Этапы усвоения слов с непроверяемыми написаниями.
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов непроверяемыми правилами. Слова с такой орфограммой называются словарными словами. Работу по усвоению таких слов лучше строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу. Первым этапом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предлагается проведение многоплановой работы. Предъявление слова. Часто на таких уроках используются следующие способы: а) чтение загадки учителем и отгадывание её учащимися С людьми дружит, Дом сторожит (собака). Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз). Жидко, а не вода, Бело, а не снег. (Молоко). Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц). Кто в сарае стоит, Жвачку жует, Молоко даёт. (Корова). Черный Ивашка, Деревянная рубашка. Где носом поведет, Там заметку кладет. (Карандаш) Без окон, без дверей, Полна горница людей. (Огурец). Сто одежек- И все без застежек. (Капуста). б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь; в) рассматривание предметов картинки (из набора «Картинный словарь»); г) описание признаков предмета или предъявление слова – синонима. Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова. Работа над «слуховым» образом слова. В школьной практике распространен такой способ подачи «словарного» слова. Сначала учащиеся отгадывают загадку (или рассматривают картинку). Затем учитель поясняет: «Сегодня мы познакомимся с новым словом. Посмотрите, как оно пишется, запомните его написание. Теперь давайте разберем это слово».
Проводится звуковой анализ, выделяется безударный гласный и т.д. Такой порядок работы неудачен, так как ученики пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия. Лучше поступить так. Ученики проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Если в период обучения грамоте ученики хорошо научились определять признаки орфограмм (слабую позицию для гласных и согласных: для первых – положение без ударения, для вторых – положение в конце слова и перед другими согласными), то после орфоэпического произнесения дети назвать в этом слове «трудное» место сразу смогут. Уже не раз практикой доказано, лучше запоминается детьми то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным. Запись слова с «окошком». После того как дети определяют ударный и безударный слоги, они записывают «словарное» слово в тетрадь. Очень важно, чтобы дети, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы – так называемым «окном». Ученики записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы дети ставят «сигнал опасности» - например, точку: б * реза. Специфическая форма записи слова с пропуском «трудного» места – это способ, предлагаемый детям для фиксации, поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились, прежде всего, обнаружить орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость. Такая же форма записи используется и при изучении орфограмм, подчиняющихся правилам: «Обнаружив «трудное» место, не пиши наугад, а оставь «окно» там, где надо решить орфографическую задачу, и лишь затем приступай к её решению».
Иногда учитель предъявляет детям карточку, на которой слово записано с пропущенной буквой. Этот приём не равноценен приему записи слова с «окном» самим учеником, так как школьник имеет дело с уж поставленной орфографической задачей. Важнее, чтобы он ставил её сам. После того как ученики записали слово с «окном», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это не удается сделать, дети обращаются к авторитетному источнику. Согласно традиционной методике, учитель сам показывает написание нового слова: записывает на доске, предъявляет его с выделенной орфограммой на карточке либо просит посмотреть в учебнике на соответствующей странице. А можно немного усовершенствовать этот момент.
Работа над зрительным образом слова. Запись слова. Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику или к словарю учебника. Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формировать умения не только ставить, но и решать самостоятельно орфографическую задачу. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова). Приведу фрагмент урока, на котором проводится работа над словом БЕРЕЗА: УЧИТЕЛЬ: - Ребята, отгадайте загадку: В белом сарафане встала на поляне. (Береза) - По каким признакам вы определили отгадку? - Проговорите слово береза орфоэпически. - Определите ударный слог. - Определите безударные слоги. - Запишите слово в тетрадь, пропустив орфограмму («трудное» место). - Прежде чем вы вставите в «окошко» нужную букву, послушайте, что пишет о березе Л.Успенский в своей книге «Почему не иначе?»: «Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству родственных народов. Оно восходит к … корню «bhe» (бе), уходящему в глубокую древность, означавшему «блеск», «белизну». Ведь и её кора – «береста» - носит название, связанное с тем же корнем».
-Итак, слово БЕРЕЗА образовано от того же корня, что и слово белый, и дерево названо так по белому цвету коры. - Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в первом слоге? - Проверьте правильность ответа по словарю. - Проговорим, как будем писать это слово. Вставим в «окошко» нужную букву. Затем слово еще раз прочитывается орфографически, закрывается и под орфографическую самодиктовку каждым учеником записывается, после чего запись сверяется с образцом. Обращение к истории слова может помочь детям в изучении отдельных слов. Вот примеры этимологических справок, взятых из разных словарей. БОГАТСТВО (богатый). Связано со словом бог. Некогда его значение было: «наделенный свыше всякими благами счастливец» (сравните с украинским НЕБОГА – «бедняк», «нищий»). ВОКЗАЛ. Лет 300 назад в Лондоне (Англия) некая предприимчивая дама по имени Джейн Во превратила свою усадьбу в место общественных гуляний, и, построив там павильон, назвала его «Вокс – Холл», т.е. «Зал госпожи Во». Скоро так стали называть и другие увеселительные заведения с садами; слово стало именем нарицательным. Наконец, превратившись в вокзал, это слово у нас в русском языке стало просто названием станционного здания для пассажиров на любом виде транспорта: автовокзал. СОЛДАТ. Это связано с итальянским «сольдо». Сольдо – это название монеты и «жалование». Человек, получающий «сольдо», т.е. жалование, назывался «сольдато». ЧЕТВЕРГ. В старину четверг носил название четверток, т.е. «день, четвертый по порядку», четверть недели. Проверочное слово» четверть, четверо. Как пишет М.Р. Львов, «иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка». Таким образом, на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и соответственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа. Завершающий шаг – запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.
При работе над так называемыми словарными словами определенную трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные виды памяти. Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование мнемонических приемов. К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, кроссворды, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.
Описание работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|