Политическая культура школьников
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В условиях постоянно изменяющихся отношений в обществе, становлении демократических принципов сотрудничества людей идут споры о целесообразности политизации школьной жизни. Насколько обоснованно сегодня знакомить школьников с политикой? Можно ли назвать человека культурным, если он не читает газет, не интересуется событиями, происходящими в стране и за рубежом? Возрастание роли культуры в современном обществе стимулирует споры о ее характеристиках. Политическая культура — это социально обусловленный уровень развития личности в сфере общественно-политической деятельности. Политически воспитанный человек характеризуется политическими взглядами и убеждениями, такими качествами, как гражданская зрелость, идейная направленность личности, ответственность, гражданский долг, политическая грамотность. Политическая культура — это сложное личностное образование, имеющее многокомпонентную структуру. В структуре политической культуры выделяют следующие компоненты: - мотивы общественно-политической деятельности (политические интересы, политическую любознательность, интерес к общественной работе, организаторские склонности); - политические знания (знание философии, законов общественного развития; знания о природе, структуре политической власти и государственных органов; знание истории, политической жизни и основ экономики, знание текущей политики); - политические убеждения (сплав идейно-политических знаний и чувств, который базируется на единстве исторической памяти, политического кругозора, политической информированности и положительной направленности эмоциональной сферы личности);
- политическое мышление (умение дать оценку политическим событиям, фактам, явлениям; анализ причин этих явлений и событий; умение оценить политическую ситуацию; вести политическую дискуссию и прогнозировать ее результат); - политическая активность (участие в общественной жизни страны; осознание и реализация гражданских прав и обязанностей; наличие навыков общественно-политической деятельности; готовность к защите Родины); - политический самоконтроль (соотнесение своего образа жизни с нормами общества; способность контролировать объективность политических взглядов; политическая принципиальность, т.е. соответствие поведения политическим принципам). Формирование политической культуры осуществляется через систему идейно-политического воспитания. Идейно-политическое воспитание — целенаправленный организованный процесс формирования у школьников идейных взглядов и убеждений, потребностей и мотивов общественно-политической деятельности, социальной активности и готовности к идеологической работе. Идейно-политическое воспитание составляет основу всего процесса общественного воспитания, которое придает воспитательному процессу классово-политическую направленность, определяет линию поведения. Объектом идейно-политического воспитания является человек, процесс формирования его политических взглядов и убеждений. Политические знания не обеспечивают устойчивости политической позиции личности. Действенность знаний обеспечивается внутренними убеждениями. Идейные убеждения играют ведущую роль в ценностных ориентациях личности, в формировании ее жизненных установок, являются мощным побудителем к действию. Идейно-политическое воспитание носит целенаправленный характер. Оно призвано обеспечить высокий уровень политической культуры личности. В процессе идейно-политического воспитания акцент делается на отдельных его аспектах. Одни преувеличивают образовательно-информационную сторону, другие мотивационную, но не всегда должное внимание уделяется формированию политического мышления, выработке убеждений, развитию воли и черт характера. В связи с этим остро стоит вопрос с определением задач идейно-политического воспитания.
Задачами идейно-политического воспитания являются: - формирование мотивов общественно-политической деятельности; - выработка идейно-политических взглядов и убеждений; - формирование политического мышления; - развитие активной социальной позиции; - вооружение школьников умениями и навыками общественно-политической деятельности; - выработка у них методов политического самоконтроля. Задачи воспитательной работы обращены к глубокому и всестороннему пониманию личностью актуальных вопросов теории и политики государства, чтобы знания превращались в убеждения, в руководство к действию, в активную жизненную позицию человека. Определяющими условиями воспитания политической культуры можно считать: - идейную направленность целей деятельности, выполняемой учащимися в процессе учебной, внеклассной и внешкольной работы; - включение каждого участника в активную общественно-политическую деятельность; - вооружение учащихся организаторскими знаниями и умениями; - сочетание целей, задач, содержания и способов общественной деятельности с интересами, возможностями и способностями ее участников; - соблюдение преемственности и последовательности в выборе способов деятельности. Работа по воспитанию политической культуры начинается с диагностики уровня ее сформированности у школьников. Могут быть использованы различные методы: анкеты, тесты, метод независимых характеристик, метод создания преднамеренных ситуаций, метод выбора и др. Собранные факты в ходе изучения школьников и диагностики их уровня политической воспитанности используются не только для постановки задач воспитательной работы, но и для определения содержания, форм и методов идейно-политического воспитания. Формирование политической культуры, организация воспитательной работы идейно-политической направленности осуществляется в различных формах и с помощью разнообразных методов. В школьной практике получили распространение:
- политические информации (тематические, обзорные); - беседы, лекции на политические темы; - политические диспуты; - вечера политического вопроса; - беседы за «круглым» столом, устные политические журналы; - телемосты и конференции по политическим проблемам; - конкурсы комментаторов политических фактов, событий, эрудитов, политических обозревателей, журналистов, конкурсы политической песни, плаката; - политические викторины; - решение проблемных политических задач, анализ конкретных политических и исторических ситуаций; Участие в различных формах идейно-политического воспитания стимулирует у школьников мотивы общественно-политической деятельности, обогащает политическую информированность, кругозор, развивает историческую память, совершенствует политическое мышление, повышает социальную активность, вооружает навыками политического самоконтроля, что не может положительно не сказаться на уровне политической культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|