Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Важная роль в пении принадлежит дыханию. Навыки правильного певческого дыхания следует развивать у ребят, не акцентируя внимания на физиологической стороне и не применяя упражнений без пения. Лучшая школа для развития певческого дыхания — сама музыка, пение. Поэтому работать над дыханием нужно в процессе разучивания песен, попевок. Перед учащимися ставят задачу спеть на одном дыхании короткие фразы, например в русской народной песне «Петушок». Важно добиться такого исполнения фраз, при котором ясно пропевается каждый звук, и особенно последний. Учитель должен сам показать, как активный вдох, задержка дыхания и постепенное его расходование помогут спеть красивым звуком; он объясняет, что при пении необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч. В процессе певческой практики школьники осознают, что правильное дыхание имеет исключительное значение для выразительного пения, так как способствует формированию красивого звука Можно показать ребятам и обратный пример — как исчезнет выразительное звучание песни Г.Зингера «Зайка, зайка, где бывал?», если перед второй фразой не взять дыхание или в последующей фразе взять дыхание после слова «лужайке». При коллективном пении ребята могут убедиться в том, что для достижения выразительности исполнения больших фраз, как, например, в грузинской народной песне «Солнце», необходимо цепное дыхание. Выработка правильного певческого дыхания связана с применением того или иного вида атаки звука, определяющей характер работы голосовых связок. При ограниченных голосовых возможностях детей важна мягкая атака, которая способствует образованию спокойного, мягкого звука и устраняет напряженное, громкое звучание. Для исправления этого недостатка используется даже придыхательная атака, применение которой должно быть осторожным, так как неполное смыкание связок и интенсивный выдох ведут к неточной интонации и к так называемым подъездам. Твердая атака активизирует процесс голосообразования у ребят, склонных к инертности. Обеспечивая интенсивную работу голосового аппарата, она помогает точности интонирования.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Основа пения — гласные звуки. На них воспитываются все вокальные качества голоса. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. В основном это происходит из-за «пестроты» гласных. Чтобы они звучали ровно, дети должны постоянно стремиться сохранять высокое звучание (позицию) на всех звуках певческого диапазона. Для этого используются полевки, упражнения на гласные у, ю, а также песни с нисходящим движением мелодии (например, русская народная песня «Во поле береза стояла»). Большое внимание в вокальном воспитании уделяется гласному звуку о. Пение упражнений и мелодий на гласные о, ё помогает выработать округлый красивый звук. Специального округления требуют звуки и (его приближают к звуку ы), а (приближают к звуку о), е (приближают к звуку э). Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Добиваться красивого исполнения отдельных гласных нужно на песенках, попевках, в которых удобно достичь единую манеру звучания и ясность произношения. В качестве примера приведем песию М. Ройтерштейна «Доброй ночи». В ее тексте встречаются все гласные, требующие округления. Если гласные являются основой пения и их необходимо тянуть, то согласные произносятся легко, четко, ясно и энергично. Выразительное значение правильного произношения согласных ребята лучше почувствуют на примере исполнения народных прибауток типа «Дон-дон», «Андрей-воробей». При их исполнении следует обратить внимание на необходимость утрированного произношения некоторых согласных, и в первую очередь р. Развивая правильную дикцию, надо приучить детей ясно произносить согласные в конце слов, Можно даже показать ребятам, что получится, если петь песню, пропуская согласные. Внимание учащихся обращается на то, что в словах следует переносить согласные к следующему слогу или слову. Например, «то-птоп», вместо «топ-топ» или «гро-мко» вместо «гром-ко».
На конкретных примерах школьники должны узнать важные правила: — о необходимости раздельного пения одинаковых или двух разных гласных, встречающихся в одном слове или в конце одного и в начале другого слова (например, в русской народной песне «А я по лугу» нельзя соединять а и я); — о произнесении слов в пении в соответствии с общепринятыми правилами орфоэпии (например, произносить «серенькый», а не «серенький», «улыбнулас», а не «улыбнулась», «веселимса», а не «веселимся» и т.д.). Совместное и согласованное исполнение произведения, т.е. ансамбль, достигается нелегко. Навыки такого исполнения развиваются на практике. Для достижения ансамбля необходимо работать над всеми его составляющими: интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством в партии, одновременным началом и окончанием пения произведения в целом и отдельных его частей (куплета, фразы), При работе над ансамблем надо развивать у ребят чувство ответственности и «чувство локтя», навыки самоконтроля, умение анализировать качество пения, умение слышать себя и класс. Работая над ритмическим ансамблем, можно использовать движения, детские музыкальные инструменты: прохлопать ритмический рисунок, исполнить ритмическое сопровождение к пению своих товарищей на простейших музыкальных инструментах. Динамический ансамбль зависит от понимания учащимися образного содержания произведения и стремления передать свое отношение в исполнении. Тембровый ансамбль достигается в процессе работы над единой манерой звукообразования. Учителю порой нелегко добиться ансамбля в пении ребят из-за различного уровня их музыкального развития, а часто и из-за недостатка времени.
В работе над хоровым строем формируется умение интонировать (интонирование мелодической линии называется горизонтальным строем, а аккордов — вертикальным). Оно связано с развитием музыкального слуха детей, а также координации между слухом и голосом. Поскольку достижение строя невозможно без опоры на ладовое чувство, большое внимание уделяется освоению школьниками ладовых закономерностей. Для этого можно, например, вводить пение небольших каденций с ясным ладовым окончанием. Итак, работа над вокально-хоровыми навыками представляет основу выразительного исполнения хоровых произведений учащимися. Эта работа требует от учителя определенных знаний, навыков и умений, а самое главное-любви к хоровому пению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|