Справочные сведения о походе.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Казанцев В.В. ОТ ПАСПОРТА ПОХОДА К ПАСПОРТУ МАРШРУТА
заместитель директора ДДЮТЭ «Родина» им. А.А. Остапца-Свешникова Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы Существуют различные формы отчётов о походе: устный, краткий письменный, полный письменный, фотоотчёт о походе, видеоотчёт о походе, отчёт-презентация, дневник похода, паспорт похода и некоторые другие. Для самых младших школьников предусмотрена своеобразная форма отчёта – дневник похода. По существу, дневник похода – это выражение его участниками в письменной форме или в рисунках собственных впечатлений от прохождения несложного, апробированного типового маршрута. Дневник похода интересен, как правило, для самих участников похода, для их родителей, учителей и близких людей. Запомним это определение дневника похода с тем, чтобы не путать его с другой формой отчёта – паспортом похода, который является документом не только личной, но и общественной значимости. Остановимся на некоторых особенностях составления паспорта похода. Паспорт похода – наиболее короткий, но ёмкий документ о 1-3-хдневном походе или о некатегорийном (степенном) походе. Основное назначение составленного туристской группой паспорта похода – помочь, прежде всего, учителям-предметникам, а также классным руководителям, педагогам дополнительного образования – руководителям туристско-краеведческих объединений и групп учащихся, педагогам-организаторам детского туризма, социальным педагогам, инструкторам-общественникам (воспитанникам туристских клубов, родителям, волонтёрам), юным туристам, т.е. всем тем, кто выходит на туристские маршруты вместе с детьми, подростками и молодёжью, – технически грамотно и безаварийно пройти интересный маршрут по Родному краю, максимально полно реализовав его образовательно-воспитательный, спортивно-оздоровительный и развивающий личность потенциал. Паспорт похода поможет познакомиться с достопримечательностями маршрута, дополнить, расширить ту информацию, углубить, конкретизировать те знания, которые получены на уроках в школе, воспринять и пережить их в чувственно-эмоциональной форме, т.е. сделать их своим внутренним достоянием; реализовать свой творческий потенциал, проведя комплекс краеведческих исследований (выполнив краеведческое задание, ту или иную общественно-полезную работу, которая потенциально может быть заложена и осуществима на данном конкретном маршруте).
Сам паспорт похода состоит из пяти основных частей: Справочные сведения о походе. В паспорте сообщаются основные данные о маршруте и те сведения, которые могут оказаться полезными и необходимыми, как при подготовке маршрута, так и при его прохождении: - тематическая направленность маршрута, похода (например: литературная); - предмет и тема предмета основного образовательного курса, которому соответствует тематическая направленность маршрута (например: литература; творчество А. Блока, 9-й класс); - возрастная группа (например, средний и старший школьный возраст); - достопримечательности маршрута (только перечислить); - вид туризма (пешеходный, лыжный, водный, велосипедный); - средство передвижения (лыжи, байдарки, велосипед); - фактическое время прохождения маршрута группой, (чисто ходовое – по хронометражу группы) и рабочее (от начала маршрута до его окончания, включая время привалов, время обеденного привала, осмотра достопримечательностей, экскурсионное время и т.п.); - то же самое – рекомендуемое для оптимального прохождения маршрута;
- «нитка» маршрута (основные пункты маршрута); - его протяжённость (км); - его продолжительность (всего – дней, в том числе – ходовых дней); - залесённость маршрута (в процентах); - сезонность прохождения маршрута; - прикладная (техническая) справочная информация о маршруте (транспортное расписание и его особенности; адреса и телефоны медпунктов, органов власти, различных представительных органов, например – лесничества, заповедника и т.п.); интересных людей (например, краеведов), адреса других профильных организаций и т.п.; - список участников и руководителей похода с адресами, указанием места учёбы (работы) и года рождения. Справочные сведения о маршруте должны носить документальный, краткий и точный характер. В них должны быть приведены ссылки на источники приводимых сведений. 2. Краткое описание маршрута похода по дням или по его характерным участкам: В этой части излагается точным и лаконичным языком техническая характеристика маршрута. При необходимости сложные участки маршрута (прежде всего связанные со сложностями ориентирования на местности), описываются более подробно. Участки, прохождение которых связано с преодолением технически сложных участков, также описываются более подробно с указанием действий группы на них, в особенности – действий, связанных с обеспечением безопасности участников похода при их прохождении. Особое внимание должно быть уделено описанию мер по обеспечению безопасности на всём протяжении маршрута. «Как проходился маршрут данной группой?» – вот тот главный вопрос этой части паспорта похода, на который надо дать обстоятельный ответ. Главное при описании маршрута – это те ориентиры (ближние – хорошо различимые, заметные и дальние – целевые, привязываясь к которым, можно достаточно точно в соответствии с описанием пройти рекомендованный маршрут. Описание идёт от одного видимого ориентира до другого, сопровождается временным хронометражем и азимутальными параметрами. Необходимо обращать внимание на характер пути (тропа, просека, полевая дорога с автомобильной колеёй, кромка елового леса и т.д. и т.п.) Описание бытовых сцен и всевозможных курьёзных случаев, забавных происшествий помещению в описание маршрута не подлежит! Эти материалы – достояние дневника похода группы в целом и его участников – в частности (см. начало статьи).
3. Карта (маршрутная лента) на 1-2 страницах, соответствующая техническому описанию и соразмерная с ним. Давно ушли в прошлое времена, когда группа сама вычерчивала карту района путешествия или маршрутную ленту – это был большой и тяжёлый труд. Ныне почти любые картографические материалы, включая топографические карты в масштабе 1:100000 доступны на электронных носителях. Задача группы упростилась. Ныне необходимо взять за основу подходящую карту, на компьютере «растянуть» её до заданного масштаба и в походе «поднять» карту, т.е. дополнить её ориентирами в пределах видимости, уточнить, откорректировать и нанести дополнительную информацию, включая краеведческую. При этом необходимо отразить назначение тех дополнительных знаков, которые используются и применяются в работе с картой. Окончательное оформление карты производится на компьютере. Красной линией прокладывается маршрут группы, прерывистыми линиями отмечаются варианты прохождения маршрута (например – для младшего и старшего школьного возраста), при необходимости – запасные и аварийные варианты маршрута. Обозначаются места ночлегов. При определённых навыках группы используют для простоты и точности работы навигаторы GPS. Карта может быть при необходимости дополнена схемами (кроками) сложных участков маршрута, при этом на схеме указываются путь их преодоления или путь обхода. На схеме прорисовывается топографическая ситуация, обозначаются все необходимые ориентиры и приблизительный масштаб схемы. 4. Краткая характеристика краеведческих объектов на маршруте или описание работы по выполнению краеведческого задания, поисково-исследовательской работы. Самая большая ошибка при работе в этой части состоит в том обилии краеведческого материала, который порой размещают в паспорте похода по его тематической направленности. Если на маршруте, к примеру, расположена усадьба, в которой проживал знаменитый деятель культуры, то информацию на эту тему можно представить в объёме, измеряемом сотнями страниц различных интернетовских текстов и интернетовского иллюстративного материала. Этот, как правило, скаченный из Интернета материал – достояние группы, а не паспорта маршрута. В паспорте достаточно дать краткий обзор познавательно-образовательных возможностей маршрута и список соответствующей литературы (включая Интернет-ресурсы). Наиболее интересные статьи в электронном виде (на диске) можно добавить к паспорту похода в качестве его отдельного (самостоятельного) приложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|