Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества и государства




 

Если право, законность и правопорядок выступают юридической основой демократического общества, и функционирования государственной власти, то вполне естественно напрашивается вывод о путях упрочения этих основ, о тенденциях их развития. Чем лучше люди понимают объективные требования развития, тем активнее они участвуют в достижении национальных целей. Поэтому представляется оправданным рассмотрение некоторых тенденций в развитии правового порядка.

Итак, правопорядок суть юридическое оформление одного из важнейших свойств развития материи в ее высшей форме - социальной жизни - упорядоченности. Познание и использование этого свойства, как закономерности социального развития государственно организованного общества, является большой научной и практической проблемой.

Чем выше уровень социального развития, тем острее требования к упорядоченности важнейших сторон жизни. Чем выше уровень цивилизации, тем решительнее отвергаются дезорганизующие факторы - преступность, злоупотребления, попирание прав и свобод личности, произвол и беззаконие.

В обществе для того и возникли правовые средства, такие как право, законность и прочее, чтобы с их помощью урегулировать многие стороны социальной жизни. Упорядочивающая деятельность людей должна совпадать с требованиями объективной упорядоченности реальной жизни. В противном случае наносится серьезный урон людям, обществу, природе, всей окружающей среде. Примеров в жизни данному положению более чем предостаточно.

Упорядочивающей основой жизненных процессов и правопорядка является четкая нормативность. Социальная нормативность обусловливает требования правовой, без чего невозможен правовой порядок. Юридическая нормативность оформляется правом. Она выражается в масштабности, эталонности общеобязательных норм поведения. Данные образцы обеспечивают высокую централизацию в подчинении им и широкую автономию поведения. В правопорядке это выражается в том, что, во-первых, имеет место высокая централизованная подчиненность установленным нормативам по достижению национальных целей и осуществлению интересов людей; во-вторых, широчайшая автономия поведения по реализации установленных образцов и программ.

Такие требования нормативности проявляются во всех сторонах правопорядка и они предопределяют участников, их отношения и связи, структуру и функции государственного и общественного механизма. Разрозненные акты, поступки, действия миллионов людей, их объединений и организаций необходимо свести в слаженную, четко функционирующую систему, подчиненную единой цели и противостоящую дезорганизации и анархии.

В первую очередь нормативному урегулированию подлежат определяющие взаимоотношения и связи, а именно: общество государство - личность и поведение каждого элемента. Этим определяется уровень развития правопорядка, который выступает своеобразным мерилом свободы личности и гарантированности правовых провозглашений.

В этой связи остро стоит вопрос о совершенствовании и укреплении нормативной основы урегулированности. А поскольку это оформляется правом, то все разговоры и рассуждения о размывании его нормативности под эгидой нового правопонимания чреваты огромными изъянами на практике. Никакой демагогической конъюнктурой нельзя оправдывать попытки свертывания и устранения нормативных основ правового порядка. Наоборот, необходимо делать все для совершенствования и укрепления нормативной базы, т. е. права, законов страны.

С каждым новым этапом развития общества, с расширением демократических начал и активизации личного фактора возрастает необходимость в стабилизации, урегулированности и гарантированности связей и взаимоотношений, взаимодействий людей. Это обстоятельство порождает стойкую тенденцию систематического упрочения и укрепления правопорядка. Поэтому общество - государство - народ должны постоянно заниматься решением этих проблем.

Данная тенденция обусловлена объективными потребностями и интересами людей, которые должны использовать все правовые средства, особенно право и законность, для постоянного укрепления всех сторон правового порядка.

Важнейшей тенденцией развития является упрощение, универсализация, оптимизация правовых связей, отношений, структур и регулирования. Увеличивающиеся объемы работы, углубляющиеся социальные процессы, усложняющиеся взаимоотношения приводят к перенасыщенности социальных и правовых связей. Общество этого не принимает, что приводит к неуправляемости и произволу. Личность отторгает перенасыщенность связей и сложности социальной жизни. Отвергаются отжившие социальные институты. Упрощаются связи и процессы. Все более универсальной и оптимальной становится регламентация. Конечно, нельзя тенденцию к упрощению сводить к примитивности. Первое - величайшее благо, второе - непоправимое зло. Речь идет не о поверхностных моментах и примитивных подходах к решению сложных проблем, а о высшем достижении человеческого разума, о наиболее простых и целесообразных формах организации общественной жизни. Эта тенденция затрагивает все стороны правопорядка.

Необходим оптимальный объем нормативного материала за счет увеличения общности правовых предписаний. Требуется резкое сокращение субъектов, которые занимаются правотворчеством. В серьезной универсализации нуждаются правовые статусы субъектов. Очень часто наблюдается усложненность и запутанность процесса, процедуры. Неоправданное копирование субъектами Федерации федеральных структур, наличие дублирующих организаций и функций, низкое качество законодательства, да и многое другое говорит о несовершенстве правовых связей сегодняшнего дня. Они сложные, запутанные и не всегда доступны людям. А это разрушает правовой порядок. Вот почему универсализация и оптимизация, упрочение выступают одной из определяющих тенденций на путях формирования четкого правового порядка. Обществу нужен четкий, простой, понятный и доступный людям порядок, дающий высокую степень прочности, стабильности и гарантированности жизненных процессов.

В настоящее время многие из этих вопросов попадают в сферу проведения правовой реформы. Вносятся конкретные и самые разнообразные предложения о путях совершенствования правовых рычагов, которые, в конечном счете, будут способствовать формированию правопорядка и правового государства.

Тенденцией развития правопорядка выступает и борьба противоположностей. В правовой жизни отчетливо просматриваются два направления: одно нацелено на укрепление и упрочение правопорядка, другое - на его отрицание и разрушение. Одно связано с укреплением права, законности, с уравновешенностью и стабилизацией связей; другое - с их противоположностью - неурегулированностью, злоупотреблениями, преступностью, попранием прав, свобод, законных интересов личности и др. В борьбе этих противоположностей идет процесс формирования и упрочения правопорядка. Чем решительнее наступления на негативные проявления, чем прочнее правопорядок, тем больше сужается сфера проявления негативных сторон. На путях законности, демократии и справедливости формируется правовой порядок. На путях беззакония, произвола и несправедливости он разрушается. Эти противоположности обусловливают определенную тенденцию правового развития. Государства и люди не могут быть снисходительными к этим направлениям. На путях упрочения порядка и борьбы с негативными явлениями решаются проблемы удовлетворения интересов людей. Степень их удовлетворения и гарантированности провозглашенных прав и свобод находится в прямой зависимости от прочности правового порядка.


З АКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги исследования вопросов дипломной работы на тему «Законность и правопорядок» можно сделать следующие выводы:

1. Категорию «законность» можно раскрыть через следующие аспекты:

Во-первых, законность - строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов.

Во-вторых, законность это не только требование соблюдения норм запретов и обязывающих юридических норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам.

В-третьих, законность, - обязательность, являющаяся объективным свойством права и государственной дисциплины.

В-четвертых, законность распространяться не только на поведение исполнителей закона, но и на сферу правотворчества, деятельность законодателей.

В-пятых, законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.

В-шестых, законность – не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя.

Таким образом, законности присущи следующие свойства или черты, а именно: всеобщность законности, заключающаяся в обязательности ее требований; единство, которое состоит в единообразном понимании на всей территории страны; верховенство, выражающееся в иерархии нормативных актов; неотвратимость означает пресечение любых нарушений закона; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; неразрывная связь законности и культуры.

Кроме того, можно выделить основные тенденции в разработке теории законности: проведение четких разграничений законности как режима и форм ее реализации; изучение законности в связи с другими социально-политическими явлениями; анализ законности в механизме правового регулирования. Особо отмечены функции законности: - проведение в жизнь государственной воли, связь законности с реализацией права; - создание условий для выработки целесообразных, эффективных норм права; - обеспечение реальности правового регулирования, функционирование элементов его механизма строго на основе законности.

2. Категория правопорядок включает в себя следующие содержательные моменты:

Во-первых, правопорядок - объективно обусловленное состояние, свойство социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов;

Во-вторых, правопорядок – это прежде всего конституционный порядок.

С понятием законности тесно связано понятие правопорядка. Состояние правомерности, свойственное законности, в результате реализации норм права «материализуется», превращается в состояние согласованности, упорядоченности общественных отношений.

Основными тенденциями развития правопорядка являются: - упрощение, универсализация правовых связей, отношений, правового регулирования в целом; - усиление нормативности, проявляющейся в повышении требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей; - борьба противоположностей.

3. Соотношение категорий «законность» и «правопорядок» выражается в следующем:

Во-первых, законность, правопорядок - различные по содержанию и характеру категории:

законность - качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима;

правопорядок - состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

Во-вторых, они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа: законность - реализующееся право, правовое качество нормативных и правореализационных актов, процесса их реализации; правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.

В-третьих, различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.

Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы - юридическая основа правопорядка, законность - средство его установления, правопорядок - результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

В-четвертых, право и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Нет законности - есть беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, от этого качества нормотворческого и правореализационного процесса.

В-пятых, различны их связи и зависимости: если законность выступает как причина, то правопорядок следствие; если при анализе законности имеем дело прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством; если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния.

4. Взаимосвязь «законности», «правопорядка» и «демократии» выражается в следующем:

Во-первых, для демократического режима характерны широкое участие населения в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, режим законности, охрана прав и законных интересов граждан и др.

Во-вторых, в демократической стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка.

Для реализации требований законности и правопорядка большое значение имеют их гарантии. Экономическими (материальными) гарантиями являются материальные условия жизни общества. Социальные гарантии включают весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Политические гарантии — это демократизм государственного и общественного строя. Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества. Юридические гарантии выступают как деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

Таким образом, и «законность» и «правопорядок» - цель любого демократического государства и одновременно его состояние.

5. В заключение, хочется еще раз обратить внимание на то, что и «законность» и «правопорядок» выступают в нашей стране лишь как теоретические понятия. И это несмотря на то, что «законность» и «правопорядок» упоминаются в каждом десятом нормативном акте Российской Федерации. На наш взгляд было бы целесообразно принятие в России Федерального закона устраняющего этот пробел. Его можно назвать как Закон «О законности и правопорядке в Российской Федерации» со следующим содержанием: определить понятие «правопорядка» и «законности», цели и принципы правопорядка. Направления государственной политики по укреплению законности и правопорядка. Органы, на которые возложены обязанность по поддержанию правопорядка и другие вопросы.

Принятие такого нормативного акта, не только бы устранило бы практический пробел Российского государственного права, но и способствовало развитию и поддержанию демократического режима в нашей стране.

По действующему законодательству органы дознания, прокурор, следователь, суд обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимать меры к их устранению.

Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.


Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 25 декабря 1993 года.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями).

5. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями).

7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).

9. Алексеев С.С. Понятие и основные принципы законности.// Теория государства и права. М: Юристь, 2004.

10. Алексеев СС. Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1. Свердловск, 2002.

11. Бабаев В.К. Теория современного советского права. Н.Новгород, 2001.

12. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 2006.

13. Бахрах Д.Н. Вопросы законности в государственном управлении. // Правоведение. 2002. N3.

14. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.:Новый Юрист, 2008.

15. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. проф. В.К.Бабаева., 2003.

16. Вебер М. Легитимный порядок: (Фрагмент из статьи немецкого социолога, посвященный понятию «законности») // Новое время. 2005. N26.

17. Гришанин П.Ф. Пути укрепления законности. Государство и право, 2001. Т 1.

18. Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис \\ Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 2001.

19. Горшенев В.И. Законность как достояние правового государства //Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград. 2001.

20. Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы законности в Российском государстве. - Саратов: Амалфея, 2001.- 432с.

21. Зиновьев М.Ю. Понятие гарантий законности и их виды // Вопросы теории государства и права. М.: Юристь, 2005.

22. Исаков В. Законотворчество не любит спешки // РФ сегодня. 2001. №10.

23. Кехлеров С. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов // Законность. 2003. N7.

24. Кожевников С.Н. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России // Вестник НГУ, 2001.

25. Комаров С.А. Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. М., Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2002.

26. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 2004. N3.

27. Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. М., 2001.

28. Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры // Право и Власть. М., 2000.

29. Коваленко А.И. Проблемы теории и практики правового государства. М., 2004.

30. Ефремов А.Ф. Теоретические и практические проблемы законности в Российском государстве: Автореф. дисс. на соискание ученой степени докт. юрид. наук. Саратов, 2005.

31. Лазарева В. В. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. М. 2003.

32. Лившиц П.З. Теория права: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 2003.

33. Малкин Н.С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. Вып.4. М.: ИГПАН, 2001.

34. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Юрист. 2006.

35. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Потапов В.А. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России (региональный аспект): Автореф. дисс. канд. юрид. наук., 2005.

36. Права человека и проблемы обеспечения законности. Отв. ред. В.Е. Гущев. Нижний Новгород. 2003.

37. Окунькова Л.А. - М.: Фонд «Правовая культура», 2002.

38. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд «Правовая культура», 2001.

39. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: «Статус ЛТД+», 2006г.

40. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: «Былина»., 2005.

41. Теория государства и права. Курс лекций // Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. – М. Юристъ, 2000.

42. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. - М.:Зерцало, 2007.

43. Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 2003.

44. Теория государства и права /Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М.: Норма, 2000.Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 2006.

45. Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Приор,2007.

46. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право.- М.: Бек, 2000.

47. Тихомиров Ю.А. Укрепление законности в сфере государственного управления // Законность в РФ. М.: Бек, 2006.

48. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Амалфея, 2002.

49. Хабриев Т.А. Толкование конституции РФ: теория и практика. М.: Норма,2004.

50. Шабуров А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права: Учебник для вузов, М., 2007.

51. Юридический энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 2004.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...