Необходимость реформирования предприятий в РФ
В целях ускорения структурной перестройки экономики, повышения эффектиности работы в рыночных условиях предприятий и иных коммерческих организаций Правительство РФ разработало концепцию и программу их реформирования. Выполнение этой программы окажет положительное воздействие на всю финансово-хозяйственную деятельность. Под реформой предприятий и иных коммерческих организаций понимается изменение принципов их действия, направленное на реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также меры государственной поддержки указанных изменений. К проблемам, препятствующим эффективному функционированию предприятий, относятся такие, как: • неэффективность управления предприятием, обусловленная отсутствием стратегии в деятельности предприятия, недостаточным знанием конъюнктуры рынка, низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников; • низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективность использования имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия; • низкие размеры уставного капитала акционерных обществ; • отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника; • высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства;
• необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса; • отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров (учредителей), руководителей, инвесторов, кредиторов и органов исполнительной власти. Приоритетными задачами реформы предприятий являются: • защита прав участников (учредителей); • четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам); • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; • создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств; • достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов; • создание эффективного механизма управления предприятием; • использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств; • повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия. Решение о реформировании и конкретная программа мероприятий принимаются собственниками предприятия. В результате реформирования предприятия получат следующие выгоды: • передача независимому регистратору ведения реестра акционеров приведет к повышению инвестиционной привлекательности за счет уменьшения риска от недобросовестных действий руководства; • пересмотр устава предприятия и уточнение контракта с руководителем предприятия ограничит возможности злоупотреблений и недобросовестных действий руководителей, усилит их ответственность перед участниками и заинтересованность в результатах деятельности предприятий, повысит качество управленческих решений;
• реализация прав собственности на землю будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности за счет полноценной реализации прав собственности на весь имущественный комплекс, что обеспечит правовую независимость и стабильность деятельности; • инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации предприятия снизит непроизводительные затраты, повысит эффективность использования имущества предприятия; • рыночная оценка активов даст возможность увеличить уставный капитал предприятия, что обеспечит повышение уровня минимальной гарантии возможных требований кредиторов и стабильность в отношениях с контрагентами; • анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления выявит ключевые внутренние и внешние проблемы, позволит найти оптимальные пути их решения; • выработка стратегии развития предприятия позволит определить среднесрочные и долгосрочные ориентиры развития предприятия, достижение которых обеспечит ему максимальный эффект от экономической деятельности в перспективе; • подготовка и переподготовка кадров приведет квалификацию персонала в соответствие с современными требованиями, что является одним из ключевых факторов стабильности экономического положения предприятия и его долгосрочного прогресса; • оформление паспорта сделки даст возможность всесторонне оценить потенциал и возможности предприятия всеми существующими партнерами и, прежде всего, инвесторами, что обеспечит стабильность хозяйственных связей и сокращение сроков получения заемных средств и кредита; • и др. Для повышения эффективности деятельности предприятий необходима выработка стратегии развития предприятия, которая позволит: • обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов – материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе – устойчивое положение на рынке; • перейти от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.
Выработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия. Формирование стратегии поведения предприятия на рынке включает определение следующих параметров: • регион или территория, на которую направлен сбыт продукции, степень географической дифференциации этого сбыта; • доля рынка, которую предполагается занять; • группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции; • связь «продукт – рынок» в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом); базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.); • вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.); квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы; • возможность кооперации с другими предприятиями и организациями. В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке определяется взаимоувязанная система, состоящая из: • снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажное обслуживание, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети); • производственно-технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);
• ценовой политики (установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли); • финансовой политики (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками); • инвестиционной политики (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств); • кадровой политики (формирование идеологии и принципов кадровой работы планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнерства). Наряду с этим: • разрабатывается программа мер по снижению издержек, снижению энерго-, материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проблем экологии; • разрабатываются меры по обеспечению прозрачности финансового состояния предприятия (на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета), а также меры по обеспечению контроля за финансовыми потоками; • определяются механизмы и направления инвестирования, возможные источники привлечения средств, кредитных ресурсов и гарантий; • разрабатывается стратегия вывода ценных бумаг предприятия на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов (определение вида ценных бумаг (акции, векселя, облигации), выбор первичного дилера ценных бумаг или портфельного инвестора и согласование с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов, сопутствующей рекламной кампании и т.д.); • разрабатываются меры по продаже, сдаче в аренду и залогу части активов, ликвидации или консервации отдельных мощностей и объектов (в том числе нерентабельных, мобилизационных). В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке рекомендуется изменить организационно-управленческую структуру предприятия с учетом следующих принципов: • обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка; • обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений; • закрепление за каким-либо структурным подразделением предприятия организации и выполнения конкретной функции, осуществляемой предприятием, причем дублирование выполнения одних и тех же функций указанными подразделениями недопустимо;
• персонификация ответственности за организацию и выполнение каждой функции, осуществляемой предприятием. Указанные изменения предлагается закрепить в штатном расписании и положениях о структурных подразделениях предприятия, содержащих: • основные направления деятельности предприятия; • основные функции управления предприятием (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба); • вспомогательные функции деятельности предприятия; • тип структуры (линейная, линейно – функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная); • организационные звенья предприятия и закрепляемые за ними функции по осуществлению направлений деятельности предприятия с определением порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания); • выделение самостоятельных подразделений (вспомогательных, обслуживающих), формирование центров прибыли; • определение порядка контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности предприятия и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроля.
ТЕМА 2
Читайте также: PS: По желанию студента на практических занятиях можно использовать данные повседневных жизненных ситуаций и реально существующих предприятий. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|