Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Рыночная инфраструктура.




Функции: позволяет адаптироваться населению к изменяющимся условиям жизни. К ней относятся банковские и финансово-кредитные учреждения, организации страхования и др.

Развитие и размещение предприятий социальной инфраструктуры в условиях плановой экономики определялось действием основных принципов, которые были указаны действующими строительными нормами и правилами (СНиП). К таким принципам были отнесены следующие.

Людность. Данный принцип развития предполагает учет общей численности населения отдельных населенных пунктов, т.е. учет потенциальных потребителей услуг. Набор и ассортимент оказываемых услуг был четко ориентирован на число потребителей. В крупных населенных пунктах ассортимент услуг был наиболее полным, а в малых пунктах набор услуг был крайне ограниченным. В силу этого обеспеченность населения услугами была дифференцированной.

Периодичность. Сущность принципа состояла в определении частоты посещения предприятий обслуживания и потребления различного вида услуг. В зависимости от этого определялись места размещения объектов инфраструктуры. По признаку частоты потребления (как часто?) услуги подразделялись на три вида: повседневные, периодические и эпизодические. Чем чаще потреблялись услуги, тем ближе они располагались к населению.

Доступность. При развитии и размещении объектов инфраструктуры учитываются временные затраты населения для того чтобы дойти (доехать) до учреждения и получить требуемые услуги. При этом, чем чаще потребляются услуги тем ближе они расположены к потребителю.

С переходом к рыночным отношениям принципиально изменяются представления о механизме функционирования и размещения объектов социальной инфраструктуры. Развитие разных форм собственности находит отражение в характере оказания услуг: государственные (муниципальные), частные и смешанные (например, среднее образование, здравоохранение). Происходит ориентация услуг на определенные группы потребителей, Отличающиеся не только по демографическому признаку, но и по платежеспособности. Отсюда вытекают новые, рыночные факторы размещения. Последнее имеет большое значение, так как формируется иной механизм функционирования социальной инфраструктуры: услуги не предоставляются, а преимущественно продаются. Региональные различия в доходах порождают соответствующие различия в структуре спроса населения. Это в свою очередь вызывает неодинаковую потребность в товарах и услугах, а, следовательно, и разную потребность в сети объектов инфраструктуры. Территориальная организация обслуживающих отраслей определяется исходя из принципов функциональности, что предполагает дифференциацию объектов услуг на стандартные и избирательные. Такое деление в большей степени соответствует дифференциации потребительского бюджета населения. Стандартное обслуживание ориентировано прежде всего на лиц со средним и низким доходом и обеспечивает повседневные потребности в товарах и услугах. Функцией объектов избирательного обслуживания выступает удовлетворение индивидуальных потребностей. Происходит переориентация учреждений на учет демографических признаков, таких как возраст, пол, размер семьи, уровень дохода, образование и т.д. Причина заключается в тесной взаимосвязи между объемом потребления определенного вида продукции, услуг и изменением демографического фактора.

Возрастной состав населения отражается в размерах семьи и оказывает большое влияние на объем и структуру потребностей. С увеличение размера семьи сокращается душевая потребность по ряду материальных благ, особенно на предметы длительного пользования. С другой стороны, ряд расходов (особенно на услуги) с увеличением размера семьи возрастают. Например, по данным выборочных обследований, в семьях с тремя детьми расходы на оплату услуг составляют 20%, с уменьшением числа детей в семье доля расходов на услуги становится меньше, а в бездетных семьях этот показатель изменяется от 10 до 20%. Это значит, что наличие детей в семье обусловливает увеличение потребностей в услугах организованной системы обслуживания.

Важной особенностью влияния демографического фактора на спрос является учет национального состава населения. Одним из важнейших этнических факторов является язык, который важен при наборе кадров в тех видах обслуживания, которые предполагают массовые контакты с населением, в некоторых же видах владение языком оказывается обязательным критерием (детские учреждения, школы, библиотеки). Этническое своеобразие ряда регионов получает отражение в формировании спроса на услуги, обусловленных национальными традициями, трудовыми навыками, бытовыми особенностями.

Одним из факторов, определяющих различия в потреблении благ и услуг по территории, являются особенности образа жизни в городах и сельской местности. Это отражается в увеличении размера расходной части потребительского бюджета в регионах с повышенной долей городского населения, в связи с повышенными расходами горожан на транспортные, коммунальные и другие виды услуг. Жители села значительную часть своих потребностей в продуктах питания удовлетворяют за счет личного подсобного хозяйства. Следовательно, денежные расходы сельского населения в большей части связаны с приобретением непродовольственных товаров. Исходя из этого, изменение соотношения между численностью городского и сельского населения будет оказывать влияние на общую структуру спроса и на объемы потребления. Это тем более актуально, т.к. демографический прогноз предполагает значительные изменения в соотношении численности сельского и городского населения.

Особенности расселения оказывают также весьма значимое влияние на формирование потребностей населения. Прежде всего оно связано с территориальной дифференциацией материальной базы обслуживания как по качеству, так и по ее доступности для населения. Организация почти всех отраслей услуг построена по иерархическому принципу, что отражается и в территориальной структуре соответствующих сетей.

32.Экономическое районирование России: принципы, современная сетка районирования.

Принципы размещения производительных сил должны способствовать пропорциональному размещению производительных сил.

Принципы:

1. Приближение пр-ва к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления продукции.

2. Первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

3. Эффективное размещение производительных сил по территории страны;

4. Реализация преимуществ и эк-ких выгод международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил.

Одним из принципов размещения производительных сил является тяготение, особенно пром-ного пр-ва, к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления. Этот принцип приобрел особое значение на стадии формирования рыночных отношений.

Немаловажную роль играет принцип первоочередного освоения и комплексного использования новых территорий.

Принципы – средство, метод, с помощью которого размещают пр-во и производительные силы. Принципы субъективны, то есть управленческое решение о размещении принимает управленец. Принципы действуют короткий промежуток времени, меняются от сложившейся ситуации страны.

Основные принципы районирования

¨ Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

¨Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

¨Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5 – 7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические районы – 7 федеральных округов; районы среднего звена – 85 субъектов федерации; низовые районы – районы субъектов федерации (муниципальные образования). Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

Деление на уровни необходимо для социально-экономического планирования. Самые управляемые экономические районы – это второй и третий типы. На первом уровне составляются федеральные целевые программы.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России (в основе критерии уровней развития):

1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.

В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад, как в городах, так и в селах; необходимо создавать трудоемкие производства. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа – создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

Зоны:

1. Европейская

2. Восточная

Новые экономико-территориальные образования:

1. Сибирское соглашение.

2. Ассоциации городов. Ассоциация Сибирских и дальневосточных городов, малых городов Нечерноземья. Цель- решение городских проблем.

3. Свободные экономические зоны (Янтарь – Калининградской области, Находка – Дальний Восток). Важны в стратегическом плане для России, но в силу объективных причин они самостоятельно развиваться не могут. Эти территории приграничные. Для них создаются особые экономические правила (льготы) развития территории. Например, Калининградская область, Приморский край.

Современная сетка экономических районов:

Северо-Западный:Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ
Центральный (Центрально-промышленный, Центрально-Черноземный районы): Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г.Москва
Приволжский: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика Ц Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. (от Уральского федерального округа: Пермский край, республика Удмуртия, Башкортостан). Административный центр – Нижний Новгород.
Южный (в границах Северно-Кавказского экономического района + 2 территории Волгоградская и Астраханская области из Поволжского экономического района): Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область. Административный центр – Ростов.
Уральский: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Административный центр – Екатеринбург
Сибирский: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Забайкальский край. Административный центр - Новосибирск
Дальневосточный: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край (Корякский автономный округ), Магаданская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ Административный центр - Хабаровск

Федеральные округа образованы в 2000 году по указу президента. В основе их образования лежат экономические особенности: объединились сырьевые территории с обрабатывающей промышленностью либо территории с малым экономическим потенциалом, административные образования 2 уровня с ведущим потенциалом. Идет процесс объединения автономных (национальных) округов с административными районами 2 уровня.

 

33.Региональная политика на современном этапе хозяйственного развития России.

Под региональной политикой подразумевается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизмы их реализации.

Главная цель региональной политики заключается в сохранении единства и целостности государства, недопущении и распада на суверенные территории.

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.

В условиях развития рыночных отношений, особенно теперь, в период мирового экономического кризиса, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов Федерации необходима выработка четкой и действительной региональной политики в проведении экономических реформ в России.

Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономического развития на региональный уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических преобразований необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка на ряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относиться к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам наиболее экономически отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.

Необходимо обеспечение баланса общероссийских и региональных интересов. Для этого нужно преодолеть депрессивное состояние отдельных регионов, установить утраченную жизненную среду в сельской местности. Создание жизнеспособной экономики хозяйственного комплекса регионов и страны в целом немыслимо без активной региональной политики государства.

Исходя из вышесказанного и с учетом складывающейся в настоящее время обстановки (в мировом масштабе – экономический кризис, в масштабах страны – резкий спад хозяйственной деятельности, попытки Правительства смягчить последствия кризиса), необходимо рассмотреть факторы стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом конкретном регионе, повышения на этой основе уровня жизни населения, обеспечения единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей региона.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...