понятие, состав, особенности размещения в условиях рыночной экономики.

Под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непо­средственного удовлетворения потребностей населения в услугах. Это позволяет отличать сферу обслуживания от непроизводственной сферы и сферы услуг. При этом ха­рактер выполняемой функции обусловливает круг отрас­лей, относящихся к сфере обслуживания, и роль этой сфе­ры в народном хозяйстве.

Для правильного определения места сферы обслужи­вания в народном хозяйстве предлагается придерживать­ся следующих оснований распределения отраслей народ­ного хозяйства по отдельным сферам:

- отношение видов деятельности к созданию и по­треблению национального дохода; позволяет распределить все отрасли между производственной сферой (националь­ный доход создается и потребляется) и непроизводствен­ной (в ней национальный доход только потребляется);

- характер результатов труда; позволяет разделить народное хозяйство на материально-вещественное произ­водство (производство вещей) и сферу услуг (результат труда - не вещь, а услуга);

- характер предоставляемой услуги: позволяет разде­лить сферу услуг на отрасли, предоставляющие услуги производственного и непроизводственного назначения;

- объектная направленность услуги: позволяет выде­лить в сфере услуг отрасли, обслуживающие материаль­ное производство (услуги, связанные с воздействием на вещи в процессе их обращения в сфере производства), население (воздействие на конкретного индивидуума) и общественное сознание.

настоящее время большинство ученых и практиков склонно объединять и производственные, и непроизводственные услуги в единую сферу услуг. Основными отраслями сферы услуг являются следующие.

1. Жилищно-коммунальное хозяйство — обслуживание жилья с его благоустройством (электроснабжение, отопление, водопровод, канализация и др.). Состоит из многочисленных организаций, занимающихся как комплексным обслуживанием конкретных жилых зданий (ремонтно-эксплуатационные управления, жилищно-коммунальные отделы и др.), так и обеспечением отдельных видов благоустройства (участки электросети, котельные, водозаборы и т. п.).

2, Торговля — продажа населению различных потребительских товаров. Состоит из магазинов, рынков, киосков, передвижных торговых точек и др. торговых организаций. Фактически с этой розничной торговлей тесно связана и оптовая — торговые базы, склады, закупочные организации.

3, Общественное питание — доведение до потребителей готовых блюд питания и их полуфабрикатов. Состоит из столовых, кафе, ресторанов, буфетов и т. п. организаций питания.

4, Бытовое обслуживание — целая группа отраслей, включающая прежде всего 1) изготовление по индивидуальным заказам или ремонт различных потребительских товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей и др.) — состоит из ателье, мастерских, станций тех обслуживания и т. п.; 2) услуги личной гигиены — бани, прачечные, химчистки, парикмахерские; 3) услуги по уходу за домом — уборка, мытье окон и т. п.; 4) ритуальные услуги — кладбища, крематории; а также пункты проката, фотографии, гостиницы и некоторые другие учреждения.

5, Общее образование и воспитание детей — детские ясли, сады, общеобразовательные школы (но не учреждения профессионального образования, образующие отдельную отрасль).

6, Медицинское обслуживание — обеспечение охраны здоровья населения, включающее больницы, поликлиники, медпункты, диспансеры различной специализации, станции "скорой помощи", родильные дома, санатории и профилактории, санэпидемстанции, аптечные учреждения.

7, Социальное обеспечение — обслуживание нетрудоспособных членов общества: пенсионеров, инвалидов, детей без родителей. К этой отрасли относятся детские дома и интернаты, дома для престарелых и инвалидов, органы пенсионного обеспечения.

8 Рекреационное обслуживание — обеспечение отдыха и восстановления физических сил населения. Состоит из туристических и экскурсионных организаций, домов отдыха, туристических гостиниц, детских летних баз отдыха, пляжей, парков, организаций физкультуры и спорта и других учреждений.

9. Культурное обслуживание — обеспечение духовных потребностей людей. Состоит из театров и кинотеатров, концертных и выставочных залов, музеев, цирков, библиотек, клубов и домов культуры, книжных издательств.

10. Информационное обслуживание — доведение до населения разнообразной информации. Осуществляется средствами массовой информации — телевидением, радио, издательствами газет и журналов, информационными агентствами.

11. Кредитно-финансовое и страховое обслуживаниеорганизации, обеспечивающие движение потоков денежных и других аналогичных средств. Это банки, страховые организации, финансовые компании, инвестиционные фонды и т. п.

12. Охрана имущества и прав граждан — деятельность правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, судов, охранных агентств и др.) по обеспечению безопасности и прав конкретных людей.

13. Юридическое и нотариальное обслуживание — консультации населения, удостоверение подлинности документов и другие услуги, оказываемые юридическими и нотариальными конторами.

14. Связь (услуги связи) — обеспечение информационных потоков между людьми посредством почты, телеграфа, телефона, Интернета.

15. Транспорт (услуги транспорта) — перевозка пассажиров с различными целями. Осуществляется как организациями разных видов транспорта (автобусными парками, аэропортами, авиакомпаниями, железными дорогами, пароходствами и др.), так и личным транспортом (в основном автомобильным).

Отдельные организации могут одновременно выполнять услуги, относящиеся к разным отраслям. Например, крупные магазины часто имеют подразделения общественного питания, парк культуры и отдыха одновременно обеспечивает и рекреационное, и культурное обслуживание и т. д. В том числе возможно совмещение в рамках одной организации производственных услуг (общественное питание) и непроизводственных (культурное и рекреационное обслуживание). Поэтому во многих случаях смыл имеет не отраслевой, а только комплексный анализ сферы услуг.

При этом совокупность всех учреждений (оказывающих непроизводственные услуги) и предприятий (оказывающих производственные услуги) сферы услуг называют социальной инфраструктурой общества. Ее задача - комплексное обеспечение жизнедеятельности людей (в отличие от производственной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование предприятий). В современном обществе большинство товаров доходит до населения через сферу услуг. Поэтому с ее развитием тесно связаны бюджет времени, а через него -условия жизни, уровень жизни и образ жизни населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...