Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мораль как регулятор социального поведения 2 глава




Мировые религии — понятие, которое применяется по отно­шению к буддизму, христианству и исламу. Они появились в пери­оды формирования «мировых империй», когда возникла потреб­ность сплочения входящих в их состав многочисленных наций.

Исповедующим такую религию свойственен сильно выражен - ный прозелитизм, т.е. стремление обратить в свою веру лиц друго­го вероисповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность. Их проповеди носят межэтнический характер и обращены к представителям разных социальных групп. Мировые религии проповедуют идею равенства и братства лю­дей, что и обусловило их широкое распространение.

Самая древняя из трех мировых религий — буддизм, возник­ший в Индии в VI в. до н.э., основателем которой был Будда. Этим именем назвался царевич Гаутама. В 29 лет он ушел из дома и стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический об­раз жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие близкого открытия истины, и он погрузился в медитацию, в которой пре­бывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи недель. В процессе медитации он достиг просветления и стал Буд­дой, которому были открыты все законы мироздания. Впослед­ствии Будда в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.

Согласно учению Будды жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, кото­рый из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудно­стей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материаль­ными благами.

Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех ос­новных положений его учения:

1) сущность жизни есть страдание;

2) причина страданий — желания, привязанности, страсти;

3) чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать же лания, привязанности и страсти;

4) для этого необходимо жить по законам правильного поведе ния и нравственного знания, через которое достигается нирвана.

Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угаса­ние». Этим понятием обозначается полное исчезновение, осво­бождение от земных уз, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет никаких желаний и стра­стей. В этом состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними и окружающий мир. «Мудрые, — говорил Будда, — угаса­ют, как лампады».

В буддистском учении в процессе его развития появилась идея о двух путях спасения: хинаяна и махаяна.

Хинаяна — монашеская форма буддизма: Будда почитается не как божество, а как человек — великий учитель, указавший лю­дям путь к спасению; состояние нирваны может достигнуть толь­ко монах в процессе монашеской жизни.

Основная идея махаяны заключается в том, что спастись (до­стичь нирваны) может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, стремящийся к духовному совершенству, соблюдающий обеты, возносящий молитвы, прибегающий к по­мощи монахов и одаривающий их.

Христианство возникло в I в. н. э. Основу христианства состав­ляет учение о богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, спаси­теле мира, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть за грехи человеческие, воскрес и вознесся на небо. В буду­щем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Основная идея христианства — спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. Причиной зла в христианстве считается грех, т.е. акт личности, направленный против совести, Бога, против нравственного зако­на, который дан только человеку среди мира живых существ.

Один из основных догматов христианства — учение о троице. Его суть заключается в том, что Бог — не только личное суще­ство, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипоста­сях) — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Все три лица состав­ляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог-Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ниче­го созданы мир видимый и мир невидимый, первый человек Адам и из его ребра первая женщина Ева. Сотворив человека, Бог рас­пространил на него свой промысел, свою заботу. Творец сохраня­ет людей, пресекает зло. Он предопределил спасение людей через своего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа. Хрис­тос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Тре­тьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и муд­рость.

Вероучение христианства изложено в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого Завета, или Священного писания, и Нового Завета. В них представлена история человечества, начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим и Новым Заветами — рож­дение Иисуса Христа. Это событие положило начало Новой эре.

Разновидности христианства составляют православие, католи­цизм и протестантизм.

Православие в переводе с греческого — «правильное учение». Это означает признание в качестве истинных только тех положе­ний вероучения, которые были утверждены первыми семью Все­ленскими Соборами (в IV—VIII вв.). В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке внесла в общецерковное испо­ведование веры принципиально новое положение о Святой Трои­це, что послужило одной из причин «Великого раскола». Восточ­ные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии, подчиненные Риму, оказались в Римско- католической (или просто католической) церкви.

Главные положения православия (догматы) зафиксированы в двух источниках: Священном писании (Библии) и Священном предании (положениях Вселенских и поместных Соборов IV— VIII вв., трудах церковных авторитетов того времени, называемых «святыми отцами», древней богослужебной практике). Основу пра­вославия составляет Никео-Царьградский символ веры. Это учение о Троице, предусматривающее веру в исхождение Святого Духа только от Бога-Отца, догматы Боговоплощения, искупления, вос­кресения и вознесения Иисуса Христа как богочеловека, призна­ние святости единой апостольской церкви, необходимости кре­щения и упование на грядущее общее воскресение мертвых.

Хотя все христианские вероисповедания основываются на Биб­лии, понимание ее учения в целом различно у христианских вет­вей. Критерием верного понимания Священного писания для ка­толиков выступает в конечном счете слово Папы, для протестан­тов — убеждение основателя данной конфессии, для православ­ных — Священное предание.

Православие отличается от западного христианства (католи­цизма и протестантизма) также своим толкованием понятия «Цар­ствие Божие». Западное христианство понимает Царствие Божие как место, где христианин, чьи грехи искуплены Христом, полу­чит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконеч - ного блаженства. Православие под Царствием Божиим (спасени­ем) понимает не награду за добрые дела, а состояние души, очи­щенной от всякого зла.

В отличие от православия, которое признает решения только первых семи Вселенских Соборов, католицизм продолжал разви­вать свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу учения католической церкви составляет не только Священное писание, но и Священное предание, которое образуют постанов­ления 21 собора, а также официальные документы главы католи­ческой церкви — Папы Римского.

Важной чертой католицизма, отличающей его от православия, выступает догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога - Отца, но и от Бога-Сына. Православное учит, что души людей в загробном мире попадают в рай или ад. Католическая церковь сфор­мулировала догмат о чистилище, в которое попадают души греш­ников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отя­гощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне.

С догматом о чистилище связано учение о запасе добрых дел. Согласно ему церковь располагает запасом «добрых дел». Этот за­пас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Церковь рас­поряжается этим запасом «добрых дел» по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. На основе этого учения в Средние века была широко распространена практика продажи индульгенций — папских грамот об отпущении грехов.

Специфической особенностью католицизма выступает также положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Он провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который, по христианскому преданию, был пер­вым римским епископом. В развитие этих положений на I Вати­канском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации, в рамках которой антифеодальные выступле­ния широких народных масс и движение нарождающейся буржу­азии приобрели религиозную окраску. От католицизма откололась значительная часть верующих, образовавших новое направление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о спаса­ющей роли церкви и настаивают на личной связи человека и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредников между человеком и Богом. Единственным источником учения в протестантизме признается Священное писание. Авторитет Свя­щенного предания отвергается. Библия, по мнению протестан­тов, должна переводиться на национальные языки. Самостоя­тельное чтение и толкование Библии считается обязанностью каждого верующего.

Одним из принципов протестантизма является положение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение. Служитель культа в протестантизме ли­шен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство протес­тантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений.

Важный принцип протестантизма ■*- положение о том, что спа­сение человека достигается не добрыми делами, а только исклю­чительно личной верой в Бога. Вследствие грехопадения человек утратил способность совершать добро. Поэтому он не может за­служить спасение своими добрыми делами. Спасение — результат избранности человека, божественного вмешательства. В протестан­тизме культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма, одежде священнослужителей. Богослужение сво­дится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов на родном языке. Структура построения протес­тантской церкви отличается демократизмом. Она выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов общины (секты), где каждый может принять участие в обсуждении как богословских, так и материальных вопросов.

Протестантизм имеет ряд течений. Одним из направлений ран­ней Реформации западной церкви стало лютеранство. Лидером этого направления был католический священник Мартин Лютер (1483—1546), который в 1517 г. обнародовал 95 тезисов, обосно­вывающих необходимость реформ католицизма. Основная цель лю­теранского учения направлена на разрушение власти церкви. Лю­тер перевел Библию на немецкий язык, и каждый верующий по­лучил возможность ее самостоятельно читать и толковать. Лютер отверг господство церковной власти над светской и выдвинул лозунг подчинения церкви государству.

Следующее направление протестантизма — кальвинизм. Его ос­нователем был французский теолог Жан Кальвин (1509—1564). Он наиболее последовательно выражал буржуазную направлен­ность Реформации, интересы и настроения борющейся за власть буржуазии. В центре его учения стоит доктрина об абсолютном предопределении, согласно которой все люди делятся на избран­ных и осужденных. Ни своей верой, ни добрыми делами человек не может повлиять на свою судьбу. Профессиональные успехи в торговле и предпринимательстве, накопление богатства служат свидетельством избранности данного человека. Другим важным те­зисом кальвинизма стало провозглашение необходимости пови­новения народа законной власти.

Третьей крупной разновидностью протестантизма выступает ан­гликанство. Оно по своей структуре и вероисповеданию ближе других направлений реформаторства стоит к Римско-католичес­кой церкви. Это направление сохранило католическую обрядность и церковную иерархию. В его доктрине наряду с католическим учением о спасающей роли церкви существует положение о спа­сении личной верой.

Англиканская церковь является государственной. Ее глава — английский монарх.

Ислам — самая молодая из всех мировых религий, возникшая в конце VI в. в Аравии. Одним из важнейших хозяйственных и духовных центров Аравии того времени была Мекка, в которой располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, — языческий храм Кааба, окруженный изваяниями различных пле­менных богов. Именно в Мекке были произнесены первые пропо­веди новой религии — ислама — его основателем пророком Му­хаммедом. В 610 г. он выступил с проповедью учения о едином боге, которое назвал исламом (в переводе с арабского — «покор­ность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусуль­мане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле.

При жизни пророка его высказывания, воспринимаемые как прямые слова Аллаха, передавались устно. Лишь спустя два деся­тилетия после смерти Мухаммеда было собрано и переписано то, что говорилось им в проповедях. Это и составило текст священной книги мусульман Корана.

Несколько позднее Корана появились хадисы — рассказы о деяниях и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, соста­вившие сборники под названием «Сунна». На основе Корана и Сунны мусульманские богословы разработали шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ри­туалов, призванный охватить всю жизнь мусульманина от рожде­ния до смерти. В нем встречаются нравственные нормы общечело­веческого значения: не убий, не прелюбодействуй, не лги, будь честным, добрым, чти отца и мать своих. Однако есть наставления чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху и власти, ибо она от бога.

В исламе наиболее последовательно проводится принцип мо­нотеизма, чем в других мировых религиях. Вера в единого бога Аллаха — основа ислама. Аллах сотворил все сущее, он — выс­ший, всемогущий, мудрый верховный судья.

В исламе проповедуется бессмертие души. После смерти она покидает тело и воскресает в день страшного суда. Как и в христи­анстве, утверждается существование ада и рая в загробном мире. Ислам утверждает веру в божественное предопределение. Все под­чинено воле Аллаха.

Основные культовые требования ислама выражены в пяти «стол­пах веры». Каждый правоверный мусульманин обязан их неукосни­тельно соблюдать. Первое культовое требование (предписание) — произнесение краткой формулы, которая содержит основную суть ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Второе — ежедневная пятикратная молитва (намаз). Третье — со­блюдение поста (уразы) в течение месяца по лунному календарю в месяц рамазан. Четвертое — закят. Первоначально это была доб­ровольная благотворительность во имя Аллаха. Затем она превра­тилась в обязанность для очищения грехов. В настоящее время за­кят — это уплата налога, взимание которого предписано по Кора­ну. Пятое культовое требование — паломничество в Мекку (хадж).

Основные направления ислама — суннизм и шиизм. Суннизм — наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религи­озной и общественной практики суннитов кроме Корана состав­ляет Сунна. Верховная власть в халифате (государстве мусульман), по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избирае­мым всей общиной. Шииты же признают законной лишь наслед­ственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по ли­нии его двоюродного брата Али.

В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужите­ли, а суннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Их функ­ция сводится лишь к толкованию священных текстов.

Шиизм не представляет единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и секты (имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и многие другие) связаны общими историческими корнями и идейными положе­ниями. Главное из них — признание четвертого халифа Али и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухам­меда в качестве духовного и светского главы мусульманской об - щины (имама).

В настоящее время во многих странах, где распространен ис­лам, действуют мусульманские политические партии и обществен­ные организации. Существует также целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.), действующих как на государствен­ной, так и на неправительственной основе. Одни из них сосредо­точили свою деятельность в религиозно-культурной сфере, дру­гие — в политике, третьи — в сфере экономики.

Ислам распространен среди значительной доли населения на­шей страны. При этом подавляющая его часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений с центрами в крупных городах России. Действуют мусульманский институт и ряд средних учебных заведений (медресе). Ежегодно многие мусульмане отправляются для совершения паломничества в Мекку.

Вопросы и задания

1. Что такое религия? Каковы ее элементы?

2. В чем состоит разница между богословско-теологическим и научно- материалистическим подходами к происхождению религии?

3. Охарактеризуйте ранние формы религии. В чем их отличие от миро вых религий?

4. Как возник буддизм? Каковы его основные положения?

5. Когда возникло христианство? С какими событиями связано его возникновение?

6. Каковы основные положения христианского учения?

7. В чем состоят различия между православием, католицизмом и про тестантизмом?

8. Когда и как возникло учение ислама? Каковы его основные поло жения?

9. В чем состоят различия суннизма от шиизма?

10. Сравните два приведенных ниже высказывания. В чем состоят раз личия взглядов авторов на религию? Чем объясняются эти различия? Л.Н.Толстой: «Религия — это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость. Мудрость — это разумом оправданная религия». К. Маркс: «Религия — это опиум для народа».

4.5. ИСКУССТВО

Искусство — это разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности человеком, имеющий це­лью формирование и развитие его способности творчески преобра­зовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии. В отличие от других сфер общественной деятельности (науки, политики и т.д.) искусство удовлетворяет потребность человека в восприятии окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфической человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира, предполагающей развитое творческое воображение.

Понятие «искусство» имеет несколько значений. В широком смысле это совокупность всех разновидностей художественного творчества — литературы, скульптуры, театра, кино и др. В узком смысле это только изобразительное искусство. Кроме того, искус­ством называют высшую степень мастерства в какой-либо сфере Деятельности.

Решающую роль в возникновении и развитии искусства сыг­рал труд. Исторически искусство развивается как система конк­ретных видов искусства (музыки, литературы, архитектуры, изоб­разительного искусства и др.), в которых многообразие реального мира предстает во всем своем богатстве. Произведения искусства формируют человека, понимающего искусство и способного на­слаждаться красотой. Благодаря многообразию своей видовой сущ­ности искусство объединяет в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа ду­ховного производства. Поскольку искусство включает в себя отра­жение всех форм социальной деятельности, сфера его воздействия на жизнь практически безгранична. В связи с этим искусство при­обретает социальный характер.

В XIX в. возникали попытки создания «чистого искусства», «ис­кусства для искусства», которое должно было быть самоценным, автономным, независимым от общественной жизни, морали, на­уки и политики. Идеологи этой концепции полагали, будто толь­ко в сфере «чистого искусства» возможна личная независимость художника и свобода художественного творчества. На деле искус­ство не может не отражать реальный окружающий мир и возника­ющие в нем отношения.

Вопрос, что такое искусство, до сих пор остается предметом споров между материалистами и идеалистами. Материализм рас­сматривает искусство как отражение реальной действительности и видит именно в общественной жизни тот объективный источник, который внутренне связывает и обусловливает взаимодействие ис­кусства с политикой, наукой, моралью и т. п. Идеалисты пытаются показать искусство в отрыве от практической деятельности.

Искусство — это особая форма общественного сознания. С этой точки зрения можно дать объяснение роли искусства в развитии общечеловеческой культуры. Основой искусства служит художе­ственный образ — чувственное воссоздание действительности на основе субъективной позиции автора. Обладая, по словам Гегеля, способностью «менять нашу точку зрения на предмет», искусство силой творческого воображения преображает мир в представлении, делая это свободно, т.е. по законам красоты. Процесс свободного формирования предметного мира в сфере художественного твор­чества происходит с позиций определенного эстетического идеала и завершается созданием произведений или образов искусства.

Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения пред­метов и явлений окружающего мира искусство воздействует од­новременно на чувства, мысли и волю людей, пробуждая и раз­вивая в них творческое отношение к действительности. Развитие и сила социального воздействия искусства зависят от условий жиз­ни общества, которые могут быть более или менее благоприятны­ми для творческой деятельности человека.

Изучением искусства занимается искусствознание — совокуп­ность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искус­ства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения искусства, природу художествен­ного творчества, место искусства в социальной и духовной жизни общества. Современное искусствознание исследует искусство в контексте духовной культуры.

Структура искусствознания отличается комплексностью и про­является в следующем:

Во-первых, искусствознание разделяется на общее и частное соответственно членению самого искусства на различные виды художественного творчества. Как система частных наук об отдель­ных видах искусства искусствознание включает в себя литературо­ведение, театроведение, музыкознание, архитектуроведение, ис­кусствоведение (наука об изобразительных искусствах), кинове­дение и т.д. Каждая из этих частных наук имеет относительно самостоятельный характер и в то же время входит в качестве со­ставной части в общую структуру искусства как системы целост - ного знания о художественном творчестве.

Во-вторых, в наиболее общем виде искусствознание представ­ляет собой совокупность трех дисциплин: истории искусства, тео­рии искусства, художественной критики. Соответственно частные науки об искусстве включают в себя аналогичные дисциплины: театроведение — историю театра, теорию театра, театральную критику; музыкознание — историю музыки, теорию музыки, музыкальную критику и т.д.

Общей теорией искусства выступает эстетика (от греческого aisthetikos — чувствующий) — наука о сущности и закономерно­стях творческого освоения действительности по законам красоты. Эстетика представляет теоретическую основу по отношению к ча - стным искусствоведческим наукам.

Распространение средств массовой коммуникации — периоди­ческой печати, звукозаписи, кино, радио, телевидения и других — существенно изменило художественную жизнь общества в XX в. Эти средства позволили приобщить к достижениям мировой культуры широкие слои населения, которые ранее практически не имели доступа к художественным ценностям. При этом в процессе поли­графического, звукового или экранного тиражирования произве­дения традиционных видов искусства (в первую очередь живопи­си, скульптуры, театра) претерпевали существенные изменения, теряя ряд своих свойств, таких как уникальность рукотворного тво­рения, прямой контакт между актерами и аудиторией в театре и т.д.

Определенную роль играет взаимосвязь искусства и морали. Ис­кусство и мораль — это две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом.

В истории искусства существовали два подхода к проблеме вза­имоотношения искусства и морали:

1) моралистический, утверждавший единство искусства и мо рали и подчинение художественного творчества нравственным це лям и задачам;

2) имморалистический, построенный на противопоставлении морали и искусства, оправдании аморальных тенденций в искус стве.

Взаимосвязь искусства и морали надо искать в контексте об­щих морально-этических проблем: добра и зла, интереса и долга, смысла жизни, счастья, любви и т.д. Мораль устанавливает нормы поведения, а искусство решает эти проблемы в художественной форме и художественными средствами.

Искусство отражает реальный моральный опыт, утверждает нравственный идеал общества, заглядывая далеко вперед, прове­ряя действительное содержание и жизненную силу действующей морали. Выражая стремление к высокой человечности, потреб­ность человека во всестороннем раскрытии своих творческих сил и возможностей, искусство, подобно морали, своими средствами выполняет и прогностическую функцию. Силу нравственного воз­действия искусства не следует ни преувеличивать, ни преумень­шать. Оно не обладает способностью, как отмечал Аристотель, превращать злого человека в доброго. Для восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой-то степени готов достой­но оценить моральный образ мыслей героев произведений, нрав­ственную направленность их поступков. Не учитывая этого обсто­ятельства, иногда неправомерно возлагают на искусство всю от­ветственность за «падение нравов», тогда как такую ответственность надо возлагать на социальную действительность.

Моральное воздействие искусства на людей может осуществ­ляться примером нравственного поведения героя произведения или силой вызываемого художественным произведением эстети - ческого переживания, побуждающих личность к размышлению. Сила нравственного воздействия искусства не исчезает с прекра­щением непосредственного контакта с произведением, а, напро­тив, только начинается, уходя в глубь сознания человека, где не­заметно для него затрагивает все сферы жизнедеятельности, влияя на мотивы, стимулы, ценностные установки и в результате — на поведение, человеческую личность в целом.

Тесная взаимосвязь существует и между искусством и религией. Для религии характерна вера в сверхъестественные объекты, по­читание их, поклонение им. развитая система культовых действий. В искусстве важно отображение реальной действительности в ху­дожественных образах. Тесная взаимосвязь искусства и религии объясняется наличием в них целого ряда общих черт. Искусство и религия выражают ценностное отношение человека к действи­тельности. Они чаше опираются на противоречащие формальной логике представления, на образно-символическое мышление, чем на понятийное. Отсюда — их обращение к чувственно-эмоцио­нальной, не сознательной, стороне психики человека.

Эмоциональное возбуждение, духовное переживание сопровож­дают и восприятие произведения искусства, и религиозные риту­алы, только в первом случае они значимы сами по себе, а во втором — осмысливаются как формы общения со сверхъестествен­ным миром. В связи с этим художественные и религиозные эле­менты были тесно переплетены в структуре древнего мифологи - ческого сознания. В первобытно-общинный период развития об­щества искусство еще не было самостоятельным и выполняло прикладные функции в рамках первобытных культов и ритуалов. Религиозный ритуал строился на художественно-эстетической основе, сопровождался плясками, пением, музыкой, содержал элементы театральности. Художественные элементы ритуала вос­принимались как действие сверхъестественных сил на человека, как духовный контакт с объектом поклонения. Такие же отноше­ния перешли в религии древних цивилизаций.

С возникновением мировых религий отношения между искус­ством и религией стали развиваться сложно и противоречиво. Все явления культуры и искусства стали оцениваться с позиции той или иной религии. Все, что соответствовало религиозным нормам или могло быть использовано для их поддержания и распростра­нения, принималось, а остальное, как правило, отрицалось. Так, в исламе долгое время запрещалось изображать людей и живот­ных, что существенно затормозило развитие изобразительного искусства в исламском мире. Раннее христианство отрицательно относилось практически ко всем видам искусства, так как усмат­ривало в них связь с языческими культами. Однако уже с IV—V вв. пение, ораторское искусство, декоративно-прикладное искусст­во, живопись начали проникать в христианский культ, а несколь­ко позже и христианские идеологи признали необходимость ак­тивного использования искусства в религиозных целях. В Визан­тии, например, церковное богослужение представляло собой целостное художественное действо, в которое включались архи­тектура, живопись, декоративные и песенно-поэтические искус­ства, ораторское искусство, хореография, светоцветовая и даже обонятельная атмосфера в храме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...