Закономерности и принципы региональной политики.
1. Регион и его главные признаки. Предмет региональной экономики. Регион – особый тип экономических систем, не сводимый к традиционным категориям микро или макроуровне. Регион обладает множеством отличительных признаков. Вот некоторые из них: Регион – территориальное образование на едином экономическом поле, выполняющее посредническую роль между микро и макроэкономикой, обеспечивая оптимальное функционирование всех систем (экономических, социальных, политических, социальных, национальных) в любой части пространства федерации. Регион – субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов, относительно обособленная подсистема государства и национальной экономики (относительно обособленная хозяйственная единица народного хозяйства, действующая на основе хозяйственного расчета). Регион – субъект собственности и экономической деятельности, - квазикорпорация, обладающая ресурсами для саморазвития. Регион – социум (общность людей), что выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни. Регион — территория в административных границах субъекта Российской Федерации, которая характеризуется комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью составляющих ее элементов, то есть наличием политико-административных органов управления.
Рис. 1.Экономико-территориальные единицы. И вот эти сложные системные образования в свою очередь входят в Федерацию, которая может быть представлена как целостная система прямых и обратных связей между целым и частями, где в качестве этих частей выступают регионы, представляя собой, как уже говорилось, относительно самостоятельные социально - экономико-политические системы, стремящиеся свои ресурсы использовать для удовлетворения региональных потребностей в обустройстве территории, развитии инфраструктуры в целях обеспечения, в конечном счете, устойчивого роста благосостояния населения. Основное противоречие здесь – это противоречие между центром и регионом. Положение региона двойственно: здесь одновременно предстают две силы – центробежная и центростремительная. Первая проявляется больше в политике, вторая в экономике. Среди факторов оказывающих непосредственное влияние на преобразование экономики и ее развитие, особое место занимают организационные возможности. Их условно можно поделить на возможности государственного и экономического порядков. Государственный порядок можно рассмотреть как сочетание централизации и децентрализации. Государство в трактовке теории систем есть некая целостность взаимосвязанных элементов, сущность и потенциал которой качественно отличны от сущностей и потенциалов этих элементов самих по себе. В результате системных связей образуется совокупный («синергический») эффект, который превосходит сумму эффектов всех взятых по отдельности элементов этой системы. РФ – это государственное образование, а из теории систем следует, что, во-первых, для любого государства состояние целостности определяется действием множества внешних и внутренних факторов. Во-вторых, систему государства образуют хотя и разнородные, но настолько взаимообусловленные множества элементов, что ослабление связей в какой-либо одной из них неизбежно влечет за собой снижение уровня целостности всей системы. Данное свойство государственных систем предопределяет потребность в особых механизмах системного самосохранения – целостность государства не может возникнуть и сохраняться сама по себе, а требует перманентных целеустремленных усилий по централизации власти.
Но одновременно с этим в науке управления за аксиому принято то, что всегда есть функции или часть функций, которые практически полезно сосредоточить в одном органе и такие, которые столь же целесообразно рассредоточить. Именно на этом общем фундаменте основывается такая доктрина, как «разделение властей (исполнительной, законодательной, судебной). Как централизация, так и децентрализация функций не должны восприниматься ни как абсолютное благо, ни как нечто исключительно негативное. В цивилизованном обществе централизация и децентрализация всегда сосуществуют; они дополняют, сменяют и качественно видоизменяют друг друга. Хорошо организованная система опирается прежде всего на разумное и гибкое сочетание централизации и децентрализации. Но, к сожалению, нахождение баланса выгод и недостатков централизации и децентрализации остается сложной проблемой (и всегда политически окрашенной). При этом не требуют доказательств серьезные последствия перекоса в одну или другую сторону. Предметы децентрализации: 1) децентрализация власти, например, разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной) или децентрализация государственного устройства (автономия, штат, провинция, республика), 2) децентрализация владения, распоряжения и использование ресурсами, 3) децентрализация исполнения социальных обязательств, 4) бюджетно-налоговая децентрализация. Экономический порядок есть форма организации народнохозяйственной деятельности, где регион – составная часть единого целого – народного хозяйства. К теориям экономических порядков как абстрактных типов экономической системы относят модель Вальтера Ойкена – 1891-1950 гг. Чем больше масштабы разделения труда и чем интенсивнее оно протекает, тем выше требования, предъявляемые к экономическому порядку. От последнего зависит то, как сочетаются между собой отдельные планы и действия, какие потребности удовлетворяются и как вообще осуществляется регулирование. От установления конкретного экономического порядка зависит, удастся ли осуществить достаточное регулирование экономического процесса.
Каждый отдельно взятый экономический порядок является единственным в своем роде, своеобразным. Однако это своеобразие возникает из «сплава» ограниченного количества чистых форм ведения хозяйства. Как считал В Ойкен (историческая школа): за всю историю человечества можно установить лишь две основные формы ведения хозяйства: 1) централизованно управляемое хозяйство – регулируется планами одного составителя планов. Экономическая политика централизованно управляемой экономики в структурном отношении неспособна осуществлять рациональное регулирование экономики. Она не в состоянии взаимоувязать между собой спрос и предложение миллионов людей и учесть ограниченность ресурсов. Поскольку эта система в принципе лишает индивида свободы осуществлять экономический выбор и брать на себя бремя ответственности, она рано или поздно порождает бедность. Централизованно управляемая экономика влияет одновременно и на конституцию страны. Она принуждает к установлению диктатуры и оказывается несовместимой с правовым государством и демократией; 2) рыночное хозяйство – многочисленные индивидуальные хозяйства (предприятия и домашние хозяйства) самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между собой, рынок координирует их деятельность в автоматическом порядке. Наряду с двумя «чистыми» формами ведения хозяйства, можно выделить третью форму – регулирование экономики властными группировками (олигополиями, монополиями, мафиозными структурами). Этот третий вид порядка имеет свои собственные экономические закономерности, которые определяются мощью и распределением реализованной в них власти на рынках. В чистом виде эти экономические порядки встречаются весьма редко. Можно утверждать, что в большинстве стран существуют смешанные формы экономических порядков. Цивилизованное общество выбирает смешанные формы, отсюда неповторимость сочетаний. (Сколько стран, столько типов рынка). В индустриализованной экономике постоянно возникают нарушения равновесия. (Они порождаются, например, техническими новшествами, перемещениями населения и изменениями других параметров). Неравновесное состояние порождает тенденцию к вмешательству государства в экономический процесс посредством централизованного управления. Основной проблемой взаимосвязи порядков является ограничение, как политической, так и экономической власти.
Из сказанного следует, что экономическая политика центра и региона не должны противостоять. Между центром и регионами в развитой экономике складывается система связей, построенной на учете сравнительной и общей экономической эффективности, когда сумма эффекта была бы больше, чем эффект центра и региона с раздельными интересами. Региональная экономика – это отрасль знания, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей региона, места и роли его в общероссийском и международном разделении труда; Экономгеографы укажут, что региональная экономика занимается исследованием закономерностей, принципов, элементов производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном аспекте; анализом, прогнозированием и обоснованием направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований; изучением экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей, а также территориальной организации хозяйства[1]. Вместе с тем региональная экономика изучает развитие национальной экономики в целом, ибо экономика каждого региона рассматривается прежде всего как часть единого хозяйственного комплекса России. Региональная экономика также изучает место России в мировой хозяйственной системе, население, трудовые ресурсы и современные демографические проблемы, анализирует стартовый уровень экономики России и ее регионов в период становления и развития рыночных отношений. Методы региональных экономических исследований 1. Метод таксонирования. Таксоны – равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные ячейки: административные районы, муниципальные образования и т.д.
2. Метод экономико-географического исследования: - региональный: формирование и развитие территорий; - отраслевой: формирование и развитие отраслей; - местный: формирование и развитие отдельного города. 3. Системный анализ: - постановка цели, гипотезы; - научное познание: структуры, связи, взаимодействие. 4. Метод систематизации: классификация, концентрация. 5. Балансовый метод: отраслевые и региональные. 6. Метод экономико-математического моделирования. 7. Социологические методы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|