Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условности и упрощения на сборочных чертежах




Для быстрого и безошибочного чтения и составления сборочных черте­жей необходимо знать и уметь применять установленные государственны­ми стандартами (ГОСТ 2.109-73) условности и упрощения:

1. На сборочном чертеже допускается не показывать:

а) фаски, галтели, скругления, проточки, углубления, выступы, накатки, насечки, оплетки и другие мелкие элементы;

б) зазоры между стержнями и отверстием;

в) недорез резьбы и конусную часть глухого отверстия;

г) лекальные кривые линии перехода; они заменяются дугами окружности или прямыми линиями.

2. Болты (без отверстий облегчения), винты, заклепки, шпонки, стерж­ни, сплошные валы, шпиндели, рукоятки, гайки, стандартные шайбы, зу­бья, зубчатые колеса изображают в продольных разрезах нерассеченными (ГОСТ 2.305-68), т. е. вычерчивают как виды. В поперечных разрезах эти детали разрезают и заштриховывают. Шарики всегда показывают нерассе­ченными (рис. 7).

Рис. 7.

 

3. Линии невидимого контура на сборочных чертежах применяют толь­ко для изображения простых (невидимых) элементов, когда выполнение разрезов не упрощает чтение чертежа, а затрудняет его.

4. При изображении ввернутого в отверстие нарезанного стержня (болта, шпильки) резьба стержня полностью перекрывает резьбу в отверстии.

5. На сборочном чертеже подвижные детали показывают, как правило, в рабочем состоянии. Крайние или промежуточные положения механизма или отдельных частей устройства согласно ГОСТ 2.303-68 изображают штрихпунктирной линией с двумя точками.

6. Краны трубопроводов изображают открытыми. Положение отверстия в пробке всегда должно обеспечивать движение жидкости, газов или возду­ха по трубам. Такое условное изображение называют рабочим положением пробки крана. Вентили изображают в закрытом положении.

7. Для управления клапанными ус­тройствами задвижек и вентилей слу­жат штурвалы (маховики), а для проб­ковых кранов — рукоятки или ключи. В тех случаях, когда штурвалы, руко­ятки или ключи на какой-либо проек­ции закрывают собой конструктивные особенности изделия, их вычерчивают отдельно на свободном поле чертежа с пояснительной надписью, например, «Вид А поз. М», а у соответствующей проекции изделия (где эта деталь ус­ловно не изображена) делают надпись: «Деталь М не показана».

8. В тех случаях, когда на сбо­рочных чертежах нет необходимости изображать отдельные крепежные детали или их соединения по суще­ствующим стандартам, их изобра­жают упрощенно или условно. Ре­шение об упрощенном или условном изображении крепежных деталей или их соединений принимается ис­ходя из масштаба изображаемого изделия и назначения чертежа.

9. Если изображенный на сбо­рочном чертеже предмет имеет не­сколько однотипных соединений, например, болтами, то на видах и разрезах эти соединения выполня­ются условно или упрощенно лишь в одном месте каждого соединения, а остальные — в виде осевых и цент­ровых линий (рис. 8).

 

Рис. 8.

 

10. Шлицы на головках винтов, шурупов и т. п. крепежных изде­лий изображают одной сплошной утолщенной линией (2s): на одном виде — по оси крепежной детали, на другом — под углом 45° к рам­ке чертежа (см. рис. 7).

11. Части изделия, лежащие за винтовой пружиной, изображают лишь до зоны, ограниченной вин­товыми линиями сечений витков.

12. На разрезах сборочных чер­тежей масленки (рис. 9а, б, в ), попадающие в секущую плоскость, допускается изображать неразре­занными (рис. 9г).

г)
в)
б)
а)

Рис. 9.

13. Для обеспечения герметичности при уплотнении отверстий, через кото­рые проходят подвижные части изделий – валы, штоки, шпиндели, тяги и т. п., применяют уплотнительные устройства (сальниковые уплотнения). Они необходимы в местах соединения деталей, находящихся под воздействием избыточного давления какой-либо среды – газа, жидкости, пара, масла и т. п.

В зависимости от условий эксплуатации (воздействия температуры, дав­ления, агрессивности среды) уплотнения изготавливают из соответствую­щего материала — паронита, фторопласта, технической резины, техниче­ского войлока — посредством штамповки или выреза.

В изделиях часто используют стандартные уплотнения, изготовленные в виде манжет и колец круглого, квадратного, прямоугольного и других сечений. Они помещаются в соответствующие пазы или проточки так­же стандартных размеров.

Сальниковое уплотнительное устройство применяется в клапанах, за­движках, насосах и состоит из втулки или крышки сальника, мягкой набив­ки и накидной гайки (рис. 10 ).

Рис. 10.

 

При закручивании гайки втулка опускается и сжимает набивку. В качестве набивки используют шнуры, изготовленные из хлопчатобумажной, льняной, джутовой, пеньковой и асбестовой пряжи, кольца из резины и тефлона. Шнуры пропитывают густой смазкой, техническим жиром или графитовым порошком. Набивку закладывают в кольцевое про­странство сальниковой камеры и прижимают крышкой сальника или втул­кой. При этом конические поверхности втулки и крышки, между которы­ми находится набивка, при сжатии плотно прижимают ее к поверхности шпинделя (штока), обеспечивая достаточную герметичность соединения. Для затягивания крышки сальника используют шпильки, закладные болты или откидные болты (рис. 11, а). На рис. 11, б изображено уплотне­ние набивки сальника при помощи резьбовой втулки.

При изображении уплотнительного (сальникового) устройства приме­няют следующие условности:

а) сальниковую втулку показывают входящей в крышку на 2-3 мм;
накидная гайка навинчивается на крышку на 2-3 витка;

б) в разрезах набивку заштриховывают как неметаллические материалы;

б)
а)

Рис. 11.

14. Способов крепления клапанов на шпинделе бывают различные. На рис. 12 изображены несколько вариантов крепления клапана на шпинделе. Во всех случаях необходимо обеспечить свободное вращение клапана на шпинделе, между шпинделем и клапаном должен быть не­большой люфт. Такое крепление этих деталей обеспечивает плотное при­легание клапана к гнезду корпуса. На рис. 12, а клапан обжат по голов­ке шпинделя, на рис. 12, б клапан крепится к шпинделю проволочной скобой, на рис. 12, в – с помощью резьбовой втулки; 12, г – штифтом.

Рис. 12.

 

15. Крепления маховика можно осуществить тоже различными способами

На рис. 13 – 15 изображены варианты крепления маховика и ручки на шпинделе.

 

Рис. 13.

Рис. 14.

 

Рис. 15.

НАЧАЛО РАБОТЫ

Приступая к выполнению задания, необходимо получить по указанию преподавателя на кафедре инженерной графики изделие (сборочную единицу), например, вентиль, кран и т.п. изделие, состоящее из 7 - 10 деталей, не считая стандартных.

В учебной практике выполнение сборочного чертежа с натуры рекомен­дуется вести в следующем порядке:

1. Ознакомиться с назначением устройства и взаимодействием отдель­ных частей сборочной единицы (изделия), изучить его конструкцию, т. е. установить, из каких деталей оно состоит, определить их количество и назначение, способы соединения деталей между собой и т. п.

2. Определить порядок сборки и разборки.

3. Выяснить наличие стандартных изделий по группам: подшипники, крепежные изделия, электротехнические изделия и т. д. В пределах каж­дой группы изделия указываются в алфавитном порядке. Например, болты, винты, гайки, шайбы и т. д.

4. Составить предварительную спецификацию с указанием разрабаты­ваемых конструкторских документов и присвоить обозначения сборочной единице и ее элементам по ГОСТ 2.108-68.

После ознакомления со сборочной единицей переходят к выполнению эскизов составных частей, исключая стандартные изделия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...