Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ уровня безработицы по статистическим показателям за 2013 год




 

Если сравнивать уровень безработицы, сложившийся в России за 2013 год с уровнем безработицы, зафиксированным по итогам 2012 года, то можно сказать о ряде кардинальных изменений. Если по итогам 2012 года в отчетах фигурировали данные о том, что работу ищут всего 5,6%, так называемого, экономически активного (то есть в возрасте от 15 до 72 лет) населения страны (или 4,2 миллиона человек в абсолютном выражении, что могло бы означать наиболее низкий уровень безработицы за последние 10 лет). Однако, с началом 2013 года ситуация изменилась в неблагоприятную сторону. Численность безработных началась увеличиваться уже с первого месяца нового года.

Одной из главных причин сложившейся негативной тенденции является замедление темпов роста отечественной экономики, начавшееся еще в середине 2012 года. Мировой тренд показывает, что со снижения темпов экономического развития увеличивается доля незанятых в бизнесе людей. При этом, тенденция такова, что прогноз по росту безработицы, скорее всего, оправдается, поскольку экономика России без принятия радикальных мер продолжит снижать свои темпы и даже, вполне возможно, ВВП вообще перестать давать какой-либо существенный прирост по отношению к прошлогодним показателям.

Анализируя уровень безработицы по России с прогнозами на весь текущий 2013 год, стоит отметить важность получения следующих данных:

§ Доля безработных среди трудоспособного (экономически активного) населения

§ Аналогичные показатели для конкретных отраслей экономики (торговля, строительство и т.д.)

§ Приведенные в пункте 1 показатели, характерные для конкретного региона.

Число безработных в России (данные Росстата) по итогам 2012 года составило 4,24 млн. человек, что, как мы можем напомнить, является минимумом с 2002 года.

Если мы обратимся к данным Росстата и посмотрим динамику численности безработных в России по состоянию на первое полугодие 2013 года, то увидим следующую картину:

1. Январь - 6,0% всего трудоспособного населения не заняты работой (или в абсолютном выражении 4,5 млн. при численности экономического населения в 75,2 млн. человек)

2. Февраль - 6,1% (соответственно, 4,6 млн. и 75,1 млн. человек). По другим источникам - 5,8%.

.   Март - уровень в 5,7%

.   Апрель - показатель в 5,6%

.   Май - снижение до 5,2% (при этом, чис-ть эконом. активного нас-я, находящегося в возрасте от 16 до 72 лет - 75,6 млн. ч-к или 53% числен-ти нас-я России)

.   Июнь - рост до 5,4% (или в абсолютном выражении - 4,089 млн. россиян).

Стоит, однако, заметить, что уровень зарегистрированной безработицы в России (то есть по данным служб занятости) в июне 2013 года оценивается всего в 1,0 млн. ч-к, из к-рых 0,8 миллионов человек получают пособия по безработице.

Тенденция, наметившаяся в последние месяцы означает, что, скорее всего безработица по итогам 2013 года составит 6,3%. Это все же относительно невысокий показатель, означающий, что ситуация с работой в нашей стране в 2013 году лучше, чем это было в большинстве годов, начиная с 2002.

Стоит отметить, что по итогам мая, к примеру, средний возраст безработного составил 36,2 года, что может говорить о вполне логичном факте того, что среди молодежи доля безработных выше.

Конечно же, опасения вызывает и тот факт, что безработица крайне неравномерно распределена по территории страны. С одной стороны, это вполне объяснимо, ведь не на любой территории, к примеру, рентабельно строить заводы или добывать полезные ископаемые. Предприниматели, конечно же, думают в первую очередь о рентабельности и хотят создавать свой в бизнес, где будут наиболее благоприятные условия для его ведения: доступные транспортные развязки, наиболее квалифицированные кадры и т.д.

Для сравнения ситуации с работой в разных регионах страны, проанализируем данные РосСтата по безработице за март-май 2013 года. По Федеральным округам:

1. Самый низкий показатель - 3,3% - отм-ся в Центральном Федерал. округе (в том числе данные для Москвы - 1,6%, в Орловской области наиболее высокий уровень - 6%)

2. Самый высокий - 13,3% отмечен в Северо-Кавказском (ранее часть Южного ФО) Федеральном округе (включая Чеченскую Республику - 27,9%, Ингушетию - 45,5%)

.   Северо-западный ФО: Санкт-Петербург - 1,2%, самый высокий - Карелия - 8,5%

.   Южный ФО: самый высокий - Калмыкия (12%), Краснодарский край - 5,9% (наиболее низкий показатель по округу)

.   Приволжский ФО: Самарская область (3,1%) и Чувашия (6,5%) лидируют по числу безработных в регионе (соответственно, в меньшей и большей степени)

.   Уральский ФО: лидеры по максимуму и минимуму - Курганская область (7,8%), Ямало-Ненецкий авт-ый округ (3,0%)

.   Сибирский округ: наиболее серьезная ситуация в республике Тыва (23,4%), наиболее благоприятная - Новосибирская область (5,0%)

.   Дальневосточный ФО - лидирует по числу безработных Еврейская автономная область (8,5%).

На самом ли деле показатели 2012 и 2013 годов для России можно считать позитивными. Для того, чтобы объективно взглянуть на проблему с безработицей, сравним статистику для России и европейских стран, а также США. В странах Европы по итогам 2012 года коэффициент безработицы варьирует (изменяется) в границах от 6,5% до 11,2%. Наиболее низкий уровень безработицы наблюдается в Германии - собственно, 6,5% по итогам 2012 года. Самая опасная ситуация сложилась в Греции - доля безработных среди экономически активного населения там 11,2%, близка ситуация с работой в Греции - там аналогичный показатель незанятого населения - 10%. В среднем по Европе ситуация держится на уровне в 7,7% и это значение совпадает с американскими показателями. В США, к слову, доля экономически незанятого населения, с начала 2013 года начинает снижаться, снизившись до 7,7% (на начало года - 7,9%) - данные по итогам 2012 года. Это дает право считать обстановку в России с работой «весьма благополучной» в сравнении с экономически развитыми западными странами. Стоит также отметить, что в США по аналогии с Европой очень высок процент безработицы среди молодежи. По некоторым источникам он составляет более 20% в США и некоторых странах Европы.

Стоит заметить, что увеличение числа безработных - общемировая тенденция. По прогнозам Международной организации труда в 2013 году численность людей без работы в мире увел-ся на 5,1 миллионов человек и достигнет уровня в 202 млн. человек.

Государственные мероприятия по борьбе с безработицей в 2013 году

1. стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);

2. переподготовка (повышение квалификации);

.   профессиональное обучение (смена вида деятельности);

.   создание собственного дела (самозанятость);

.   общественные и временные работы;

.   переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.

Совершенствование государственной политики занятости в 2013 году

Меры борьбы с безработицей в 2013.

1. Введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).

2. Содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.

.   Выделение средств субъектам Российской Федерации на трудоустройство специально оборудованные рабочие места 14,2 тысячи инвалидов, а также содействовать занятости 20,3 тысячи граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда (включая республики Северного Кавказа).

Таким образом, проблема безработицы является одной из самых сложных и масштабных проблем страны и мира, в целом. В настоящее время органами государственной власти разрабатываются и планируются методы борьбы с данным недугом. Уже к концу 2013 года были введены квоты на иностранную рабочую силу, созданы дополнительные рабочие места выделены средства субъектам РФ. В силу того, что текущий 2013 год еще не закончен, к сожалению, проследить динамику безработицы на второе полугодие по официальным статистическим данным не представляется возможным.

 


 

Заключение

Подводя итог в данной работе, следует еще раз подчеркнуть актуальность рассмотренной темы и сделать следующие выводы.

Условия признания гражданина безработным являются важной формой реализации прав человека и защиты гражданина от тяжелых последствий сложившейся неблагоприятной жизненной ситуации, обусловленной потерей или отсутствием рабочего места. Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В соответствии со ст. 25 ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалид может быть признан безработным только при наличии трудовой рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. В соответствии со ст. 5.42 КоАП РФ необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Пособие по безработице - это выплата, предоставляемая в течение установленного законом срока лицам, признанным безработными, в размере, пропорциональном утраченному заработку, или в твердой сумме.

Регистрацию граждан в качестве безработных осуществляют территориальные органы Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения (далее именуются органы по вопросам занятости или органы службы занятости). Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными. Оказание гражданам услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, предоставления информации осуществляется органами по вопросам занятости бесплатно.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявления паспорта со всеми необходимыми документами (паспорт, трудовая книжка, диплом об образовании, справка о заработке за последние 3 месяца работы и др.)

Таким образом, в современных условиях, когда проблема безработицы является одной из самых острых проблем не только государственного, но мирового масштаба, гражданам, проживающим на территории страны особенно важно иметь гарантии сохранения определенной сумы выплат, компенсирующей хотя бы часть заработка. Однако, в настоящее время, уровень безработицы довольно высок, а выплаты различными центрами занятости и биржами труда, едва ли способствуют улучшению жизненных условий безработных.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...