Основные типы экономических систем
Линии сравнения
| Традиционная
| Централизованная (командная)
| Рыночная
| Смешанная
|
1.Что
производить?
| Продукты с/хоз-ва, охоты, рыболовства; определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно
| Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности — плановиками»
| Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т. е. то, что может быть куплено
| Определяют государство и производители
|
2. Как
производить?
| Производят так и тем, как и чем производили предки
| Определяется планом
| Определяют сами производители
| Определяется государственным планом и производителями
|
3. Основа экономики
| Сельское хозяйство
| Промышленность
| Промышленность
| Промышленность
|
4. Хозяйство
| Натуральное
| Плановое
| Товарное
| Товарно-плановое
|
5. Способ распределе-ния
| Традиционный («львиная» доля – вождю, остальным по остаточному принципу)
| Плановый, очередной (дефицит)
| Конкурентный (спрос и предложение)
| Конкурентный (спрос и предложение)
|
6. Влияние государства на экономику
| Прямое
| Прямое
| Косвенное
| Косвенное
|
7. Наличие рынка
| Нет
| Нет
| Есть
| Есть
|
8. Рабочая сила (труд)
| Не является товаром
| Не является товаром
| Является товаром
| Является товаром
|
9. Конкуренция
| Нет
| Нет
| Есть
| Есть
|
10. Технический прогресс
| Невозможен, запрещен
| Ограничен
| Есть
| Есть
|
11. Определение
| Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики
| Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства
| Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц
| Способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства
|
Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.
Величина спроса отражает то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определенный период времени при данном характере спроса, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Q Количество товара
Q1 Q2
Рис. 1. Изменение спроса Рис. 2. Изменение величины спроса
Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Цена спроса — максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.
Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности.
Неценовые факторы спроса:
-цены на сопряженные товары;
-потребительские предпочтения;
-число покупателей;
-ожидания изменения цены;
-доход.
доходдоходдоход доход
Q Q Q Q
Нормальные блага – товары и услуги, спрос на которые растет с ростом доходов потребителя
|
Предметы роскоши – товары и услуги, спрос на которые формируется при высоком уровне дохода
|
Товары первой необходимости, спрос на которые постоянен при любом уровне дохода
|
Товары низшей категории, спрос на которые формируется при низком уровне дохода и прекращается с его ростом (рис, гречка)
|
Предложение отражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.
Величина предложения отражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.
P P
S2 S1
P1 P1 S2
P2 P2 S1
0
Q1 Q2 Q 0 Q1 Q2Q
Рис. 1. Изменение предложения Рис. 2. Изменение величины предложения
Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.
Закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.
Неценовые факторы предложения:
-цены на ресурсы;
-налоги и дотации;
-цены на другие товары;
-технология производства;
-число продавцов на рынке;
-ожидания изменения цен.
Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.
Три варианта этой зависимости:
1) снижение цены вызывает такое увеличение объема покупаемого товара, что общая выручка производителя возрастает — эластичный спрос;
2) снижение цены в точности компенсируется соответствующим объемом покупки так, что общая выручка продавца остается неизменной — единично эластичный спрос;
3) снижение цены обусловливает незначительный рост объема покупаемых товаров так, что общая выручка падает — неэластичный спрос.
Факторы эластичности спроса:
-наличия товаров-заменителей;
-объема предложения товара;
-необходимости покупки;
-времени покупки.
Конкуренция (позднелат. — concurentia, от concurrere — сталкиваться, состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Черты конкуренции
Позитивные
| Негативные
|
• Ограничивает возможность возникновения монополий (от гр. mono — один, poleo — продаю), которые контролируя основную часть производства или сбыта определенного товара, могут взвинчивать цены, снижать качество.
• Создает возможность выбора для потребителя • Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки
• Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции
| • Постоянное разорение многих товаропроизводителей
• Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу
• Использование нечестных методов борьбы: — подкуп работников; — шантаж; — промышленный шпионаж и др.
|
Виды конкуренции:
- свободная (чистая) конкуренция — такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.
- монополистическая конкуренция — такой тип структуры рынка, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.
Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Условия возникновения рынка:
-общественное разделение труда;
-экономическая обособленность производителей;
-самостоятельность производителя.
Признаки рынка:
—нерегулируемое предложение — производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
—нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
—нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
Функции рынка
Наименование функции
| Ее сущность
|
Посредническая
| Соединение производителей товаров и их потребителей
|
Ценообразования
| Установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара
|
Информационная
| Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары
|
Регулирующая
| «Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами
|
Санирующая (оздоровительная)
| «Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств
|
Черты рынка
Позитивные
| Негативные
|
• Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т. е. объективно формирует структуру производства
• Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе
• Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность
• Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы
| • Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки
• Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству
• Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку задача защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала
• Не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов
• Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала
|
Система рынков
Основа классификации
| Виды рынков
|
Действующее законодательство
| • Легальный (законный) • Нелегальный (теневой)
|
Товары и услуги
| -средств производства -предметов потребления
-услуг -недвижимости
-патентов и лицензий
|
Рынок труда
| -рабочей силы -рабочих мест
|
Рынок капиталов
| -денег -кредитный
-облигаций -фондовый
-акций -валютный
|
Пространственный признак
| • Мировой • Региональный
• Национальный • Местный
|
По конкурентноспособности
| • Чистой (свободной) конкуренции - существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию.
• Несовершенной конкуренции:
чистой монополии - отрасль, состоящая из одной фирмы;
монополистической конкуренции - большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию;
олигополии - существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5), которые контролируют его основную часть.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: