Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Городская культура средневековья.




Возрождение началось в городах.

Подъем городов началось к ХП веку. Большое влияние оказали крестовые походы. Первый подход был спонтанным и коротким, второй же был тщательно подготовлен.

В средневековье существовало три сословия: работающие (крестьяне, ремесленники, купцы), феодалы (рыцари, бароны, герцоги, графы, короли), духовенство (епископы, архиепископы, монахи). В городах состав населения был очень пестрый. Расцветало товарно-денежные отношения. С точки зрения церкви, ростовщичество не было богоугодным делом. В городах живут люди, которые нарушают закон божий.

Общая система средневековья – вертикальна. Города же – горизонтальны, за счет цехов, гильдий и братств. Цех – это братство. Средневековые карнавалы проводились именно цехами.

В это время люди старались жить как можно ярче, одевая на себя максимально пестрые вещи, стараясь показать всю свою роскошь внешне, так как сами жили в аду (© Й. Хейзинга, «Осень Средневековья»).

Появляются первые часы. До этого ориентировались по церковному бою колоколов.

Городское пространство – пространство свободы. Ремесленники работают на заказ.

Начиная с XIII века, купцы начинают разведку мира, (Марко Поло) привозят редкие товары.

В городе заявляют о себе земные связи. Мир для людей – основная идеология горожан.

Возникает новый вид литературы – городская литература.

Для горожанина важен жизненный факт, а не эпическая поэма. Ведущим жанром становится бытовой анекдот. По-французски он называется «фаблио». В них говорится о простых людях, обладающих хитростью, смекалкой, также часта тема денег.

В Германии эти побасенки называются «шванке» и часто разрастаются в романы. Одна из тем – мотив «Мещанина во дворянстве» Мольера.

Еще одна черта городской литературы – назидательность. Любое произведение заканчивается моралью.

«Роман о Лисе» состоит из 30 частей («ветвей»). Они друг от друга никак не зависят, не связаны общим сюжетом. Он имеет фольклорные источники – сказки о животных. Но животные имеют четкую социальную привязку. Главный герой – лис Ренар (Рейнеке в немецком варианте). Его противник – волк Изенгрим, петух Шанденир, медведь и прочая.

Иногда они выступают как животные, иногда – как люди. Лев – царь, медведь – феодал, волк – рыцарь (мелкий, задирающийся). Фигура лиса – самая сложная. Иногда он – рыцарь, а иногда – горожанин.

 

Роман о Розе.

Роман о Розе – одно из самых неоднозначных произведений средневековья.

Он состоит из двух частей, отличных друг от друга. Первую часть в 30-х годах XIII века пишет Гийом де Лоррис. Это – куртуазный роман. Роза – символ любви, весь роман – аллегория возвышенной любви. Юноша спит и видит сон, как он попадает в прекрасный сад и хочет сорвать прекрасную розу. Его помощники – Привет и Сострадание, а противники – Стыд, Страх и Отказ. Полчища врагов растут, появляются Зависть, Уныние и Хамство. Юношу заключают в темницу.

Через 40 лет появляется продолжение романа. Второй автор – Жан де Клопинель (Жан де Мен). Он вводит две аллегорические фигуры – Разум и Природу. Разум призывает юношу отказаться от любви к этой розе. Природа тоже дает юноше свои наставления. Она говорит о порче времен, Золотом веке, а также об условности социальных предрассудков. Человек ценен тем, что он – есть.

Кроме того, Жан де Мен разоблачает суеверие. Роман о Розе сильно повлиял на Рабле.

Жан де Мен принадлежал к университетской среде.

Первые университеты стали складываться в крупных городах (Сорбонна). Университеты принадлежат церкви, церковь утверждала учебные планы. Однако университет обладал правом экстрадиции – феодалы не могли напасть на территории университетов. Каждый крупный университет имел свою специализацию на одном предмете. В свою очередь, студенты бродили по всей Европе, кочуя из одного университета в другой. Они назывались вагантами. Они добывали себе пропитание тем, что сочиняли стихотворения и песни на латыни.

В поэзии вагантов очень много анонимных авторов. Ваганты воспевают Венеру и Бахуса. Появляются пародии на куртуазную и рыцарскую литературу.

Среди безымянных поэтов выделяются двое, чьи имена известны: Это Пог Орлеанский (Примас Орлеанский) - почетный титул архиепископа и Архипоэт (сам себя так называл).

Поэзия вагантов однообразна. Самый известный сборник – «Кармина Бурана» (Бернская песнь). Пора веселья – молодость. Об этом первыми задумываются ваганты.

Поэзия вагантов увяла сама собой. Она расцвела с первой половины XII века – начало XIV века. Поэт Рсодбеф (парижский поэт второй половины ХП века). Он называл себя врагом церкви, другом застолья.

Второй поэт – Франсуа Вийон (1431 – после 1463). Дата смерти неизвестна. Учился в Сорбонне, но предпочел свободную жизнь клошара, маргинала (бомжа). Вроде бы он в уличной драке убил человека, и это изменило его жизнь. Он был слишком широк для того, чтобы избрать только одну узкую сферу своей жизни.

Вийон известен своими балладами. Он модернизирует балладу. У трубадуров баллада – танцевальный жанр. Вийон вносит злободневное содержание в балладу.

Мотив быстротечности жизни у Вийона приобретает трагическое звучание. Вийон переживает о краткости человеческого века. «Где прошлогодний снег?».

Человек у Вийона не целен, он расчленен. Очень реалистичны описания насильственной смерти: «Баллада повешенных».

Вийон пользуется очень широким диапазоном языковых средств. Вийон открыл пути для поэзии на народных языках. На него ориентировался один из поэтов плеяды Пьер Ронсар. Его обожали Рабле и Артюр Рембо.

 

Средневековая драматургия.

Драма родилась в церкви, из католической мессы. Они проводились на латинском языке. Священники исполняли так называемый респонсорий. Два священника обменивались репликами, и игралось драматическое действо. На Пасхальной неделе изображались страсти Христовы. Из респонсория к Х-ХП веку рождается новый жанр – литургическая драма. Она исполнялась на любые сюжеты, исключительно духовными лицами. В дальнейшем она исполнялась на народных языках.

Литургическая драма строилась очень точно, вплоть до мелких деталей. Обладает очень наивным реализмом.

Затем литургическая драма выходит из церкви: сначала на паперть, потом на площадь. Она получает название «мистерия». Самая известная из мистерий – «Игра об Адаме» (история грехопадения). Адам – узнаваемый горожанин, Ева – горожанка, а змей – делец, который соблазняет Еву.

К XIV веку театральное действо переходит от церкви к цехам. Таким образом, цеха рекламировали себя.

Устройство сцены.

Сцена была двух видов.

  • Симультанная сцена. Другое название – одновременная. Эта сцена изображала все мироздание сразу. Она имела рай (верх сцены), где сидели актеры, игравшие ангелов. Она имела ад, который был огорожен решеткой, за которой бились черти. Разумеется, что чаще всего никто чертей не играл, и туда набивался обычный народ, который и пытался рассмотреть что-нибудь, что происходит наверху. Сцена делится на отсеки, изображавшие различные локации: дворец, лес, море, гора и т.п. В центре – пространство дороги.

 

 

  • Передвижная сцена. На ней размещался только один акт мистерии. Затем действие переезжает на другую площадь.

 

К ХV веку мистерии приобрели чудовищные очертания: представление «Мистерии Ветхого Завета» длилось несколько недель. При этом люди с ночи занимали места на эти мероприятия. Для большего впечатления можно перечитать «Notre Dame de Paris» Виктора Гюго, начальные сцены.

 

Карнавал.

Чисто городское явление. Последняя неделя перед постом. Это попытка создания опрокинутого мира.

Жанры средневековой драмы, выросшие из мистерии:

· Миракль (чудо). Драматический конфликт, который решает чудо.

· Моралите. Аллегорический жанр: олицетворенные пороки и добродетели.

· Комические жанры. Основной – фарс. Веселая комедия, построенная на бытовом материале (фарс об адвокате Пателене, см. далее).

· Соти (sotie – дурачество). Соти вышли из «праздников дураков».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...