Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимость реформирования предприятий в РФ




 

В целях ускорения структурной перестройки экономики, повышения эффектиности работы в рыночных условиях предприятий и иных коммерческих организаций Правительство РФ разработало концепцию и программу их реформирования. Выполнение этой программы окажет положительное воздействие на всю финансово-хозяйственную деятельность.

Под реформой предприятий и иных коммерческих организаций понимается изменение принципов их действия, направленное на реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также меры государственной поддержки указанных изменений.

К проблемам, препятствующим эффективному функционированию предприятий, относятся такие, как:

• неэффективность управления предприятием, обусловленная отсутствием стратегии в деятельности предприятия, недостаточным знанием конъюнктуры рынка, низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников;

• низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективность использования имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия;

• низкие размеры уставного капитала акционерных обществ;

• отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника;

• высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства;

• необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;

• отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров (учредителей), руководителей, инвесторов, кредиторов и органов исполнительной власти.

Приоритетными задачами реформы предприятий являются:

• защита прав участников (учредителей);

• четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);

• обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

• создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;

• достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

• создание эффективного механизма управления предприятием;

• использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;

• повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

Решение о реформировании и конкретная программа мероприятий принимаются собственниками предприятия.

В результате реформирования предприятия получат следующие выгоды:

• передача независимому регистратору ведения реестра акционеров приведет к повышению инвестиционной привлекательности за счет уменьшения риска от недобросовестных действий руководства;

• пересмотр устава предприятия и уточнение контракта с руководителем предприятия ограничит возможности злоупотреблений и недобросовестных действий руководителей, усилит их ответственность перед участниками и заинтересованность в результатах деятельности предприятий, повысит качество управленческих решений;

• реализация прав собственности на землю будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности за счет полноценной реализации прав собственности на весь имущественный комплекс, что обеспечит правовую независимость и стабильность деятельности;

• инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации предприятия снизит непроизводительные затраты, повысит эффективность использования имущества предприятия;

• рыночная оценка активов даст возможность увеличить уставный капитал предприятия, что обеспечит повышение уровня минимальной гарантии возможных требований кредиторов и стабильность в отношениях с контрагентами;

• анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления выявит ключевые внутренние и внешние проблемы, позволит найти оптимальные пути их решения;

• выработка стратегии развития предприятия позволит определить среднесрочные и долгосрочные ориентиры развития предприятия, достижение которых обеспечит ему максимальный эффект от экономической деятельности в перспективе;

• подготовка и переподготовка кадров приведет квалификацию персонала в соответствие с современными требованиями, что является одним из ключевых факторов стабильности экономического положения предприятия и его долгосрочного прогресса;

• оформление паспорта сделки даст возможность всесторонне оценить потенциал и возможности предприятия всеми существующими партнерами и, прежде всего, инвесторами, что обеспечит стабильность хозяйственных связей и сокращение сроков получения заемных средств и кредита;

• и др.

Для повышения эффективности деятельности предприятий необходима выработка стратегии развития предприятия, которая позволит:

• обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов – материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе – устойчивое положение на рынке;

• перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.

Выработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия.

Формирование стратегии поведения предприятия на рынке включает определение следующих параметров:

• регион или территория, на которую направлен сбыт продукции, степень географической дифференциации этого сбыта;

• доля рынка, которую предполагается занять;

• группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции;

• связь «продукт – рынок» в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом); базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);

• вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.); квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;

• возможность кооперации с другими предприятиями и организациями.

В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке определяется взаимоувязанная система, состоящая из:

• снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажное обслуживание, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);

• производственно-технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);

• ценовой политики (установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли);

• финансовой политики (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);

• инвестиционной политики (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств);

• кадровой политики (формирование идеологии и принципов кадровой работы планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнерства).

Наряду с этим:

• разрабатывается программа мер по снижению издержек, снижению энерго-, материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проблем экологии;

• разрабатываются меры по обеспечению прозрачности финансового состояния предприятия (на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета), а также меры по обеспечению контроля за финансовыми потоками;

• определяются механизмы и направления инвестирования, возможные источники привлечения средств, кредитных ресурсов и гарантий;

• разрабатывается стратегия вывода ценных бумаг предприятия на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов (определение вида ценных бумаг (акции, векселя, облигации), выбор первичного дилера ценных бумаг или портфельного инвестора и согласование с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов, сопутствующей рекламной кампании и т.д.);

• разрабатываются меры по продаже, сдаче в аренду и залогу части активов, ликвидации или консервации отдельных мощностей и объектов (в том числе нерентабельных, мобилизационных).

В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке рекомендуется изменить организационно-управленческую структуру предприятия с учетом следующих принципов:

• обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка;

• обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений;

• закрепление за каким-либо структурным подразделением предприятия организации и выполнения конкретной функции, осуществляемой предприятием, причем дублирование выполнения одних и тех же функций указанными подразделениями недопустимо;

• персонификация ответственности за организацию и выполнение каждой функции, осуществляемой предприятием.

Указанные изменения предлагается закрепить в штатном расписании и положениях о структурных подразделениях предприятия, содержащих:

• основные направления деятельности предприятия;

• основные функции управления предприятием (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба);

• вспомогательные функции деятельности предприятия;

• тип структуры (линейная, линейно – функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная);

• организационные звенья предприятия и закрепляемые за ними функции по осуществлению направлений деятельности предприятия с определением порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания);

• выделение самостоятельных подразделений (вспомогательных, обслуживающих), формирование центров прибыли;

• определение порядка контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности предприятия и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроля.


 

ТЕМА 2

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...