Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки)




Важная роль в пении принадлежит дыханию. Навыки правильного певческого дыхания следует развивать у ре­бят, не акцентируя внимания на физиологической стороне и не применяя упражнений без пения. Лучшая школа для развития певческого дыхания — сама музыка, пение. По­этому работать над дыханием нужно в процессе разучива­ния песен, попевок. Перед учащимися ставят задачу спеть на одном дыхании короткие фразы, например в русской народной песне «Петушок». Важно добиться такого испол­нения фраз, при котором ясно пропевается каждый звук, и особенно последний. Учитель должен сам показать, как активный вдох, задержка дыхания и постепенное его рас­ходование помогут спеть красивым звуком; он объясняет, что при пении необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч. В процессе певческой практики школьники осознают, что правильное дыхание имеет исключительное значение для выразительного пения, так как способствует формирова­нию красивого звука Можно показать ребятам и обратный пример — как исчезнет выразительное звучание песни Г.Зингера «Зайка, зайка, где бывал?», если перед второй фразой не взять дыхание или в последующей фразе взять дыхание после слова «лужайке».

При коллективном пении ребята могут убедиться в том, что для достижения выразительности исполнения боль­ших фраз, как, например, в грузинской народной песне «Солнце», необходимо цепное дыхание.

Выработка правильного певческого дыхания связана с применением того или иного вида атаки звука, определяю­щей характер работы голосовых связок. При ограниченных голосовых возможностях детей важна мягкая атака, которая способствует образованию спокойного, мягкого звука и устраняет напряженное, громкое звучание. Для исправления этого недостатка используется даже придыхательная атака, применение которой должно быть осторожным, так как неполное смыкание связок и интенсивный выдох ведут к неточной интонации и к так называемым подъездам. Твер­дая атака активизирует процесс голосообразования у ребят, склонных к инертности. Обеспечивая интенсивную работу голосового аппарата, она помогает точности интонирования.

В воспитании навыков красивого и выразительного пе­ния особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Ос­нова пения — гласные звуки. На них воспитываются все вокальные качества голоса. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У детей младшего школь­ного возраста тембр неровный. В основном это происхо­дит из-за «пестроты» гласных. Чтобы они звучали ровно, дети должны постоянно стремиться сохранять высокое зву­чание (позицию) на всех звуках певческого диапазона. Для этого используются полевки, упражнения на гласные у, ю, а также песни с нисходящим движением мелодии (на­пример, русская народная песня «Во поле береза стояла»). Большое внимание в вокальном воспитании уделяется глас­ному звуку о. Пение упражнений и мелодий на гласные о, ё помогает выработать округлый красивый звук. Специаль­ного округления требуют звуки и (его приближают к звуку ы), а (приближают к звуку о), е (приближают к звуку э).

Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ.

Добиваться красивого исполнения отдельных гласных нужно на песенках, попевках, в которых удобно достичь единую манеру звучания и ясность произношения. В каче­стве примера приведем песию М. Ройтерштейна «Доброй ночи». В ее тексте встречаются все гласные, требующие округления.

Если гласные являются основой пения и их необходимо тянуть, то согласные произносятся легко, четко, ясно и энергично. Выразительное значение правильного произно­шения согласных ребята лучше почувствуют на примере исполнения народных прибауток типа «Дон-дон», «Андрей-воробей». При их исполнении следует обратить внимание на необходимость утрированного произношения некоторых согласных, и в первую очередь р. Развивая правильную дик­цию, надо приучить детей ясно произносить согласные в конце слов, Можно даже показать ребятам, что получится, если петь песню, пропуская согласные. Внимание учащих­ся обращается на то, что в словах следует переносить соглас­ные к следующему слогу или слову. Например, «то-птоп», вместо «топ-топ» или «гро-мко» вместо «гром-ко».

На конкретных примерах школьники должны узнать важные правила:

— о необходимости раздельного пения одинаковых или двух разных гласных, встречающихся в одном слове или в конце одного и в начале другого слова (например, в рус­ской народной песне «А я по лугу» нельзя соединять а и я);

— о произнесении слов в пении в соответствии с обще­принятыми правилами орфоэпии (например, произно­сить «серенькый», а не «серенький», «улыбнулас», а не «улыбнулась», «веселимса», а не «веселимся» и т.д.).

Совместное и согласованное исполнение произведения, т.е. ансамбль, достигается нелегко. Навыки такого испол­нения развиваются на практике. Для достижения ансамб­ля необходимо работать над всеми его составляющими: интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством в партии, одновременным на­чалом и окончанием пения произведения в целом и от­дельных его частей (куплета, фразы), При работе над ан­самблем надо развивать у ребят чувство ответственности и «чувство локтя», навыки самоконтроля, умение анали­зировать качество пения, умение слышать себя и класс.

Работая над ритмическим ансамблем, можно использо­вать движения, детские музыкальные инструменты: про­хлопать ритмический рисунок, исполнить ритмическое со­провождение к пению своих товарищей на простейших музыкальных инструментах. Динамический ансамбль зави­сит от понимания учащимися образного содержания произ­ведения и стремления передать свое отношение в исполне­нии. Тембровый ансамбль достигается в процессе работы над единой манерой звукообразования. Учителю порой не­легко добиться ансамбля в пении ребят из-за различного уровня их музыкального развития, а часто и из-за недо­статка времени.

В работе над хоровым строем формируется умение ин­тонировать (интонирование мелодической линии называет­ся горизонтальным строем, а аккордов — вертикальным). Оно связано с развитием музыкального слуха детей, а так­же координации между слухом и голосом. Поскольку до­стижение строя невозможно без опоры на ладовое чувство, большое внимание уделяется освоению школьниками ладо­вых закономерностей. Для этого можно, например, вводить пение небольших каденций с ясным ладовым окончанием.

Итак, работа над вокально-хоровыми навыками пред­ставляет основу выразительного исполнения хоровых про­изведений учащимися. Эта работа требует от учителя оп­ределенных знаний, навыков и умений, а самое главное-любви к хоровому пению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...