Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и смысл жизни человека 8 глава




Жизненный цикл человека составляют определенные возраст­ные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные гра­ницы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет на­чальную социализацию, период зрелости и старости — продолжен­ную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продол­женной социализации).

Не последнюю роль в социализации играет воспитание — при­витие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспи­тания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во вто­ром — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая ро­дителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформи - ровать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.

В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответ­ствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответствен­ность и самоконтроль со стороны родителей.

Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Про­цесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрасто.м он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс назы­вается самовоспитанием.

Самовоспитание — свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение уси­лий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, со­стоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.

Вопросы и задания

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?

3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.

4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

5. Какую роль в развитии личности играют способности и талант?

6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?

7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем со стоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?

8. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы само воспитанием?

9. Прочитайте высказывание Г.В.Плеханова.

«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, пото­му что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает науч­ные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, создан­ные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Какие черты великого человека он выделяет?

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Духовный мир человека — это сфера его жизнедеятельности, в которой он проявляет свои интеллектуальные и творческие способ­ности. Духовный мир индивидуален и неповторим, постоянно развивается. Он проявляется в определенных видах деятельности (духовное производство), формах поведения и системе ценностей, разделяемых человеком.

Духовный мир не является чем-то изолированным. Он выходит за рамки индивидуальных интересов человека, соприкасаясь с духовными интересами других людей. Обладание высокими нрав­ственными качествами, творческим потенциалом, стремлением действовать во благо других называется духовностью. Духовность присуща не всем людям. Духовный человек обладает развитым самосознанием, потребностью к познанию и самопознанию, бес­прерывному поиску истины.

Критерием духовности служит участие индивида в духовной деятельности, которую условно делят на духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовная деятельность в целом связана с изменением сознания людей. Духовно-теоретическая деятельность направлена на создание духовных ценностей — идей, теорий, норм, идеалов, которые могут принимать форму научных и худо­жественных произведений. Духовно-практическая деятельность свя­зана с сохранением, воспроизведением и распространением со­зданных духовных ценностей.

Для характеристики духовной деятельности часто применяют термин духовное производство. В отличие от материального произ­водства, создающего материальные предметы, духовное произ­водство направлено на достижение результатов умственной дея­тельности в форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые включают в себя созданные их авторами идеи, образы и чувства.

Духовное производство напрямую связано с производством материальным. Для духовного производства необходимы бумага, краски, письменные принадлежности и т.д. В то же время резуль­таты духовного производства часто преобразуются в объекты ма­териального мира (например, создание на основе научных иссле­дований новой модели двигателя).

Духовное производство есть профессиональная деятельность таких людей, как артисты, художники, скульпторы, ученые. Но нередко субъектом духовного производства выступает сам народ, создающий сказки, песни, былины, другие произведения народ­ного творчества.

Сохранению результатов духовного производства способству­ют специальные учреждения: библиотеки, музеи, картинные га­лереи, архивы. Знакомясь с их содержимым, мы приобретаем но­вые знания, удовлетворяем духовные потребности и тем самым осуществляем процесс духовного потребления.


Духовные ценности, которые человек воспринимает, не исче­зают, а обогащают его духовный мир. Это восприятие носит твор­ческий характер. Каждый человек по-своему осмысливает содер­жание произведения литературы, искусства и т.д. Духовные за­просы людей значительно различаются. Один слушает классическую музыку, а другой — эстрадную. Кому-то нравится ходить в театры, а кому-то — в кино.

Исследования показали, что уровень образования и общей куль­туры человека непосредственно влияет на потребление им духов - ных ценностей. Чем выше культура человека и уровень его образо­вания, тем больше средств и времени он стремится выделить на удовлетворение духовных потребностей.

В целом духовная деятельность многообразна и имеет множе­ство проявлений. Она может стать основой профессии человека, его хобби или способом проведения досуга. Но в любом случае она духовно обогащает, способствуя реализации творческого по­тенциала людей.

Одна из составляющих духовного мира человека ~t мировоззре­ние — совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, опреде­ляющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

Чувство страха или гармонии по отношению к окружающему миру, удовлетворенность действительностью или стремление ее изменить — все это определяется мировоззрением.

Мировоззрение носит исторический характер. В каждую эпоху человечество имело определенный уровень знаний, специфичес­кие проблемы, особые способы их решения, определенную сис­тему духовных ценностей. Каждый человек обладает только ему присущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей факторов, которые влияют на формирование их общего мировоз­зрения. Это общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения, образования, уровня зна­ний и т.д. Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные позиции в оценке окружающего мира. Таким образом, мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечива­ющим целостность общества. Посредством мировоззрения обще­ственное сознание воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию.

В науке существует множество подходов к проблеме класси­фикации мировоззрения. Но независимо от типа мировоззрение решает три основных вопроса: 1) отношение человека к миру в целом; 2) место и назначение человека в окружающем мире и 3) познание и преобразование мира. Выделяют пять типов миро­воззрения — обыденное, мифологическое, религиозное, философ­ское, научное.

Обыденное мировоззрение формируется в процессе личной прак­тической деятельности человека. Если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал философию или религиозные учения, то его мировоззрение скла­дывается стихийно, основываясь на непосредственном жизнен­ном опыте. Недостаток такого мировоззрения состоит в том, что оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией. Тем не менее обыденное мировоз­зрение широко распространено в настоящее время.

Мифологическое мировоззрение существовало у многих народов на заре развития человечестваАД/иф — это сказание, которое сим­волически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных верований. Миф представляет собой причудливый синтез рационального и иррационального, правды и вымысла, истины и заблуждения в сознании людей. Первобыт­ные люди, не имея возможности объяснить многие явления при­роды, изображали мир населенным фантастическими существа­ми, способными творить чудеса. В мифах отражались результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, содержа­лись предания о давних событиях и рассказы о дальних землях. Все это тесно переплеталось между собой и, передаваясь из поколе­ния в поколение, обрастало новыми подробностями как вымыш­ленными, так и реальными. Миф выступает наиболее ранней фор­мой духовной культуры человечества, объединяющей в себе за­чатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, устного творчества. Лишь значительно позже эти элементы обосо­бились и получили самостоятельное существование. Мифологи­ческое мировоззрение отрицает возможность постижения и объяс­нения мира. Оно призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил, олицетворенных в идолах, талисманах, доб­рых духах. В современном мире мифологическое мировоззрение не имеет широкого распространения. Пережитками его могут быть названы различного рода суеверия.

Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, основанное на догмах религий, существовавших и существующих в мире в настоящее время. Основы религиозных учений содержат обычаи и традиции язычников и священные книги мировых религий: Биб­лия в христианстве, Коран в исламе и т.д. В религиозных постула­тах уже содержатся взгляды на мир, его происхождение, на пред­назначение человека, определяются богоугодный образ жизни, правила поведения (заповеди), с выполнением которых связыва­ется спасение души. В соответствии с религиозными нормами человек должен принимать религиозные догмы на веру без каких- либо сомнений и размышлений. Сомневающийся отступает от бога, впадает в ересь и осуждается церковью. Религиозное мировоззрение нацеливает человека на совершение нравственных поступков, дает ему веру в возможность достижения поставленных целей. Тем не менее слабые стороны религиозного мировоззрения составляют непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас — их игнорирование.

В отличие от мифологического и религиозного философское мировоззрение дает объяснение действительности с позиции разу­ма. Наблюдение, обобщение, выводы, доказательства стали вы­теснять вымысел и сюжеты мифологии, оставляя их искусству. Мифы подвергались пересмотру, и им придавалось новое, рацио­нальное толкование. Таким образом, философское мировоззрение не только отмежевалось от мифологии, но и преодолело ограни­ченность обыденного сознания. Появление философского миро­воззрения означало зарождение теоретической мысли, способной не только накопить массу объективной информации, но и объяс­нить ее, и вместе с тем создать представление о целостном и еди­ном в своей основе мире. Кроме познания мира философское ми­ровоззрение включает в себя взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни. Различные проблемы рас­сматриваются через постоянное осмысление отношений человека и мира.

Современное научное мировоззрение — это продолжение того направления мировой философской мысли, которое в своем раз­витии опиралось на достижения науки. Оно включает в себя науч­ную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Преимущества научного миро­воззрения состоят в его опоре на достижения науки, тесной связи с практической деятельностью людей. Достижения научно-техни­ческого прогресса подтверждают многие выводы, сделанные уче­ными на основе научно-мировоззренческой позиции. Тем не ме­нее проблемой остаются гуманизация научного мировоззрения, оценка окружающего мира с точки зрения укрепления общечело­веческих ценностей: добра, свободы и справедливости. Все же на­учное мировоззрение наиболее перспективно для деятельности современных людей в развивающемся обществе по пути научно- технического, социального и экологического прогресса.

Независимо от типа, мировоззрение играет большую роль в жизни людей. Оно помогает человеку ориентироваться в окружа­ющей действительности, ставить цели и определять средства их достижения. На основе своих мировоззренческих позиций человек решает, что для него имеет истинный смысл, а что ложно и не­значительно.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику понятия «духовный мир человека».

2.Что такое духовность? Каковы ее критерии? Какого человека мож но назвать духовным, а какого — нет?

3. В чем отличие духовно-теоретической деятельности от духовно-прак тической?

4. Что такое духовное производство? Как оно взаимосвязано с мате риальным производством?

5. В чем состоят духовные ценности? Как они усваиваются человеком?

6. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

7. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения?

8. Какие существуют типы мировоззрения? Дайте их характеристику.

9. Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе? К какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды?

2.8. ПРОБЛЕМА СМЕРТИ В ДУХОВНОМ ОПЫТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Проблема смерти встала перед человечеством еще в те време­на, когда человек впервые осознал временные пределы своего существования. Отношение к смерти было различным у разных народов и проявлялось, в первую очередь, в религиозных воззре­ниях.

Смерть — это, несомненно, прекращение бытия человека. Осо­знание человеком того, что его не станет, он не будет чувство­вать, мыслить, не увидит будущего, может стать источником страха и отчаяния. Если же оценивать смерть как переход в иную форму бытия, «вечную жизнь», то факт смерти уже не представляется столь трагичным. Жизнь в этом случае видится как подготовка к смерти, к переходу в иной мир. Именно таково содержание рели­гиозного взгляда на проблему смерти.

Еще в древних языческих культах смерть представлялась как гибель телесного при продолжении существования души. У мно­гих народов был распространен обряд кремации, т.е. сожжения тела умершего. Считалось, что с уничтожением тела душа вместе с дымом быстрее поднимется на небеса. Чтобы задобрить богов, родственники умершего собирались на поминальную трапезу. За­пах от приготовленных блюд, поднимаясь к небесам, должен был быть пищей богов, а кушанья доставались людям.

Проблема взаимосвязи души и тела проявилась в традиции му­мификации. В древнем Египте существовало поверье, что душа, выходя из тела, обязательно должна была туда вернуться. Под­тверждением этому считался сон, во время которого душа якобы покидает тело, летает где-то, а затем возвращается в него. Сны, таким образом, являются воспоминаниями о путешествиях души. Поэтому в Египте тело умершего старались сохранить." удаляли внутренности, пропитывали различными составами, укладывали в каменные саркофаги. Искусство мумификации в Египте достиг­ло такого мастерства, что некоторые мумии сохранились и по сей день.

Наиболее распространенным способом погребения у многих народов, сохранившимся и по сей день, было предание тела земле. Видимо, изначально этот обряд был связан с намерением уберечь тело умершего сородича от поедания его дикими зверями. Со вре­менем такой обряд принял религиозную окраску: тело предава­лось земле, тогда как душа отправлялась в иной мир.

Интересен взгляд на проблему смерти в учении о реинкарнации (переселении душ), наиболее распространенном среди индусов. Согласно ему, со смертью человека его душа переселяется в тело другого человека, в животное или даже в неодушевленный пред­мет. Вопрос о том, в какую оболочку переселится тело, разрешал­ся в зависимости от праведности жизни человека. Если человек жил достойно, помогал ближним, совершал добрые поступки, то его душа после физической смерти переселится в тело другого человека, может быть, даже занимающего более высокое положе­ние в обществе. Если же, наоборот, человек приносил зло дру­гим, его душа переселится в животное, насекомое, червяка или даже в придорожный камень, который будет лежать на своем ме­сте сотни лет.

Во многих религиях наступление смерти связывается с перехо­дом в иной, «потусторонний», «загробный» мир. В христианстве душа умершего попадает в рай или в ад, в зависимости от того, сколько хорошего и плохого совершил человек при жизни. В веро­ваниях многих древних народов считалось, что человек в загроб­ном мире останется тем же, кем он был при жизни, и ему пона­добится все то, чем он пользовался до смерти. Поэтому в могилы клали украшения, оружие, предметы быта. Для погребения еги­петских фараонов строились пирамиды, в которые помещались все необходимые в жизни царской особы предметы. Стены внут­ренних помещений пирамиды расписывались сценами из жизни фараона, увековечивающими его деяния. Широко известны захо­ронения скифов — народа, жившего в древние времена в Север­ном Причерноморье. В могилы знати скифы клали оружие и раз­нообразные украшения из драгоценных металлов. В Китае архео­логами была найдена гробница, в которой обнаружили кроме останков усопшего разнообразные предметы быта, оружие, ко­лесницы и — самое удивительное — несколько десятков глиня­ных статуй воинов. Уникальность находки состояла в том, что ни одна статуя не была похожа на другую. Видимо, их лепили с ре­альных людей.

У некоторых народов было принято в могилу вместе с вождя­ми и императорами помещать их слуг, жен, телохранителей, ло­шадей, собак, которых специально умерщвляли, чтобы похоро­нить вместе с их хозяином. Считалось, что и в потустороннем мире они также будут верно служить ему, как и при жизни.

Проблема смерти во все времена касалась не только вопроса возможного существования в потустороннем мире, но и того, как человек примет смерть. Конечно, есть разница между смертью в расцвете сил и смертью в глубокой старости, между смертью ради жизни других людей и смертью преступника на эшафоте. Поэто­му независимо от исторической эпохи вопрос «Как принять смерть?» был весьма актуальным. Смерть на поле брани всегда считалась почетной. Люди шли на смерть ради свободы, защи­щая свою родину, своих жен и детей. Из летописи известны слова князя Святослава, сказанные им накануне решающей битвы с византийцами в 971 году: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми — ибо мертвые сраму не имут! Если же убежим — срам будет нам». В русской истории таких примеров немало. Рус­ские солдаты шли в бой «За Веру, Царя и Отечество». И это были не пустые слова. Защита Родины от иноземных захватчиков явля­лась важнейшей целью, ради достижения которой можно было отдать свою жизнь. Во время Великой Отечественной войны наши отцы и деды шли в атаку, бросались с гранатами под танки, за­крывали собой амбразуры дотов со словами «За Родину!», а уже затем произносился лозунг «За Сталина!», так как жить без вождя можно, вожди приходят и уходят, а Родина одна, и никакая дру­гая страна ее не заменит. Тем более, что истинный патриот не будет мириться с порабощением своей Родины иноземцами. Са­мопожертвование ради других людей — высшее проявление геро­изма. Спасти людей на пожаре, во время стихийного бедствия даже ценой своей жизни — это смерть, достойная восхваления.

Во все времена особым было отношение к людям, принявшим мученическую смерть. Во многих странах такие люди причислены церковью к лику святых. Например, святые великомученики Бо­рис и Глеб, принявшие смерть от Святополка Окаянного, не же­лавшие допустить братоубийственной войны.

В настоящее время проблема смерти стала актуальна как ни - когда. В соответствии с демократическими идеалами, все более завоевывающими мир, жизнь провозглашается высшей ценностью. В странах Евросоюза смертная казнь отменена. В статье 20 Консти­туции Российской Федерации провозглашено право каждого че­ловека на жизнь. Там же определена перспектива отмены смерт - ной казни в России. Сейчас у нас в стране смертная казнь не применяется. Она не выполняет одну из основных функций нака­зания, а именно, исправление преступника. Как он может испра­виться, если его убьют?

Этические и нравственные аспекты проблемы смерти привле­кают в наши дни внимание в связи с успехами биомедицинских исследований, в частности в области реаниматологии, занима­ющейся вопросами возвращения к жизни людей.

Сейчас наряду с безоговорочным признанием права человека на жизнь всерьез обсуждается его «право на смерть». Одни настаи­вают на неограниченной свободе человека в решении этого воп­роса, другие — на отказе в праве на смерть, исходя из обществен­ных и государственных интересов. Человечество всегда боролось за право на жизнь. Все остальные права человека рассматрива­лись как его производные, так как каждое из них обязательно отражало одно из проявлений жизни, необходимость удовлетво­рения каких-либо жизненных потребностей, интересов, устрем­лений.

Самоубийство как добровольный уход из жизни во все времена осуждалось обществом и церковью. Самоубийц даже не хоронили на кладбищах. Исключение составили случаи, связанные с неже­ланием людей попасть в плен к врагу.

В настоящее время вопрос о жизни и смерти становится вопро­сом выбора, причем не только самого человека, о жизни и смер­ти которого идет речь. Возникает проблема, должно ли общество сохранять жизнь человека вопреки его воле. При этом речь идет не о самоубийце, а об умирающем человеке, которому искусственно задерживают наступление смерти. Неслучайно вопрос о разреше­нии или запрете эвтаназии — безболезненной искусственной кон­чины страдающего неизлечимой болезнью человека — становится предметом острых дискуссий не только медиков, но и юристов, правозащитников, политиков.

Одни из них, сторонники позиции соблюдения права свободы выбора, считают, что если эвтаназия не приносит вреда другим людям, то вмешательство в решение индивида ускорить наступ­ление своей смерти морально неоправданно. Эвтаназия, таким образом, не должна запрещаться законом.

Противники таких взглядов утверждают, что человеческая жизнь неприкосновенна и поэтому эвтаназию нельзя применять ни при каких обстоятельствах. Они не без основания опасаются, что при эвтаназии возможны злоупотребления со стороны вра - чей, родственников умирающего или других заинтересованных лиц. Наконец, эвтаназия противоречит принципу «пока есть жизнь, есть надежда». Нельзя также не учитывать возможности ошибочного диагноза врача. Применение эвтаназии в этих случа­ях приводит к необратимым последствиям. Кроме того, после смерти больного в результате применения эвтаназии может по­явиться новое лекарство, способное излечить ранее неизлечи­мое заболевание.

С проблемой эвтаназии связан вопрос о том, что считать смер­тью человека, дающей право врачу отключить аппараты искусст­венного поддержания жизни. Одни утверждают, что жизнь чело­века должна поддерживаться до самого последнего момента, а другие считают возможным констатировать факт смерти и отклю­чить аппараты после гибели коры головного мозга.

Таким образом, проблемы жизни и смерти поднимают меди­цинские, правовые, моральные вопросы. Биологически человек смертен. Но осознание смертности не должно стать поводом для отчаяния. Наоборот, нужно понять, что людям отводится не так


уж и много времени для реализации своего жизненного потенци­ала и надо использовать это время с пользой и для себя, и для общества.

Вопросы и задания

1. Как рассматривалась проблема смерти в культуре разных народов?

2. Как взгляды на проблему смерти влияли на обряд погребения?

3. Почему у многих народов возникло понятие о душе? Как это про явилось в религиозных верованиях?

4. Охарактеризуйте учение о реинкарнации. Где и почему возникло это учение?

5. В чем состоит вопрос «как принять смерть?» Как с ним было связа но поведение людей?

6. Чем объяснить проявления самопожертвования и героизма? Приве дите примеры.

7. Кого мы называем святыми? Что повлияло на канонизацию многих святых?

8. В чем состоит актуальность проблемы смерти в современном мире?

9. В чем состоят нравственные проблемы смерти? Что понимают под словами «право на смерть»?

10. В чем состоит взаимосвязь проблемы смерти и проблемы смысла жизни?


ГЛАВА 3

ПОЗНАНИЕ

3.1. ПОНЯТИЕ ПОЗНАНИЯ

Познание — это усвоение переживаемого с целью нахождения истины. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт. Результатом процесса познания становится получение знания.

Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая ин­формация есть знание. Информация становится знанием, когда она переработана субъектом. В основе превращения информации в знание лежит целый ряд закономерностей, регулирующих дея­тельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему обществен­ных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благода­ря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Таким образом, знание — это высший уро­вень информации.

Выделяют два вида познания — чувственное и рациональное. В процессе познания мы используем органы чувств, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельно­стью, или чувственным познанием. Исходным элементом чувствен­ного познания выступает ощущение — реакция человеческого организма на раздражение. Как известно, у человека есть пять органов чувств — зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Они воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом человека. При этом совершается качественное изменение: ощущение переходит в со­знание. Этот процесс называется чувственным восприятием.

Образ предмета означает возникновение его идеального отра­жения в сознании. Ощущение, следовательно, представляет субъек­тивный, идеальный образ предмета, поскольку отражает воздей­ствие предмета через «призму» человеческого сознания. Так, бо­левые ощущения обязательно порождаются каким-либо объективно существующим раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога преж­де всего потому, что на кожу подействовал раскаленный предмет. Но в самом горячем предмете, разумеется, нет боли. Боль — это реакция нашего организма на раздражение.

В ощущении начинает отражаться объективная связь ощущаю­щего субъекта с теми вполне определенными явлениями, с кото­рыми взаимодействует данный субъект. Мы ощущаем форму, цвет, близость предмета, его расположение в пространстве и т.д. и даем ему оценку.

Материализм и идеализм по-разному истолковывают понятие ощущения. Материализм подчеркивает объективность источника ощущений, объективность мира, отражаемого в ощущениях. Иде­ализм абсолютизирует субъективность образа, который дается ощущением. Он истолковывает субъективность как односторон­нюю зависимость ощущения от внутреннего состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность, ма­териальность тех предметов и отношений, которые отражаются в ощущениях.

Концепция, утверждающая чувственное происхождение нашего познания, получила в философии наименование сенсуализма (от лат. sensus — чувства). Действительно, сознание человека опирает­ся на непосредственный контакт органов чувств и материальных объектов. Материалисты утверждают, что мы не могли бы ничего знать о данном предмете, если бы никто и никогда его не видел. Идеалисты же говорят, что человек может создавать представле­ния о совершенно фантастических объектах. Материалисты на это отвечают, что какими бы нереальными ни были фантазии, они выступают причудливым сочетанием образов реальных объектов.

Ощущения дают нам самую первую форму образного отраже­ния предмета. Образ — идеальная форма отображения предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной фор­ме. Если мы видим только часть предмета, например стену дома, то все равно воспринимаем дом как единое целое. хуВосприятш — это целостный образ материального предмета, полученный посредством наблюдения. Восприятие не есть простая сумма ощущений. Оно существует как совокупность разнообразных проявлений предмета, связанных с познавательной и практической деятельностью. Таким образом, восприятие — процесс активный, творческий. Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти. Он может вспоминать вос­приятие и образ в отсутствие предмета — так возникает представ­ление о предметах. Таким образом Представление — это восприя­тие человеком предмета в целостности даже в случае, когда он его Целиком не ощущает.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...