Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индия в ведический период.




Самые ранние очаги индийской цивилизации появились еще в III тыс. до н. э. в долинах рек Инд и Ганг. Древнейшей из них является Хараппская цивилизация.

Ее создателями были земледельцы. Хараппские города были центрами торговли, имевшими связи с Месопотамией. Однако этническая принадлежность и язык создателей этой цивилизации до сих пор вызывают в ппуке острые дискуссии. Хараппская цивилизация погибла в начале 11 тыс. до н. э.

С середины II тыс. до н. э. начинается проникновение в Индию арийских племен. Арийские народы говорили на одном праязыке, древнейшей дошедшей до нас формой этого языка был санскрит — язык индоариев. Санскритские корни сохранились во всех языках индоевропейской семьи, к которой относятся греческий, латинский, германские, романские и славянские языки. Арии, носители высокоразвитой материальной культуры, использовали плуг, сооружали ирригационные устройства, выплавляли металлы, были искусными ремесленниками. Правители индоариев выступали верховными распорядителями общественного богатства. Власть их была еще непрочной, ограниченной советами старейшин, собраниями знатных людей. Особым влиянием обладал слой жрецов — брахманов, которые являлись хранителями ритуально-мифологической памяти и должны были осуществлять через сложные культы связь народа с богами. Функции защиты возлагались На воинов — кшатриев, составлявших особый слой аристократии. При индоариях сложилась жесткая система Варн. Слово «Варна» означает цвет, вид, разряд. Общество было разделено на особые социальные слои (Варны), каждый из которых имел четко обозначенный круг прав, обязанностей, норм поведения. Высшей Варной были брахманы, затем следовали кшатрии (воины), ниже по положению были вайшья — рядовые общинники, ремесленники. Эти три Варны включали индоариев, принадлежавшие к ним назывались дважды рожденными, так как проходили обряд второго рождения — вхождения в Варну, после чего человек мог продолжать дело своих отцов и получал всю совокупность прав члена своей Варны. Низшей Варной были шудры — неполноправные. Она сформировалась из местного населения, подчиненного ариями. Деление общества на Варны освящалось религией.

Религией той эпохи был ведизм. Главные священные тексты индоариев Веды (от слова «ведать», т. е. знать) считались божественным откровением. Самым древним сборником гимнов богам была Ригведа. Ведизм — это политеистическая религия, индоарии поклонялись многим богам, которых представляли в антропоморфном виде, т. е. в облике и со свойствами людей.

Главным богом был Индра, бог-громовержец, воин; особо почитался бог огня Агни (в русском слове «огонь» — отзвук его имени), мировой порядок хранил бог Варуна. При сравнении ведической религии с религиями других народов, имеющих индоевропейское происхождение, обнаруживается много сходства, что свидетельствует об общем основании индоевропейских представлений о богах, происхождении мира и людей. Например, имя бога неба Дьяус слышится в латинском слове «бог» — deus, а Дьяуспатер (небо-отец) — в имени главного бога римского пантеона — Юпитер.

Изучение религии и культуры эпохи Вед помогает понять пути формирования многих народов, отыскать глубочайшие корни мировой истории и культуры.

На смену ведической религии пришел брахманизм, развивавший многие идеи ведизма. Брахманизм, тоже политеистическая религия, обосновывал деление общества на Варны, предписывал выполнение дхармы — правил и образа жизни, установленных людям каждой Варны богами. Для брахманизма характерно представление о переселении душ и карме — особой мистической силе, космическом «законе возмездия» за то, как человек прожил жизнь, за совокупность его поступков, намерений, стремлений. Карма определяла судьбу человека в последующих перерождениях. В середине I тыс. до н. э. в Северной Индии существовало уже около полутора десятков сравнительно больших государств. Почти все они представляли собой монархии с наследственной властью, но существовали и государства с правлением олигархического типа, во главе которых стояли группировки аристократом. Социально-экономическая система в этих государствах основы на лась на принципах власти-собственности и варновом устройстве. А Но типу правления это были древневосточные деспотии.

В IV в. до н. э. возникла крупная империя Маурьев, она просуще-I I попала два века. В империи функционировал разветвленный и хорошо организованный управленческий аппарат, охватывающий все уровни власти — от центрального до городских и сельских общин.

На содержание разветвленного аппарата управления шли доходы, ш.шлачивавшиеся в виде налогов крестьянами-общинниками. Кроме общинного, существовало «должностное», воинское и храмово-жреческое лсмлевладение. Оно носило условный характер, так как верховная соб-п ценность на землю была сосредоточена в руках царя. Обрабатывались эти земли крестьянами-арендаторами и рабами. При последнем императоре династии Маурьев Ашоке была осуществлена кодификация права.

 

 

Парфия.

Ок. 250 г. до н. э. во главе с сатрапом Андрагором отделилось от государства Селевкидов. Вскоре было завоёвано местными кочевыми племенами во главе с Аршаком. В 247 г. до н. э. он принял царский титул и положил начало династии Аршакидов. Аршак присоединил соседнюю Гирканию и разбил войска Селевкидов, пытавшихся восстановить свою власть в регионе. В 209 г. до н. э. селевкидский царь Антиох III попытался вернуть Парфию, но ей удалось сохранить независимость.

С воцарением Митридата I (171—138) Парфия переходит к завоеваниям: присоединяет Мидию, в 141 г. — Вавилон. На востоке парфяне выдержали тяжёлую борьбу с северными кочевыми племенами. Митридат II (123—187) выделил для сакских племён провинцию Сакастан, чем локализовал угрозу. На западе он расширил свою территорию за счёт Армении и пленил селевкидского царя Деметрия III.

Занимая территорию от Средней Азии до Персидского залива и от реки Мургаб до реки Евфрат, Парфия являлась довольно рыхлым образованием, включала полунезависимые царства во главе с прежними правителями и автономные греческие города. Царская власть в государстве рассматривалась как принадлежащая роду Аршакидов в целом. Царя (им не обязательно был сын прежнего царя) выбирал совет знати и жрецов.

Продвижение на запад привело к столкновению с Римом Древним, на несколько столетий ставшим основным врагом Парфии. В битве при Каррах (53 г. до н. э.) парфяне уничтожили войско Красса. После этого столицу перенесли в Ктесифон на левом берегу реки Тигр. В новых войнах (41—36 и 34 гг. до н. э.) парфяне захватили (но удержать не смогли) Сирию, Палестину и Малую Азию. Поход римлян в Мидию (38 г. до н. э.) также провалился.

В Парфии разгорелась борьба за власть, поощрявшаяся Римом. Пришедший к власти в 11 г. н. э. Артабан III без особого успеха попытался укрепить государство с опорой на парфянские традиции. В 58—63 гг. Парфия вновь воюет с Римом за Армению. С конца 1 в. она ослабевает под действием сепаратистских сил. В 114—117 гг. Рим нанёс парфянам несколько сильных ударов; Армения и Месопотамия на время стали провинциями римскими, Ктесифон подвергся разгрому.

При Вологезе II (148—192) парфяне в ходе войны 162—165 гг. перешли в наступление и вторглись в Сирию. Римляне в ответ вновь захватили Ктесифон, но Месопотамию не смогли удержать. Войны с Римом в 198—202 и 214—217 гг. также не принесли решающего успеха ни одной из сторон. В 224 г. утвердившийся в Персиде (вассальное владение Парфии) Ардашир Сасанид, разбив парфянские войска Артабана V, объявил себя царём (см. ст. Сасанидский Иран) и вскоре подчинил основные области Парфии.

ПАРФИЯ, в древности территория, расположенная к юго-востоку от Каспийского моря, которая с 6 в. до н.э. и вплоть до завоевания ее Александром Великим числилась провинцией Персидского царства. После смерти Александра Парфия входила в состав государства Селевкидов, приблизительно до 250 до н.э., когда начался период ее подъема. Парфяне, предводительствуемые Аршаком, объявившим себя потомком древних персидских царей, подняли восстание, которое привело к созданию независимой державы. Парфия крепла и расширялась по мере того, как приходило в упадок государство Селевкидов. Митридат I (правил в 171–138 до н.э.), первый великий парфянский царь, завоевал Вавилонию, оставив во владении Селевкидов лишь Сирию. В 1 в. до н.э., когда контроль над Ближним Востоком перешел от Селевкидов к римлянам, между Римом и Парфией разгорелись продолжительные войны, начало которых ознаменовалось сокрушительным поражением Красса в 53 до н.э. Столкновения происходили до первой четверти 3 в. н.э. В период правления Траяна римляне достигли больших успехов, выйдя между 114 и 116 н.э. через территорию Вавилонии к Персидскому заливу. Однако при императоре Адриане римляне были вынуждены отступить к Евфрату. Парфянское царство прекратило свое существование ок. 224, когда началось возрождение Персии, где была ликвидирована власть парфян и возникла империя Сасанидов.

Парфянское государство было разделено на ряд небольших вассальных образований, правители которых признавали парфянского монарха «Царем царей». В период своего наибольшего расцвета оно простиралось от Вавилонии через Иран до долины Инда, но никогда не включало греческие государства в Индии или области к северу от Гиндукуша, Бактрию и Согдиану. Римляне высоко ценили парфянских всадников: точность их стрельбы из лука считалась непревзойденной. В Сирийской пустыне парфяне-наездники часто нападали на пеших римских легионеров.

Реформы Дария І

Административное деление

После этого Дарий провёл ряд реформ. Он разделил государство на административно-податные округа, которые назывались сатрапиями. В основном границы сатрапий совпадали со старыми государственными и этнографическими границами стран, входивших в состав Ахеменидской державы. Во главе округов стояли так же, как и раньше, сатрапы, только теперь они назначались не из местных чиновников, а из среды персов, в руках которых были сосредоточены все руководящие позиции страны. При Кире II и Камбисе II в руках сатрапов были объединены гражданские и военные функции. Теперь же сатрапы превратились исключительно в гражданских наместников. В мирное время в распоряжении сатрапов находилась только небольшая личная охрана. Что же касается армии, то её возглавляли военачальники, которые были независимы от сатрапов и подчинялись непосредственно царю. Однако после смерти Дария разделение военных и гражданских функций не соблюдалось строго. Сатрапы и военачальники были тесно связаны с центральным управлением и находились под постоянным контролем царя и его чиновников, особенно тайной полиции. Верховный контроль над государством и надзор за всеми чиновниками был доверен хазарапату, который одновременно являлся начальником гвардии царя.

Налогообложение

Реформы Дария привели к значительным изменениям в системе аграрных отношений. У покоренных народов была отобрана часть земли. Эту землю Ахемениды раздали большими поместьями в полновластное и наследственное владение членам царской семьи, представителям персидской знати, крупным чиновникам и т. д. Такие земельные владения были освобождены от уплаты государственных налогов. Вместе с тем широко применялась такая система землепользования, когда царь сажал на землю своих воинов, которые обрабатывали выделенные наделы коллективно целыми группами, отбывали воинскую повинность и платили определённую денежную и натуральную подать. Около 518 года до н. э. Дарий установил новую общегосударственную налоговую систему. Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные для каждой области денежные налоги, устанавливаемые с учётом количества обрабатываемой земли и степени её плодородности. Налогами были впервые обложены также и храмы в покорённых областях. Сами персы, как господствующий народ не платили денежных налогов, но, по-видимому, не были освобождены от натуральных поставок. Остальные народы, в том числе и жители автономных государств (напр. финикийцы, киликийцы и т. д.), платили в год в общей сложности около 7740 вавилонских талантов серебра (более 230 тонн). При этом большая часть этой суммы приходилась на народы наиболее экономически развитых стран Малой Азии, Вавилонии, Финикии, Сирии и Египта. Страны, лишённые собственных серебряных рудников, для внесения подати должны были приобретать серебро путём продажи продуктов земледелия и ремесла, что содействовало развитию товарно-денежных отношений.

Монетная система

После 517 года до н. э. Дарий ввёл в Ахеменидской державе монетную единицу, составляющую основу единой для всей империи денежной системы, а именно золотой дарик весом 8,4 г. Чеканка золотой монеты была прерогативой только персидского царя. Благодаря тому, что дарик содержал всего 3 % примеси, он в течение нескольких веков занимал положение основной золотой монеты в торговом мире. Серебряные и более мелкие медные монеты чеканили персидские сатрапы, а также автономные города и зависимые цари.

Содержание путей сообщения

Для облегчения связи между различными частями огромной державы были проложены широкие дороги, мощённые камнем. Главная из них вела из Суз к Эфесу. На небольшом расстоянии друг от друга по этим дорогам расставлялись конные пикеты, лучшие всадники мчались от одного пункта к другому, чтобы передавать царские письма и посылки (система эстафеты). В 518 года до н. э. был восстановлен древний канал от Нила до Суэца, протяжённостью 84 км и, как видно из плохо сохранившейся надписи, по нему была отправлена флотилия из 24 или 32 кораблей, которая должна была морским путём, через Красное море достигнуть Персии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...