Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Тоннель в подсознание.




В этой главе я намерен обойтись без лирических преамбул — материал, на котором она построена, требует серьёзного отношения и, надеюсь, сам по себе заслуживает внимания.

Итак, читая «Психодинамику колдовства», «Искусство доминировать», а также первые главы этой книги, вы имели возможность кое-чему научиться — например, самокодированию, погружению в глубины своего «я» (вплоть до «внутреннего ада»), «выуживанию» из подсознания даймонов бессознательного, припоминанию своих прошлых «воплощений» (или чего-то похожего на них) и некоторым другим интересным вещам, связанным с погружением человека в собственный внутренний мир, в своё психическое пространство. И возможно, вам уже приходила в голову одна мысль (или ощущение): все эти психотехники по сути сводятся к одному и тому же.

Что ж, вы угадали: по большому счёту так оно и есть. Только я бы всё же выразился иначе: любые психические технологии, в которых мы задействуем подсознание, требуют от нас измененного состояния психики и «включения» воли к перемене, или динамического аспекта всеобщей психической Силы, который мы уже обсудили в предыдущих главах. Следовательно, существует некий универсальный подход к путешествиям в подсознание (кстати, не только в собственное) и даже в ноосферу. Вот, к нему-то, к такому подходу, мы теперь и приблизились вплотную.

Но прежде мне придётся сделать ещё одну уступку вашему разуму, требующему во всём логической ясности и завершённости. Исключительно ради комфорта его величества интеллекта давайте сначала ещё немного разовьём концепцию (или модель) психического устройства человека мыслящего, на которой я уже останавливался в предыдущие главах.

Начнём с довольно-таки «хилой» сознательной области психики, ранее сопоставленной мною с оперативной памятью компьютера. Наш сознательный ум образован двумя относительно автономными частями — интеллектом и эмоциональной сферой (последняя оперирует чувствами, эмоциями, ощущениями всех видов; она, как и подсознание, не способна к анализу).

В дополнение к тому, что уже сказано об уме, можно ещё добавить, что и эмоциональная его часть, и даже интеллект в свою очередь подразделяются на множество функциональных отделов. Но перечислять их я всё же не стану, чтобы не нагружать вас лишней информацией.

Далее, различные отделы эмоциональной части нашей «оперативки» при определённых условиях (в частности, при наличии у нас избыточной психической энергии) могут подсоединяться к соответствующим отделам «жёсткого диска» (подсознания) и передавать туда информацию. Правда, чаще происходит наоборот: подсознание вводит собственную информацию в «оперативку», влияя тем самым на наше психическое состояние и формируя скрытые побудительные мотивы наших действий.

Перейдём к «жёсткому диску», к подсознанию. Об одной из его функций, чрезвычайно важной для нас, мы только что упомянули. Пожалуй, ещё важнее для любого человека тот грандиозный по своим масштабам подсознательный разум, который контролирует жизнедеятельность каждой клеточки его тела, а также всех органов и функциональных систем организма. Но в этой книге мы преимущественно рассматриваем иные области подсознания, которые, с одной стороны, непосредственно связаны с психическими явлениями, с другой же, распространяют своё влияние на наши взаимоотношения с внешним миром.

Итак, подсознание можно условно поделить на несколько сфер, или пластов, каждый из которых вмещает информацию определённого типа и непосредственно связан (синхронизован) — что чрезвычайно важно — с соответствующим пластом всеобщего разума, или коллективного бессознательного, или ноосферы. Так вот, сознание нормального среднего человека, покуда он пребывает в обычном своём состоянии, синхронизовано только с одним весьма узким пластом подсознания. Все остальные сферы последнего для нашего ума, как правило, недоступны.

Кстати, многие современные психологи приняли для себя очень простую модель сознания. Это — что-то вроде сита, выцеживающего из коллективного бессознательного крупицы информации. Что ж, и у этой обобщенной модели есть свои преимущества. Можете избрать для себя и её, если это успокоит ваш интеллект.

Однако, прежде чем перейти непосредственно к обещанной методике погружения в подсознание, нам следует хотя бы кратко обсудить ещё один весьма важный вопрос. Я имею в виду теорию человеческих субличностей. Хотя в «Психодинамике колдовства» мы уже затрагивали эту тему, но, во-первых, не лишним будет её повторить, а во-вторых, теперь, в ракурсе новой задачи, она, быть может, и предстанет перед вами по-иному.

Итак, в подсознании любого человека дремлет огромное множество субличностей. Одни из них более живы и активны, другие менее. Это ваши родные и знакомые (в том числе и усопшие), различные персонажи (исторические, мифологические, художественные), всевозможные звери, птицы, деревья, скалы — всё, что составляет ваш психический мир. И в нём все эти субличности реальны, ибо облачены в живую плоть вашего подсознания. (В этом смысле какой-нибудь Винни-Пух для ребёнка может быть значительно реальнее, допустим, Гитлера, Путина или даже Аллы Борисовны Пугачевой.) Между прочим, вот вам — отправная точка для всевозможных актёрских перевоплощений и даже для магических превращений, столь ярко описанных Карлосом Кастанедой.

Далее, как уже говорилось, психическую силу, «цементирующую» все наши субличности в единую личность, мы называем волей. Таким образом, при сильной воле личность человека подобна скальному монолиту; слабая же воля создаёт, так называемые, сложные, противоречивые натуры. (Правда, гипертрофированная воля лишает психику подвижности, в чём легко убедиться, пообщавшись с каким-нибудь параноиком; ну, а не в меру ослабленная воля творит всевозможных шизофреников или даже человекоподобных существ с окончательно рассыпавшейся психикой.) Повторяю, воля есть сила, собирающая все человеческие субличности воедино, в одну результирующую личность.

Теперь приведу расхожий, можно сказать, бытовой пример метаморфозы человеческой личности, происходящей в результате временной перегруппировки составляющих её субличностей. Представьте, что вы крепко выпили в дружеской компании, а потом наговорили своим приятелям всякой чуши, да к тому же разнесли вдребезги любимый сервиз хозяйки дома или ещё как-нибудь учудили. В нормальном состоянии такого с вами никогда и ни за что бы не приключилось. Наутро вы всё это припоминаете и чувствуете себя не очень уютно. И даже вымоленное по телефону «Да брось ты, с кем не бывает...» не приносит покоя вашей изнывшейся душе. Вы снова и снова прокручиваете в уме вчерашнюю ситуацию и всё-таки не можете понять, почему вы так себя повели. Ведь именно таким вы неприятны, прежде всего, самому себе; именно таким вам очень не хочется себя принимать.

Теперь-то, вы, наверное, догадываетесь, что с вами произошло... Алкоголь затормозил функции коры вашего головного мозга, и возобладала подкорка. А это значит, что ваша обычная личность — та самая, которую знают окружающие, с которой вы уже свыклись, и которая, как мы говорили, является результирующей всех ваших субличностей, ¾ временно уступила место какой-то из последних. Вот она-то, эта мерзкая ваша субличность, о существовании которой вы, быть может, раньше и не подозревали, и устроила всю эту чехарду. Но, протрезвев, вы стали прежним, и теперь уже ваш логический ум, который целиком и полностью принадлежит коре головного мозга, никак не позволяет вам признать, что вчера вы были в буквальном смыслене вы. Знакомая история?

Опять-таки делая уступку логическому уму, попробую как-то классифицировать человеческие субличности. Я не стану подстраиваться под соображения на сей счёт высоко чтимого мною Карла Густава Юнга и его последователей. Сейчас для наших целей вполне достаточно и этой моей упрощённой классификации.

Во-первых, выделю огромный класс субличностей, которые я назвал событийными. Событийные субличности ¾ это все наши знакомые (в том числе ушедшие из жизни), все литературные (и любые иные) персонажи, с которыми мы когда-либо сталкивались в жизни, это — знакомые наших знакомых, о которых мы слышали и составили какое-то представление, это — авторы прочитанных нами книг, это ¾ политические лидеры и телеведущие и т.д. и т.п. В общем, все событийные субличности каким-либо образом связаны с нашим конкретным жизненным опытом.

Во вторую группу субличностей я включу все архетипы и даймоны бессознательного, блестяще исследованные К.Г.Юнгом. Об этих могущественных обитателях ноосферы и нашего индивидуального подсознания мы уже говорили и в «Психодинамике колдовства», и в «Искусстве доминировать». Даже опробовали некоторые интересные психотехники, связанные и с теми, и с другими. В этой книге я не стану подробно останавливаться на даймонах бессознательного. Лишь подчеркну, что последние, в отличие от архетипов, принадлежат нашему индивидуальному подсознанию ¾ можно сказать, являются личным нашим достоянием. В то же время архетип есть некий обобщённый образ, существующий в подсознании очень большой и относительно однородной (по традициям, культуре, религии и т.п.) групп, людей (эгрегора). К примеру, у всех христиан (и у мусульман, кстати, тоже), включая даже самых что ни на есть закоренелых атеистов, чья культура, тем не менее, основана на христианских традициях, существует подсознательный образ падшего ангела, или же демона.

Перечислим основные архетипы, которые могут вам пригодиться.

1. Уже упомянутый падший ангел, или демон. Это может быть и падший бог или даже полубог из какого-либо языческого пантеона. К примеру, образ титана Прометея эллинов можно отнести к этому же архетипу. Его превалирующие черты: грусть, высокомерие и гордыня, скептицизм, разочарованность во всём и вся, всезнание.

2. Герой, богатырь, супермен. В русских былинах это ¾ Илья Муромец. Основные его качества: сила, стойкость и отвага способность преодолеть любые препятствия, выстоять во всех испытаниях.

3. Маг, чародей, колдун, целитель, философ, учитель. Это может быть и какой-нибудь индийский гуру, тибетский лама или японский сэнсэй. И искуснейший психооператор ¾ его же модификация. Прерогатива этого архетипа ¾ духовное могущество.

4. Великий воин. У этого образа огромное множество модификаций ¾ от гомеровских Ахилла и Аякса до агента «ноль-ноль-семь». Человек, достаточно полно воплотивший в себе данный образ, обретает удивительные способности. К примеру, он может метко стрелять из какого-то оружия, о котором прежде толком и не ведал. Или же легко поднимет в воздух вертолёт, хотя до этого видел таковой разве что на экране.

5. Дракон. У восточных народов (в частности, у китайцев) это мифологическое существо ¾ символ универсального могущества (змеиная гибкость, тигриные когти, птичьи крылья и т.п.). Для европейцев дракон ¾ свирепое чудовище, воплощение зла, так сказать, в чистом виде.

6. Мать-земля. Этот архетип ¾ олицетворение могучей жизненной силы, питающей всё живое. Мне известен пример, когда мужчина, страдавший тяжёлой формой сахарного диабета, навсегда избавился от этого недуга (а заодно, кстати, и от прочих), научившись отождествляться с образом матери-земли.

7. Великая любовница (любовник). В женской ипостаси это может быть сама Афродита или же прекрасная Елена, или любая из обольстительниц, прославившихся в веках. Ну, а в мужской ¾ конечно, дон Жуан, Казанова или какой-то иной знаменитый литературный герой. Специфику их могущества, полагаю, растолковывать вам не требуется.

8. Смерть. Основные черты этой пожилой, но, увы, расторопной барышни, с которой всем нам предстоит познакомиться, это ¾ неумолимость и, можно сказать, специфическое могущество палача, а также абсолютная безэмоциональность. Люди, воплотившие в себе этот образ (находятся и такие!), вызывают у окружающих безотчётный ужас.

Наконец, существует ещё немало архетипов ¾ не то, чтобы менее могучих (могущество архетипа зависит от полноты его воплощения в нас), но, если можно так выразиться, более частного характера (имеющих меньшие эгрегоры). Из них я перечислю лишь некоторые, связанные с миром животных: волк-оборотень (некогда использовался берсерками), тигр, медведь, великий змей, лисица (древний прототип психооператора) и т.п.

Итак, с двумя классами субличностей в общих чертах мы разобрались. Однако это ещё не все обитатели тёмной бездны подсознания. Существует и третий класс субличностей, представители которого по внешним признакам очень схожи с событийными, но таковыми являться не могут, поскольку никоим образом не связаны с нашим жизненным опытом. Это ¾ всевозможные персонажи, нарочито выпадающие из нашего временного континуума, и в их числе ¾ собственный наш образ (вернее, несколько или даже множество собственных образов). Вы находите в подсознании каких-то странных субъектов, которые не так одеты, непривычно себя ведут и, вообще, занимаются какими-то непонятными делами. И среди них ¾ вы собственной персоной, причём тоже ¾ не от мира сего. Вместе с тем, вы почему-то точно знаете, что это и есть вы сами, хотя по внешним признакам вы бы никогда себя не узнали. Допустим, тот «вы» значительно выше ростом; у него длинные спутанные волосы, а на плечах — звериная шкура. Вы можете предстать перед своим внутренним взором в самом невероятном виде — к примеру, в облике кормящей матери (а вы — мужчина на все «сто»!) или, скажем, грудного младенца. Причём многие прямые и косвенные признаки указывают на то, что вы перенеслись в прошлое, иной раз ¾ в очень-очень далёкое.

Столкнувшись с такими явлениями, люди обычно склонны интерпретировать их как подтверждение теории реинкарнаций. Дескать, если поднапрячься, то вполне можно вспомнить свои прошлые воплощения. Этому, в частности, обучают желающих всевозможные гуру. И потому я назову данный класс субличностей мистическим. Но сделать какие-то определённые выводы на сей счёт я не возьмусь — ограничусь предположениями. Быть может, это действительно «воспоминания» о наших воплощениях, полная информация о которых собрана в ноосфере. Но куда более вероятно, что это — наша собственная генная память, или воспоминания, которые переданы нам по цепочке от предков. А может, существует ещё какая-нибудь память, о которой мы покуда не имеем представления.

Но, как бы то ни было, всё это ¾ наши субличности, которые самым недвусмысленным образом влияют из подсознания на нашу личность и к тому же бесцеремонно распоряжаются нашей бесценной психической энергией. Следовательно, ими стоит заняться.

Теперь (наконец-то!) ¾ к делу. Попробуем подойти к универсальному методу погружения в подсознание (УМП), оттолкнувшись от одной занимательной и довольно распространённой сегодня психотехнологии. У неё много модификаций, которые называются по-разному — в соответствии с мировоззрением тех, кто их практикует. К примеру, у сибирских шаманов это ¾ камлание, а у биоэнергологов и экстрасенсов западного толка ¾ подключение к информационно-энергетическому полю Земли или как-нибудь ещё мудрёнее.

На мой взгляд, вполне доступна большинству человеков мыслящих психотехника В.В.Шлахтера «Тоннель в прошлую судьбу», о которой мы рассказали в своей совместной книге «Искусство доминировать». И сейчас нам придётся начать именно с неё, чтобы потом продвинуться значительно дальше. Иными словами, давайте используем тренинг «Тоннель» в качестве упражнения на установление прямой связи со своим подсознанием.

 

Итак, сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь и интроверсируйтесь. При этом не следует чересчур «гасить» психическую активность, ибо данная психотехника лучше всего выполнятся на достаточном (хотя и не на самом высоком) её уровне. Погрузитесь в серую клубящуюся мглу и провалитесь в неё. Достигнув глубин своего «я», осмотритесь кругом. Вокруг вас ¾ мрак, напоминающий ночное небо. И, словно на небе же, кое-где сквозь этот мрак проглядывают звёзды. Выберите самую яркую из них и устремитесь к ней. Через короткое время вы обнаружите себя в длинном и узком туннеле. А звезда ¾ уже и не звезда вовсе, а мерцаюший вдалеке выход из него. Поспешите к этому выходу. По пути можете бросить несколько коротких взглядов на стены туннеля. Из чего они сложены?

Наконец, вы вырываетесь в открытое пространство, заполненное серебристым слегка светящимся туманом. Пусть теперь из этого тумана как бы материализуется ваше тело. Сначала восстанавливаются руки. (Посмотрите: что это за руки.) А затем и всё остальное. Рассмотрите всего себя хорошенько. Но при этом учтите: внутренним взором нельзя подолгу фиксировать объекты. В этом случае они расплываются или трансформируются во что-то несусветное. Чтобы этого не происходило, используйте технику толтеков: бросайте на объекты короткие взгляды и тут же переводите их обратно ¾ скажем, на свои руки. И ещё одно, находясь во внутреннем мире, забудьте о своих физических глазах (многие испытывают соблазн ими воспользоваться, но из этого, конечно же, не выходит ничего путного). Иначе говоря, переключите внимание с тех глаз, что у вас на лице, на внутренний ваш взор. При этом у вас возникает такое ощущение, будто вы глядите из глубины своего тела.

Теперь и серебристый туман вокруг вас постепенно материализуется в какие-то образы. Вы видите незнакомых людей в чуждой вам обстановке. Особенно не раздумывайте, где вы очутились (потому вас будет время в этом разобраться). Просто запоминайте всё, что видите и, возможно, слышите. Но вот, внутри вас что-то ёкнуло: «Вроде бы это женское лицо мне знакомо... И скамейка, на которой она сидит...» Вспоминайте, вспоминайте! Теперь самое время вспоминать.

Завершая работу в своём психическом мире, сделайте глубокий вдох и на выдохе откройте глаза.

 

Вот теперь можно попробовать разобраться в своих впечатлениях. Прикиньте: когда и где вы себя обнаружили? В какой роли? Но особенно на этом не «зацикливайтесь», поскольку нас в данный момент более всего интересует техника погружения в подсознание сама по себе, а также навыки путешествий в психическом пространстве и способность к восприятию различных его реальностей (их может быть очень много). Это ¾ не оговорка: я действительно считаю реальными те сущности, с которыми вы столкнулись (или могли столкнуться) во время эксперимента. По сути, эта реальность нисколько не отличается от реальности, скажем, ваших биографических воспоминаний, связанных с конкретным жизненным опытом. (Она ещё и реальнее последних, поскольку свободна от интерпретаций и домыслов вашего интеллекта.)

Что же касается влияния подсознательного психического мира на наше сознание и нашу жизнь, то, поверьте, оно весьма велико. Впрочем, нам ещё предстоит в этом разобраться. А пока вернёмся к технике погружения во внутренний мир. Перечислим прежде те основные её элементы, которые вам уже известны, и большинством из которых вы, наверное, уже овладели.

На первом месте здесь идёт физическое расслабление ¾ именно с него начинается любое наше погружение в подсознание или даже «подключение» к ноосфере. Впрочем, мой универсальный метод (УМП) не требует от человека каких-то особенных достижений на поприще физической релаксации. Просто всякий раз, когда вы готовитесь к погружению (сидя, лежа или даже стоя), прежде всего, постарайтесь по возможности расслабить своё тело — большего и не требуется. При этом не забывайте о мышцах лица — в частности, височной, лобной и окологлазной его частей. Именно здесь у нас, как правило, скапливается избыточное напряжение. Рот держите прикрытым (но не стиснутым!); язык свободно касается верхнего нёба. Глаза могут быть закрыты, полуоткрыты, иногда даже открыты полностью — это зависит от целей, с которыми вы погружаетесь в свой психический мир.

Следующее предварительное условие успешного путешествия в него — это интроверсированность субъекта, решившегося на такое дело. Не пугайтесь: интроверсированность — не «насовсем», а только на время опыта. К тому же, и в данном отношении не нужно чрезмерно усердствовать ¾ просто перенесите внимание на свои внутренние ощущения (начните с физических — с тепла, с ощущения собственных волос, с чувства приятной тяжести в теле и т.п.) и на этом успокойтесь.

Теперь перейдём к средствам погружения. В принципе их — всего два, хотя модификаций каждого из них придумано несметное число. Только учтите: всё это ¾ не более, чем приёмы, помогающие человеку на первых порах, покуда он лишь «нащупывает» какие-то интересные участки в тёмной бездне собственного сознания или в космически грандиозном коллективном бессознательном, прокладывает туда собственные тропы. Потом, когда он там немного освоится, надобность в таких приёмах отпадёт. К примеру, вы умеете кататься на велосипеде или стоять на голове, но не можете толком объяснить, как оно у вас получается — делаете это и всё. Но, пока вы учились тому или другому, вам приходилось прибегать к каким-то ухищрениям, которые вам подсказывали знающие люди.

Итак, первое транспортное средство в подсознание ¾ это серый клубящийся туман, способный превращаться в невообразимый вихрь, подобный смерчу, и затягивать нас (разумеется, всего лишь наш мыслеобраз собственного «я») в бездонную бездну. Вот пример тренинга «на погружение» этого типа. Можете использовать его как базовую психотехнику.

 

Сядьте свободно на стуле, не скрещивая рук и ног, опустите голову, закройте глаза, постарайтесь расслабится (особое внимание уделите расслаблению лицевых лиши). Дышите свободно и, по возможности, интроверсируйтесь (соберите всё своё внимание внутри себя самого, ориентируя его на различные внутренние ощущения). Утихомирьте мысли и эмоции, отстранившись от них и как бы созерцая их со стороны. Чувствуйте себя спокойно и комфортно. (Эта предварительная стадия «Погружения», или релаксация, подробно описана во множестве руководств по аутогенной тренировке и по медитации).

Теперь позвольте себе свободно провалиться в свою психическую глубину, в своё подсознание. Вокруг вас ¾ серый клубящийся туман. Погружайтесь в него всё дальше и дальше, всё глубже и глубже, теряя связь с реальным миром и даже утрачивая память о нём. Падайте глубже, ещё глубже и ещё. Пусть ваше самосознание, ваше «я» закружит вихрь серой клубящейся мглы. Отдайтесь ему. Теперь позвольте своему телу в этой мгле раствориться. Ощутите, как оно сначала наполняется туманом, а затем исчезает в нём. В итоге от вас остаётся лишь одна светящаяся точка, в Которой собрано всё ваше самосознание. Пусть теперь из этой точки, из этого зародыша вырастет новое тело вашего сознания. Позвольте ему, очищенному и преображённому, проявиться, сформироваться и «отвердеть» в толще серого тумана. Побудьте в новом теле некоторое время, хорошенько освойтесь в нём. Теперь вы можете вернуться в реальный мир. Для этого постепенно экстраверсируйте своё сознание: сначала снова направьте внимание на обычные телесные ощущения, потом переключитесь на звуки внешнего мира и на восприятие реального пространства. Сделайте глубокий вдох и на выдохе откройте глаза.

 

Во многих случаях мы должны погрузиться в подсознание, сохраняя достаточно высокий уровень психической активности или даже предельно «разогнав» свою психику. Многим это легко удаётся при помощи следующего приёма. После серого клубящегося тумана (или же вместо него) мы (наше путешествующее «я») попадаем в область яркого бушующего пламени. В том мире-пространстве больше ничего нет — только неистовое пламя, заполняющее всё и вся. Наше «я» сгорает в этом пламени (аналогично тому, как прежде растворялось в тумане), а затем, точно саламандра, снова вырастает из него. При помощи образа пламени мы можем предельно разгонять свою психику ¾ притом, что погрузились в подсознание очень глубоко. Этот приём превосходно «работает» при путешествиях в свой внутренний ад или в его преддверие (обе психотехники описаны в «Психодинамике колдовства» и в «Искусстве доминировать»).

Далее, при глубоких рейдах в подсознание или в коллективное бессознательное для большинства двуногих годится образ тоннеля. Здесь, правда, существует некий нюанс: когда вы собрались, к примеру, в преддверие внутреннего ада (допустим, вы намерены провести самокодирование на успех), то тоннель поведёт вас вниз, под землю, вернее, под ваш реальный мир; если же вам что-то понадобилось в ноосфере, то подходящий туннель окажется устремлённым вверх, в беспредельность космоса (точно так, как в психотренинге «Тоннель в прошлую судьбу»). Впрочем, это ¾ не непреложное правило, но следствие наших привычных ассоциаций. К примеру, сибирские шаманы при камлании постоянно пользуются нижним тоннелем ¾ даже когда отправляются за какой-то информацией в ноосферу.

И, вот, только теперь мы подошли к самому методу, или к УМП. Вы, наверное, догадываетесь, что отправной точкой для него служит какое-то изменённое состояние сознания.

Совершенно верно, и, вот, на этой-то ключевой психической позиции метода мы сейчас и остановимся. Начну с формального заявления о том, что она есть один из видов состояния пустоты, в котором наше контролирующее сознание сохраняет свою активность. Впрочем, покуда это мало что вам объяснит. Проделаем опыт.

 

Сядьте поудобнее, не скрещивая рук или ног, физически расслабьтесь, можете прикрыть глаза. Теперь постепенно расширяйте ощущение своего «я» ¾ распространите его на пространство перед вами: дальше, дальше, ещё дальше. Немного освоитесь в этом непривычном самоощущении. Теперь попробуйте что-либо поделать тем своим новым «я», которое в настоящий момент пребывает поодаль от «я», восседающего на стуле, ¾ как-то подвигайтесь, что-то почувствуйте, попытайтесь открыть «глаза» и оглядеться. (Если вам удастся последнее, то вы уже ¾ почти маг!) При этом вы можете ощутить какие-то соматические реакции тела: тепло на отдельных его участках (например, в позвоночнике), мурашки, какое-то покалывание рук или ног. Это ¾ совершенно нормальное явление. Когда же вы вернётесь в «я» на стуле, но при этом будете удерживать внимание и на другом «я», то ваша психическая активность сама собою начнёт разгоняться. В общем, поэкспериментируйте в своё удовольствие. Наконец, можете вернуться в обычное состояние сознания. Сделайте глубокий вдох и, как водится, на выдохе откроите глаза.

 

Если у вас всё получилось, то немного отдохните ¾ скоро вы узнаете, что делать с этой психической позицией дальше. Если же нет — тоже не переживайте: мы сейчас сообща «ухватим» её по-другому. Она, кстати, доступна всем без исключения человекам мыслящим, и даже тем, у кого мыслетворчество не особенно хорошо получается. Такая общедоступность послужила особой популярности этого психического настроя в различных школах экстрасенсорики, биоэнергологии, на всевозможных оздоровительных курсах и семинарах и т.п. Но там, как правило, к этому состоянию подбираются несколько иным путём (возможно, более простым).

 

Встаньте свободно и по возможности расслабьтесь. Можете слегка прикрыть глаза. Без напряжения фиксируйте внимание на всём своём теле одновременно. Спокойно подождите. Вот, сама по себе слегка шевельнулась ваша рука (или нога, или голова ¾ всё равно). Уловите этот момент и не сопротивляйтесь, но способствуйте её движению. Вот, следом за правой рукой двинулась левая. Очень хорошо! У многих движение начинается сразу со всего тела ¾ последнее слегка раскачивается или хаотично поворачивается из стороны в сторону. Учтите: любые такие движения должны быть медленными и плавными. Итак, поддайтесь им, и через какое-то время у вас установится определённый ритм этого непроизвольного танца, а затем само собою откроется глубокое свободное дыхание. Вот это и есть искомое состояние сознания, нужный нам психический настрой. Зачастую он «включается» довольно скоро, причём сразу, мгновенно: к примеру, вы вдруг чувствуете, что ваши руки стали полуневесомыми и несколько разошлись в стороны (иногда ¾ довольно сильно). В то же время на вас как бы что-то снизошло.

 

Этот метод вхождения в данную разновидность состояния пустоты (назовём её также психической позицией, или настроем, перепросмотра ¾ вы вскоре поймёте, почему именно так) в недавнем прошлом особо пропагандировал Ошо, или Бхагаван Шри Раджнеш, именуя его латиханом. Впрочем, Ошо не скрывал, что позаимствовал его у суфиев, а также у многочисленных сект индуистского толка, которые использовали этот эффективный приём при коллективных медитациях и молитвах.

В современной России нечто подобное предложил врач-психотерапевт Хасай Алиев. В его интерпретации этот психический настрой получил название состояния саморегуляции, которое Алиев предложил использовать весьма широко: прежде всего, конечно, в терапевтических целях — для лечения большинства существующих соматических и даже некоторых психических заболеваний, а также для общей нормализации функций организма; наконец, для эффективного овладения какими-то навыками — от ускоренного изучения иностранного языка до практического постижения таинств сложнейших балетных па. И ничего сверхъестественного в том я не усматриваю, поскольку состояние саморегуляции, или, как мы условились говорить, позиция перепросмотра, — это, прежде всего, состояние пустоты, позволяющее нам сознательно вносить в свою «подкорку» любые мыслимые установки — и на оздоровление тела, и на благоденствие духа, и даже на запоминание незнакомых слов.

Приёмы Алиева для вхождения в состояние саморегуляции не отличаются от традиционных своею сутью — разве что акцентом. Этот акцент психотерапевт делает на руках человека, что тоже меня ничуть не удивляет, поскольку в наших руках сосредоточено множество нервных окончаний. К тому же «нервная» память рук хранит информацию о невероятном количестве действий, которые мы совершаем этим превосходным инструментом, данным нам Природой, или Творцом. Итак, опробуйте первый из основных приёмов Алиева.

 

Можете стоять или сидеть, но в любом случае расслабьтесь. Поднимите перед грудью расслабленные руки с кистями, обращёнными вниз. Фокусируя внимание на руках (без малейшего напряжения), задайте себе примерно такую установку: сейчас мои руки сами по себе без моего участия медленно разойдутся в стороны, и я войду в состояние пустоты (или в состояние салорегуляции и т.п.). Продолжайте фокусировать внимание на руках, и они действительно разойдутся со всеми вытекающими отсюда последствиями. У большинства людей это получается с первого же раза. (Притом, что наша способность входить в психическую позицию перепросмотра с каждым разом развивается.)

 

Другое упражнение Алиева — развести руки в стороны и аналогичным образом предложить им сойтись. Третье — медленно вращать головой, как бы следуя за двигательными импульсами собственной шеи. Их может быть очень много — таких упражнений. Причём, если у вас получилось какое-то из них, то сразу же автоматически начинают выходить и остальные, поскольку вы уже реализовали настрой перепросмотра.

Наконец, о самом важном, на мой взгляд, из этих приёмов. Его некогда придумали для своих нужд толтеки, и он, разумеется, описан Кастанедой и его сподвижницами, а также Теуном Марезом и прочими авторами, подвизающимися на ниве американского шаманизма. Описан очень подробно и... весьма скверно — разумеется, с точки зрения человека, который читает эти книги, движимый не одним только познавательно-эстетическим интересом, но и стремлением чему-то научиться. Беда в том, что в этих сочинениях при самом детальном описании процедуры перепросмотра не сделан один существенный акцент — акцент на особом психическом состоянии человека (разумеется, во время перепросмотра) и на методе его достижения. А без этого состояния, без психического настроя, который мы сейчас обсуждаем, эта воистину грандиозная психотехнология превращается в скучную отвратительную процедуру, пользы от которой ещё и меньше, чем радости. Проделаем опыт.

 

Просто для страховки реализуйте вначале настрой перепросмотра, прилепив любой из тех приёмов, которые вы уже знаете. Теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь и начинайте медленно поворачивать голову из стороны в сторону, как это описано у Кастанеды. Покуда ничего больше не делайте — просто медленно ведите подбородок от правого плеча к левому и обратно. Добейтесь ощущения, будто голова поворачивается сама собою. Теперь подключите к этому движению глубокое дыхание. (Вполне возможно, что к этому моменту оно уже установится у вас самопроизвольно.) Делайте медленный вдох в то время, пока ведёте голову от одного плеча к другому, и выдыхайте, возвращая голову назад. (Направление движения головы при вдохе принципиального значения не имеет; вдыхайте «в ту сторону», как вам покажется удобнее.) И ещё одна важная деталь: стремитесь к такому ритму движений, совмещённых с дыханием, чтобы вся эта процедура доставляла вам удовольствие. Наслаждайтесь ею и радуйтесь жизни! (Правильные способы глубокого диафрагменного дыхания будут подробно описаны в восьмой главе.)

Через какое-то время ваше глубокое дыхание, синхронизованное с движениями головы, станет свободным, то есть будет течь само но себе. К тому моменту вы уже наверняка ощутите и прочие «симптомы» состояния перепросмотра. Хорошенько поупражняйтесь в этой простой дыхательной технике — вы должны научиться легко обходиться только ею, реализуя настрой перепросмотра. Это очень важно.

 

Теперь разовьём полученное состояние в нечто не только приятное, но и полезное. Для начала выберите любого человека из числа ваших знакомых (желательно, не особенно близкого вам). Затем, войдя в состояние перепросмотра и совершая плавные и ритмичные повороты головы, синхронизованные с дыханием, просто произносите мысленно его имя и ни о чём больше не думайте. И, вот, у вас перед глазами начинают всплывать какие-то сцены с участием выбранного человека, в которых присутствуете и вы. Не пытайтесь ничего с ними делать, удержитесь от вмешательства в них (а такое желание может у вас возникнуть) — просто созерцайте. И вдруг вы помимо своей воли оказываетесь в одной из этих сцен и как бы заново переживаете её... Почувствовали? Вот это и есть перепросмотр — ничего общего с натужным припоминанием каких-то полузабытых поблекших эпизодов из собственной биографии. Всё очень легко, всё очень ярко и естественно. А добились вы этой лёгкости и яркости при помощи обещанного универсального метода погружения в подсознание, или УМП.

Приспело время объяснить, почему я назвал этот метод универсальным. Собственно, причина одна — именно такой он и есть. Поясню последний мой тезис. Ну, во-первых, при помощи УМП (в состоянии перепросмотра) вы можете задавать себе любые установки, иными словами, вносить в подсознание желательные (или даже необходимые) для вас программы. А делать это (тому, кто умеет) приходится не только (и не столько) с целью оздоровления, но и для того, чтобы эффективно действовать в жизни и разумно формировать свою судьбу. Ведь это только мы так думаем, будто действуем в этой жизни разумным образом. Ничего подобного! (Данный вопрос мы уже обсуждали в предыдущей главе, однако он настолько важен для любого из нас, что не лишним будет остановиться на нём ещё раз.)

Итак, все наши «трезвые» поступки спровоцированы подсознательными импульсами («хочется — не хочется»), и разуму приходится потом проявлять истинные чудеса изворотливости, эти поступки объясняя — да так, чтобы поверить самому себе. Иными словами, сначала мы испытываем желание действовать определённым образом, и только потом включается наш разум и начинает строить схемы, которые наше желание обосновывают.

Есть у меня приятель, а у этого приятеля есть жена. Есть у него и любовница. Однажды, разругавшись с любовницей, он доверительно сообщил мне: «Всё-таки до чего же мне повезло в жизни с женой! Уже почти двадцать лет прожили вместе, и всё меня к ней тянет...» А неделю спустя, поссорившись на этот раз с женой, он с благородным пафосом воск<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...