Мифология и религия Месопотамии.
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Общие слова. У каждого города свой бог-покровитель. Кроме того – несколько общих богов с центрами культа. Большая часть богов отождествляется с некими абстрактными понятиями и с небесными телами. Зависимость между политической значимостью города и религиозной значимостью его бога-покровителя. Кроме богов – множество демонов и духов. С богами и духами отношения на уровне «ты мне – я тебе», никакого абсолютного поклонения. Боги вообще-то существа довольно неприятные, а потому этика никак не связана с религией (это будет при переходе к монотеизму). Основное внимание – религии Шумера, так как из нее с незначительными изменениями все вытекает. Связь религии и мифологии. Шумер. Очень популярны: Уту (солнце), Наннар (луна), Инанна (любовь и плодородие; она же - Иштар), Думузи (олицетворение аграрного цикла), Нергал (бог болезней, войны и смерти). Есть и общешумерские боги со своими ценрами культа: Ану (небо), Энлиль (культ. центр - Ниппур; бог земли, судьбы, создатель городов, изобретатель мотыги и плуга), Энки (культ. центр – Эреду; бог воды, мудрости и заклинаний, создатель людей и культуры). Миф о сотворении мира, снезначительными изменениями заимствованный вавилонянами: сначала был хаос в образе Тиамту. Она родила всех богов, те начали бузить и мамаша решила их уничтожить. Но тут Энлиль (Мардук) вызвался убить Тиамту с тем условием, что в случает его победы все боги ему подчинятся. Убил, а из тела – землю, небо, животных, рыб и растения (ср. китайский Паньгу). Из смеси глины с кровью неверного бога – человек. Есть представление о загробном мире. Крайне неприятное место, никакого царства небесного – темное место, где все жрут глину и песок.
Вавилония. Вариации из шумерского пантеона + Мардук во главе его. Мардук – покровитель Вавилона. Ассирия. Вариации из шумерского пантеона + верховный племенной бог Ашшур.
Вопр 48 История Мидии. 1. Гео: СЗ Ирана. ЭтнЛин: с XII – индоевропейцы (иранская ветвь, скотоводы прародина – вероятно, северное Причерноморье). До этого – куча неиндоевропейских языков 2. После проникновения индоевропейцев XII-XI вв. что-то, по всей видимости, складывается, о чём свидетельствуют богатые могильники. К IX в. здесь – куча мелких княжеств. Начинаются набеги ассирийцев, которые с тех пор и держат эту территорию до конца VIII. К концу VIII впервые образуется что-то крупное и независимое: ряд крупных политических объединений, в т. ч. Манна. Тогда же вторгаются киммерийцы и саки, начинается их противоборство с уже сложившимися гос-вами (см. Фригия, Урарту), в т. ч. Ассирией. Воспользовавшись временной слабостью последней, мидийцы во главе с Каштарити поднимают восстание в –672. Успешно. Вся история – 3 царя. Резко усиливаются (создаётся собственно Мидия) и через 20 лет пытаются напасть на ассирийцев, однако те натравливают против Мидии саков, которые захватили всю страну и держали её 30 лет. Новое возрождение связано с именем сына Каштарити, Киаксара. Вступив в 625 г. на престол, он разгромил саков, окончательно объединил мидийские племена и провёл военную реформу (отряды не на племенном принципе, а по вооружению). Это позволило вновь напасть на Ассирию и в 610-х годах фактически её уничтожить (в коалиции с новым вавилоном). При дележе территорий досталась сев. Месопотамия и Харран. С этих пор – великая держава. В нач. VI в. подбирает тех, кто раньше был под ассирийцами (Персия, Парфия, Урарту и пр.). Пытались воевать с Лидией, но… (см. воп. 33). Сын Киаксара – Астиаг. Уже в начале правления резко ухудшаются отношения с Вавилонией (за Элам, захваченный мидийцами). Однако же подраться не успели – персы (550).
Управление: ничего не ясно. 3. Эк.: жили, очевидно, торговлей и войной. Известно очень мало чего. 4. Соц.: До разгрома Ассирии дифференциация не сильна. Большая роль у общинников. Рабство патриархальное. После разгрома и захвата её казны – темпы увеличиваются, но серьёзно сказаться не успевает, т. к. 550 г. 5. Культ.: известно также мало. В общем, потом переймётся персами. Монументальная архитектура: храм огня в Экбатанах (зороастризм) + описание дворца у Геродота.
Вопр 49 Возникновение Персидской державы: 1. Персы фигурируют в источниках с IX в. Всё время под кем-то. Сначала ассирийцы, потом мидийцы. Ахемениды – несменяемые правители с древнейших времён. Кир II Великий. Самое важное: 553 – восстание против Мидии (царь - Астиаг). 550 – её разгром и захват столицы (Экбатаны). Потом: соседний Элам, Лидия. После этого в МА остаются греческие города – берёт силой всех, кроме Милета, который решил расслабиться и получить удовольствие. Потом Средняя Азия. Следующая мишень – Вавилон (взят в 539). Кир погибает в битве с массагетами в 530 г. Наследник – сын Камбиз. Фактически без боёв берёт Египет (525)(см. Саисское возрождение, Египет позднего царства). Пытался пройти дальше, но не случилось. Вся значимая Азия покорена. 2. Деталь: персы принимают форму ёмкости, которую заполняют. В Египте они фараоны и сыновья Ра. В Вавилоне находятся в родственной связи с Мардуком. Т. е. подстраиваются под традицию. Это первые зачатки имперской политики, которая вполне оформится при Дарии. Всё делается для того, что народы чувствовали себя включёнными, а не завоёванными и угнетёнными (учтён урок Ассирии). 3. Однако за завоеваниями первые цари не столь внимательно обращались к внутренним проблемам, как этого требовало моментально возникшее государство. Отсюда – восстание Гауматы (правление магов) 522 года. Характерно стремление Гауматы оттолкнутся от архаичного устройства Персидской державы, провести централизацию всей державы. Однако методы – убийства, разрушения храмов и пр. В стране нет правителя (Камбиз умер при возвращении в Персию из Египта). Выбирают Дария. Но тут – угроза распада: ряд очень мощных восстаний по всей стране (в т. ч. Вавилоне, Армении, Парфии, Персии). Видим, что целостной империи нет. Дарий по сути создаёт державу по новой сначала военным путём (подавив восстания), затем административным. В память о восстаниях – Бехистунский рельеф.
Вопр 53 1. Зороастризм. Главная книга – «Авеста». Пророк – Заратуштра («верблюжий погонщик»). Но не ясно, существовал ли он вообще. Время жизни колеблется от – XIII до VI в. Возможно, лишь реформатор более раннего маздеизма. Легенда о происхождении и имена родителей подчёркивают демократичность учения. Первый покровитель – князь Виштаспа. Главная идея – мир двуедин. Антагонистическое противостояние добра и зла. Добро и зло – «близнецы». Добро олицетворяет Ахура-Мазда, зло – Анхра-Манью. Человек – активное звено в борьбе между ними. Идея воздаяния в загробном мире. Идея бессмертия души. Добро человеческого бытия состоит из 3 компонент: доброе слово, добрые помыслы, добрые деяния. Из этого следует, что надо прилежно заниматься сельским хозяйством и бережно относится к скоту (т. е. 3 добродетели должны быть прежде всего направлены на зерно и животных, клёво. На самом деле, идея происходит из занятий первочеловека в раю). Мифология говорит о первом человеке, который жил в раю и был из него изгнан (из-за того, что начал есть мясо священных быков. возможно, предтеча библейской легенды). Разработана эсхатология, в т. ч. «страшный суд». Впоследствии в зороастризм проникают и восточноиранские культы Митры (бог Солнца, от него – почитание огня. Огонь – символ очищения) и Анахиты. «Авеста» не лишена конкретно-исторического звучания. Так, нападки на кочевников и неприсоединившихся к Виштаспе князьков.
Вопр 52 1. Конец VI: реформы Дария, хотя и несли в себе зачатки причин будущего упадка Ахеменидов, на тот момент блестяще организовали огромный имперский механизм и позволили направить его силы на решение насущных проблем. Дарий захватывает СЗ Индии, эгейские города, колонии на чёрном море. Единственный провал – скифы (т. к. кочевники). Под занавес века (500 г) - восстание в Милете под рук. Аристагора.
V: в 493 восстание подавили (милетцы обращались к Афинам и Спарте за поддержкой. Поддержали А., но не серьёзно). Первый опыт г-п войн – Марафон в 490. Персидское войско не может эффективно противостоять фаланге – оно создано для азиатских войн, но выводов не сделали. После такого поражения – ряд восстаний, начинающийся с египетского в 486 (т. к. огромные налоги и нет традиции единства). В 486 умирает Дарий. Ксеркс справляется с восстаниями (Египет, Вавилон) и в 480 идёт на Грецию. Армия в 100000. Сперва – успехи до Саламина. Там сокрушительное поражение (сентябрь 480). Ксеркс бежит, но остаётся военачальник Мардоний. Его громят в битве при Платеях в 479. Греки развивают успех, выгоняют персов с Балкан и громят их в МА (битва у Микале, 479). В результате поражение – недовольство в Персии. В 465 убит Ксеркс, на его месте Артаксеркс I (465-424). В его царствование происходит неудачное восстание в Египте, поддержанное афинянами (460-454). Воспользовавшись слабостью Персии, афиняне захватывают Кипр, нанеся персам 2 тяжёлых поражения (у берегов Кипра и на Кипре в 449 – конец г-п войн). Следствие – Каллиев мир 449 г.: города МА под персами только формально, фактическая граница проходит по Галису; Кипр – афинянам; греки не поддерживают восстаний в Персии. Во время Пелопонесской войны персы поддерживают то одну, то другую сторону. В конце концов склоняются к Спарте (дело рук Тиссаферна), с их помощью она и побеждает (Греция под Спартой должна быть слабее Греции под Афинами, т. к. Спарта начала гнить ещё в ходе Пелопонесской войны). Афинской опасности больше нет, но шатается и сама Персия: ряд восстаний 411-408, восстание в Египте (405-342), восстание Кира Младшего (см. «Анабасис», воп. 40; разгромлено в 401). К тому же что-то против Персии пытаются делать спартанцы (они в МА при Сардах наносят крупное поражение персидским войскам). Персы справляются с внутренними неурядицами (кроме Египта), а против Спарты возрождают Афины. Спарта разгромлена, Греция в руинах => Анталкидов мир 386: возвращаются к границам до г-п войн. Однако в самой Персии стабильности не прибавилось. Множество восстаний. Фактически, разваливается. Последний взлёт – Артаксеркс III (359-336). Объединяет Персию в старых границах, но попал на заговор. Вместо него – Дарий III – последний царь. С 334 начинается поход Александра. Его войско – по модели полисного, но в разы сильней. Три битвы: при Гранике (334, вход в Персию), при Иссе (333, за западные провинции: Сирию => Египет) и при Гавгамелах (331, за то, что осталось). Все проиграны. Конец – 330 год. 2. Экономика: при таких размерах основой может быть только с/х, т. к. городов ещё мало. В основном – земледелие, где-то скотоводство. Держат две главных житницы: Вавилонию и Египет. Земли в основном царские (хозяйство царя – самое крупное) и частные (т. к. раздачи огромных имений чиновникам, членам царской семьи, частным лицам, воинам по границам и за службу). Развитое ремесло. Мощная торговля (постепенно затухала (см. воп. 44) хотя делали всё для неё – 2-ой Суэцкий канал (первый сделан в Саисе), охраняемые хорошие дороги).
3. Соц.: главная роль – у чиновников. Они же – главные держатели земли. Общинники, горожане средней руки - дойные коровы. Платят серебром (постепенно разоряясь) и трудовой повинностью. Особая группа – ветераны и воины на службе. Им выдавалась земля, на которой они или их родственники работали. За неё служили. Когда служба не нужна – переводят на подать. Постепенно эта группа разорялась и теряла значимость, хотя при первых царях – костяк армии (вместо них греческие наёмники). Рабство везде по разному. В общей экономике не играли значительной роли. В основном, строят (тогда - курташ), работают на виллах знати.
Вопр 46 Урарту 1. Гео: Вокруг озера Ван. Долина плодородная, очень удобное земледелие. К тому же, металл в т. ч. железо. Этн.: как вся Азия до Индии – европеоиды. По языку близки к хурритам. 2. Вся история по сути завязана на Ассирию. Первые государства – 11-10 вв. Объединились для отражения нападок Ассирии в 9 в. (см. территориальные царства и ф-ции государства воп. 5) и уже первый царь должен отбиваться от ассирийцев (Арам I). Столица – Тушпа. Затем постепенно усиливается, начинается масштабное строительство по всей стране и грабительские и завоевательные походы (если территория готова подчинится, её не грабят). Расцвет – при двух царях: Менуа (810-786) и Агришти (786-764). Менуа: военная реформа (на воинов – ассирийское вооружение), административная реформа (создание областей по территориальному принципу), отстройка района Тушпы, успешные войны. Агришти: главные (и, по сути, единственные) успехи в борьбе с Ассирией – ряд походов в саму, охват её территорий с трёх сторон и перерезка торговых путей. Помимо: создаёт дополнительную эк. базу вдалеке от военных действий (в Закавказье). Конец идилии – 743 – битва при Арпаде. Ассирийцы победили. Почти сразу – крупный поход в Урарту, разорены окрестности Тушпы, но это ещё не окончательное поражение. Благодаря Русе I (735-714) кризис преодолевается. Административная реформа (уменьшены области). Удачная политика на севере (новые завоевания, строительство), поражения от киммерийцев на юге. Полный разгром – 714 – поход Саргона II в Урарту (прошёлся по тылам и храмам. Руса покончил с жизнью). В ассирийский период (зависимое государство) подвергается постоянным нападкам скифов. Потом подпадает под Мидию. 590 – исчезает как самостоятельное государство. Армия: профессиональная, основа – конница. Управление: военная деспотия, гос-во так и не стало вполне единым. 3. Экономика. Главные отрасли – поливное земледелие и ремесло. Государство активно вмешивается в экономику (строительство целых экономических баз, провод). Пожалуй, госхозяйства – основа экономики. Меньшая роль у храмовых хозяйств. 4. Соц. Верхушка – царь, военная и служилая знать, жрецы. Ниже – общинники. Ниже – пленники и рабы. Закавказье 1. Конец 7 в. – образование древнеармянского царства а Арме-Шуприи. Завоёвано Персией. Под ней окультуривается. С IV – самостоятельное государство (царь Ерванд III). 2. Запад Закавказья. Под влиянием Греции в 6-4 вв. появляется образование Колхида. Городская цивилизация, живёт на ремёслах и торговле. Чеканятся свои монеты. Есть разделение на области во главе со «скипитроносцами» 3. Восточная Грузия. В 6-4 вв. появляются первые города, а в конце 4 – нач. 3 формируется восточногрузинское королевство. 4. На территории современного Азербайджана складывается в 4-3 вв. объединение албанских племён.
Вопр 57 Источники: 1. Письменные. Особенность: очень много всего сохранилось, передаваясь в устной форме с древнейших времён. Устная передача вед во избежание их осквернения (вдруг шудры прочтут!). Однако недостатки: нельзя точно датировать произведения, создававшиеся столетиями + они тенденциозны + мало фактов. В основном – литература и трактаты: 1) Литература: - Религиозные гимны: «Ригведа» и пр. веды - Ритуальные комментарии: «Упанишады» - Поэмы: «Махабхаратха», «Рамаяна» - Сборники назиданий и притч 2) Трактаты: - Законы Ману – религиозно-философский - Артхашастра – политическое искусство (см. воп. 54) - Сутры (Кама – о любви, Ньяя – философская и пр.) 3) Хроники – на Цейлоне в начале н. э. Тематика узкая. 4) Эпиграфика: - Надписи на хараппских печатях - Надписи Ашоки (см. воп 53) 2. Археология. Скромна, т. к. юзают в основном дерево => недолговечность. Что дошло: 1) Нумизматика – информативная только по периоду с рубежа эр начиная, хотя появились ещё с VI-V вв. 2) Города. Каменные изделия и строения – поздно. Мало чего вообще ещё копалось. Какие-то данные даёт только по хараппе. Историография: 1. Наука возникает с превращением Индии в колонию. Гуру-основатель – Уильям Джонс (конец XVIII). Закладывает основы периодизации. Фактически сразу начинается перевод и издание литпамятников. Первым делом (кон. XVIII) – законы Ману. 2. Вместе с XIX в. приходит мода на Индию. Из серьёзного: доказано родство санскрита с множеством языков и выделение в связи с этим индоевропейской семьи (спасибо Боппу). Середина века – перевод и издание ведийской литературы (50-томная серия «Священные книги востока»). Однако пока господствует представление об Индии, сформировавшееся в связи с недостаточно критическим отношением к источникам и их недостаточным количеством (не всё издано и переведено). В частности, о гос и соцстрое древнеиндийских государств (идея, что там деспотия и чуть ли не теократия, индийская цивилизация застойная и нечего не может). 3. Кон. XIX- 1/3 XX – обращаются к буддийской литературе (Рис Дэвидс), «Артхашастре». На их основании опровергают основные положения индологии XIX в. Важную роль сыграли индологи-индусы. С этого же периода – становление индологии в России. Интересуются, в основном, буддологией (Щербатский). Тогда же начинаются раскопки (к 20-30 гг. дали результаты - хараппа). 4. С 30-х годов обращаются в основном к соц-эконом отношениям (наши, индусы). На западе после войны – ряд исследований по культуре. Продолжаются раскопки.
Вопр 58 1. Хронология. XXIII-XVIII вв., или на век раньше. 2. Территория. Долина Инда (СЗ Индии). 3. Этнос и язык. Европеоиды (к югу были и австралоиды). По языку, вероятно, протодравидийцы. 4. Устройство. Очень туманно. Земледелие возникает ещё с VI тыс. (поселенцы с севера). Во 2 пол. III тыс. – первые города. Не замкнутая культура – связи с Эламом и Аккадом. Важнейшие города – Мохенджо-Даро и Хараппа. Кроме того: Чанху-Даро, Калибанган, Лотхал (порт на юге). 5. Особенности планировки городов: - две части: цитадель с основными постройками (дворец, храм, зернохранилище) и собственно поселение. - правильная планировка с широкими улицами, делящими город на большие кварталы, сочетается с разбродом и нагромождением домов в этих кварталах (возм., одна из причин упадка). - лучшая в древнем мире канализация. Бассейны и комнаты для омовений не только во дворцах. 6. Экономика. Металл – бронза. Мало что можно сказать о с/х. Выращивали пшеницу, ячмень и просо. Первыми освоили хлопок. Развито строительство (из обожённого кирпича), керамика лепная с растительным орнаментом, развито ткачество (понятно, раз хлопок). Есть торговля как внутренняя (находки каменных гирь), так и внешняя (в Мес. Находят инд. печати). 7. Социум. Только догадки. Они такие: было государство, было храмовое хозяйство, было соцнеравенство. 8. Культура. Письменность ещё не дешифрована, но она даст немного, т. к. надписи в основном на печатях (6-7 знаков). Письмо, очевидно словесно-слоговое. Распространена мелкая пластика (камень, бронза) – как люди (танцовщица), так и боги (мать). Также множество печатей. Религия: земледельцы => культ деревьев, богини-матери. Мужское божество занималось тем, что сидело в йогической позе в окружении 4 зверей – владыка 4 стран света. По всей видимости важно ритуальное омовение. 9. Исчезновение в XVIII в. по неизвестным обстоятельствам, но, судя по археологии, хирели долго. Возможно, из-за нерационального ведения хозяйства. Но точно не из-за племён, которые начинают в это время вторгаться с севера.
Вопр 60 1. Хронология: VI-нач. II 2. Политистория. Заканчивается ведийская прелюдия, начинается резкий рост (эконом, культ и пр. см. ниже). На первый план выходит СВ Индии, СЗ под Персами. Наиболее мощные государства того периода – Магадха, Кошала, Ватса и Аванти (все на СВ по Гангу и Ямуне). Между ними борьба за гегемонию и к IV в. главной становится Магадха (дин. Нандов). Македонцы до неё не доходят и поворачивают, но на уже завоёванных областях оставляют гарнизоны. Нанды прославились в преданиях жестокостью и жадностью, достоверной информации о них нет. В борьбе с ними выдвигается Чандрагупта, выгнавший македонцев и низвергнувший Нандов. Основывает династию Маурьев (317-180 до). Расцвет её при Ашоке (внук Ч, сер III). Государство охватывает всю Индию, кроме самого юга. Столица – Паталипутра. Разделено на несколько больших провинций, но единства нет: при завоевании не сменяется административный аппарат, никакого контроля за местной властью. Всё очень рыхло. Главные памятники от Ашоки – «эдикты» по всей стране: этические заповеди с сильным буддийским душком. Основная идея: царь – хороший («знаете что, скрипка…») и то, что он говорит тоже хорошо и этому надо следовать, если ты его любишь. Веротерпимость, однако не без попыток вмешаться. Ашока всячески поощряет буддизм, стремится к его распространению за пределами Индии (самая большая удача – на Шри-Ланке, где на тот момент было в основном североиндийское население). Держава шаткая и не единая => может быть очень сильной при первых правителях, но долго не продержится. Так и случилось. К 180 г. распадается, но: роль Индии очень возросла, появилась традиция единства, некая культурная общность и меньший экономический разрыв между областями. Управление: складывается серьёзный административный аппарат (в малых областях, в рамках больших гос-в видели, что происходит). При царе действует царский совет: родственники + важнейшие чиновники. Опора также на армию (в основе – профессиональная. Большая роль у тяжёлых колесниц, конницы, слонницы). 3. Эк.: После ведийского периода – резкий взлёт, т. к. железо (археологич. не доказано, но иначе быть не может). Осваиваются новые земли (восток, Цейлон). Интенсификация с/х (новые методы рисоводства). «Прогресс в разделении труда» => Демографический рост => множество новых городов (наиболее крупные – Уджаин, Каушамби, сравнимы с крупнейшими греч. городами) и торговля. 4. Соц.: Верхушка – местная аристократия. В городах: цехи и купечгильдии (главы их участвуют в самоуправлении), объединённые отдалённым родством (браки только внутри одной соцгруппы). В сёлах: общины, большая значимость рода (родство + общий культ предка). Община постепенно разлагается, появляется кабальное рабство (патриархальное). Касты. 5. Культура: Резкий взлёт. Создаётся общеиндийский контекст. Буддизм (про него). Львы с капители Ашоки - нацсимвол
Вопр 63 Культура древней Индии. Ведийский период. Литература. Религиозная. Священные тексты передаются устно, причем разговорный язык меняется, а они – нет => постепенно заучивание без понимания смысла. Отсюда – этимология, фонетика и лингвистика. Тема вед в осн. – жертвоприношения, различные заговоры, в комментариях – попытка рационально объяснить приносимые жертвы. Отсюда – философия. Эпос. Махабхарата и Рамаяна. Последние редакции поэм – при Гуптах. Добавляется всякая мудрость, абсолютно не имеющая отношения к сюжету (назидания, легенды и др.). Науки. Сложные алтари и жертвоприношения => геометрия и астрономия. Буддийский период. Литература. Религиозная. Школа малой колесницы. Формирование канона в 5-1 вв. д.н.э. В 1 в. на Ланке записан полный канон тхеравады на языке пали – Типитака. Первая корзина – правила поведения монахов и монахинь. Вторая корзина – наиболее интересна: изречения Будды, притчи о его жизни и предыдущих его жизнях. Третья корзина – тексты по буддийской философии и психологии. Школа великой колесницы. Лит-ра сохранилась не полностью, частью на санскрите, частью – в тибетском, китайском и др. переводах. Наука. В 5-4 вв. – гарматика санскрита Панини. Настолько совершенна, что ясно, что санскрит гораздо древнее, чем мы знаем по памятникам. Конец древности – Арьябхатта предположил, что земля вокруг своей оси и Солнца. Из Индии же – арабские цифры, ноль и позиционная система записи чисел. Философия. Несколько школ. Направлена не на поиск обобщений естесств. наук, а на интерпритацию Св. Текстов. Психология. На границе религии и медицины. Прочее. Придворный театр. Калидаса лабал при дворе Чандрагупты II драмы на темы из Махабхараты («Шакунтала»). Басни. «Панчатантра» - сборник их. Композиция – в основу Декамерона, Тысячи и одной ночи и др. Очень попсово в Средние века. Поэзия, панегирики, сборники афоризмов. «Артхашастру» - древнеиндийский макиавеллизм. Трактат по политике в стихах. Архитектура и искусство. Наиболее х-терный памятник – ступа. Самые большие (на Ланке) могут сравниться по размерам с пирамидами. Пещерные монастыри в Зап. Индии. Связь с буддизмом. Внутренняя отделка – под деревянное здание. Огромный буддийский монастырь и ступа (2-1 вв. д.н.э.) в г. Санчи. Колонны с надписями Ашоки. Заимствования у греков и персов. В послемаурийскую эпоху – самостоятельные школы скульптуры: Гандхара (СЗ Индии) – первые века новой эры => сильное римского и эллинистического иск-ва; Матхура (центр С. Индии) – большая связь с индийской культурой, завязка на школу великой колесницы => пантеоны Бодхисаттв. Живопись. Росписи пещерных храмов и монастырей в Аджанте (Зап. Индия) – сцены из преданий. Подобное есть и на Шри-Ланке. Религии древней Индии. 1. Общие слова. Помнить, что общие индоевропейские корни => параллели и в славянской языческой религии (Параджанья-Перун). Связь с социальными измемнениями (буддизм – с соц. переломом сер. 1 тыс.). 2. Ведийская. a. Концепция. Это религиозные верования ариев. Природные мотивы. Нет иерархии богов, но есть «любимчики»: Индра (бог бури). Живут на небесах (отсюда название – дэвы). Облик антропоморфен, но неясен. Боги в основном мужики. Жертвоприношения: бога приглашают сесть у костра на подстилкуц из священной травы, в огонь – масло, зерна и др., которые с дымом – на небеса, боги наелись => спускают еду людям в виде урожая. Круговорот материи, ты мне - я тебя. Есть жрецы – замкнутая группа, присоединение к ней – только по рождению. Позднее составили варну брахманов, превосходившую варны кшатриев, вайшьей и шудр. Жрецам платили за отправление культа, тем и жили, но могли зарабатывать и по другому. Центров культа нет, но бля особо важных церемоний сооружается специальные алтарь очень сложной конструкции. Церемонии долгие – от неск. дней до года. Жертвоприношения дороги => позволить их себе может только знать, а знать здесь – это власть, т.к. спекулянтов нет. Первоначально такой правитель действовал от имени всей общины. Постепенно складывается представление о стадиях жизни, которые рекомендовалось проходить всем «дваждырожденным», особенно брахманам: а. ученичество в юности б. мирская жизнь домохозяина в зрелом возрасте в. аскетизм и самоистязание с наступлением старости Поведение согласно этим канонам способствовало накоплению кармы. В зависимости от ее количества человек в следующей жизни рождался либо на варну выше, либо ниже. Причем родиться можно было как божеством, так и сявкой. Т.о., это религиозное отражение земного строя. Религия эта ориентирована на общину. b. Священная литература. Ригведы (1000 гимнов). c. Язык. Санскрит – священный язык. 3. Буддизм. Появляется в сер. 1 тыс. Первая мировая религия. Связь с социальным переворотом сер. 1 тыс. (частная собственность, города, индивидуализация). Три драгоценности буддизма: Будда, его учение (дхарма) и община его последователей (сангха). Будда. Основатель – царевич Сиддхартха. Мысль о страдании живых существ заставила его скитаться по Магадхе, а однажды под деревом смоковницы на него снизошло просветление и он стал просветленным, т.е. Буддой. Первая проповедь – в Оленьем парке близ г. Варанаси. Дхарма: жизнь – страдание, постоянная цепь перерождений. Страдания – из-за постоянных страстей и желаний (пить, есть, писать, спать, переродиться в высшей варне и т.д.). Конечная цель буддиста – возыметь полный контроль над своими духом и поведением и впасть в нирвану (угасание). Нирвана позволяет человеку разорвать цепь перерождений. Идея непричинения вреда ничему живому. Нет и не может быть ни единого бога-творца (зачем, если любой может переродиться в виде любого божества, если накопит достаточно кармы?), ни жрецов-посредников (внешняя обрядность бесполезна, а жертвоприношения – даже греховны). Не имеет значения социальное положение буддиста – шансы есть у любого, причем у нищих даже больше, т.к. им легче отказаться от всего мирского, чем богачам. Буддизм ориентирован прежде всего неа личность. Сначала поклонение не изображению Будды, а его символам, которые восходят к земледельческому культу первых поселенцев (колесо, смоковница, ступа (холм с зонтом и реликвией)). Затем при популяризации – и изображение Будды. Язык проповедей – не санскрит, а обычный, разговорный. Все это – причина популярности буддизма (в отличие от ведийского культа, который только для «дваждырожденных») Связь с возникновением городов (частная собств., обособление личности, конец замкнутости сословий). Чем дальше, тем большая популяризация и приближение к мировой религии. Например: представление о Бодхисаттве (жертвует своей нирваной и помогает спасаться всем), обвинение монахов в эгоизме, нарастающие эсхатологические мотивы. В результате – две школы: а. малой колесницы (узкого пути, тхеравады) – оригинальный буддизм, только для монахов, распр на юге и на Ланке. б. великой колесницы (широкого пути) – попсовый буддизм для всех, кто может отвалить $, распр. на севере Индии; поглощен индуизмом. Сангха состоит из бхикшу – скинхедов в оранжевых сари и с горшком для милостыни в руках. Структурирована по принципу общины – тоже совет и общее голосование. С восьми лет – послушник, с двадцати – монах. Учили заповедия, периодически – публично каялись и принимали наказания. Постоянные тренировки психики и медитация для достижения нирваны (сперва считалось, что ее могут достигнуть лишь монахи, затем – любой мирянин, отваливший достаточно $ и исполняющий заповеди). Монахи могли также врачевать, учить и ваще быть настоящими мужиками. Запрет личной собственности, но нет запрета на общинную (ср. ордена средневековья). Материальные вливания в монастырь – душеспасительное занятие (полная аналогия с Европой!). Монастыри иногда имели в подчинении деревню, на подати с которой жили. Иногда активно участвовали в политике. 4. Индуизм. Опять корни – в древнем культе богини-матери, земледельческих культах солнца, дерева, обезьяны, слона. В то же время – идея единого бога-творца. Не взаимовыгодное существование (ты мне – я тебя), а безусловное подчинение и поклонение. Кому – неясно, но при этом – никаких антагонизмов (!): a. Вишну может являться в образе животного (хряка, рыбы, черепахи), темнокожего царя и пастуха и Кришны, Будды, героя попсового сериала для пенсионеров «Рамаяна» Рамы. Как видно, в индуизме ассимилированы многие религии и культы – уникальный случай. b. Шива изображается в виде аскета с черепами или танцора, часто с ритуальным быком. Священные тексты – веды и пураны (эпические поэмы о древности) – доступны для всех. Храмовое богослужение. Сначала кровавые жертвоприношения, затем – ритуалы почитания (танцы до упаду, музон, дурь, возлияния, красивые одежды). Изображения божеств есть. Программное произведение – «Бхагавад-гите» (песнь господа) – часть Махабхараты. В ней – положения, очень напоминающие софистику (у каждой семьи, общины, местности – своя истина), а потому – произвол и терпимость вовне, но строжайшая дисциплина внутри той общности, которая исповедует данную истину. В отличие от раннего буддизма – большое значение соблюдения обрядовых правил. Строгая изоляция каст, самое страшное наказание – изгнание. Убийство животных, особенно буренок, - западло. Детские браки. Для вдовы нефигово сжечь себя на погребальном костре мужа.
Вопр 64 Источники. 1) Письменные - летописи («Чуньцу» Конфуция) - комментарии к летописям («Цзочжуань») - речи правителей и приближенных («Шаншу», или «Шуцзин») - свод песен «Шицзин» (фольклор) - труды философов V – III веков - «Исторические записки» Сыма Цяня (145 – 90). Жизнеописания. 5 разделов: «Основные записи», «Истории наследственных домов», «Жизнеописания», «Трактаты», «Таблицы». - «Ханьская история» Баня Гу (32 – 92). История Западной Хань – династийная история. 2) Археологические - 1921 – швед И.Г. Андерсон обнаружил неолитическую культуру Яншао (среднее течение Хуанхе) - 1928 – раскопки столицы Шан-Инь близ Аньяна (XIV – XI вв.) - раскопки раннешанского города Эрлитоу - находки бронзовых чжоунских сосудов с надписями - богатые погребения III века до н.э. близ Чанша с идеальной сохранностью предметов. 3) Эпиграфические - гадательные надписи XIV – XI вв. до н.э. Открыты в 1899 году, в ходе раскопок шан-иньской столицы близ Аньяна найдено большое количество новых образцов. - Чжоуские надписи на ритуальных бронзовых сосудах X – VII веков до н.э. - Надписи на деревянных планках (официальные документы) III века до н.э. – III век н.э. Историография. Китай - Особенности китайской исторической науки: идея о превосходстве китайской культуры над соседними и отождествление мифа с историческим фактом. - Как реакционное выступило гиперкритическое направление историографии. Однако ему были свойственны противоположная крайность суждений. - Конец 20-х гг. XX века – начало научного исследования, основывавшегося на марксистских идеях. - Работы Го Мо-жо, отрицание специфики древневосточных обществ. - 40 – 50-ее – активная разработка проблем социально-экономических проблем Древнего Китая. - Конец 70-х – дискуссии о характере китайского общества, публикация источников, создание университетских курсов по истории Древнего Китая. Япония - Начало изучения историографии Китая относится еще к средневековью. - В равной степени изучаются все периоды истории Китая. - Ведущий специалист – Кайдзука Сигеки. - Большая группа ученых работает над исследованием социально-экономических отношений в эпоху Хань. Европа - Французская синологическая школа внесла большой вклад изучение истории Древнего Китая. Попытка перевода «Исторических записок» Э. Шаванном. Опубликован корпус каменных барельефов ханьского времени. - А. Масперо «Древний Китай». - Г. Билленстейн в 50-х обратил внимание на проблемы демографии Китая. США - Изучение Древнего Китая получило развитие лишь в последние десятилетия. Ведущая роль – ученые китайского происхождения. - Создано «Общество по изучению Древнего Китая», свой журнал издается с 1975 года. Россия - XIX век – Н.Я. Бичурин. Характерен интерес к культуре и идеологии. - Советская историография: а) первый период (конец 20-х – начало 30-х) – дискуссии о проблемах общественного строя Китая, недостаточное понимание источников. б) второй «очерковый» период (40-50-е гг.) – сводные работы и университетские курсы, периодизация по Л.В. Симоновской. в) третий «монографический» период (с 60-х) – появление ряда исследований отдельных периодов истории Древнего Китая, углубленный анализ аспектов экономики, социального строя и идеологии. Перевод на русский язык источников – «Исторические записки» Сыма Цяня. Периодизация истории Древнего Китая: 1) Царство Шань (XIV – XI вв. до н.э.) – становление рабовладельческого общества; 2) Царство Чжоу (XI – III вв. до н.э.) – становление единого централизованного государства; 3) Империя Цинь (221 – 201 гг. до н.э.) – развитие централизованного государства восточной деспотии; 4) Империя Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) – расцвет государства, дальнейший его распад. Судить о политической истории Китая II тыс. до н.э. можно по легендам – преданиям о «совершенных правителях древности». - Поднебесной правил мудрый Яо. - Его преемник – способный и энергичный Шунь. При нем в Поднебесной был потоп. - Страну спас великий Юй (углубил русла рек). За это он стал правителем. - Место Юя занял его сын Ци. На
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|