Общая характеристика деятельности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения музыкального репертуара. Выразительное исполнение произведений непременно эмоциональное, в нем должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Формирование этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки. По этому поводу неоднократно высказывала свое мнение Н.Л. Гродзенская: «Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведения, но и о качестве исполнения... работа над песней — не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю, — это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент; это процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней надо много работать...» Хоровое пение — наиболее доступная школьникам исполнительская деятельность. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.
Успех работы учителя в решении задач общего музыкального образования во многом зависит от того, насколько глубоко он осознает воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приемами певческого развития школьников, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного материала. Отношение учителя к вокально-хоровой деятельности на уроке музыки во многом сказывается на общих результатах его работы. Так, уровень певческой культуры учащихся выше у тех учителей, которые в своей профессии руководствуются тем, что «русский народ — народ-певец, песнетворец. Он сложил беспредельное множество прекрасных песен, которые сопутствовали ему в труде, в горе и в радости. Пение, и в особенности хоровое, — один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране. Традиции хорового пения уходят далеко в глубь русской истории...» Сохранить сегодня певческие традиции без учителя музыки практически невозможно.
Особенности детского голоса Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, учителю необходимо знать певческие возможности школьников. Так, у шестилетнего ученика они невелики. Это обусловлено тем, что его певческий аппарат еще не сформирован. Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми1 — соль1, фа1 — ля1. Поэтому в качестве материала для пения на первых занятиях используются несложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному образу миниатюры, как, например, русская народная песня «Зайка», «Кукушка» Е. Тиличеевой (построенные на I—III ступенях фа-мажорной тональности) или «Зови, звонок!» Н. Долматова, «Доброй ночи» М. Ройтерштейна (в основе которых лежит нисходящая терция V—III ступеней до мажора). Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется. В работу включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада (например, русская народная песня «Дроздок»), в основе которых лежат более сложные интервальные соотношения. В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приемов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте. У второклассников наиболее естественно голос звучит в диапазоне ми1— си1. Этот диапазон благоприятен прежде всего для слухового восприятия. В то же время он определяется возможностями голосовых связок, которые еще довольно тонкие и короткие. Поэтому на занятиях следует добиваться ненапряженного, легкого и светлого звучания. Развитие этих качеств рекомендуется именно в диапазоне ми1— си'. Затем нужно постепенно распространять их на более широкий диапазон. К концу второго года обучения середина певческого диапазона учащихся укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни. Звучание голоса выравнивается в диапазоне ре'—ре2. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си, лл), но они, как правило, звучат неярко и напряженно. У некоторых ребят появляется красиво звучащее ми2.
С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всем диапазоне до1—ре2 (ми2). Часто наблюдаемые случаи раннего физического развития детей влекут за собой и более быстрое становление их голосового аппарата. Сила голоса учащихся 7—10 лет не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков тР и тР. Но эмоциональная отзывчивость, свойственная детям, позволяет при этом добиваться выразительности и яркости исполнения. Бесспорно, не на всем диапазоне возможно использование всей палитры динамических красок, свойственных голосам школьников. Так, большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого — на верхних. Лучшие качества голоса проявляются на средних звуках певческого диапазона, которые наиболее удобны поющим. Частое использование в произведении низких или высоких звуков диапазона свидетельствует о неудобной тесситуре. Поэтому при определении репертуара учителю важно учитывать эти положения.
У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса. Поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя. У детей данного возраста тембр неровный, особенно при пении гласных. В связи с этим необходимо добиваться более ровного их звучания на всех звуках диапазона. Существенное значение в процессе развития тембра голоса имеет атака звука (твердая, мягкая). Умелое использование ее в вокальной работе (при примате мягкой атаки) положительно влияет на тембр, помогает избавиться от таких явлений, как зажатость голоса, носовой призвук и т.д. У одиннадцатилетних подростков можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов, грудное звучание. При правильном режиме работы голос постепенно крепнет и расцветает. В 12—13 лет певческий диапазон достигает обычно децимы (до'—ми2, фа2). Но на крайних звуках нужна большая осторожность, поэтому лучше использовать их редко. Трудность работы учителя с подростками связана с тем, что голос у ребят начинает ломаться, т.е. наступает мутация, переход детского голоса в голос взрослого. В последние десятилетия часто наблюдаются случаи, когда мутация начинается у мальчиков в 11 лет, а с 13 лет период мутации наступает фактически у всех учащихся, но протекает он у них неодинаково. Поэтому педагог должен хорошо знать каждого ученика, следить за индивидуальными изменениями голоса, предлагать ребятам петь в удобном для них диапазоне. У мальчиков при резкой форме мутации гортань быстро растет в длину. Голосовые связки делаются длиннее в полтора-два раза, звучащая зона постепенно переходит в малую октаву. Резкая форма мутации протекает тяжело, мальчикам часто не хочется петь. Иногда из-за болезненных ощущений пение становится даже невозможным. При такой форме мутации приходится на время прекращать пение.
У девочек мутация выражена менее ярко, нет такого сильного роста гортани. Однако в их голосах исчезает звонкость, появляется сипота, усталость. С мутацией связано понижение устойчивости нервной системы. Ослабевает нервно-мыщечная энергия не только гортани, но и всего певческого механизма. Все это требует неуклонного соблюдения щадящего режима в занятиях. В период мутации полезно предлагать школьникам играть на духовых музыкальных инструментах. Это обусловлено тем, что техника певческого дыхания аналогична технике дыхания в процессе игры на духовых инструментах, например на блокфлейте. Исполнение на духовых вступления или элементов сопровождения к песням позволит привлечь учащихся к исполнению музыки в период острой мутации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|