Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и формы работы над усвоением слов с непроверяемыми написаниями.




Обучение написанию слов с непроверяемыми написаниями

У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания система по усвоению правописания словарных слов. Приведу примеры различных видов и форм работ над усвоением правописания слов, непроверяемых правилами.

РЕБУСЫ И КРОССВОРДЫ.

Кроссворды и ребусы в данном случае не только забавный материал, но и способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить её написание в памяти.

1)

  О   О   О

 

Хочешь бегать далеко,

Хочешь прыгать высоко,

Пей почаще …(молоко)

2)

  А   У  

 

Две гласные «А» и «У» одни

Угадайте – кА, друзья,

Очень много хруста

Издает …(капуста)

3)

  О Р О  
  О Р О  
  О Р О  
  О Р О  

 

Прошу вас все назвать слова,

Где –оро- надо написать! (хорош, мороз, город, горох)

 

4)

  О Р О      
  О Р О    
  О Р О    
  О Р О      

 

(Корова, сорока, ворона, воробей)

 

5)

  О   О    
  О   О    
  О   О    
  О   О        
  О   О      
  О   О      
  О   О        

потом

топор

горох

погода

солома

дорога

соловей

 

6)

  Е   Е      
  Е   Е      
  Е   Е        
  Е   Е      
  Е   Е        
  Е   Е        

ветер

север

весело

мебель

деревня

медведь


7) Кроссворд «Кто достанет арбуз»

 

    А      
      А        
А          
А            
А              

 

- Отгадайте загадки:

На окне стеклянный пруд,

А рыбачить – не дают. (Аквариум)

Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И пытается бензином. (Автобус)

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист)

Полосатое ядро,

Кумачовое нутро.

Хвостик как у хрюшки

В виде завитушки. (Арбуз)

Вызванные к доске дети заполняют буквами клетки. Одна средняя ступенька осталась незаполненной. Дети сами подбирают из «Орфографического словаря» слово из 6 букв (азбука, абажур, авария и т.д.).

Условие было такое: «Чей ряд подберет больше слов, тому и достанется «арбуз».

 

2. Рисунки – схемы.

С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, например:

 

Р А К Е Т А

(ракета в виде буквы А)

 

О Р Е Х

(орех круглой формы)

3. Стихотворения и загадки.

а) Петуха назвали «Петя» -

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мед.

Лиса – лисица, посмотри,

Очень любит букву …(и).

Чтоб не обиделась корова

И не прокисло молоко,

Мы оба этих дружных слова,

Напишем в корне с буквой О.

б) С людьми дружит,

Дом сторожит (собака).

Без рук, без ног,

А рисовать умеет (мороз).

Жидко, а не вода,

Бело, а не снег (молоко).

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка (месяц).

Мал, не велик,

Чирик – чирик (воробей)

Кто в сарае стоит,

Жвачку жует, молоко дает (корова).

Черный Ивашка, деревянная рубашка.

Где носом поведет,

Там заметку кладет (карандаш).

Без окон, без дверей,

Полна горница людей (огурец).

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет (сорока).

Сто одежек –

И все без застежек (капуста).

Железный нос в землю врос,

Копает, землю разрыхляет (лопата).

Десять мальчиков живут

В зеленом чуланчике (горох).

Шагае6шь – впереди лежит.

Оглянешься – домой бежит (дорога).

Орехи в земле,

Листья на земле (картофель).

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг, то овраг (лестница).

Где это бывает:

Человек стоит,

Лестница шагает? (метро)

Голова железная,

А сам деревянный (молоток).

Никто не пугает,

А вся дрожит (осина).

Чудо – птица – алый хвост –

Полетела в стаю звезд (ракета).

в) Очень хорошо воспринимается учениками загадки в форме шарад.

Мой первый слог – крик птицы.

Два других – на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда (картина).

Прибавьте О к единице длины,

И вмиг оно преобразится.

А как? Подумать вы должны:

Скажу лишь: под землей помчится (метро).

г) «Подскажи словечко»

Рано утром всех на луг

Собирает нас пастух.

А к вечеру всем молока

Я людям дать готова.

Угадали, кто же я?

Конечно же, …(корова)

Дремучий лес к стеклу прирос –

Нарисовал его …(мороз)

Трещала с самого утра:

«Пора! Пор-р-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …(сорока).

4) Игры.

Для закрепления правописания трудных слов можно использовать игры. Ведь именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младших

школьников, представляет для них наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. Игры, предназначенные для запоминания слов с непроверяемым написанием, нетрудно сделать и самим. Одним из возможных вариантов является лото, которым целесообразно пользоваться не только на уроках, но и на дополнительных занятиях.

А) Лото.

В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на клетки, в каждой их которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием. Непроверяемое написание в слове можно выделить каким–либо образом. На маленьких карточках, совпадающих по размеру с клеткой большого листа, записываются загадки, соответствующие словам – отгадкам, занесенным в клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству клеток на больших листах.

Правила игры:

Ученики получают по 1 большому листу. Ведущий берет себе маленькие карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова – отгадки. Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую клетку на листе. Выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своего листа. Цель такого лото – зрительное восприятие и запоминание слов с непроверяемым написанием.

Использовав эту игру продолжительное время, учитель делает другие варианты лото, более сложные. На больших листах вместо выделенных букв делаются пропуски, которые ученики будут заполнять простым карандашом. Для того чтобы не наступило такого момента, когда ученики потеряют интерес к игре (потому что выучили все загадки), необходимо своевременно обновлять содержание маленьких карточек, т.е. подбирать на те же слова другие загадки, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности своего класса.

Б) «Первый слог потерялся»

…рока …роз …ток …род

…рова …хоз …нал …род

…рона …вод …мос …пад

В) Цепочка слов.

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку, каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Например: Береза – автомобиль – лисица – автобус – сахар –

рисунок - колхоз – завод – деревня – ягода – арбуз –

земляника –алмаз - закон – касса - апельсин – народ

– дерево – орех – хозяйство – осина – аллея – ягода –

аккорд – долина – аромат – томат – терраса – аппетит

– троллейбус – сразу – ужин – например – рисунок-

командир – ромашка – абрикос – сосед – дрожжи – иней.

г) Написать (назвать) слова, которые начинаются с буквы д, к, м и др.

д) Под каждой буквой столбик слов. Учитель называет или записывает на доске несколько букв и предлагает ученикам под каждой буквой написать 3 – 4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

Получается такая запись:

К Л М

карандаш лестница мороз

капуста лопата молоко

картина лисица молоток

квартира линейка магазин

камыш лимон медленно

 

Е) Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его.

- Зима, мороз, коньки, каток, холод.

- Учение, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

- Завод, рабочие, работа, машина, хорошо.

- Колхоз, деревня, работа, комбайн, урожай, пшеница.

- Медведь, заяц, животные, лисица.

- Сорока, воробей, ворона, соловей, дятел.

Ж) Выборочное письмо.

- Учитель читает стихотворение, а учащиеся должны после его прослушивания записать все словарные слова.

Например,

- Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

- Сорока, ворона, воробей – птицы.

- Рабочие идут на завод.

- Под осиной сидел заяц.

- Учитель вошел в класс.

- Пенал, карандаш и тетрадь – учебные вещи.

- Колхоз собрал хороший урожай пшеницы.

И) Заполните таблицу.

- Напишите названия животных

           
             
             
             
             
             
             

Заяц

Баран

Лисица

Собака

Корова

медведь

 

Напишите названия деревьев.

 

         
           
           
           
           

Орех

Осина

Дерево

Береза

Яблоня

к)

- Петя с вечера собирается в школу. Запишите, что он кладет в свой портфель.

(пенал, карандаш, тетрадь, яблоко, завтрак).

- Таня пошла на огород за овощами для борща. Запишите, что она принесет.

(картофель, морковь, капусту, горох, помидор).

- Запишите, каких вы птиц знаете.

(ворона, воробей, соловей, сорока).

- Запишите домашних животных. (корова, собака, баран)

- Запишите названия диких животных.

(медведь, лисица, заяц).

л) Шуточные вопросы

- В каких словах живет рак?

(завтрак, ракета)

- В каких словах спрятались ноты?

До Ре Ми Фа-соль Ля Си
дорога ребята помидор фасоль земляника лисица
вдоль предмет миллиметр фамилия   осина
помидор сирень фамилия     профессия
порядок, корреспондент,       синица
долина, орех,       сиреневый
  огурец,       сирень
  винегрет        
  галерея        
  серебряный        
  сиреневый        
  стрекоза        
  тарелка        
  через        

 

- Назовите слова, в которых спрятались числа?

один а, сорок а, одн ажды)

- Все слова хороши, но где спрятались ежи и ужи?

еж урный, уж ин)

- Какие слова любит ворона?

(кар андаш, кар тина, кар тофель)

- Какие слова любит лягушка?

(Мос ква, ква ртира)

- В каких словах ель растет?

(ап ель син, картоф ель, учит ель, внимат ель ный, понед ель ник).

 

М) Грамматический разбор.

Словарные слова широко используются для грамматического разбора (фонетического, морфологического) в пределах изученного каждым классом.

При выполнении различных заданий включаются не только те слова, которые изучались ранее. Такая система обеспечивает прочное усвоение правописания всех слов, предусмотренных программой начального обучения.

Вот некоторые из видов и форм работы над словарными словами.

- Назовите слова с мягким знаком на конце (в середине);

- напишите слова, отвечающие на вопрос кто?, что?;

- напишите существительные мужского, женского и среднего рода;

- напишите существительные 1, 2, 3 склонения;

- подберите и запишите родственные слова к словам: город, класс, колхоз и. т.д.;

- образуйте новые слова при помощи суффиксов: - ок, - ик.

 

н) Ответы на вопросы.

Такие задания можно выполнять по-разному:

- 3-4 вопроса пишутся на доске, учащиеся записывают полные ответы в свои тетради;

- учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы;

- учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы (словарные слова).

Например:

- Кто живет в лесу?

- Кто следит за чистотой в классе?

- Что дает нам корова?

- Куда идут рабочие?

- Что выпускает завод?

- Кто верный друг человека?

- Какие овощи растут на огороде?

- Какого цвета бывают карандаши?

 

О) Допиши предложение.

- Весело чирикают … (воробьи).

- В лесу живут …, … и …. (лисица, медведь и заяц)

- … - верный друг человека. (собака)

- Дети катаются на … (коньках)

- Колхоз собрал богатый урожай …, … и …

(картофеля, моркови и гороха).

- Столица нашей Родины - … (Москва).

- Мы изучаем … язык (русский).

- На грядках растут … и … (помидоры и огурцы).

- С … подул сильный и холодный … (севера, ветер).

 

Такой вид работы проводится тоже по-разному:

1. На доске записываются 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают словарные слова.

2. Слова для вставок пишутся учителем на доске. Учитель диктует предложения, ученики выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.

3. Ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

 

Таким образом, для совершенствования обучения, во-первых, нужно включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений. Легкость и прочность усвоения учащимися этих слов зависит от степени развития определенных умений: умения слышать звучащее слово (т.е. от степени развития фонематического слуха); умения находить орфограммы до написания; умения определять вид орфограммы. Особое внимание при этом следует уделить базовому умению – умению обнаружить орфограмму (т.е. орфографической зоркости).

Во-вторых, следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения.

Приведу примеры использования словарной работы на уроках русского языка. Я решила работать блоками над словами с непроверяемыми написаниями. Все слова взяла из программы начальных классов.

По методике С.Н.Лысенковой составила 11 блоков:

1. Учебные вещи: карандаш, тетрадь, пенал,

2. Россия: Москва, Родина, город, деревня, фамилия.

3. На реке: хорошо, весело, быстро, скоро, вдруг, каток.

4. Наш огород: ягода, яблоко, земляника, огурец, помидор, капуста, урожай, пшеница, береза, осина.

5. Школа: ребята, класс, девочка, мальчик, товарищ, дежурный, ученик, ученица, много, учительница, директор.

6. Завод: машина, завод, рабочий, работа, народ, лопата.

7. Птицы: сорока, ворона, воробей, синица, соловей.

8. Зимой: мороз, ветер, иней, суббота, коньки.

9. В магазине: посуда, молоко, одежда, пальто, платок, сапоги.

10. Животные: корова, заяц, собака, лисица, медведь, медведица.

11. Цвета радуги: желтый, черный, сиреневый, оранжевый, фиолетовый.

Каждый блок – альбомный лист, который вывешивался на неделю в классе. Работа проводилась по следующему плану.

Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов, озаглавливание блока.

Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографическое проговаривание).

Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений. Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание своего текста (каждый ребенок пишет свой текст, может

менять заголовок), отбор лучших текстов.

Пятница. Словарный диктант (5 – 10 – 15 слов из первых трех блоков).

Приведу работу по блоку 2.

Понедельник (см. план)

Значение слов берем из Большой Советской Энциклопедии, этимологического словаря (где нужно) и др.

Москва – город-герой, столица нашей России, крупнейший центр промышленности, культуры и науки. В Москве находится наше правительство.

Родина – место, где человек родился, живет (малая родина).

Город – крупный населенный пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сфере обслуживания, управления, науки и культуры.

Деревня – небольшое поселение, один из видов сельских населенных пунктов.

Фамилия – от латинского слова семья, родовое наименование лица, приобретаемое при рождении.

Вторник.

Моск-ва, Ро-ди-на, го-род, де-рев-ня, фа-ми-ли-я.

Моск-ва, Ро-дина, Роди-на, го-род, де-ревня, дерев-ня, фа-милия, фами-лия.

Среда.

1) Красивая Москва, большая Родина, студенческий город, маленькая деревня, знатная фамилия.

2) Москва, москвичи, московская, москвички.

Родина, родить, родня

Город, городской, городок.

Деревня, деревушка, деревенский, деревенька.

3) Москва – столица нашей огромной России.

Моя большая Родина – Россия.

Иркутск – студенческий город.

Моя бабушка живет в деревне Васильки.

Фамилия моей подруги Лапушкина.

(работа проводится устно).

Четверг. Письменное составление рассказов.

Пятница.

Словарный диктант «Россия», написанный Ваней (дети выбрали его текст).

Моя Родина – Россия. Россия – большая и богатая страна. Столицей России является город Москва. Первый Президент России – Ельцин Борис Николаевич. Я родился в городе Ульяновске. Это моя малая родина. В России много больших городов и малых деревень. Фамилия моего дедушки Антипов.

Лучшие рассказы помещаем в тетради «Лучшие творческие работы», которая находилась в классе.

Каждый ребенок мыслил самостоятельно, похожих работ не было. И это радует.

В конце учебного года учащиеся орфографически озвучили все слова из своих словариков и записали (читая орфоэпически) их, диктуя один раз.

Для закрепления словаря можно использовать методику П.С. Тоцкого -обучение написанию слов с непроверяемыми написаниями на основе приема орфографического проговаривания.

В последние годы на основе разработок психологов была предложена работа по изучению слов с трудными написаниями с использованием 4 приемов:

1. аудирование (слушание);

2. орфографическое проговаривание;

3. зрительная фиксация;

4. письмо (многократная запись).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...