Российская коммунистическая партия (РКП-КПСС)
Создана в апреле 1995 г. сторонниками лидера одного из Союза коммунистов Алексея Пригарина на базе т.н. "Московской городской организации КПСС", входящей в СКП-КПСС. На учредительной конференции РКП-КПСС (22 апреля 1995 г.) 66 делегатов (из 100) представляли Москву и 14 - Московскую область. Первым секретарем ЦК РКП-КПСС был избран А.Пригарин. Предполагалось, что РКП-КПСС станет российской организацией СКП-КПСС и в этом качестве явится альтернативой "оппортунистической" КПРФ, однако по требованию представителей КПРФ мартовский (1995 г.) пленум Совета СКП-КПСС осудил инициативу А.Пригарина, а РКП-КПСС так и не была признана Союзом коммунистических партий. Сразу же после своего создания партия вступила в Союз народного сопротивления, коллективным членом которого до этого уже был Союз коммунистов А.Пригарина. В парламентских выборах 1995 г. РКП-КПСС участвовала в составе блока "Коммунисты - Трудовая Россия - За Советский Союз". В марте 1996 г. Оргбюро ЦК РКП-КПСС приняло решение о поддержке на президентских выборах лидера КПРФ Г.Зюганова. В январе 1996 г. Министерство юстиции РФ отказало РКП-КПСС в регистрации, в ответ на что партия обратилась с иском в суд (в январе Краснопресненский межмуниципальный суд оставил иск без удовлетворения, после чего руководство РКП-КПСС заявило о намерении обжаловать это решение в вышестоящей инстанции). Более или менее крупную организацию РКП-КПСС имеет только в Московском регионе (536 членов в Москве и 50 в Московской области), остальные организации (в Астрахани, Белгороде, Воронеже, Курске, Омске, Калужской, Орловской и Ростовской областях) гораздо малочисленнее.
Рабоче-крестьянская Российская партия
Образована в декабре 1993 г. сторонниками секретаря Оргбюро ЦК Российской коммунистической рабочей партии Михаила Попова, во время приостановления деятельности РКРП осенью 1993 г. предложившего создать параллельную легальную партию под новым названием с сохранением прежней аббревиатуры. Основная часть руководства ЦК РКРП осудила план Попова как "пособничество антинародному режиму". На II съезде РКРП (3-4 декабря 1994 г.) М.Попов и его сторонники не были избраны в новый состав Оргбюро ЦК. 4-5 декабря 1993 г. они провели учредительный съезд Рабоче-крестьянской Российской партии. Партия объявила себя правопреемницей Российской коммунистической рабочей партии. Ее председателем был избран М.Попов. РКрРП не смогла составить серьезную конкуренцию РКРП. Сколько-нибудь действенные организации партия имеют лишь в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде.
5.3.5. "Ленинская позиция в коммунистическом движении"
Группа, объединяющая сторонников бывшего главного редактора журнала "Коммунист", одного из основателей Объединенного фронта трудящихся, Движения коммунистической инициативы, РКРП и "Трудовой России" Ричарда Косолапова. Прообраз ЛПКД - "Ленинская платформа в РКРП" - был образован на втором этапе учредительного съезда РКРП (5-6 декабря 1992 г.), после того, как Р.Косолапов, В.Якушев, И.Епищева были выведены из ЦК РКРП за несанкционированное вхождение в руководящие органы Фронта национального спасения. После воссоздания Коммунистической партии РФ в феврале 1993 г. "Ленинская платформа" Р.Косолапова перешла из РКРП в КПРФ. В Компартии РФ сторонники Р.Косолапова составили ортодоксально-коммунистическое крыло. Своей главной целью "Ленинская платформа" объявила борьбу с "национал-меньшевистским уклоном" в Компартии РФ, за "большевизацию" КПРФ. Осенью 1993 г. "Ленинская платформа в КПРФ" была переименована в "Ленинскую позицию в КПРФ", а в 1994 г. - в "Ленинскую позицию в комдвижении". Р.Косолапов участвовал в разработке новой программы КПРФ (принята III съездом в январе 1995 г.), добившись, в частности, исключения из нее пунктов о "многоукладной модели социализма" и о "государственном патриотизме", а также включения положения об "авангардной роли рабочего класса".
Численность ЛПКД едва ли превышает 100 человек. Основные зоны ее влияния - общество "Российские ученые социалистической ориентации" и Федерация коммунистов учебных, научных и творческих организаций. Руководящим органом ЛПКД является Рабочая группа во главе с Р.Косолаповым. "Ленинская позиция" выполняет роль своеобразного моста, соединяющего КПРФ и "левых коммунистов". Р.Косолапов неоднократно призывал российские компартии вступить в КПРФ, усилив тем самым ее левое крыло. "Ленинская платформа в КПРФ" входила в качестве коллективного члена в СКП-КПСС, "Ленинская позиция в комдвижении" как ее преемник также подала заявление о приеме в Союз коммунистических партий.
Организации сталинистов
Ряд малочисленных ортодоксально-коммунистических организаций - включили в свое название имя генерального секретаря ВКП(б) - в доказательство своей приверженности "идеалам дела Ленина-Сталина". В их числе - Патриотическое общество "Сталин" (1991-92 гг.; лидер - В.Федосов), Союз советских сталинистов (образован в 1991 г.; лидеры - Людмила Маркова и Виктор Федосов), Патриотическое общество по изучению исторического наследия И.В.Сталина (образовано и зарегистрировано весной 1995 г.; лидер - член думской фракции КПРФ в Госдуме I созыва Омар Бегов). Более или менее регулярно напоминает о своем существовании только ССС, ежегодно в день смерти И.Сталина (5 марта) устраивающий митинги у музея В.Ленина в Москве. Сталинистские организации отрицательно относятся к КПРФ, считая ее "партией правого оппортунизма, партией антикоммунизма", и ориентируются на союз с РКРП, ВКПБ и другими "левыми" компартиями. Во время парламентской избирательной кампании 1995 г. Патриотическое общество по изучению исторического наследия И.В.Сталина выступило соучредителем избирательного блока "Наше будущее", не сумевшего собрать необходимое для регистрации количество подписей.
5.3.7. "Независимые марксисты"
К числу нетрадиционных коммунистических организаций следует отнести ряд партий, предшественниками которых в доперестроечную эпоху являлись диссидентские марксистские группы, а также неформальные кружки начала перестройки, входившие в Всесоюзный социально-политический клуб. Все эти организации отличала склонность к построению самостоятельных экономических и политических концепций на базе марксизма, а также негативное отношение к строю, существовавшему в стране в 1917-85 гг., и неприятие союза "левых" с национал-патриотами и "державниками". Большинство этих малочисленных и маргинальных организаций находилось в провинции, в основном на Урале и в Поволжье.
Марксистская рабочая партия - Партия диктатуры пролетариата и ее преемники. Впервые идея создания "новой партии рабочего класса" была высказана на совещании представителей неформальных марксистских групп в августе 1989 г. С этой целью был образован Союз марксистов, на который были возложены обязанности оргкомитета учредительного съезда партии. На съезде, прошедшем 24-25 марта 1990 г. в Москве, выявились острые разногласия между сторонниками диктатуры пролетариата (Юрий Леонов, Владимир Зеркин, Низами Лезгин, Григорий Исаев) и ее противниками (Александр Хоцей, Игорь Зимин). Первые объявили о создании Марксистской рабочей партии - Партии диктатуры пролетариата, целью которой была названа борьба "за переход власти в руки рабочего класса", вторые создали Демократическую рабочую партию (марксистскую). На II съезде МРП-ПДП (14-16 сентября 1990 г.) из партии вышла самарская организация во главе с Г.Исаевым, образовавшая Рабочую партию диктатуры пролетариата (большевиков), на III съезде (1-2 июня 1991 г.) - группа В.Мошкова, образовавшая Революционную рабочую партию диктатуры пролетариата. На конференции 23-24 февраля 1991 г. МРП-ПДП была переименована в Марксистскую рабочую партию, на IV съезде (4 февраля 1992 г.) поменяла название на Рабочую партию, однако на V съезде (24-25 июля 1992 г.) вновь вернула название МРП. В силу неучастия МРП в реальной политической борьбе содержанием ее внутрипартийной жизни являются в основном теоретические споры вокруг принятой за основу на II съезде программы. В 1994-95 гг. в партии проходила дискуссия по вопросу об отношении к строю, существовавшем в стране в доперестроечную эпоху: Н.Лезгин, А. и Ю.Деевы, С.Байбородова и др. трактовали его как государственно-капиталистический (последняя стадия капиталистической формации), В.Родин и В.Бугера - как новую социально-экономическую формацию. На состоявшемся 6-7 января 1996 г. съезде группа В.Бугеры покинула партию. Позиция, занимаемая МРП, выражается в принятой в сентябре 1995 г. Уфимской организацией партии резолюции "Об отношении к "краснознаменным" буржуазным политическим организациям", в которых такие организации как КПРФ, РКРП, РПК, СК и др. характеризуются как "буржуазно-националистические" - в частности, в связи с выдвигаемым ими лозунгом восстановления СССР (МРП расценивает его как проявление стремления к сохранению государственного аппарата "перешедшего по наследству от неоазиатской бюрократии СССР к буржуазии республик, возникших на месте СССР").
Демократическая рабочая партия (марксистская). Образована на учредительном съезде МРП-ПДП (24-25 марта 1990 г.) в результате откола от той противников диктатуры пролетариата во главе с А.Хоцеем и И.Зиминым. К 1992 г. ДРП(м) раскололась на три части, после чего многие местные группы, входившие в состав партии, фактически распались, а их члены отошли от политики и перешли на работу в профсоюзные и коммерческие структуры.
Партия диктатуры пролетариата. Возникла в результате выхода из МРП-ПДП на II съезде (14-16 сентября 1990 г.) сторонников марксистского диссидента А.Разлацкого (умер в начале 1990 г.), еще в доперестроечную эпоху сформулировавшего учение "пролетаризма" и в начале 1980-х гг. получившего за свои взгляды несколько лет лагерей. Согласно теории "пролетаризма", интеллигенция, так же как и буржуазия, является эксплуататорским классом, и поэтому все интеллигенты должны быть привлечены к физическому труду, а рабочий день самих рабочих - сокращен за счет этого до 4 часов. Реально существовала только в Самаре. Поначалу партия называлась Рабочая партия диктатуры пролетариата (большевиков), на конференции 12 июля 1992 г. была переименована в Партию диктатуры пролетариата. Лидерами ПДП являются солагерник А.Разлацкого Г.Исаев и А.Разлацкий-младший. ПДП характеризует себя как "партия-стачком" и в 90-е гг. явилась организатором нескольких забастовок в Самаре.
Общественно-политическое объединение "Рабочий". Сложилось на основе клуба "Рабочий" (Свердловск), созданного в конце 1986 г. В 1989-90 гг. влияние клуба распространилось за пределы Свердловской области. На конференции рабочих активистов Урала в марте 1990 г. было создано Уральское региональное объединение "Рабочий", с появлением ячеек в ряде городов Поволжья переименованное в Общественно-политическое объединение "Рабочий". Программной целью ОПОР было утверждение прогрессивной роли пролетариата (по сравнению с интеллигенцией) и борьба за "достижение демократическим путем классовых интересов пролетариата". Осенью 1992 г. ОПОР раскололся на две одноименные организации: ОПОР Б.Ихлова и ОПОР В.Буртника.
Троцкистское движение. К числу нетрадиционных коммунистических организаций следует отнести также троцкистские группы. Будучи в области теории ничуть не менее ортодоксальными, чем большинство российских компартий, троцкисты в глазах последних выглядят представителями "буржуазной контрреволюции". Во многом - в силу отрицательного отношения троцкистов к сталинскому и послесталинскому периодам советской истории, но в первую очередь - по причине предубеждения, испытываемого советскими коммунистами по отношению к самому имени "Троцкий". Особенностью троцкистских групп России (кроме их крайней малочисленности - не более 10 человек каждая) является то, что в подавляющем большинстве они представляют собой филиалы международных троцкистских организаций (на сегодняшний день в мире насчитывается около 38 относительно крупных троцкистских тенденций и Интернационалов).
Наиболее заметной троцкистской организацией в России является Комитет за рабочую демократию и международный социализм, созданный в конце 1990 г. бывшим членом фракции "коммунистов-демократов" в Демсоюзе Сергеем Биецем. КРДМС считает себя прямым преемником Союза большевиков-ленинцев, основанного Л.Троцким в 1928 г. Свою цель Комитет видит в "установлении классового господства пролетариата". До начала 1993 г. он являлся "национальной секцией" международной троцкистской организации "Militant". В феврале в КРДМС произошел раскол, в результате чего образовались две организации с одним и тем же названием. Группа, возглавляемая гражданином Великобритании Робертом Джонсоном, осталась в рядах "Militant". КРДМС С.Биеца, совместно с Марксистской рабочей партией, выступил за создание "революционной рабочей партии", не связанной с зарубежными троцкистскими организациями (в рамках процесса объединения КРДМС и МРП в августе 1995 г. была проведена теоретическая конференция по определению "классовой природы советского государства").
Социалистический рабочий союз. Создан в начале 1991 г. Принадлежит к Рабочему интернационалу за восстановление IV Интернационала (тенденция Клифа Слоутера). Имеет отделения в Москве, Туле, Воронеже, Новосибирске. Лидер - Алексей Гусев.
Группа "Рабочая борьба" (тенденция Тони Клифа). Существует только в Санкт-Петербурге. Наиболее "антисоветская" из всех троцкистских групп, поскольку считает необходимым проведение сначала буржуазно-демократической революции, а уже только потом социалистической. Лидер - Дмитрий Жвания.
Интернациональная коммунистическая лига IV Интернационала (спартакисты). Состоит из постоянно проживающих в Москве иностранцев. Имеет несколько сторонников в Воронеже и Санкт-Петербурге. Наиболее "просоветская" из троцкистских тенденций: одобрила ввод советских войск в Афганистан, в августе 1991 г. выпустила листовку в поддержку ГКЧП. Лидер группы - гражданин США Виктор Грановский.
Глава 6.
Националистическое и "державническое" движение
Второй составляющей антиреформистского течения в России является националистическое (национал-патриотическое) и "державническое" ("государственническое", этатистское) движение. Заметно уступая коммунистам в численности и организованности, "белые" антиреформисты тем не менее доминируют над своими "красными" союзниками в идейном плане. Это проявляется как в активном использовании коммунистами элементов "державнической" (КПРФ) и националистической (РКРП) идеологии, так и в том, что все имевшие место объединения "право-левой" оппозиции осуществлялись, как правило, на идеологической основе именно "державничества". Впрочем, процесс идейной адаптации носил обоюдный характер. В отличие от "крайне правых" и "умеренно правых" организаций, существовавших в дореволюционной России, современные националисты и "державники" выступают не за "неотчуждаемость частной собственности", а напротив - за максимальное ее ограничение со стороны государства.
Идейная гегемония антиреформаторов некоммунистической ориентации во многом объясняется исторически. По сути дела, современное национал-патриотическое и "державническое" движение основывается на той идеологии, которой с 40-х гг. придерживалась КПСС. Именно тогда интернационалистские мотивы в официальной пропаганде стали вытесняться мотивами "державно-патриотическими" (имперскими) и даже националистическими (ксенофобскими). В более поздние времена - в 60-80-х гг. руководство КПСС куда более терпимо относилось к пропаганде националистических и имперских взглядов, нежели взглядов либеральных. Во времена перестройки идеологический отдел ЦК КПСС рассматривал национал-патриотов как своих объективных союзников в борьбе против распространения идей либерализма, и если несанкционированные митинги Демсоюза беспощадно пресекались, то к подобного рода акциям национал-патриотов отношение было не в пример мягче. Причина такой благосклонности более чем очевидна. Национал-патриотическая и "державническая" идеология является еще более "ретроспективной", а потому и еще более "романтической" (т.е. утопической), чем коммунистическая. Если идеал коммунистов - советское общество 30-50-х гг., то идеал национал-патриотов и "державников" - дореволюционная Российская империя. Если же освободить и "белую", и "красную" идеологии от мифологического (пропагандистского) покрова, то в центре и той и другой мы обнаружим один "материальный интерес" - усиление государственного контроля над общественной жизнью как в сфере экономики и политики, так и в сфере культуры. Таким образом, "державничество" можно считать неким единым знаменателем, к которому сводится и национал-патриотическая (этнократическая, ксенофобская), и коммунистическая идеологии. Интересно, что чистое "державничество" является, вместе с тем, несколько более поздним продуктом общественно-политического развития современной России, нежели национал-патриотизм. Более поздняя его кристаллизация объясняется, вероятно, тем, что этатизм менее мифологичен, и потому проповедует более размытую форму "ретроспективизма", дающую меньше возможностей для пропагандистского мифотворчества.
Национал-патриотические организации начали появляться во время перестройки почти одновременно с объединениями либерально-демократической ориентации и даже в какой-то мере явились своего рода реакцией на возникновение последних, воспринятых как носители "западнических", "жидомасонских" идей. Уже в 1986 г. в ряде городов России появились клубы и общества, носившие, как правило, схожие названия - "Память", "Отечество", "Отчизна", "Верность" и т.п. В собственно политическую организацию первым из них преобразовалось общество "Память", позже породившее из своих недр ряд наиболее известных национал-патриотических организаций - Национально-республиканскую партию России, Русское национальное единство и др. Характерно, что неоднократные попытки национал-патриотических организаций слиться в единое целое всякий раз заканчивались полным провалом (Славянский и Всеславянский Соборы). В лучшем случае в результате таких попыток появлялась очередная организация (например, Русский национальный собор в феврале 1992 г.). Причиной раздробленности национал-патриотического движения следует считать прежде всего его слабую социальную базу. Отсутствие твердой почвы не оставило национал-патриотам ничего, что могло бы составить противовес безудержным личным амбициям лидеров многочисленных карликовых объединений.
В целом для национал-патриотического движения в России характерна эволюция от национал-большевизма к более самостоятельным формам националистической идеологии - православно-монархической или фашистской. В связи с этим к национал-патриотическому лагерю с полным правом можно причислить многочисленные карликовые организации фашистской и монархической ориентации.
Первые политические организации чисто "державнической" ориентации появились, как уже говорилось, позднее, чем национал-патриотические объединения - только после августа 1991 г. В отличие от последних, этатистские партии возникали не из неформального движения, а либо на основе соответствующих течений внутри КПСС (Российский общенародный союз), либо путем идеологического перерождения ряда демократических (Российское христианское демократическое движение, Конституционно-демократическая партия - Партия народной свободы, Социал-патриотическое движение "Держава") или мимикрировавших под таковые (Либерально-демократическая партия России, Партия возрождения) организаций. Следует отметить, что попытки этатистских организаций объединиться на исключительно "державнической" основе заканчивались не более удачно, чем у национал-патриотов. Впрочем, речь может идти только об одной попытке такого рода - создании в феврале 1992 г. Российского народного собрания, реально действовавшего на протяжении лишь нескольких месяцев. Неудача была обусловлена тем же фактором, что и провал подобных инициатив со стороны национал-патриотов - отсутствием социальной базы. Из этого можно сделать вывод, что и национал-патриотическое, и "державническое" движения в России нежизнеспособны без союза с коммунистами, основательность социальной базы которых не вызывает сомнений. С другой стороны, глубокий идеологический кризис, переживаемый коммунистическим движением на протяжении уже нескольких десятков лет, создает почву для сотрудничества "красных" антиреформистов с гораздо менее многочисленными и не имеющими собственной социальной опоры, но зато более "перспективными" в программно-идеологическом отношении антиреформистами "белого" толка. Недаром единственной крупной организацией, выступавшей с позиций этатистского антиреформизма, являлся "право-левый" Фронт национального спасения, организационные структуры и массовость которому обеспечивали коммунисты, а идейную платформу - "державники".
Что касается отношений между национал-патриотическим и "державническим" движением, то они во многом аналогичны тем, которые существовали между "крайне правыми" и "умеренно правыми" в дореволюционной России. "Державники" более респектабельны, более прагматичны, менее утопичны, нежели национал-патриоты. В отличие от национал-патриотических организаций, делающих акцент на особой роли русского народа как титульной нации Российской Федерации, в основу идейно-политических платформ "державнических" организаций положена идея мощного надэтнического государства, с гегемонией центральной власти и ограниченными правами национально-территориальных автономий. Для "державно-государственнического" идейно-политического течения характерны более осторожный подход к решению межнациональных проблем, отсутствие в пропагандистской риторике открытых антисемитских высказываний, признание необходимости сохранения федеративного устройства страны (кроме ЛДПР и КДП-ПНС). "Державники" (по крайней мере, на словах) дистанцируются от наиболее одиозных представителей национал-патриотического фланга.
Впрочем, в процессе развития значительной части организаций "державнического" направления произошли некоторые подвижки в сторону национализма. Если в 1991-93 гг. представители "державничества" всячески открещивались от этнократизма, утверждая, что в такой многонациональной стране как Россия всякая попытка взять на вооружение национальные лозунги чревата взрывом, то в дальнейшем в их пропаганде все громче звучали призывы к "защите прав русского народа". Характерно, что представители "державников" все чаще принимали участие в совместных акциях с национал-патриотами (пик сближения пришелся на конец 1994 г. - ввод федеральных войск в Чечню, - когда все национал-патриотические и "державнические" организации заняли четкую провоенную позицию). Все более частыми становились случаи, когда лидеры "державнических" организаций выступали в роли инициаторов создания объединений чисто националистической ориентации (лидер КДП-ПНС М.Астафьев возглавил Всероссийский национальный правый центр, лидер Земского движения Е.Панина - избирательный блок "Земский Собор - Союз земства, казачества и православно-патриотических организаций России"). Наконец, примечательно, что одна из наделавших немало шума накануне парламентских выборов 1995 г. "державнических" организаций называлась "Конгресс русских общин", что дало повод ее идейным оппонентам обвинить лидеров КРО в "скрытом национализме".
Из участвовавших в выборах во II Государственную Думу избирательных блоков и объединений собственно национал-патриотической являлась, пожалуй, только Национал-республиканская партия России Н.Лысенко (остальные - "Союз патриотов", "Земский Собор" и др. выбыли из борьбы еще на этапе сбора подписей). "Державнических" объединений, принявших участие в выборах, было значительно больше - к таковым можно отнести СПД "Держава" (А.Руцкой), Российское общенародное движение (А.Баженов), "Блок Станислава Говорухина", "Власть - народу" (Н.Рыжков, С.Бабурин), Конгресс русских общин (Ю.Скоков, А.Лебедь), Либерально-демократическая партия России (В.Жириновский), "За Родину" (В.Полеванов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: