Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные типы экономических систем




Линии сравнения Традиционная Централизован­ная (командная) Рыночная Смешанная
1.Что производить? Продукты с/хоз-ва, охоты, рыболовст­ва; определя­ется обычаями и традициями, ко­торые меняются медленно Определяется группами про­фессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьюте­рам, представителями промышленности — плановиками» Определяют сами потреби­тели. Производители производят то, что хотят по­требители, т. е. то, что может быть куплено Определяют государство и производители
2. Как производить? Производят так и тем, как и чем производили предки Определяется планом Определяют сами производители Определяется государственным планом и производителями
3. Основа экономики Сельское хозяйство Промышленность Промышленность Промышленность
4. Хозяйство Натуральное Плановое Товарное Товарно-плановое
5. Способ распределе-ния Традиционный («львиная» доля – вождю, остальным по остаточному принципу) Плановый, очередной (дефицит) Конкурентный (спрос и предложение) Конкурентный (спрос и предложение)
6. Влияние государства на экономику Прямое Прямое Косвенное Косвенное
7. Наличие рынка Нет Нет Есть Есть
8. Рабочая сила (труд) Не является товаром Не является товаром Является товаром Является товаром
9. Конкуренция Нет Нет Есть Есть
10. Технический прогресс Невозможен, запрещен Ограничен Есть Есть
11. Опреде­ление Способ организа­ции экономиче­ской жизни, ба­зирующийся на отсталой техноло­гии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики Способ органи­зации экономи­ческой жизни, при котором ка­питал и земля, практически все экономиче­ские ресурсы находятся в собственности государства Способ орга­низации эко­номической жизни, при котором капи­тал и земля находятся в частной соб­ственности отдельных лиц Способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства

 

Потребительэто тот, кто приобретает и исполь­зует товары, заказывает работы и услуги для личных бы­товых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных ко­личествах за определенный промежуток времени.

 

Величина спроса отражает то количество това­ра, которое было бы куплено по некоторой цене за опреде­ленный период времени при данном характере спроса, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Q Количество товара

Q1 Q2

Рис. 1. Изменение спроса Рис. 2. Изменение величины спроса

 

Ценаденежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спросамаксимальная цена, по которой потре­бители готовы купить некоторое количество товара за оп­ределенный период времени.

Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизмен­ном доходе человек будет приобретать больше данного про­дукта по низкой цене, чем по высокой. В основе закона спроса лежит принцип убывающей пре­дельной полезности.

Неценовые факторы спроса:

-цены на сопряженные това­ры;

-потребительские предпочтения;

-число покупателей;

-ожи­дания изменения цены;

-доход.

 

доходдоходдоход доход

 

 


Q Q Q Q

Нормальные блага – товары и услуги, спрос на которые растет с ростом доходов потребителя
Предметы роскоши – товары и услуги, спрос на которые формируется при высоком уровне дохода
Товары первой необходимости, спрос на которые постоянен при любом уровне дохода
Товары низшей категории, спрос на которые формируется при низком уровне дохода и прекращается с его ростом (рис, гречка)

 


 

Предложение отражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.

Величина предложения отражает то количество това­ра, которое может быть продано по некоторой цене за оп­ределенный период времени при данном характере предло­жения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.

P P

S2 S1

P1 P1 S2

 


P2 P2 S1

 

 

0

Q1 Q2 Q 0 Q1 Q2Q

Рис. 1. Изменение предложения Рис. 2. Изменение величины предложения

 

Цена предложенияминимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.

Неценовые факторы предложения:

-цены на ресурсы;

-на­логи и дотации;

-цены на другие товары;

-технология производ­ства;

-число продавцов на рынке;

-ожидания изменения цен.

 

Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания ры­ночных цен.

Три варианта этой зависимости:

1) снижение цены вызывает такое увеличение объема по­купаемого товара, что общая выручка производителя возрас­тает — эластичный спрос;

2) снижение цены в точности компенсируется соответст­вующим объемом покупки так, что общая выручка продавца остается неизменной — единично эластичный спрос;

3) снижение цены обусловливает незначительный рост объема покупаемых товаров так, что общая выручка падает — неэластичный спрос.

Факторы эластичности спроса:

-наличия товаров-замените­лей;

-объема предложения товара;

-необходимости покупки;

-времени покупки.

 

Конкуренция (позднелат. — concurentia, от concurrere — сталкиваться, состязаться) — соперничество между участни­ками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Черты конкуренции

Позитивные Негативные
• Ограничивает возможность воз­никновения монополий (от гр. mono — один, poleo — продаю), ко­торые контролируя основную часть производства или сбыта определен­ного товара, могут взвинчивать цены, снижать качество. • Создает возможность выбора для потребителя • Заставляет экономику гибко реаги­ровать на изменение обстановки • Способствует внедрению техниче­ских достижений в производство, улучшению качества продукции • Постоянное разорение многих товаропроизводи­телей • Отвлечение неоправдан­но больших средств на рекламу • Использование нечест­ных методов борьбы: — подкуп работников; — шантаж; — промышленный шпио­наж и др.

 

Виды конкуренции:

- свободная (чистая) конкуренция — такой тип струк­туры рынка, при котором цена устанавливается в резуль­тате уравновешивания кривых спроса и предложения.

- монополистическая конкуренция — такой тип струк­туры рынка, где есть большое число продавцов, предлагаю­щих схожие, но не идентичные товары.

 

Рыноксовокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касаю­щихся купли-продажи товаров и услуг.

Условия возникновения рынка:

-обществен­ное разделение труда;

-экономическая обособленность произ­водителей;

-самостоятельность производителя.

Признаки рынка:

—нерегулируемое предложение — производитель сам ре­шает, что, как, сколько и для кого производить;

—нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;

—нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

 

Функции рынка

Наименование функции Ее сущность
Посредниче­ская Соединение производителей товаров и их потре­бителей
Ценообразо­вания Установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара
Информаци­онная Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары
Регулирую­щая «Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами
Санирующая (оздорови­тельная) «Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство не­рентабельных предприятий и процветание об­щественно полезных производств

Черты рынка

Позитивные Негативные
• Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, направляя их в те от­расли, где они в данный момент более всего необ­ходимы, т. е. объективно формирует структуру производства • Стимулирует научно-тех­нический прогресс и тем самым способствует ресур­сосбережению в обществе • Направляет всю экономи­ческую деятельность на удовлетворение потребнос­тей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность произ­водить то, в чем есть по­требность • Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятель­ности, опираясь на прин­ципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы • Не гарантирует решение таких социально-экономических проб­лем, как безработица, инфля­ция, защита окружающей сре­ды, обеспечение экономичес­кой безопасности, развитие фундаментальной науки • Распределяет продукты по ре­зультатам конкуренции, что приводит к социальному нера­венству • Порождает тенденцию к моно­полизации производства, по­скольку задача защиты от кон­курентов приводит к сговорам и слияниям; научно-техниче­ский прогресс вызывает необ­ходимость концентрации и на­копления капитала • Не может решить все регио­нальные проблемы, которые связаны, прежде всего, с нерав­номерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов • Способствует циклическому развитию, в основе которого ле­жит необходимость обновле­ния капитала

Система рынков

Основа классификации Виды рынков
Действующее законодательство • Легальный (законный) • Нелегальный (теневой)
Товары и услуги -средств производства -предметов потребления -услуг -недвижимости -патентов и лицензий
Рынок труда -рабочей силы -рабочих мест
Рынок капиталов -денег -кредитный -облигаций -фондовый -акций -валютный
Пространст­венный при­знак • Мировой • Региональный • Национальный • Местный
По конкурентноспособности • Чистой (свободной) конкуренции - существует множество мелких фирм, пред­лагающих на рынке однородную продук­цию. • Несовершенной конкуренции: чистой монопо­лии - отрасль, состоящая из одной фирмы; монополистической конкуренции - большое количество мелких фирм предла­гает разнородную продукцию; олигопо­лии - существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5), которые конт­ролируют его основную часть.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...