Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика работы




СКОРОХОДОВ Николай Михайлович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор ЧЕСНОКОВ Николай Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент

ШКЛЯРОВ Владимир Борисович

 

 

Ведущая организация: Шуйский государственный педагогический университет

 

 

Защита состоится 19 января 2012 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.261.05 при Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина по адресу: 392003, Тамбов, ул. Рылеева, д. 52, зал заседаний диссертационного совета.

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

 

 

Текст автореферата размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.vak.ed.gov.ru) «___» декабря 2011 г.

 

Автореферат разослан «___» декабря 2011 года

 

 

Учёный секретарь

диссертационного совета Л.К. Иванова

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одной из основных задач модернизации системы физического воспитания и спортивной тренировки школьников является внедрение в учебно-тренировочный процесс педагогических технологий с учётом индивидуальных особенностей занимающихся.

В теории и методике физического воспитания проблема организации дифференцированного подхода признана актуальной. Многие аспекты этого вопроса научно разработаны, благодаря чему стали очевидными признаки, лежащие в его основе: состояние здоровья и уровень физического развития, уровень физической подготовленности, степень биологической зрелости, свойства нервной системы и темперамента. Но очень часто в спортивной практике дифференцированный подход основывается только на интуиции, педагогическом опыте тренера и ограничивается единовременным эпизодическим воздействием на учеников, не представляя собой целостной системы работы с различными группами учащихся.

На современном этапе происходит отказ от унитарных подходов к физическому воспитанию, и на основании этого педагогические коллективы имеют право выбора собственных путей решения проблем. Необходимость разработки дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе обусловлена различным уровнем физической подготовленности юных спортсменов.

Установлено, что нагрузки, не соответствующие адаптационным возможностям организма детей, уже в младшем школьном возрасте приводят к ухудшению здоровья детей (И.И.Барынина, С.М. Вайцеховский, Н.Д. Граевская, Р.Е. Мотылянская). Следствие этого – различной степени перенапряжения организма, чаще всего – сердечно-сосудистой системы (юношеская гипертония, нарушение проводимости миокарда и др.). Поэтому в учебно-тренировочном процессе важно учитывать анатомо-физиологические особенности растущего организма ребёнка, возрастные особенности развития двигательных качеств.

Планирование тренировочной нагрузки в расчёте на «среднего» ученика приводит к ситуации, когда у более слабых в физическом отношении учащихся складывается хроническое отставание в освоении программного учебно-тренировочного материала, а у более сильных физический потенциал оказывается не реализованным. В результате для одних обучающихся задания оказываются явно легкими, а для других очень трудными. В итоге дети с недостаточным уровнем моторной зрелости не стремятся к улучшению результатов, а дети с опережающим развитием утрачивают интерес к занятиям. Всё это обусловливает потерю перспективных подростков на этапах многолетней подготовки. Отсюда следует, что обучение и тренировка всех детей по унифицированным программам не могут обеспечивать полноценного физического развития и физической подготовленности будущих спортсменов.

Исследования В.А. Ермакова, П.В. Квашука, Е.А. Коротковой, В.В. Маркелова, Н.М. Осмоловской в области физического воспитания и спорта свидетельствуют о том, что индивидуализация и дифференциация создают наиболее благоприятные условия формирования творческой, самостоятельной и социально-активной личности.

Анализ литературы по проблеме индивидуализации тренировочного процесса на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства показал, что индивидуальный подход в основном используется в тренировочном процессе спортсменов высокой квалификации и касается, прежде всего, индивидуальных особенностей техники выполнения упражнений, режимов работы и отдыха, управления мотивами спортивной деятельности. Многими исследователями предприняты попытки создания индивидуально-ориентированных программ, учитывающих, в первую очередь, исходный уровень состояния и прогнозируемый потенциал спортсмена (Г.Б. Баймеев, Г.В. Бугаев, О.А. Сиротин, В.П. Черкашин и др.).

В то же время на этапе начальной подготовки спортсменов не удаётся в полной мере использовать индивидуальный подход по причинам организационно-методического характера (большой количественный состав учебных групп, разнородный контингент, жёсткая регламентация и унификация методов и форм учебно-тренировочного процесса, недостаточная проработка технологии индивидуализации и т.д.). Вследствие этого исследователи предлагают применять дифференцированный подход к построению тренировочного процесса с учётом характерных для различных групп юных спортсменов особенностей, важных для применения тренировочных нагрузок, обучения технико-тактическим действиям, участия в соревнованиях (Е.Е.Абрамов, П.В. Квашук и др.).

Дифференцированный подход с успехом применяется в физическом воспитании школьников на уроках физической культуры (В.А. Богданова, М.Г.Ишмухаметов, Е.А. Короткова, Е.И. Лебедева, О.В. Лимаренко). Применение дифференцированного подхода на этапе начальной подготовки спортсменов требует более подробного рассмотрения и обобщения, так как физические нагрузки в ДЮСШ значительно превышают нагрузки на уроках в школе и требуют более детальной разработки и систематизации. Таким образом, на наш взгляд, является очевидной необходимость разработки целенаправленных программ дифференцированной подготовки юных спортсменов. Работу в этом направлении следует начинать в младшем школьном возрасте: в этот период происходит становление двигательных способностей, закладываются основы функциональных резервов организма.

Аналитический обзор научно-методических публикаций позволил констатировать, что проблема в системе подготовки юных пловцов обусловлена противоречиями между:

- необходимостью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса на основе индивидуально-ориентированных программ подготовки и существующей традиционной методикой проведения занятий;

- наличием индивидуально-типологических различий спортсменов и недостаточной разработанностью методики применения дифференцированного подхода на этапе начальной подготовки пловцов.

Названные противоречия определили проблему исследования: каковы теоретические и методические основания применения дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе пловцов на этапе начальной подготовки.

Цель данного исследования: разработать теоретические и методические основания применения дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе пловцов на этапе начальной подготовки.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс на этапе начальной подготовки пловцов.

Предмет исследования: методика учебно-тренировочного процесса пловцов на этапе начальной подготовки на основе дифференцированного подхода.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что применение дифференцированного подхода на этапе начальной подготовки позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса, если:

- использовать средства и методы тренировки в зависимости от уровня подготовленности пловцов в соответствии с разработанными критериями комплектования типологических групп;

- разработать методику организации учебно-тренировочного процесса и определить педагогические условия, позволяющие применять дифференцированный подход на занятиях юных пловцов.

Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:

1. На основе анализа научно-методических публикаций по проблеме индивидуализации и дифференциации в физическом воспитании и детско-юношеском спорте определить критерии комплектования типологических групп пловцов на этапе начальной подготовки.

2. Разработать методику применения дифференцированного подхода на этапе начальной подготовки пловцов.

3. Определить педагогические условия, необходимые для организации учебно-тренировочного процесса юных пловцов с использованием дифференцированного подхода.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики в учебно-тренировочном процессе пловцов на этапе начальной подготовки.

Методологическую основу исследования составляют общефилософские положения о взаимосвязи, взаимообусловленности социальных явлений, о ведущей роли деятельности человека в его личностном саморазвитии, концепции формирования гармонично развитой личности в процессе физкультурной деятельности. Методологическую функцию в исследовании выполняет дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников.

Теоретическую основу исследования составили:

– научные положения теории и методики физического воспитания и спорта школьников (А.Б. Гандельсман, А.А. Гужаловский, З.И. Кузнецова, Е.И. Лебедева, П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, М.Я. Набатникова, В.П. Филин, Н.А. Фомин, С.В. Хрущёв, Н.Г. Озолин и др.);

– исследования по проблеме индивидуализации и дифференциации в физическом воспитании и спортивной деятельности (В.А. Богданова, Е.П. Врублевский, В.П. Губа, В.А. Ермаков, П.В. Квашук, А.Н. Конев, Е.А. Короткова, О.В. Лимаренко, В.В. Маркелов, И.И. Сулейманов и др.);

– концепции теории и методики обучения двигательным действиям (И.А. Аршавский, Н.А. Бернштейн, М.М. Боген, В.Е. Капланский, А.А. Тер-Ованесян, А.М. Шлемин, Е.М. Чумаков и др.);

– положения методики обучения и тренировки пловцов (В.А. Аикин, Н.Ж. Булгакова, С.М. Вайцеховский, А.Д. Викулов, Д.Е. Каунсилман, Л.П. Макаренко, М.Я. Набатникова, В.Н. Платонов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, контрольное тестирование, педагогический эксперимент, анкетный опрос, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

Организация исследования: исследование проводилось в период с сентября 2007 г. по май 2011 г. на базе отделения плавания ДЮСШ № 6 г.Тамбова и включало в себя три этапа.

На первом этапе исследования (сентябрь 2007 г. – август 2008 г.) были проведены анализ и обобщение научно-методической литературы, сформулированы гипотеза, цель и задачи исследования. Одновременно на этом этапе разрабатывались комплексы упражнений для развития физических качеств, планировались основные тренировочные средства для развития выносливости пловцов экспериментальной группы, составлялись тренировочные планы для детей с разным уровнем подготовленности, разрабатывался комплекс упражнений для совершенствования техники плавания в зависимости от уровня координационных способностей детей.

На втором этапе исследования (сентябрь 2008 г. – сентябрь 2010 г.) проводился педагогический эксперимент по дифференцированному применению в учебно-тренировочном процессе различных по объёму и интенсивности тренировочных нагрузок. Эксперимент осуществлялся на базе детско-юношеской спортивной школы № 6 города Тамбова.

В эксперименте приняли участие 37 спортсменов из числа воспитанников отделения плавания ДЮСШ № 6 города Тамбова. Были сформированы: контрольная (17 чел.) и экспериментальная (20 чел.) группы. По результатам контрольного тестирования физической, технической и интегральной подготовленности экспериментальная группа была разделена на три подгруппы: первая подгруппа – высокий уровень подготовленности, вторая подгруппа – средний уровень подготовленности, третья подгруппа – низкий уровень подготовленности.

Дозирование физической нагрузки в экспериментальной группе проводилось дифференцированно для каждой подгруппы, в зависимости от направленности учебно-тренировочного занятия (физическая, техническая, интегральная подготовка). В контрольной группе дети занимались по общепринятой методике.

Одновременно проводились педагогическое наблюдение, тестирование, анкетный опрос.

Третий этап исследования (октябрь 2010 г. – май 2011 г.) включал в себя статистическую обработку и интерпретацию результатов исследования и оформление диссертационной работы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались с учётом исходных методологических положений, применением методов исследования, соответствующих цели и задачам работы, экспериментальной проверкой гипотезы и корректным применением методов статистической обработки результатов исследования.

Обсуждение результатов исследования проводилось на заседаниях тренерского совета ДЮСШ № 6, на заседаниях кафедры теории и методики физического воспитания и спорта института физической культуры и спорта ТГУ имени Г.Р. Державина.

Результаты исследования внедрены в практику спортивно-педагогической деятельности ДЮСШ № 6 г. Тамбова.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём:

– определены критерии комплектования типологических групп пловцов: физическая, техническая и интегральная подготовленность, определяемая по результатам контрольного тестирования;

– разработана методика учебно-тренировочного процесса, позволяющая дифференцированно применять средства и методы тренировки в типологических группах пловцов, с учётом высокого, среднего и низкого уровня подготовленности занимающихся;

– определены педагогические условия, необходимые для организации учебно-тренировочного процесса юных пловцов на основе дифференцированного подхода: 1) тестирование физической, технической и интегральной подготовленности с целью контроля за динамикой результатов занимающихся проводится два раза в год; 2) формирование трёх групп пловцов в зависимости от направленности тренировочного занятия и результатов контрольного тестирования; 3) применение комплексов упражнений по физической, технической и интегральной подготовке с учётом высокого, среднего и низкого уровня подготовленности занимающихся;

- экспериментально доказано, что применение разработанной методики на этапе начальной подготовки позволяет повысить физическую, техническую и интегральную подготовленность юных пловцов, способствует сохранению контингента занимающихся.

Теоретическая значимость исследования заключается его вкладом в разработку научных основ теории и методики физического воспитания по проблеме применения дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных пловцов. Определены критерии комплектования типологических групп, средства физической и технической подготовки юных пловцов, педагогические условия, способствующие повышению эффективности учебно-тренировочного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексов упражнений по физической, технической и интегральной подготовке юных пловцов и методических рекомендаций по использованию их в учебно-тренировочном процессе. Разработанная методика внедрена в практику спортивной деятельности тренеров по плаванию ДЮСШ № 6 г. Тамбова. Пловцы из экспериментальной группы успешно выступали в соревнованиях областного и Всероссийского уровня.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основными критериями комплектования типологических групп пловцов на этапе начальной подготовки является физическая, техническая и интегральная подготовленность, определяемая по результатам контрольного тестирования.

2. Методика учебно-тренировочного процесса на основе применения дифференцированного подхода представляет собой совокупность средств и методов тренировки, применяемых в типологических группах пловцов с учётом высокого, среднего и низкого уровня подготовленности занимающихся.

Разработанная методика включает в себя: критерии комплектования типологических групп, комплексы упражнений для спортсменов с различным уровнем подготовленности, средства и методы оптимизации объёма и интенсивности тренировочной нагрузки в процессе занятий.

3. Реализация дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных пловцов возможна при соблюдении следующих педагогических условий:

– тестирование физической, технической и интегральной подготовленности с целью контроля за динамикой результатов занимающихся проводится два раза в год;

– формирование трёх групп пловцов в зависимости от направленности тренировочного занятия и результатов контрольного тестирования;

– применение комплексов упражнений по физической, технической и интегральной подготовке с учётом высокого, среднего и низкого уровня подготовленности занимающихся.

4. Применение экспериментальной методики на этапе начальной подготовки позволяет повысить физическую, техническую и интегральную подготовленность юных пловцов, способствует сохранению контингента занимающихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...