Внутрисемейные отношения по «Домострою»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Термин семья в ее современной трактовке «Домострой» не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся в отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма. Главное место в семье принадлежит мужу. Социальный статус женатого мужчины в обществе выше, чем у одинокого. Домострой рекомендует жене угождать мужу, приноравливаться к нему. В семейных отношениях осуждаются сквернословие, блуд, гнев, ярость, злопамятство. Семейные отношения следовало ограждать от сплетен, пересудов, поэтому для окружающих людей семья всегда демонстрировала свои благополучные стороны. Считалось очень хорошей стороной соблюдать умеренность во всём. Главная обязанность детей – любовь к родителям и абсолютное послушание. Родителям не возбранялось физически наказывать детей. Виды брачно-семейных отношений тоже эволюционировали: 1. Семья, состоит из группы родственников, т.е. женщины и дети принадлежат всем мужчинам группы. 2. Сегментарная семья – глава семьи имеет отдельных жён, а у братьев имеются общие жёны, а сёстры имеют общих мужей. Изгнанная жена, девушка, изнасилованная и не вышедшая замуж, невеста, жених которой перед свадьбой умер или исчез, и женщина, у которой умер муж, – всех их в древнесемитских языках называли одним собирательным словом «вдова», ибо всех их, если они не имели средств к существованию, ждала одна судьба. У пастушеских народов и у арабов в древности вдова, муж которой погиб во время набега или военного похода, могла быть взята в шатер соплеменников в качестве наложницы или рабыни. Тех, кто не мог работать, изгоняли в пустыню.
Во времена, когда решающую роль у оседлых народов стало играть землевладение, вдову должен был взять в жены деверь, чтобы сохранить семейную и племенную собственность. Религиозные представления не позволяли вдове с детьми вступить в новый брак, но от бездетной вдовы, напротив, требовали, чтобы она вышла за брата своего покойного мужа. Родившийся от такого брака сын считался законным наследником покойного. «Целомудренное вдовство» славилось как добродетель, всякое же вторичное замужество клеймилось как безнравственность. Овдовевшая матрона должна была сосредоточиться на религии, которая сулила ей воскресение и «новую жизнь». Нетрадиционные семьи и развитие альтернативных форм Брачно-семейных отношений Одиночество – исторически новый феномен. В эту категорию входят люди никогда не состоящие в браке. Появлению одиночества способствуют: рост образованности женщин, что сменило её представление о самореализации, и численное преобладание женщин над числом мужчин в брачном возрасте. Люди понимают, что одному прожить в экономическом отношении легче. Семья создает экономическую угрозу в результате безработицы, неопределённого будущего. Женщина переносит одиночество легче, чем мужчина. Незарегистрированное сожительство можно рассматривать, с одной стороны как предварительную стадию к последующему браку, с другой стороны – как альтернативную форму нормальному браку.Отношения в незарегистрированном сожительстве дифференцируются на формальные, кратковременные и глубокие, длительные. В случае первых совместная жизнь в «пробном браке» длится сравнительно недолго, брак или заключается, или прерываются отношения. В то же время увеличивается число случаев совместного сожительства, которое отличается от брака только отсутствием правового оформления, рождение детей в длительных отношениях часто приветствуется.
Сознательно бездетный брак. В западных странах существует добровольная стерилизация. В России стоит проблема абортов. Факторы: 1. Социально-экономические факторы регулируют рождаемость. 2. Культурно-демографические факторы. Законы деторождения являются и биологическими и социальными. 3. Потребность в детях диктуется обществом: она закладывается на уровне воспитания на принятие тех или иных норм. Повторные браки. Вещь очень типичная. Появляются в результате развода, иногда – потери. На повторный брак оказывает влияние состояния человека, пережитое во время развода. Развод на глубоком эмоциональном уровне не проходит бесследно (даже, если говорит, что прошёл легко). Почти каждый развод сопровождается болью, недоверием, разочарование. Ожидания людей по поводу второго брака могут быть грандиозными: они порой напоминают ожидания Нирваны. Взрослые в смешанных семьях ждут чуда, но забывают, что естественные осложнения во взаимоотношениях по-прежнему сохраняются, многое остается неизменным. Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг другу. Этот брак является историческим феноменом, т. к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену. Внебрачный секс. Связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него ребёнка, называется конкубинатом. Во всём мире растёт в количество конкубината, и психологически эта связь начинается с ожидания, что эта связь перерастёт в брак. Но, как правило, такие связи не являются продолжительными: они становятся обузой, утомляют. Свингерство – это обмен брачными партнёрами. Две супружеские пары образуют так называемую «шведскую семью». Зародился такой обмен брачными партнерами в 70-е годы в Скандинавии. Считается, что инициаторами являются мужчины – в детстве они имели меньшую связь с родителями, практичестки отсутствовал контакт в ровесниками. Гомосексуальность имеет любовь на тех же психофизических основаниях, просто в основе лежит однополая любовь. Какое бы отношение ни вызывала гомосексуальность к себе в обществе, какими бы причинами ни детерминировалась сексуальная ориентация, она является делом свободного выбора и на может быть изменена произвольно.
Гомосексуальные пары ждут те же проблемы, что и в обычных семьях: ревность, обида, измена, непонимание, отсутствие доверия т.д. Групповой брак возник в 70-ых г.г. в связи с наркотическими и алкогольными оргиями – обязательно присутствовал групповой секс. Затем групповой брак трансформировался и появился в Германии в студенческих городках – образовались коммуны: общие деньги, общий секс и т.д. В каждом 5-ом сообществе имелись общие дети, причем, когда студентка заканчивала учёбу, уезжая, она забирала ребёнка с собой.
Утрата законным браком его значения, ослабление родительских и родственных семейных отношений, «разделение» самосохранительного, брачного, сексуального и репродуктивного поведения, кризис современной семьи сигнализируют о тенденции возникновения альтернативных форм брачно-семейных отношений. Обрисованные альтернативы семье и браку пока еще ограничиваются меньшинствами и молодыми людьми. Большинство людей живет традиционными формами семьи и брака. Сильнейшим аргументом в пользу традиционных вариантов остаются интересы детей. Тем не менее увеличение возможности расторжения брака и появившиеся альтернативы влияют и на тех, кто живет в традиционном супружестве. Традиционные формы брачно-семейных отношений представляются менее прочными, менее безальтернативными и менее само собой разумеющимися, чем прежде. Толерантность в отношении меньшинства, которое не живет в браке и семье, значительно возрастает. Вместе с нею повышаются требования к качеству собственной супружеской и семейной жизни у большинства.
Список литературы 1. Антонов А.И., Медков В. М., Социология семьи. М., 1996. 2. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996. 3. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989. 4. Харчев А. Г., Семья и общество. М., 1982. 5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. 6. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (кон. XVIII–-XX вв.). М., 1997. 7. Береснева Е. Психология семейных отношений. 2015. 8. Шнейдер Л. Б. Семья. Оглядываясь вперед. 9. Земска М. Семья и личность. – М.: Прогресс, 1986. 10. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Прополис», 1998. 11. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Прогресс, 1991. 12. Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко. – М.: ЮНИТИ, 2000. 13. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. – М.: Наука, 1996. 14. Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. – М.: Политиздат, 1991.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|