Физическое воспитание — целенаправленный, организованный процесс укрепления здоровья, закаливания организма, развития двигательных умений и навыков учащихся.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Умственное воспитание Умственное воспитание — целенаправленный, организованный процесс развития умственных сил и мышления учащихся, способствующий развитию культуры умственного труда. Основные задачи умственного воспитания: - обеспечение условий для развития умственных сил и способностей школьников; - получение учащимися общих и профессиональных знаний, соответствующих уровню достижений современной науки; - развитие мышления вообще и его разновидностей; - формирование культуры умственного труда; - формирование основ научного мировоззрения; - развитие познавательных интересов и потребностей; - выработка рациональных способов умственной деятельности. Общие и профессиональные знания учащиеся получают в процессе изучения школьных дисциплин в учебное и внеучебное время, самостоятельной работы. Учащиеся овладевают фактами, понятиями, положениями в различных отраслях науки, культуры и искусства. В процессе обучения и воспитания у школьников развивается общее мышление и его отдельные виды: диалектическое, логическое, теоретическое, индуктивное и дедуктивное, репродуктивно, техническое и др. Умственное воспитание реализуется через разнообразные формы. Если речь идет об учебном процессе, то используется урок, учебные конференции, диспуты, экскурсии, семинары, практикумы. Если планируется внеклассная воспитательная работа, то используются олимпиады, конкурсы, предметные кружки, познавательные вечера, тематические беседы, дебаты по актуальным научным проблемам. Формирование культуры умственного труда направлено на выработку у учащихся интеллектуальных умений: умения читать, слушать, писать, работать с книгой и учебником, устно формировать и излагать свои мысли, а также читать ноты, чертежи, слушать музыку и т. п.
Умственная культура — это социально обусловленный уровень развития интеллектуальных способностей личности, обеспечивающих ее готовность к творческой умственной деятельности. Формирование основ научного мировоззрения. Мировоззрение — это система взглядов, понятий, убеждений (философских, социально-политических, моральных, эстетических) человека, определяющих его отношение к окружающей действительности и его места в ней. Современная украинская школа сориентирована на формирование у учащихся научно-материалистических взглядов и убеждений, которое происходит в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
Нравственное воспитание Нравственное воспитание — целенаправленный, организованный процесс формирования моральных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек морального поведения. Основой нравственного воспитания является этика - наука о морали, ее природе, структуре, особенностях происхождения и развития моральных норм, взаимоотношений между людьми в обществе. Цель нравственного воспитания — формирование нравственной культуры личности. Нравственная культура — это социально обусловленный уровень развития личности, обеспечивающий поведение (действия и поступки человека) в соответствии с моральными нормами, принятыми в обществе. Нравственная культура формируется в процессе целенаправленной, организованной деятельности, предусматривающей взаимодействие воспитателя и воспитанника, их активную позицию, под воздействием многообразных факторов и обстоятельств. О высоком уровне нравственной культуры воспитанника можно говорить, если он не только овладел моральными нормами и понятиями, но и поступает в соответствии со своими нравственными представлениями, принципами морали и убеждениями. Именно единство нравственного сознания и поведения выступает важным признаком нравственной культуры личности.
Задачи нравственного воспитания: - формирование нравственного сознания (осуществляется путем нравственного просвещения, которое дает представление о нравственных нормах, принципах, идеалах; влияет на формирование понятий, оценок, суждений и убеждений; способствует нравственному самовоспитанию личности); - формирование нравственного поведения (следование нравственным нормам, принципам, правилам поведения в школе и повседневной жизни); - воспитание нравственных привычек: добросовестное выполнение гражданских, трудовых, семейных обязанностей; воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения: культуры общения, культуры внешности, культуры речи, бытовой культуры; - формирование нравственных чувств (эмоциональное отношение личности к различным поступкам); - формирование единства и взаимосвязи нравственного сознания и поведения личности. Основными формами нравственного воспитания являются специальные уроки, этические беседы, доклады, лекции, тематические вечера, вечерницы, встречи праздников народного календаря и др. Нравственное воспитание осуществляется на протяжении всей жизни личности в разнообразных видах деятельности: учебной, трудовой, спортивной, общественно полезной. Трудовое воспитание Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования сознательного отношения к труду, привитие умений и навыков активной трудовой деятельности. Труд является основой всестороннего развития личности. Различные виды трудовой деятельности развивают у них трудовые умения и навыки, волевые качества, убеждения. В процессе труда у школьников происходит выявление интересов, наклонностей и развитие способностей. Основные задачи трудового воспитания: - формирование психологической готовности к труду; - формирование трудолюбия, сознательного, творческого и ответственного отношения к труду; - формирование трудовых умений и навыков, культуры умственного и физического труда; - подготовка к выполнению необходимых и доступных видов профессиональной деятельности;
- подготовка к выбору профессии. В содержание трудового воспитания входят: учебный труд, трудовое обучение, общественно полезный труд, труд по самообслуживанию. Учебный труд. В процессе изучения различных дисциплин школьного цикла учащиеся получают знания о научных основах важнейших процессов производства, развития науки, культуры и искусства. Трудовое обучение. Его содержание определено учебными программами для каждого класса. Условно трудовое обучение делится на три этапа: трудовое обучение в начальной, основной и старшей школе. Общественно полезный труд. Учащиеся работают на пришкольных участках, во время производственной практики, оказывают помощь больным, престарелым, ветеранам войны и труда, занимаются с учащимися младших классов и др. Труд по самообслуживанию. Условно его подразделяют на труд в школе и дома. Труд по самообслуживанию в школе включает поддержание порядка в классах, школьных мастерских, рекреациях, школьном дворе, а также ремонт столов, стульев, другого школьного оборудования. Работа по самообслуживанию дома направлена на уборку в собственной комнате, помощь родителям в уборке квартиры, приготовлении пищи, помощи на огороде, даче, уход за младшими братьями и сестрами и др. Трудовое воспитание осуществляется и во внеклассной работе. Основными формами внеклассной работы являются различные кружки, клубы, станции юных техников и т. п. Составной частью трудового воспитания является профессиональная ориентация школьников. Профессиональная ориентация школьников — это комплекс психолого-педагогических, медицинских и организационных мер по оказанию им помощи в выборе профессии. Для того, чтобы правильно выбрать будущую профессию, учащийся должен знать о ней как можно больше: ее престижность, востребованность, где ее можно получить и др. Профориентационая работа в школе включает в себя профессиональное просвещение, профессиональную консультацию, профессиональную диагностику, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию.
Профессиональное просвещение — это получение школьниками разносторонних знаний о различных профессиях, их особенностях, потребности в данном районе, регионе. Профессиональная консультация направлена на оказание помощи школьнику в понимании избираемой профессии и своих возможностей в овладении ею. Профессиональная диагностика — система психолого-педагогических, медицинских методов, направленная на выявление личностных качеств школьника, их соответствия выбранной профессии. Профессиональный отбор — оказание непосредственной помощи учащимся в выборе профессии в соответствии с их интересами, потребностями и возможностями. Профессиональная адаптация. Включает в себя показ рациональных приемов и методов работы, создание благоприятного микроклимата на рабочем месте и др. Работа по профессиональной ориентации требует творческого подхода, учета интересов, потребностей, индивидуальных способностей и возможностей школьников. Эстетическое воспитание Эстетическое воспитание — целенаправленный, организованный процесс формирования эстетических понятий, оценок, суждений, вкусов, способностей воспринимать и творить жизнь по законам красоты. Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности. Эстетическая культура — это социально обусловленный уровень развития эстетических начал личности, обеспечивающий ей готовность к деятельности в сфере эстетики и искусства. Формирование эстетической культуры происходит в процессе эстетического воспитания. Основные задачи эстетического воспитания: - овладение эстетическими знаниями; - формирование и развитие эстетического восприятия; - формирование эстетических взглядов и вкусов; - развитие творческих способностей, художественно-эстетических умений; - формирование эстетического отношения к окружающей действительности (природе, труду, человеческим отношениям); - формирование готовности творить и вносить прекрасное в жизнь; - развитие эмоциональной сферы. Эстетическое воспитание, воздействуя на чувства, сознания ребенка, способствует формированию эстетических взглядов и убеждений, составляющих основу эстетического мировоззрения. Основные средства эстетического воспитания: природа, труд, искусство, литература, музыка, кино. Природа. Оказывает огромное влияние на развитие эстетических чувств. Богатство природы, ее красота, совершенство и гармония форм способствуют воспитанию у школьников чувства прекрасного, возвышенного, потребности бережного отношения к ней.
Труд. Эстетическое начало заложено в труде, деятельности человека. Правильно организованный труд вызывает чувство удовлетворения, возвышенного, облагораживающего, приносит эстетическое наслаждение. Гармония физических движений: ритм, темп, точность, экономичность рождают внутреннюю духовую красоту. Немало эстетических впечатлений дает учебный труд. Логика доказательства теоремы, красивое словосочетание и др. вызывают у школьника радость познания. Литература. Способствует воспитанию художественного вкуса, эстетической отзывчивости, поощряет к эстетической деятельности. Чтение высокохудожественных произведений, исполнение стихотворений, басен и др. влияет на развитие эмоциональной сферы учащихся, развивают эстетический вкус, обогащает личный опыт. Музыка. Изучение основ музыкальной грамоты, слушание музыки различных жанров и стилей, чтение музыкальной литературы, участие в хоре, игра на музыкальных инструментах обеспечивают переживание лирических чувств, развивают музыкальный слух, память, чувство ритма, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Изобразительное искусство. Изучение основ изобразительной грамоты, умение пользоваться выразительными средствами рисунка, лепки, живописи, декоративно-прикладного искусства, знание средств художественной выразительности: цвета, линии, объема, пропорции и др. развивает у школьника художественное мышление и творческое воображение. Кино-, видео-и телефильмы занимают большое место в эстетическом воспитании школьников. Главное здесь — научить их правильно смотреть и понимать фильмы, дать знания о работе сценариста, постановщика, режиссера и т. д. — т. е. речь идет о формировании культуры восприятия фильма. Эстетическое воспитание осуществляется не только в учебное, но и во внеучебное время и внешкольной работе, в семье, в процессе самовоспитания. При организации эстетического воситания важно: - учитывать интересы и потребности учащихся; - давать простор детскому творчеству; - предоставлять возможности видеть и проектировать результаты эстетической деятельности; - разнообразие форм эстетического воспитания и охватывать этими формами большее количество школьников; - все усилия направлять на сплочение творческого коллектива.
Физическое воспитание Физическое воспитание — целенаправленный, организованный процесс укрепления здоровья, закаливания организма, развития двигательных умений и навыков учащихся. Правильно организованное физическое воспитание учащихся создает предпосылки для полноценной умственной деятельности, повышает функциональные возможности организма, физическую работоспособность, продуктивность учебного труда, благоприятно сказывается на развитии интеллектуальных качеств. Регулярные занятия физическими упражнениями оказывают развивающее, совершенствующее и коррегирующее (исправляющее) воздействие на организм школьников. Развивающее воздействие. Многократное повторение физических упражнений развивает мускулатуру учащихся, силу, выносливость, ловкость; более красивой становится фигура; возрастает подвижность суставов; повышаются функциональные возможности организма. Совершенствующее воздействие заключается в достижении более высокой степени развития двигательных качеств учащихся: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости. Коррегирующее воздействие заключается в устранении отдельных дефектов в организме: плоскостопия, искривления позвоночника, сутулости, впалости груди,узкоплечия и др. Основные задачи физического воспитания: - укрепление здоровья; - закаливание организма, повышение его сопротивляемости к простудным заболеваниям; - развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); - вооружение знаниями по теории и методике занятий физической культурой, спортом, гигиене; - формирование навыков и привычки, интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями. Основные средства физического воспитания - физические упражнения, к которым относят гимнастику, игры, туризм, спорт, природные и гигиенические факторы. Формы организации физического воспитания: - урок; - гимнастика перед уроками; - физкультпаузы, физкультминутки; - часы здоровья; - внеучебные занятия в секциях и кружках; - спортивные соревнования, праздники, спартакиады, вечера и др. Экологическое воспитание Экологическое воспитание — целенаправленный, организованный процесс формирования у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во всех видах ее деятельности. Цель экологического воспитания — формирование экологической культуры учащихся. Экологическая культура — это единство экологических знаний, положительного отношения к этим знаниям (экологических установок, ценностей) и реальная деятельность по охране окружающей среды. Показателями экологической культуры школьников выступает поведение в природе, гражданская ответственность за рациональное использование природных ресурсов и защиту природной среды. Основные задачи экологического воспитания: - усвоение ведущих идей, понятий и научных фактов, определяющих оптимальное воздействие человека на природу; - понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества; - формирование навыков и умений природоохранительной деятельности; - привитие любви к природе, желания беречь и преумножать ее; - организация деятельности по улучшению природной среды, нетерпимое отношение к действиям людей, приносящим ей вред, пропаганда природоохранительных идей. Формирование экологической культуры проходит в учебное и внеучебное время. Особая роль отводится изучению различных предметов и уставновлению межпредметных связей. Так, физика и химия оперируют знаниями о научных принципах и основах современного производства, его влиянии на окружающую среду; история, природоведение показывают недопустимость варварского отношения к природе; география и биология дают знания о мире растений, животных, среде, в которой они живут. Внеклассная работа направлена на развитие и углубление того материала, который изучается на уроках. В ее основе лежит краеведческий принцип изучения и охраны природы. Формы экологического воспитания: учебные экскурсии на природу; обсуждение экологических проблем; написание и защита докладов, рефератов; уголки природы в школе; группы скорой помощи птицам и зверям в зимний период; школьные лесничества; туристско-краеведческая работа и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|