Европейский брак в средневековье
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Понятие семьи и брака Понятие брака. В древнерусской лексике слово «брачити» означало отбирать что-либо (выбирать хорошее или отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова «брак» и в семейном праве, и в обыденной речи («забракованный товар»). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом «шлюб» (от древнеславянского термина «сълюбъ», «сълюбытись», что означает «договориться»). Семья и брак возникли в разные исторические периоды. А. Г. Харчевым брак понимается «как исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности». Алексей Иванович Антонов считает, что брак – это лигитивное признание отношений между мужчиной и женщиной и тех их форм сожительства и сексуального партнёрства, которое сопровождается рождением детей. В браке центральной категорией является супружество. Понятие семьи. А. Г. Харчев считал, что семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми как малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Семья – важнейший феномен, причем, представляющий собой не простую сумму её членов, а систему, где существует сеть взаимоотношений между родственниками и членами семьи (психолог М. Я. Соловьёв): o между мужем и женой; o родителями и детьми; o между братьями и сестрами; o другими родственниками; o всех перечисленных групп между собой. В семье родственники живут вместе и ведут общее хозяйство. Исторические типы браков В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений: – групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе); – полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам); – полиандрия – одна женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая); – моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов). Эволюция семейных отношений в истории человечества Брак в древности Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением. Древний Египет. Брак заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. Период Матриархата. Главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому, действительно, кровными родственниками можно было признать только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский род.
В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство. Древний Рим. Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей – управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу анг- лийского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права. Древняя Греция. В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) жрицы – служительницы различных культов, «мистические» женщины; 2) матроны – респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы», за измену могли поплатиться жизнью или продавались в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры – образованные и одаренные женщины (так называемые «женщины для наслаждения»). По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота. Приведем слова Ф. Энгельса: «Ниспровержение материнского права было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения».
Европейский брак в средневековье На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства. С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. Такое же отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди купечества. К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния. Ренессанс, по существу своему, революционная эпоха, стал «совершенно исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической красоты, и как его следствие, в идеал была возведена производительность, плодовитость. Другими словами «Высшими добродетелями считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много детей приносило славу и было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|