Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Апробация и внедрение результатов исследования.




Теоретические положения, материалы и результаты исследования получили отражение в научных статьях и докладах автора. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на Межрегиональной научно-практической конференции «Педагогические технологии в непрерывном профессиональном образовании» (Тамбов, 2010); ХV и ХVI Общероссийской научной конференции «Державинские чтения» (Тамбов, 2010, 2011); II Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методическое обеспечение решения проблем воспитания, обучения и развития детей дошкольного (предшкольного) и младшего школьного возраста» (Тамбов, 2010); Межрегиональной заочной научно-практической конференции «Образование и наука» (Смоленск, 2010); III Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни» (Тамбов, 2011); в журнале «Социально-экономические явления и процессы» (Тамбов, 2011); в журнале «Вестник Тамбовского университета» (Тамбов, 2011).

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Она изложена на 171 странице, включает таблицы, рисунки, приложения. В списке литературы 209 источников, включая 5 источников на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы диссертационного исследования, формулируется гипотеза, объект, предмет, цель и задачи исследования, описываются методологические и теоретические основы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Анализ состояния проблемы дифференцированного физического воспитания и спорта»проводится анализ научно-методических публикаций по проблеме исследования, изучаются возрастные особенности развития организма школьников младшего возраста.

Анализ литературных источников по теории и методике физического воспитания, возрастной анатомии, физиологии и психологии детей младшего школьного возраста позволил сделать следующие выводы:

1. Возраст от 7–8 до 10 лет является оптимальным периодом для обучения детей основам техники спортивного плавания, требующим гибкости, координации и небольшой мышечной силы.

2. При соблюдении принципа доступности и индивидуализации дети младшего школьного возраста могут осваивать сравнительно продолжительные упражнения в плавании с умеренной интенсивностью «на технику» (на точность и экономичность движений).

3. Углубленное освоение техники спортивного плавания желательно начинать не позднее 9 лет. В этом возрасте формируется базовая основа будущих спортивных достижений.

Анализ научно-методических публикаций по проблеме индивидуализации и дифференциации в физическом воспитании и спорте позволил получить достаточно полное представление о реальном состоянии проблемы исследования, которая стала в последнее время одной из важнейших в работе общеобразовательных и спортивных школ.

В спортивной практике дифференцированный подход предусматривает учёт наиболее важных факторов, характерных для какой-либо группы занимающихся. Разрабатываемые в этом случае тренировочные программы предназначены для нескольких спортсменов, которые образуют группу, относительно однородную по одному или нескольким признакам (полу, возрасту, квалификации, уровню подготовленности и др.) (П.В. Квашук).

В настоящее время среди авторов многочисленных публикаций не существует однозначного мнения по вопросу критериев дифференцирования. Сложность этой проблемы заключается в том, что ученики одного возраста могут быть неоднородны по темпам физического развития (акселераты, ретарданты), уровню физической подготовленности (уровень развития силы, быстроты, выносливости и т.д.), особенностям телосложения, типам высшей нервной деятельности и т.д. Следует отметить, что реальные возможности управления подготовкой спортсменов связаны с учётом не всех, а лишь некоторых наиболее значимых для этапа начальной подготовки признаков.

Разработка научно-обоснованных методов эффективной реализации дифференцированного подхода в детском и юношеском спорте предполагает систематизацию многочисленных научных данных, накопившихся в результате попыток оптимизировать учебно-тренировочный процесс юных спортсменов путём учёта их индивидуальных и типологических особенностей.

Многие исследователи считают наиболее целесообразной возможность дифференциации процесса обучения и тренировки в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся (А.Н. Барановский, Е.А. Короткова, О.В. Лимаренко, В.А. Богданова и др.). В начале учебного года на основе медицинского осмотра и контрольного тестирования физической подготовленности детей распределяют на группы с высоким, средним и низким уровнем подготовленности.

Булгакова Н.Ж. считает, что при групповой форме обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности занимающихся с целью наибольшего развития их способностей и вследствие этого добиваться повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. Для решения этих задач на начальных этапах обучения плаванию она предлагает учитывать такие типовые характеристики учеников, как: 1) возраст, 2) уровень плавательной подготовленности, 3) особенности телосложения и физической подготовленности.

Анализ научных исследований и опыта работы специалистов в области физического воспитания показывает, что при осуществлении дифференцированного подхода с успехом применяются различные методы комплектования групп учащихся. Мы считаем, что в основе комплектования дифференцированных групп необходимо учитывать прежде всего показатели физической, технической и интегральной подготовленности, как главные признаки, поддающиеся объективному учёту и педагогическому управлению со стороны тренера-преподавателя.

Дифференцированное применение средств и методов в физическом воспитании и спорте – необходимое условие повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. Эту работу целесообразно начинать в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период происходит становление двигательных способностей, закладываются основы функциональных резервов организма.

Во второй главе «Задачи, методы и организация исследования» сформулированы задачи, описаны научные методы, указаны сроки и содержание этапов исследования.

В третьей главе «Опытно-экспериментальная методика дифференцированного применения средств и методов тренировки пловцов на этапе начальной подготовки» рассматриваются предпосылки разработки методики, теоретические основы и описание содержания методики применения дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных пловцов.

При работе в группах начальной подготовки у тренера часто возникают проблемы с дозированием физической нагрузки. Обычно, работая с группой детей с разной степенью физической и технической подготовленности, тренер ориентируется на большинство учащихся, на так называемых «середнячков». Дети, отстающие от других по физическим данным, или же пропустившие много занятий из-за болезни, не могут выполнять все технические упражнения правильно, или же быстро утомляются, что часто является причиной нежелания заниматься спортом. В то же время физически крепким, талантливым детям, для того, чтобы показывать на соревнованиях хорошие результаты, необходимо рекомендовать на тренировках гораздо большие объемы плавания.

Продолжительность учебно-тренировочного занятия по плаванию составляет 1 час 30 мин. Первая часть занятия (20-30 мин) проводится в спортивном зале, где ученики выполняют упражнения по физической подготовке. В зависимости от степени развития тренируемого физического качества проводится распределение детей на 3 подгруппы с высоким, средним и низким уровнем физической подготовленности. Далее занятие проводится в бассейне, где в зависимости от направленности тренировки проводится совершенствование техники спортивных способов плавания, стартов, поворотов (техническая подготовка), выполняются различные по объёму и интенсивности тренировочные задания (интегральная подготовка). Учебно-тренировочные занятия в воде проводятся с каждой подгруппой на отдельной дорожке с учётом уровня технической и интегральной подготовленности.

Нами разработаны организационно-методические основы дифференцированного применения средств подготовки юных пловцов (рис. 1).

 

Рис. 1. Организационно-методические основы дифференцированного применения средств подготовки в учебно-тренировочном процессе юных пловцов

Разработанная нами методика предполагает использовать дифференцированный подход в учебно-тренировочном процессе по трём направлениям:

1. Оптимизация объёма и интенсивности нагрузки в процессе физической подготовки.

2. Дифференцированное использование средств и методов технической подготовки.

3. Оптимизация объёма и интенсивности нагрузки в процессе интегральной подготовки.

Оптимизация объёма и интенсивности нагрузки в процессе физической подготовки способствует гармоничному развитию физических качеств у юных пловцов. На этапе обучения физические качества способствуют успешному формированию двигательных навыков, обусловливающих овладение спортивной техникой плавания. На практике физические качества пловца развиваются главным образом на суше. При этом требуется относительно продолжительное время для трансформации проявления этих качеств в водной среде. В занятиях по общей физической подготовке объём и интенсивность упражнений в подгруппах планировались в зависимости от уровня развития двигательных качеств. Особое внимание на занятиях мы обращали на развитие «отстающих» двигательных качеств.

При изучении уровня физической подготовленности нами было проведено контрольное тестирование, характеризующее уровень развития следующих качеств: скоростных, скоростно-силовых, координационных, силовых способностей, гибкости и общей выносливости. В программу контрольного тестирования включены следующие упражнения:

- бег 30 м. из положения высокого старта, с. (оценка быстроты);

- челночный бег 3 х 10 м., с. (оценка координации движений);

- прыжок в длину с места, см. (оценка скоростно-силовых качеств);

- подтягивание на перекладине, количество раз (оценка силы);

- наклон вперёд из положения стоя, см. (оценка гибкости);

- шестиминутный бег, количество метров (оценка выносливости).

По результатам контрольного тестирования дети из экспериментальной группы распределены по подгруппам с высоким, средним и низким уровнем подготовленности.

В процессе занятий для групп разной подготовленности мы использовали как одинаковые, так и разные средства и методы тренировочного процесса, но величина нагрузки всегда планировалась разная. При этом каждая подгруппа получает задание, соответствующее степени физической подготовленности. Один и тот же ученик, отнесённый к слабой группе, выполняя задание, где требуется проявление силовых способностей, может оказаться в сильной группе, где упражнение требует выносливости. Нами разработан комплекс упражнений для развития физических качеств юных пловцов отдельно для спортсменов с высоким, средним и низким уровнем подготовленности. При этом объём и интенсивность при выполнении упражнений также различались для каждой подгруппы.

Дифференцированное использование средств и методов технической подготовки в обучении двигательным действиям обеспечивает доступность задания для каждого занимающегося.

Уровень технической подготовленности спортсменов определялся по степени владения техникой плавания способами кроль на груди и кроль на спине, т.к. в эксперименте участвовали дети, прошедшие курс начальной подготовки после первого года обучения плаванию. При этом с помощью экспертной оценки по методике Р.Б. Хальянда можно отследить качество выполнения отдельных элементов техники.

Дифференцированный подход в технической подготовке юных пловцов предусматривает подбор различных по сложности овладения упражнений, используемых при обучении и совершенствовании техники спортивных способов плавания, техники выполнения стартов и поворотов. В зависимости от степени владения техникой спортивных способов плавания, воспитанники экспериментальной группы разделялись на три подгруппы.

Нами разработан комплекс упражнений для совершенствования техники плавания в зависимости от уровня координационных способностей детей, который предусматривает плавный переход от простых к более сложным упражнениям.Для каждой из 3-х подгрупп экспериментальной группы используются различные по сложности выполнения упражнения.

Комплексной оценкой различных видов подготовки является интегральная подготовка, под которой понимается многократное выполнение избранного вида спорта в целом с сохранением всех его особенностей. Интегральное упражнение выполняется в диапазоне от соревновательной интенсивности до близкой к ней, а также упражнения в целостном виде спорта, применяемые для построения специального фундамента (Н.Г. Озолин).

При выполнении тренировочных заданий в бассейне мы учитывали уровень интегральной подготовленности спортсменов и на основании этого применяли различные по объёму и интенсивности тренировочные упражнения. Уровень интегральной подготовленности спортсменов в течение эксперимента оценивался нами по результатам плавания на различных дистанциях вольным стилем. Следует отметить, что до начала эксперимента дети проходили обучение в течение одного года в группах начальной подготовки первого года обучения. На начало эксперимента (группы начальной подготовки второго года обучения) дети проплывали дистанцию 100 метров вольным стилем. По окончании первого года экспериментальной работы спортсмены соревновались на дистанции 200 метров, а на завершающем этапе эксперимента (через два года экспериментальной работы) – на дистанции 400 метров вольным стилем.

В процессе занятий дети с высоким уровнем подготовленности выполняли больший объём тренировочной нагрузки в сравнении со своими сверстниками. При работе с менее подготовленными детьми мы уделяли больше внимания технике плавания и постепенно доводили их потенциальные возможности до более высокого уровня.

Распределение детей на подгруппы по уровню подготовленности позволило применять различные по объёму и интенсивности тренировочные задания. При этом главным принципом вариативности нагрузки мы считали её оптимальность для каждого школьника.

Нами разработаны основные тренировочные средства для развития выносливости пловцов экспериментальной группы, проведено планирование годичного цикла тренировки для пловцов с разным уровнем подготовленности.

В четвёртой главе «Обоснование эффективности применения дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных пловцов» изложены результаты исследования, характеризующие эффективность педагогического эксперимента. Эффективность предложенной методики определялась по результатам изменения уровня физической, технической и интегральной подготовленности, а также по показателям сохранности контингента занимающихся в контрольных и экспериментальных группах.

Уровень развития силовых качеств школьников мы определяли по количеству подтягиваний: на высокой перекладине – мальчики, на низкой перекладине (110 см.) – девочки. Уровень развития быстроты мы определяли по результатам бега на дистанции 30 метров. Для определения скоростно-силовых качеств мы использовали прыжок в длину с места, координационных способностей – челночный бег 3 х 10 м. Аэробную выносливость школьников мы определяли по результатам 6-минутного бега. Измерение подвижности позвоночного столба учащихся определялось глубиной наклона туловища вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке.

На первом году эксперимента в исследовании принимало участие 37 спортсменов: экспериментальная группа – 20 человек (12 мальчиков, 8 девочек), контрольная группа – 17 человек (10 мальчиков, 7 девочек).

Анализ результатов физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента (сентябрь 2008 г.) не выявил достоверности их различий, т.е. группы однородны по составу (табл. 1).

Таблица 1

Показатели физической подготовленности школьников на начало эксперимента.

Тесты Пол Экспер. группа (M ± m) Контр. группа (M ± m) Критерий Стьюдента t Показатель достовер-ти Р
  Бег 30 м (с) Мальчики Девочки 6,63±0,08 6,72±0,18 6,49±0,36 6,58±0,27 0,38 0,43 > 0,05 > 0,05
  Челночный бег 3х10 м (с) Мальчики Девочки 9,70±0,15 10,43±0,22 9,90±0,18 10,13±0,31 0,85 0,79 > 0,05 > 0,05
  Прыжок в длину с места (см) Мальчики Девочки 141±2,23 134±2,18 145±2,61 132±2,33 1,67 0,63 > 0,05 > 0,05
  Наклон вперёд (см) Мальчики Девочки 5,1±0,34 6,8±0,85 3,9±0,61 5,3±0,71 1,72 1,22 > 0,05 > 0,05
  Подтягивание на высокой (мальч.) и низкой (дев.) перекладине Мальчики   Девочки 3,6±0,79   13,4±1,4 2,6±0,26   12,1±1,3 1,20   0,63 > 0,05   > 0,05
  6-ти минутный бег (м) Мальчики Девочки 991±32 968±41 978±47 953±28 0,23 0,30 > 0,05 > 0,05

 

В учебно-тренировочных занятиях по физической подготовке мы использовали разработанный нами комплекс упражнений для развития физических качеств юных пловцов отдельно для детей с высоким, средним и низким уровнем подготовленности. Уровень развития физических качеств пловцов определялся два раза в год по результатам контрольного тестирования.

По окончании эксперимента (сентябрь 2010 г.) мы провели контрольное тестирование физических качеств участников исследования (табл. 2). Количество спортсменов по окончании исследования: экспериментальная группа – 17 человек (10 мальчиков, 7 девочек), контрольная группа – 12 человек (7 мальчиков, 5 девочек).

 

Таблица 2

Показатели физической подготовленности юных пловцов по окончании эксперимента.

 

Тесты Пол Эксперим. группа (M ± m) Контр. группа (M ± m) Критерий Стьюдента t Показатель достовер-ти Р
  Бег 30 м (с) Мальчики Девочки 5,26±0,15 5,51±0,24 5,68±0,08 5,84±0,31 2,47 0,84 < 0,05 > 0,05
  Челночный бег 3х10 м (с) Мальчики Девочки 8,61±0,12 8,93±0,23 9,07±0,08 9,25±0,15 3,19 1,16 < 0,05 > 0,05
  Прыжок в длину с места (см) Мальчики Девочки 173±3,75 169±2,18 166±4,14 165±3,08 1,25 1,06 > 0,05 > 0,05
  Наклон вперёд (см) Мальчики Девочки 8,4±0,41 11,7±0,93 5,6±0,72 7,2±0,85 3,38 3,57 < 0,05 < 0,05
  Подтягивание на высокой (мальч.) и низкой (дев.) перекладине Мальчики   Девочки 6,6±0,83   19,8±1,14 3,8±0,62   16,3±0,96 2,70   2,35 < 0,05   < 0,05
  6-ти минутный бег (м) Мальчики Девочки 1140±18 1071±24 1032±33 995±16 2,87 2,64 < 0,05 < 0,05

 

Статистический анализ показателей физической подготовленности юных пловцов после эксперимента свидетельствует о более высоких темпах прироста уровня развития физических качеств у детей из экспериментальной группы. В беге на 30 м., в челночном беге 3 х 10 м., в упражнении на гибкость, в подтягивании на перекладине и в 6-минутном беге мальчики из экспериментальной группы показали достоверно более высокие результаты в сравнении со своими сверстниками из контрольной группы.

В упражнении на гибкость, в подтягивании на перекладине, в 6-минутном беге девочки из экспериментальной группы после эксперимента стали более подготовленными в сравнении с девочками из контрольной группы.

Близкие к достоверным более высокие результаты физической подготовленности после эксперимента показали девочки и мальчики экспериментальной группы в прыжках в длину с места, девочки из экспериментальной группы в беге на 30 м, челночном беге 3 х 10 м.

Таким образом, дифференцированное применение средств и методов в учебно-тренировочном процессе способствовало более эффективному формированию физической подготовленности пловцов экспериментальной группы.

Степень овладения техникой спортивных способов плавания «кроль на груди» и «кроль на спине» на начало эксперимента выявлялась с помощью экспертной оценки (три эксперта из числа квалифицированных тренеров) отдельных элементов техники по методике Р.Б. Хальянда, включая: положение тела и головы относительно поверхности воды; колебания и вращения туловища вокруг продольной оси и в разных плоскостях (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной); характер и траектория гребка; положение кисти во время гребка, а также оценка подготовительных движений рук и рабочих движений ног. В способе «кроль на груди» оценивалось 17, а в способе «кроль на спине» – 15 элементов техники.

Анализ результатов технической подготовленности (табл. 3) учащихся контрольной и экспериментальной групп на начало исследования (сентябрь 2008 г.) не выявил достоверных различий.

Таблица 3

Показатели технической подготовленности пловцов на начало эксперимента

 

Тесты Пол Экспер. группа (M ± m) Контр. группа (M ± m) Критерий Стьюдента t Показатель достовер-ти Р
  Техника плавания кролем на груди, кол. баллов Мальчики Девочки 18,08±0,73 18,70±0,84   19,04±0,95 18,22±0,61 0,80 0,46 > 0,05 > 0,05
  Техника плавания кролем на спине, кол. баллов Мальчики Девочки 17,13±0,45 17,54±0,77 16,75±0,88 18,02±0,64 0,39 0,48 > 0,05 > 0,05

 

В процессе дифференцированного применения средств технической подготовки мы составляли комплексы упражнений для каждой подгруппы. В отдельных случаях рекомендовали индивидуальные задания. При разработке комплексов упражнений для изучения и совершенствования техники плавания предусматривался плавный переход от простых к более сложным упражнениям. Для каждой из 3-х подгрупп экспериментальной группы используются различные по сложности выполнения упражнения. При этом дозировка упражнений для каждой подгруппы существенно отличалась. Учебно-тренировочные занятия по технической подготовке для каждой подгруппы проводились на отдельной дорожке.

Анализ показателей техники плавания кролем на груди и кролем на спине после эксперимента (сентябрь 2010 г.) свидетельствует о том, что мальчики и девочки из экспериментальной группы показали достоверно более высокий уровень технической подготовленности в сравнении со школьниками из контрольной группы при статистически значимых различиях (табл. 4).

 

Таблица 4

Показатели технической подготовленности пловцов по окончании эксперимента

Тесты Пол Экспер. группа (M ± m) Контр. группа (M ± m) Критерий Стьюдента t Показатель достовер-ти Р
  Техника плавания кролем на груди, кол. баллов Мальчики Девочки 26,14±0,81 25,64±0,72 23,37±0,69 23,11±0,47 2,60 2,94 < 0,05 < 0,05
  Техника плавания кролем на спине, кол. баллов Мальчики Девочки 25,42±0,79 24,44±0,53 23,02±0,66 21,75±0,98 2,33 2,41 < 0,05 < 0,05

 

Дифференцированный подход в процессе технической подготовки юных пловцов позволил подбирать детям упражнения, доступные для исполнения, в зависимости от двигательных способностей школьников.

Таким образом, применение дифференцированного подхода в процессе обучения технике способствовало формированию более качественного уровня навыков у пловцов из экспериментальной группы. Это объясняется тем, что дети выполняют упражнения доступные для исполнения и в тоже время с заданной степенью сложности.

Уровень интегральной подготовленности школьников экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента (сентябрь 2008 г.) оценивался по результатам плавания на дистанции 100 метров вольным стилем (табл. 5).

Таблица 5

Показатели интегральной подготовленности школьников на начало эксперимента.

 

Тесты Пол Экспер. группа (M ± m) Контр. группа (M ± m) Критерий Стьюдента t Показатель достовер-ти Р
  Дистанция 100 м. вольным стилем (мин, с.) Мальчики Девочки 2,11±0,22 2,14±0,14 2,16±0,37 2,22±0,09 0,11 0,48 > 0,05 > 0,05  

 

Уровень результатов, показанных в тестах по интегральной подготовленности пловцами контрольной группы на начало исследования незначительно отличался от воспитанников экспериментальной группы и был на уровне средней подгруппы. Анализ показанных результатов учащихся контрольной и экспериментальной групп на начало исследования на дистанции 100 метров вольным стилем не выявил достоверности их различий.

В зависимости от уровня подготовленности детей из экспериментальной группы, на занятиях в бассейне мы применяли различные средства и методы тренировки. Уровень интегральной подготовленности спортсменов в течение эксперимента оценивался по результатам плавания на различных дистанциях вольным стилем. Нами разработаны тренировочные планы для пловцов с различным уровнем подготовленности.

Пловцы сильной подгруппы выполняли больший объём тренировочных нагрузок в сравнении со средней и слабой подгруппами. В занятиях с менее подготовленными детьми мы уделяли больше внимания технике плавания, постепенно доводя их интегральную подготовку на более высокий уровень.

В сильной подгруппе годовой объём плавания за 2008-2009 учебный год составил 168 км., в средней – 133 км., в слабой – 115 км. Общая тенденция распределения объёма тренировочных заданий сохранена и в 2009-2010 учебном году. Начиная со 2-го года экспериментальной работы (группа начальной подготовки 3-го года обучения) планирование тренировочного процесса осуществлялось в соответствии с календарём соревнований и состояло из 2-х макроциклов.

Пловцы из сильной подгруппы выполняли больший объём тренировочных заданий по сравнению со своими сверстниками. Кроме этого, при выполнении упражнений на развитие выносливости режим заданий был более жёстким за счёт более высокой скорости плавания и меньшего интервала времени на отдых.

В сильной подгруппе годовой объём плавания за 2009-2010 учебный год составил 284 км., в средней – 239 км., в слабой – 210 км.

Объём плавания в контрольной группе был на уровне средней подгруппы экспериментальной группы.

Сравнивая годовой объём плавания в течение 2-х лет педагогического эксперимента, следует отметить значительное его увеличение. Так в группах начальной подготовки третьего года обучения объём тренировочных заданий вырос на 76 % по сравнению со вторым годом обучения. Это увеличение было достигнуто прежде всего за счёт тренировочных заданий, направленных на развитие выносливости. Объём заданий на совершенствование техники плавания увеличился незначительно.

По окончании первого года работы (сентябрь 2009 г.) пловцы соревновались на дистанции 200 метров, а на завершающем этапе эксперимента (сентябрь 2010 г.) – на дистанции 400 метров вольным стилем. Выбор данных дистанций был обусловлен уровнем спортивной подготовленности и необходимостью развивать на этапе начальной подготовки прежде всего аэробную выносливость. На каждого ребёнка была заведена карточка учёта спортивных результатов.

Анализ результатов интегральной подготовленности пловцов экспериментальной и контрольной групп в процессе эксперимента свидетельствует о постепенном повышении результатов школьников из экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой (табл. 6).

 

Таблица 6

Показатели интегральной подготовленности юных пловцов по окончании эксперимента.

Тесты Пол Экспер. группа (M ± m) Контр. группа (M ± m) Критерий Стьюдента t Показатель достовер-ти Р
  Дистанция 200 м. вольным стилем (мин, с.) Мальчики Девочки 3,38±0,11 3,43±0,07 3,48±0,08 3,59±0,12 0,74 1,15 > 0,05 > 0,05  
  Дистанция 400 м. вольным стилем (мин, с.) Мальчики Девочки 7,07±0,08 7,14±0,16 7,51±0,11 7,58±0,08 3,23 2,46 < 0,05 < 0,05  

 

Сопоставление результатов тестирования интегральной подготовленности пловцов исследуемых групп, проведённое после окончания эксперимента на дистанции 400 метров вольным стилем, показало превосходство среди девочек и мальчиков экспериментальной группы над учащимися контрольной группы при статистически значимых различиях.

Таким образом, на завершающем этапе исследования пловцы из экспериментальной группы показали достоверно более высокую скорость плавания на дистанции 400 м. в сравнении с контрольной группой. Это результат применения дифференцированных по объёму и интенсивности нагрузок.

Одним из критериев эффективности проводимого эксперимента является уровень сохранности контингента и состояния здоровья занимающихся. В условиях неблагоприятной демографической ситуации проблема закрепления одарённых детей в ДЮСШ особенно актуальна. Одна из причин отсева детей в спортивных школах – неадекватный подбор и дозировка упражнений для занимающихся.

C целью изучения устойчивости интереса к занятиям плаванием среди учащихся экспериментальной и контрольной групп мы провели анкетный опрос. Анкетирование проводилось до эксперимента и по окончании исследования по методике Г.Д. Бабушкина.

С помощью анкет определялись: 1) эмоциональный компонент, характеризующий отношение школьника к занятиям плаванием, 2) мотивационный компонент, свидетельствующий о том, что послужило возникновению мотивов к изучению и совершенствованию плавательных движений, 3) интеллектуальный компонент показывает, насколько учащийся понимает значимость занятий плаванием, 4) волевой компонент, свидетельствующий о проявлении волевой активности на занятиях плаванием. Результаты анкетного опроса свидетельствуют о том, что реализация экспериментальной программы способствовала формированию положительной мотивации и эмоционального настроя на качественное выполнение учебно-тренировочных заданий и положительно влияет на уровень сохранности занимающихся в экспериментальной группе.

Разделение учащихся экспериментальной группы на подгруппы по уровню подготовленности позволило с наименьшими потерями закончить 2-х годичный эксперимент. В экспериментальной группе уровень сохранности контингента занимающихся составил 85%, что на 14 % превышает аналогичный показатель контрольной группы (71%).

По результатам диспансерного обследования не выявлено нарушения здоровья детей в экспериментальной группе. Таким образом, относительно более высокие по объёму и интенсивности нагрузки в группе с высоким уровнем подготовленности не оказали негативного влияния на состояние здоровья детей.

 

ВЫВОДЫ

1. Основными критериями комплектования типологических групп пловцов на этапе начальной подготовки является физическая, техническая и интегральная подготовленность, определяемая по результатам контрольного тестирования.

2. Разработанная методика дифференцированного применения средств и методов подготовки пловцов на основе комплектования типологических групп позволяет оптимизировать нагрузку в подгруппах с разным уровнем подготовленности. Применение разработанных комплексов упражнений отдельно для каждой подгруппы обеспечивает доступность заданий в процессе физической и технической подготовки.

3. Реализация дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных пловцов возможна при соблюдении следующих педагогических условий:

– тестирование физической, технической и интегральной подготовленности с целью контроля за динамикой результатов занимающихся проводится два раза в год;

– формирование трёх групп пловцов зависит от направленности тренировочного занятия и проводится по результатам контрольного тестирования;

– применение комплексов упражнений по физической, технической и интегральной подготовке с учётом высокого, среднего и низкого уровня подготовленности занимающихся.

4. Предложенная нами методика дифференцированного применения средств и методов подготовки способствовала повышению эффективности учебно-тренировочного процесса юных пловцов:

– результаты контрольного тестирования уровня развития физических качеств пловцов экспериментальной группы на завершающем этапе исследования свидетельствуют о более высоком уровне физической подготовленности по измеряемым параметрам в сравнении с контрольной группой;

– дифференцированное применение в учебно-тренировочном процессе пловцов экспериментальной группы различных по сложности и доступности выполнения упражнений способствовало формированию у них более высокого уровня технической подготовленности. По результатам экспертной оценки разница количественных показателей техники плавания детей из экспериментальной и контрольной групп статистически достоверна;

– сопоставление результатов тестирования уровня интегральной подготовленности пловцов исследуемых групп, проведённое на завершающем этапе исследования, показало превосходство среди девочек и мальчиков экспериментальной группы над учащимися контрольной группы при статистически значимых различиях (Р < 0,05).

5. На заключительном этапе исследования в экспериментальной группе отмечен более высокий уровень сохранности контингента занимающихся (85%) в сравнении с контрольной группой (71 %).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Результаты исследования и их анализ позволяют сделать следующие рекомендации тренерам ДЮСШ:

1. При комплектовании групп начальной подготовки провести контрольное тестирование, на основе которого формировать подгруппы с высоким, средним и низким уровнем подготовленности. Такое распределение позволит оптимизировать нагрузку в процессе занятий и будет способствовать повышению эффективности обучения.

2. Для подгрупп разного уровня подготовленности могут использоваться как одинаковые, так и различные средства и методы тренировочного процесса, но объём и интенсивность нагрузки всегда планируется дифференцированно, в зависимости от уровня подготовленности детей. Учебно-тренировочные занятия в бассейне проводятся на отдельной дорожке для каждой подгруппы.

3. В процессе проведения учебно-тренировочных занятий важно контролировать деятельность учащихся со слабым уровнем подготовленности, а также школьников, которые нерегулярно посещают занятия.

4. В процессе занятий использовать различные методические приёмы, способствующие повышению активности и заинтересованности детей в достижении успеха (поощрение, подвижные игры и развлечения, самооценка результатов и др.).

5. На основании контрольного тестирования (два раза в год) необходимо переводить наиболее успевающих детей из слабой в среднюю подгруппу, из средней подгруппы в сильную.

 

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...