Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физическое воспитание — целенаправленный, организованный процесс укрепления здоровья, закаливания организма, развития двигательных умений и навыков учащихся.




Умственное воспитание

Умственное воспитание — целенаправленный, организованный процесс развития умственных сил и мышления учащихся, способ­ствующий развитию культуры умственного труда.

Основные задачи умственного воспитания:

- обеспечение условий для развития умственных сил и способностей школьников;

- получение учащимися общих и профессиональных знаний, со­ответствующих уровню достижений современной науки;

- развитие мышления вообще и его разновидностей;

- формирование культуры умственного труда;

- формирование основ научного мировоззрения;

- развитие познавательных интересов и потребностей;

- выработка рациональных способов умственной деятельности.

Общие и профессиональные знания учащиеся получают в про­цессе изучения школьных дисциплин в учебное и внеучебное вре­мя, самостоятельной работы. Учащиеся овладевают фактами, поня­тиями, положениями в различных отраслях науки, культуры и ис­кусства.

В процессе обучения и воспитания у школьников развивается общее мышление и его отдельные виды: диалектическое, логиче­ское, теоретическое, индуктивное и дедуктивное, репродуктивно, техническое и др.

Умственное воспитание реализуется через разнообразные формы. Если речь идет об учебном процессе, то используется урок, учебные конференции, диспуты, экскурсии, семинары, практикумы. Если планируется внеклассная воспитательная работа, то используются олимпиады, конкурсы, предметные кружки, познавательные вечера, тематические беседы, дебаты по актуальным научным проблемам.

Формирование культуры умственного труда направлено на вы­работку у учащихся интеллектуальных умений: умения читать, слушать, писать, работать с книгой и учебником, устно формиро­вать и излагать свои мысли, а также читать ноты, чертежи, слушать музыку и т. п.

Умственная культура — это социально обусловленный уровень развития интеллектуальных способностей личности, обеспечивающих ее готовность к творческой умственной деятельности.

Формирование основ научного мировоззрения. Мировоззрение — это система взглядов, понятий, убеждений (философских, социаль­но-политических, моральных, эстетических) человека, определяю­щих его отношение к окружающей действительности и его места в ней. Современная украинская школа сориентирована на формиро­вание у учащихся научно-материалистических взглядов и убежде­ний, которое происходит в ходе всего учебно-воспитательного про­цесса.

 

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — целенаправленный, организован­ный процесс формирования моральных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек морального поведения. Основой нрав­ственного воспитания является этика - наука о морали, ее приро­де, структуре, особенностях происхождения и развития моральных норм, взаимоотношений между людьми в обществе.

Цель нравственного воспитания — формирование нравственной культуры личности. Нравственная культура — это социально обусловленный уровень развития личности, обеспечивающий поведение (действия и поступки человека) в соответствии с моральными нормами, принятыми в обществе.

Нравственная культура формируется в процессе целенаправленной, организованной деятельности, предусматривающей взаимодействие воспитателя и воспитанника, их активную позицию, под воздействием многообразных факторов и обстоятельств. О высоком уровне нравственной культуры воспитанника можно говорить, если он не только овладел моральными нормами и понятиями, но и поступает в соответствии со своими нравственными представлениями, принципами морали и убеждениями. Именно единство нравственного сознания и поведения выступает важным признаком нравственной культуры личности.

Задачи нравственного воспитания:

- формирование нравственного сознания (осуществляется путем нравственного просвещения, которое дает представление о нравст­венных нормах, принципах, идеалах; влияет на формирование по­нятий, оценок, суждений и убеждений; способствует нравственно­му самовоспитанию личности);

- формирование нравственного поведения (следование нравст­венным нормам, принципам, правилам поведения в школе и повсе­дневной жизни);

- воспитание нравственных привычек: добросовестное выпол­нение гражданских, трудовых, семейных обязанностей; воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения: культуры обще­ния, культуры внешности, культуры речи, бытовой культуры;

- формирование нравственных чувств (эмоциональное отноше­ние личности к различным поступкам);

- формирование единства и взаимосвязи нравственного созна­ния и поведения личности.

Основными формами нравственного воспитания являются спе­циальные уроки, этические беседы, доклады, лекции, тематические вечера, вечерницы, встречи праздников народного календаря и др.

Нравственное воспитание осуществляется на протяжении всей жизни личности в разнообразных видах деятельности: учебной, трудовой, спортивной, общественно полезной.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс форми­рования сознательного отношения к труду, привитие умений и на­выков активной трудовой деятельности.

Труд является основой всестороннего развития личности. Различные виды трудовой деятельности развивают у них трудовые умения и навыки, волевые качества, убеждения. В процессе труда у школьников происходит выявление интересов, наклонностей и развитие способностей.

Основные задачи трудового воспитания:

- формирование психологической готовности к труду;

- формирование трудолюбия, сознательного, творческого и от­ветственного отношения к труду;

- формирование трудовых умений и навыков, культуры умст­венного и физического труда;

- подготовка к выполнению необходимых и доступных видов профессиональной деятельности;

- подготовка к выбору профессии.

В содержание трудового воспитания входят: учебный труд, тру­довое обучение, общественно полезный труд, труд по самообслу­живанию.

Учебный труд. В процессе изучения различных дисциплин школьного цикла учащиеся получают знания о научных основах важнейших процессов производства, развития науки, культуры и искусства.

Трудовое обучение. Его содержание определено учебными про­граммами для каждого класса. Условно трудовое обучение делится на три этапа: трудовое обучение в начальной, основной и старшей школе.

Общественно полезный труд. Учащиеся работают на пришко­льных участках, во время производственной практики, оказывают помощь больным, престарелым, ветеранам войны и труда, занима­ются с учащимися младших классов и др.

Труд по самообслуживанию. Условно его подразделяют на труд в школе и дома. Труд по самообслуживанию в школе включает поддержание порядка в классах, школьных мастерских, рекреаци­ях, школьном дворе, а также ремонт столов, стульев, другого школьного оборудования. Работа по самообслуживанию дома на­правлена на уборку в собственной комнате, помощь родителям в уборке квартиры, приготовлении пищи, помощи на огороде, даче, уход за младшими братьями и сестрами и др.

Трудовое воспитание осуществляется и во внеклассной работе. Основными формами внеклассной работы являются различные кружки, клубы, станции юных техников и т. п.

Составной частью трудового воспитания является профессиональная ориентация школьников.

Профессиональная ориентация школьников — это комплекс психолого-педагогических, медицинских и организационных мер по оказанию им помощи в выборе профессии. Для того, чтобы пра­вильно выбрать будущую профессию, учащийся должен знать о ней как можно больше: ее престижность, востребованность, где ее можно получить и др.

Профориентационая работа в школе включает в себя профес­сиональное просвещение, профессиональную консультацию, про­фессиональную диагностику, профессиональный отбор и профес­сиональную адаптацию.

Профессиональное просвещение — это получение школьниками разносторонних знаний о различных профессиях, их особенностях, потребности в данном районе, регионе.

Профессиональная консультация направлена на оказание помо­щи школьнику в понимании избираемой профессии и своих воз­можностей в овладении ею.

Профессиональная диагностика — система психолого-педагогических, медицинских методов, направленная на выявление личностных качеств школьника, их соответствия выбранной про­фессии.

Профессиональный отбор — оказание непосредственной помо­щи учащимся в выборе профессии в соответствии с их интересами, потребностями и возможностями.

Профессиональная адаптация. Включает в себя показ рацио­нальных приемов и методов работы, создание благоприятного мик­роклимата на рабочем месте и др.

Работа по профессиональной ориентации требует творческого подхода, учета интересов, потребностей, индивидуальных способ­ностей и возможностей школьников.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание — целенаправленный, организован­ный процесс формирования эстетических понятий, оценок, сужде­ний, вкусов, способностей воспринимать и творить жизнь по зако­нам красоты.

Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности. Эстетическая культура — это социально обусловленный уровень развития эстетических начал личности, обеспечивающий ей готовность к деятельности в сфере эстетики и искусства. Формирование эстетической культуры происходит в процессе эстетического воспитания.

Основные задачи эстетического воспитания:

- овладение эстетическими знаниями;

- формирование и развитие эстетического восприятия;

- формирование эстетических взглядов и вкусов;

- развитие творческих способностей, художественно-эстетических умений;

- формирование эстетического отношения к окружающей дей­ствительности (природе, труду, человеческим отношениям);

- формирование готовности творить и вносить прекрасное в жизнь;

- развитие эмоциональной сферы.

Эстетическое воспитание, воздействуя на чувства, сознания ребенка, способствует формированию эстетических взглядов и убеждений, составляющих основу эстетического мировоззрения.

Основные средства эстетического воспитания: природа, труд, искусство, литература, музыка, кино.

Природа. Оказывает огромное влияние на развитие эстетиче­ских чувств. Богатство природы, ее красота, совершенство и гар­мония форм способствуют воспитанию у школьников чувства пре­красного, возвышенного, потребности бережного отношения к ней.

Труд. Эстетическое начало заложено в труде, деятельности че­ловека. Правильно организованный труд вызывает чувство удовле­творения, возвышенного, облагораживающего, приносит эстетиче­ское наслаждение. Гармония физических движений: ритм, темп, точность, экономичность рождают внутреннюю духовую красоту.

Немало эстетических впечатлений дает учебный труд. Логика доказательства теоремы, красивое словосочетание и др. вызывают у школьника радость познания.

Литература. Способствует воспитанию художественного вкуса, эстетической отзывчивости, поощряет к эстетической деятельно­сти. Чтение высокохудожественных произведений, исполнение стихотворений, басен и др. влияет на развитие эмоциональной сфе­ры учащихся, развивают эстетический вкус, обогащает личный опыт.

Музыка. Изучение основ музыкальной грамоты, слушание му­зыки различных жанров и стилей, чтение музыкальной литературы, участие в хоре, игра на музыкальных инструментах обеспечивают переживание лирических чувств, развивают музыкальный слух, память, чувство ритма, гармонию, певческие навыки, художест­венный вкус.

Изобразительное искусство. Изучение основ изобразительной грамоты, умение пользоваться выразительными средствами рисун­ка, лепки, живописи, декоративно-прикладного искусства, знание средств художественной выразительности: цвета, линии, объема, пропорции и др. развивает у школьника художественное мышле­ние и творческое воображение.

Кино-, видео-и телефильмы занимают большое место в эстети­ческом воспитании школьников. Главное здесь — научить их пра­вильно смотреть и понимать фильмы, дать знания о работе сцена­риста, постановщика, режиссера и т. д. — т. е. речь идет о формиро­вании культуры восприятия фильма.

Эстетическое воспитание осуществляется не только в учебное, но и во внеучебное время и внешкольной работе, в семье, в процес­се самовоспитания.

При организации эстетического воситания важно:

- учитывать интересы и потребности учащихся;

- давать простор детскому творчеству;

- предоставлять возможности видеть и проектировать результаты эстетической деятельности;

- разнообразие форм эстетического воспитания и охватывать этими формами большее количество школьников;

- все усилия направлять на сплочение творческого коллектива.

 

Физическое воспитание

Физическое воспитание — целенаправленный, организованный процесс укрепления здоровья, закаливания организма, развития двигательных умений и навыков учащихся.

Правильно организованное физическое воспитание учащихся создает предпосылки для полноценной умственной деятельности, повышает функциональные возможности организма, физическую работоспособность, продуктивность учебного труда, благоприятно сказывается на развитии интеллектуальных качеств.

Регулярные занятия физическими упражнениями оказывают развивающее, совершенствующее и коррегирующее (исправляю­щее) воздействие на организм школьников.

Развивающее воздействие. Многократное повторение физиче­ских упражнений развивает мускулатуру учащихся, силу, выносли­вость, ловкость; более красивой становится фигура; возрастает подвижность суставов; повышаются функциональные возможности организма.

Совершенствующее воздействие заключается в достижении бо­лее высокой степени развития двигательных качеств учащихся: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости.

Коррегирующее воздействие заключается в устранении отдель­ных дефектов в организме: плоскостопия, искривления позвоноч­ника, сутулости, впалости груди,узкоплечия и др.

Основные задачи физического воспитания:

- укрепление здоровья;

- закаливание организма, повышение его сопротивляемости к простудным заболеваниям;

- развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливо­сти, ловкости, гибкости);

- вооружение знаниями по теории и методике занятий физиче­ской культурой, спортом, гигиене;

- формирование навыков и привычки, интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Основные средства физического воспитания - физические уп­ражнения, к которым относят гимнастику, игры, туризм, спорт, природные и гигиенические факторы.

Формы организации физического воспитания:

- урок;

- гимнастика перед уроками;

- физкультпаузы, физкультминутки;

- часы здоровья;

- внеучебные занятия в секциях и кружках;

- спортивные соревнования, праздники, спартакиады, вечера и др.

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание — целенаправленный, организован­ный процесс формирования у школьников системы научных зна­ний, взглядов, убеждений, обеспечивающих становление ответст­венного отношения к окружающей среде во всех видах ее деятель­ности.

Цель экологического воспитания — формирование экологиче­ской культуры учащихся. Экологическая культура — это единство экологических знаний, положительного отношения к этим знаниям (экологических установок, ценностей) и реальная деятельность по охране окружающей среды. Показателями экологической культуры школьников выступает поведение в природе, гражданская ответственность за рациональное использование природных ресурсов и защиту природной среды.

Основные задачи экологического воспитания:

- усвоение ведущих идей, понятий и научных фактов, опреде­ляющих оптимальное воздействие человека на природу;

- понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества;

- формирование навыков и умений природоохранительной дея­тельности;

- привитие любви к природе, желания беречь и преумножать ее;

- организация деятельности по улучшению природной среды, нетерпимое отношение к действиям людей, приносящим ей вред, пропаганда природоохранительных идей.

Формирование экологической культуры проходит в учебное и внеучебное время. Особая роль отводится изучению различных предметов и уставновлению межпредметных связей. Так, физика и химия оперируют знаниями о научных принципах и основах со­временного производства, его влиянии на окружающую среду; ис­тория, природоведение показывают недопустимость варварского отношения к природе; география и биология дают знания о мире растений, животных, среде, в которой они живут.

Внеклассная работа направлена на развитие и углубление того материала, который изучается на уроках. В ее основе лежит крае­ведческий принцип изучения и охраны природы.

Формы экологического воспитания: учебные экскурсии на при­роду; обсуждение экологических проблем; написание и защита докладов, рефератов; уголки природы в школе; группы скорой по­мощи птицам и зверям в зимний период; школьные лесничества; туристско-краеведческая работа и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...