Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Либерально-демократическая партия России




История. ЛДПР - уникальное явление в российской партийно-политической жизни. Ее особенность заключается в том, что по происхождению и механизму функционирования она представляет собой не столько политическую партию, сколько организацию, обслуживающую амбиции одного человека - своего лидера Владимира Жириновского (недаром на V съезде ЛДПР к ее названию были добавлены слова "Партия Жириновского"). От других "лидерских" организаций ("Яблоко", "Держава") ЛДПР отличается тем, что ее лидер полностью лишен каких бы то ни было политических убеждений и является своеобразным "хамелеоном", готовым приспосабливаться к любой конъюнктуре и менять свою позицию в любом направлении. Начиная свою деятельность в условиях подъема демократического движения, В.Жириновский подобрал для создаваемой организации соответствующее название, однако, осознав, что не сможет конкурировать с уже существующими объединениями данной ориентации, стал искать более выгодную нишу, в конце концов остановившись на "социал-державном" популизме. Отличие ЛДПР В.Жириновского от эволюционировавших от либерализма к "державничеству" КДП-ПНС и РХДД состоит в том, что никакой эволюции она не совершала, более того - даже не имела программно-идейных предпосылок для какой-либо эволюции. В.Жириновский просто одномоментно и без каких-либо обоснований поменял свой политический "цвет". Судя по всему, именно полная политическая беспринципность позволила В.Жириновскому нащупать ту форму "державнической" идеологии, которая в современных условиях наиболее адекватно отражает настроения соответствующей части электората. Об этом свидетельствует прежде всего то, что ЛДПР явилась единственной "державнической" организацией, победившей на выборах в Госдуму как в 1993 г., так и в 1995 г.
ЛДПР была образована в конце 1989 г. Ее лидер В.Жириновский в мае 1988 г. участвовал в учредительном съезде Демократического союза (хотя в партию так и не вошел), весной 1989 г. примкнул к группе Владимира Богачева, отколовшейся от Демократической партии Льва Убожко (ранее Богачев вместе с Убожко был исключен из Демсоюза), а в декабре того же года вместе с Богачевым заявил о создании Либерально-демократической партии России, программой которой стал написанный Жириновским проект "Программы Социал-демократической партии", переименованный в связи с изменившейся конъюнктурой в "Программу ЛДП". На учредительном съезде (31 марта 1990 г.) партия получила название "Либерально-демократическая партия Советского Союза".
6 октября 1990 г., во время поездки Жириновского на Конгресс Либерального Интернационала в Хельсинки, группа членов Центрального комитета во главе с Главным координатором В.Богачевым, членом ЦК Константином Кривоносовым и руководителем молодежной организации ЛДПСС Владимиром Тихомировым, созвав чрезвычайный съезд, исключила Жириновского с формулировкой "за прокоммунистическую деятельность" и переименовала ЛДПСС в Либерально-демократическую партию. 20 октября 1990 г. Жириновский и его сторонники, в свою очередь, провели "всесоюзную конференцию с правами съезда", на которой исключили из партии Кривоносова, Богачева и Тихомирова.
12 апреля 1991 г. устав ЛДПСС был зарегистрирован Министерством юстиции СССР, однако в августе 1992 г. Минюст России аннулировал эту регистрацию, признав ее произведенной "с грубыми нарушениями законодательства, по фальсифицированным документам". 14 декабря 1992 г. партия была перерегистрирована Минюстом РФ под названием "Либерально-демократическая партия России".
Летом 1990 г. ЛДПСС стала одним из инициаторов создания Центристского блока политических партий и движений, в который вошло несколько мифических и карликовых партий. ЦБППД пытался играть роль "третьей" политической силы - "центра" между демократами и коммунистами, в чем ему всячески содействовала находившаяся под контролем КПСС официальная пресса. В конце 1990 - начале 1991 г. В.Жириновский неоднократно высказывался за введение в стране чрезвычайного положения и временный роспуск всех политических партий, а на конференции Центристского блока (16 февраля 1991 г.) выступил за введение в СССР прямого президентского правления, роспуск Съезда народных депутатов России и парламентов прибалтийских республик.
В апреле 1991 г. В.Жириновский был выдвинут кандидатом в президенты РСФСР партийным съездом и, собрав необходимое число голосов на IV Съезде народных депутатов РСФСР, был включен в список претендентов. На выборах 12 июня 1991 г. В.Жириновский получил 7,81% голосов, заняв третье место (после Б.Ельцина и Н.Рыжкова).
В августе 1991 г. В.Жириновский от имени Высшего совета ЛДПСС поддержал ГКЧП, за что впоследствии получил предупреждение от Министерства юстиции России. В декабре 1991 г. ЛДПСС осудила Беловежские соглашения и провела ряд митингов протеста против роспуска СССР.
В сентябре 1993 г. Жириновский одобрил указ Б.Ельцина о роспуске парламента, но затем осудил насильственные действия обеих сторон. На выборах 12 декабря 1993 г. ЛДПР заняла первое место при голосовании по партийным спискам, получив 22,92% голосов. В созданную в Госдуме I созыва фракцию ЛДПР вошло 64 депутата (59 избранных по общефедеральному списку и 5 - в одномандатных округах). Председателем фракции стал В.Жириновский, заместителями председателя - Александр Венгеровский и Сергей Абельцев, секретарем - Сергей Чуркин.
V съезд ЛДПР (2 апреля 1994 г.) утвердил новый устав, избрал Жириновского председателем партии сроком на 10 лет и предоставил ему право единолично формировать состав Высшего совета и других руководящих органов ЛДПР. Сама партия стала называться "Либерально-демократическая партия России - Партия Жириновского".
На выборах 17 декабря 1995 г. созданное на основе ЛДПР одноименное избирательное объединение получило 11,18% голосов. В созданную во II Госдуме фракцию ЛДПР вошел 51 человек (50 избранных по общефедеральному списку, 1 - в одномандатном округе).
На VII съезде ЛДПР (10 января 1996 г.) В.Жириновский был выдвинут кандидатом в президенты РФ и в марте официально зарегистрирован Центризбиркомом. В первом туре выборов (16 июня 1996 г.) В.Жириновский занял пятое место, получив 5,7% голосов.
Программные ориентиры. Принятая на учредительном съезде (31 марта 1990 г.) программа ЛДПСС практически ничем не отличалась от программ демократических организаций. Она, в частности, содержала следующие требования: "создание правового государства с президентской формой правления, рыночной экономикой"; обеспечение конституционных гарантий всем видам собственности; отмена прописки, полная свобода переписки и поездок за границу; деидеологизация общественной жизни и пр.
После разрыва с Е.Богачевым В.Жириновский в своих выступлениях фактически солидаризовался с КПСС по вопросу о необходимости сохранения СССР в его унитарной форме, выступал за проведение Советским Союзом активной внешней политики с целью расширения своего влияния, а также высказывался против "противостояния России с Центром", за прекращение "войны законов". Во время президентской кампании 1991 г. Жириновский выступал "за естественно-исторический путь развития, за сохранение территориальной целостности государства, за соблюдение гражданских прав и свобод для всех на всей территории страны". Лейтмотивом его предвыборной кампании было: "Я буду защищать русских и малые народы на всей территории России и СССР". В случае избрания его президентом он, в частности, обещал: ликвидировать все ограничения экономической деятельности; приступить к отмене всеобщей воинской обязанности и планомерному переходу к формированию профессиональной армии; потребовать возврата внешних долгов или их переуступки третьим странам; принять новую союзную конституцию и новое законодательство; принять меры "к прекращению антикоммунистической истерии и поиску врагов"; "снизить цены на алкогольные напитки и потребовать их продажи во всех торговых точках"; решить национальные проблемы путем отказа от национально-территориального деления на республики и перехода к территориальному делению на области и губернии и пр. При этом Жириновский обещал "оздоровление экономики в течение 2-3 лет". За этот период, по его уверениям, "будет в целом снят с повестки дня национальный вопрос и начнет приносить плоды новая внешняя политика".
После августа 1991 г. выступления В.Жириновского приобрели агрессивно-империалистическую окраску - вплоть до того, что он призывал Финляндию "по-хорошему" вернуться в состав России, а также предлагал закопать на границах с балтийскими республиками радиоактивные отходы и "поставить вентиляторы, чтобы гнать в Прибалтику радиацию".
На выборах в Госдуму I созыва ЛДПР выступала с платформой, состоящей из программы-минимум и программы-максимум. Программа-минимум включала следующие пункты: "прекратить любую помощь в любом направлении"; приостановить конверсию военной промышленности; "за несколько месяцев покончить с организованной преступностью; уничтожить все пять тысяч банд на территории России". Выполнение этой программы, по словам В.Жириновского, должно было "улучшить жизнь россиян в два раза". Программа-максимум включала требования: прекратить поток беженцев из республик бывшего Союза; запретить торговать в российских городах и селах всем лицам, не имеющим российского гражданства; снизить налоги; усилить госсектор, ввести госзаказ, восстановить связи между предприятиями; прекратить выплату долгов иностранным государствам; прекратить вывоз из страны тех товаров и сырья, в которых Россия нуждается сама; прекратить обучение иностранных студентов и лиц из национальных регионов; ликвидировать все привилегии и все льготы, сохранив их только для узкого круга лиц; "ликвидировать все национальные республики, ввести только губернии или области" и пр.
На выборах 1995 г. ЛДПР выступала под лозунгом "освобождения российского государства от закабаления Западом, против внутреннего разложения России". Однако на этот раз ее платформа была изложена более наукообразным языком и в этом плане меньше отличалась от программ других политических организаций. Среди требований партии были: "конкретное укрепление государственного управления в стране путем одномоментной и комплексной реорганизации"; "временное наделение исполнительной власти законодательными функциями, реабилитация народно-хозяйственного планирования по восстановлению и реконструкции многоукладной экономики с постепенным переходом на государственное индикативное управление"; "ликвидация диспропорций между секторами хозяйства и отраслями в пользу внутреннего рынка агропромышленных товаров и наукоемкой продукции, услуг транспорта и сферы правопорядка"; "временное ограничение степени внешнеэкономической открытости страны с ее планомерной либерализацией по мере стабилизации внутриполитических признаков и характеристик" и пр.
Численность. Руководящие органы. Лидеры. На момент учредительного съезда (март 1990 г.) в Либерально-демократической партии Советского Союза состояло 13 человек. На момент регистрации ЛДПСС Минюстом СССР (12 апреля 1991 г.) в ее рядах числилось более 5 тыс. человек, однако, как выяснилось позже, большинство документов региональных организаций партии были сфальсифицированы. Реальная численность ЛДП до президентских выборов 1991 г. составляла, скорее всего, около нескольких сотен человек, после выборов - немногим более тысячи. На момент перерегистрации (14 декабря 1992 г.), согласно поданным в Минюст спискам, в партии состояло 1000 членов. Однако реально действующих активистов было, судя по всему, в несколько раз меньше. После успеха на выборах в Госдуму 12 декабря 1993 г. численность ЛДПР значительно возросла, а ее низовые организации появились во всех регионах страны. В настоящее время по численности партия уступает, пожалуй, только КПРФ и РКРП.
Руководящим органом ЛДП при ее создании являлся избранный на учредительном съезде (31 марта 1990 г.) Центральный комитет (13 человек). Председателем партии стал В.Жириновский, главным координатором ЦК - В.Богачев. После исключения из партии В.Богачева В.Жириновский на II съезде ЛДПСС (13-14 апреля 1991 г.) добился замены Центрального комитета на Высший совет, оставив за собой пост председателя партии. В реальности все решения в партии принимаются ее лидером. Утвержденный V съездом ЛДПР (2 апреля 1994 г.) устав официально наделил Жириновского полномочиями единолично формировать состав Высшего совета и других руководящих органов ЛДПР. Жириновский был избран на съезде председателем партии сроком на 10 лет. Членами Высшего совета он назначил депутатов думской фракции ЛДПР Сергея Абельцева, Александра Венгеровского, Станислава Жебровского. Все дальнейшие изменения в руководстве ЛДПР производились исключительно по воле председателя, а официальные мероприятия - VI и VII съезды (сентябрь 1995 г. и январь 1996 г.) проводились только в силу необходимости представления в Центризбирком соответствующих документов для участия в выборах.

6.2.6. Социал-патриотическое движение "Держава"

История. Как и ЛДПР, "Державу" можно охарактеризовать как "лидерскую" организацию, однако, в отличие от первой, ее создание явилось итогом не мимикрии, а естественной политической эволюции лидера СПДД Александра Руцкого. Тот факт, что активисты СПДД объединялись вокруг А.Руцкого, как деятеля определенной политической ориентации, а не как преуспевающего "бизнесмена" от политики, доказывается уже теми серьезными разногласиями, которые имели место в руководстве движения накануне выборов в Госдуму (после ухода из "Державы" оппонентов А.Руцкого организация, правда, заметно "ожириновилась").
Полковник авиации, Герой Советского Союза А.Руцкой пришел в политику в 1989 г. Во время обучения в Военной Академии Генерального штаба он баллотировался в народные депутаты СССР и вступил в Московское общество русской культуры "Отечество" (организация национал-патриотической ориентации), заняв в нем пост заместителя председателя. Выборы А.Руцкой, выступавший с позиций национал-патриотической поддержки КПСС, проиграл кандидату от демократов. В 1990 г. при поддержке Курского обкома КПСС Руцкой был избран народным депутатом РСФСР. На учредительном съезде Коммунистической партии РСФСР летом 1990 г. он был избран членом ЦК. На Съезде народных депутатов РСФСР А.Руцкой первое время придерживался антидемократической позиции, однако к концу 1990 г. его политическая ориентация заметно изменилась. Осенью 1990 г. он ушел из "Отечества", а с начала 1991 г. стал выступать в поддержку председателя Верховного Совета Б.Ельцина в его противостоянии с коммунистической частью депутатского корпуса. Во время III съезда народных депутатов РСФСР (31 марта 1991 г.) Руцкой объявил о создании депутатской группы "Коммунисты за демократию", которая выступила за предоставление председателю ВС РСФСР Ельцину расширенных полномочий. На президентских выборах 12 июня 1991 г. А.Руцкой был избран вице-президентом в паре с Б.Ельциным. В июле 1991 г. он возглавил созданную на базе группы "Коммунисты за демократию" Демократическую партию коммунистов России (в октябре 1991 г. переименована в Народную партию "Свободная Россия"). Во время событий августа 1991 г. Руцкой был одним из организаторов обороны "Белого дома". Осенью 1991 г., после приглашения в правительство команды Е.Гайдара и фактического отстранения Руцкого от всех серьезных дел, отношения между президентом и вице-президентом заметно ухудшились. К лету 1992 г. Руцкой стал лидером "конструктивно-оппозиционного" блока "Гражданский союз", а во время открытого конфликта между Б.Ельциным и парламентом во время VII Съезда народных депутатов (декабрь 1992 г.) взял сторону последнего. Накануне референдума 25 апреля 1993 г. Руцкой выступил с обвинениями в коррупции в адрес некоторых членов правительства и администрации президента, после чего был освобожден Ельциным от всех поручений, а 1 сентября 1993 г. "временно отстранен от исполнения обязанностей" до расследования выдвинутых в его адрес обвинений в коррупции. После издания Б.Ельциным указа. 1400 (о роспуске парламента) А.Руцкой провозгласил себя исполняющим обязанности президента РФ, и в ночь на 22 сентября принес президентскую присягу перед Верховным Советом. Руководил обороной Дома Советов, 4 октября был арестован и помещен в следственный изолятор "Лефортово" по обвинению в организации массовых беспорядков (освобожден 26 февраля 1994 г. в связи с постановлением об амнистии, принятым Госдумой).
Инициативная группа по созданию Социал-патриотического движения "Держава" была сформирована А.Руцким в апреле 1994 г. на базе ряда региональных организаций Российской социал-демократической народной партии (так с апреля 1994 г. стала называться НПСР), ФНС и РХДД. До осени 1994 г. видную роль в организации играл лидер ФНС И.Константинов, позже рассорившийся с Руцким. К началу 1995 г. к участию в создании "Державы" присоединились Всероссийский национальный правый центр (М.Астафьев), движение "Возрождение Державы" (В.Кобелев), Всероссийская партия монархического центра (Юрий и Виктор Антоновы) и ряд национал-патриотических и монархических групп. Учредительный съезд СПДД (2 апреля 1995 г.) избрал председателем движения А.Руцкого, а его заместителями - лидеров вошедших в "Державу" организаций: В.Аксючица (РХДД), М.Астафьева и Н.Нарочницкую (ВНПЦ), В.Кобелева ("Возрождение Державы"), а также известного теоретика православной монархии Михаила Назарова.
К лету 1995 г. А.Руцкой во многом разочаровался в своих союзниках, обещавших ему сильную поддержку в регионах, но не предоставивших ее из-за практически полного отсутствия местных организаций у возглавляемых ими объединений. В избирательный список движения, вынесенный им на рассмотрение II съезда СПДД (26 августа), Руцкой не включил ни В.Аксючица, ни М.Астафьева, зато наполнил его множеством предпринимателей, оказавших движению финансовую поддержку. В знак протеста 4 из 5 заместителей (кроме В.Кобелева), заявив о произведенном в движении "антипатриотическом перевороте" и превращении его в "социал-криминальное движение новых русских", покинули СПДД и увели оттуда свои организации: РХДД, ВНПЦ, ВПМЦ. В связи с необходимостью пересмотра ("уточнения") А.Руцкой отозвал избирательный список из Центризбиркома и на III съезде движения (9 сентября 1995 г.) внес в него необходимые коррективы. В результате список возглавили А.Руцкой, В.Кобелев и Константин Душенов - пресс-секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Съезд также изменил название сформированного на его основе избирательного объединения, предложив называть его "Держава - Руцкой", однако Центризбирком не утвердил этого изменения. На выборах 17 декабря 1995 г. "Держава" получила 2,57% голосов. В декабре 1995 г. Центризбирком зарегистрировал инициативную группу по выдвижению кандидатом в президенты РФ лидера СПДД А.Руцкого, однако в марте 1996 г. тот снял свою кандидатуру в пользу лидера КПРФ Г.Зюганова.
Программные ориентиры. Политические цели СПДД были сформулированы А.Руцким еще осенью 1994 г.: "возрождение державной России в границах СССР через свободное волеизъявление народов"; "объединение наций и народностей в единую нацию - российский народ"; "построение демократического общества социальной справедливости". В принятой на II съезде (26 августа 1995 г.) предвыборной платформе, к этим требованиям были добавлены следующие: "восстановление разрушенного "реформаторами" оборонного потенциала страны"; "восстановление государственного управления базовыми отраслями народного хозяйства"; "обеспечение приоритетной реализации товаров отечественных товаропроизводителей"; "создание условий продовольственной самодостаточности (независимости от продовольственного импорта)"; "усиление роли государства в контроле совокупных расходов и денежной системы"; прекращение "грабительской и бесчестной" приватизации, проверка ее результатов; "отказ от какого бы то ни было участия в становлении и функционировании международных надгосударственных органов, наделенных властными полномочиями"; "восстановление сбережений населения, девальвированных в 1992 г."; "восстановление на обновленной основе разрушенной системы обеспечения прав человека на работу, жилье, образование, здравоохранение, отдых, пенсионное обеспечение"; "введение налога на сверхдоходы для юридических и физических лиц"; "государственная поддержка православия во всероссийском масштабе в сочетании с поддержкой других традиционных российских конфессий"; подчинение содержания передач СМИ "традиционным нормам морали, нравственности, этики и религии" и пр.
Численность. Руководящие органы. Лидеры. Численность СПДД на конец лета 1995 г. оценивалась ее лидером в 1 млн 280 тыс. человек, однако реально была, разумеется, на два порядка меньше и в лучшем случае достигала 10 тыс. Руководящим органом СПДД является избранный на учредительном съезде (2 апреля 1995 г.) Национальный комитет из 155 человек. Председателем движения был избран А.Руцкой, его заместителями - В.Аксючиц, М.Астафьев, В.Кобелев, Н.Нарочницкая и М.Назаров. В конце августа 1995 г. все зампреды, кроме Кобелева, покинули движение.

Конгресс русских общин

История. КРО являет собой типичный пример того, как обретение политической организацией яркого лидера позволяет ей из второразрядных и маргинальных войти в число общепризнанных фаворитов и как потеря этого лидера вновь сталкивает ее на обочину политической жизни.
Конгресс русских общин был создан по инициативе Союза возрождения России, образованного группой членов КДП-ПНС во главе с бывшим заместителем председателя кадетской партии Дмитрием Рогозиным. I Конгресс русских общин, к участию в котором были приглашены представители объединений русскоязычного населения в странах "ближнего зарубежья", прошел 29-30 марта 1993 г. На нем было объявлено об образовании новой организации - Союза русских общин, который, однако, так и не стал реально действующей организацией.
Осенью 1993 г. Союз возрождения России, вместе с Социалистической партией трудящихся (Л.Вартазарова), Союзом казаков (А.Мартынов) и Союзом нефтепромышленников (В.Медведев), сформировал избирательный блок "Отечество", который не смог, однако, собрать необходимое число подписей для регистрации в Центризбиркоме.*
После неудачи с участием в избирательной кампании Д.Рогозин приступил к осуществлению идеи превращения Конгресса русских общин из регулярно созываемого мероприятия в постоянно действующую организацию. С этой целью по его инициативе был создан оргкомитет Конгресса, председателем которого стал он сам. 29 января 1994 г. состоялся II Конгресс русских общин, в котором, кроме представителей "русских общин" и СВР, принимали участие представители ряда малочисленных национал-патриотических организаций: Русского общенационального союза, Праворадикальной партии России и др. (интересно, что II Конгресс русских общин обратился к руководству страны с просьбой отстранить от должности командующего 14-й российской армией одного из будущих лидеров КРО А.Лебедя, находящегося в конфликте с руководством Приднестровской Молдавской Республики). Отличительной особенностью КРО являлось то, что он фактически не имел региональных организаций в России. Формирование Российского КРО началось только в октябре 1994 г. созданием соответствующего оргкомитета, председателем которого был избран член Совета Федерации Петр Романов (Д.Рогозин занял пост его ответственного секретаря). 27 января 1995 г. на заседании оргкомитета, переименованном в учредительную конференцию, председателем оргкомитета вместо П.Романова был избран бывший секретарь Совета безопасности РФ, президент Федерации товаропроизводителей России Юрий Скоков. 8 февраля 1995 г. КРО был зарегистрирован Минюстом РФ в качестве избирательного объединения. 8 апреля 1995 г. состоялся I съезд Всероссийского КРО, на котором Ю.Скоков был избран председателем Национального совета, а Д.Рогозин - председателем Исполкома. На съезде присутствовал также генерал-лейтенант А.Лебедь, 28 апреля избранный заместителем председателя НС КРО, однако в реальности явившийся тем самым харизматическим лидером, с которым лидеры Конгресса связывали все свои надежды на успех в предвыборной борьбе.
После этого название "КРО" стала носить именно российская организация Конгресса, прежний КРО, председателем которого остался Д.Рогозин, стал отныне называться "Международным КРО". Основу региональных организаций КРО составили местные отделения Демократической партии России, Социалистической партии трудящихся (их лидеры С.Глазьев и Л.Вартазарова были включены в федеральный список избирательного объединения "КРО", а Л.Вартазарова к тому же возглавила избирательный штаб Конгресса), а также Федерации товаропроизводителей России и созданного в июне 1995 г. усилиями КРО Союза народов России (председатель - Ю.Скоков), объединившего ряд общественных и национальных организаций из автономных республик РФ.
2 сентября 1995 г. II съезд КРО утвердил общефедеральный список, который возглавили Ю.Скоков, А.Лебедь и С.Глазьев. 10 ноября 1995 г. состоялся съезд избирательного объединения "КРО", на котором была утверждена программа Конгресса, а также принято решение об инициировании референдума для закрепления в Конституции РФ нормы, согласно которой критерием оценки деятельности власти должно быть состояние жизненного уровня населения.
КРО считался одним из фаворитов избирательной кампании во II Государственную Думу. Предсказывалось, что он получит второе (после коммунистов) место по количеству собранных голосов. Однако Конгресс не смог даже преодолеть 5%-ный барьер, получив 4,31% голосов. Тем не менее А.Лебедь и еще 4 кандидата от КРО были избраны в Думу в одномандатных округах. На состоявшемся 11 января 1996 г. съезде избирательного объединения "КРО" Ю.Скоков объяснил поражение своей организации "поздно начавшейся раскруткой", "не совсем удачной пропагандистской кампанией", "невостребованностью основных идей КРО". Съезд выдвинул А.Лебедя кандидатом в президенты от КРО, однако при этом Лебедь ушел со всех руководящих постов в Конгрессе. К февралю 1996 г. его отношения с председателем КРО Ю.Скоковым значительно ухудшились, в результате чего руководство Конгресса отказало Лебедю в поддержке и тот был вынужден зарегистрировать в Центризбиркоме собственную инициативную группу. Вместе с тем около 70% региональных организаций КРО оказали А.Лебедю помощь в сборе подписей. Проведенный 26 мая 1996 г. по инициативе ряда региональных отделений съезд КРО выразил неудовлетворение деятельностью Ю.Скокова и принял решение о поддержке А.Лебедя на президентских выборах. Новым председателем КРО был избран Д.Рогозин. Часть делегатов съезда учредила Русскую народную партию (РНП-КРО), лидером которой также стал Рогозин.
Программные ориентиры. Принятая на I съезде КРО (8 апреля 1995 г.) Декларация в числе задач Конгресса называла: "укрепление российской государственности и национальной безопасности"; "достижение в стране гражданского согласия"; "защиту гражданских и социально-экономических прав русского населения в субъектах Российской Федерации"; "популяризацию и содействие развитию историко-культурных традиций русских общин"; "осуществление диалога между различными национальными меньшинствами и общинами для выработки механизма достижения межнационального согласия" и пр. Утвержденная на II съезде (2 сентября 1995 г.) предвыборная платформа КРО включала, в частности, следующие требования: "разумная защита внутреннего рынка в интересах отечественных производителей"; прекращение "разрушения науки и наукоемкого производства"; "поддержка ядра высоких технологий российского военно-промышленного комплекса"; "соединение исконных российских идеалов и духовного своеобразия с достижениями высоких технологий современной эпохи"; увеличение полномочий представительной власти и пр. По сути, если исключить постоянные апелляции к русским национальным традициям, программа КРО мало чем отличается от программ "центристских" организаций. Однако имидж А.Лебедя, на которого КРО в своей избирательной кампании делал основную ставку, безусловно переводил Конгресс из разряда "центристских" организаций в "державнические".
Численность. Руководящие органы. Лидеры. Первоначально руководящими органами КРО были избранные I Конгрессом (29-30 марта 1993 г.) Совещательная палата (своего рода "представительный" орган - в него делегировались по 1-2 представителя от каждой "русской общины") и Исполком (он формировался исключительно из москвичей-организаторов Конгресса). Эта структура сохранилась в т.н. "Международном КРО", в который преобразовался "доскоковский" Конгресс. Председателем МКРО является Дмитрий Рогозин.
Руководящим органом Российского КРО при его создании являлся избранный на I съезде (8 апреля 1995 г.) Национальный совет из 78 человек, председателем которого был избран Юрий Скоков. Исполнительным органом являлся Исполком (председатель - Д.Рогозин). 28 апреля 1995 г. заместителем председателя Национального совета КРО был избран генерал Александр Лебедь, в январе 1996 г. оставивший этот пост. На внеочередном съезде КРО 26 мая 1996 г. структура руководящих органов была изменена. НС превратился в консультативный орган, формируемый из представителей региональных отделений, а Исполком (16 человек) стал избираться непосредственно съездом. Председателем КРО был избран Д.Рогозин, а Ю.Скоков не вошел в руководящие органы Конгресса.

6.2.8. Прочие "державнические" организации

Союз офицеров. Организация военнослужащих (в основном уволенных из вооруженных сил за убеждения) "державнической" ориентации. Объединяет как коммунистов, так и некоммунистов. Оргкомитет создан в декабре 1991 г. Учредительная конференция состоялась 1 февраля 1992 г. Лидер - Станислав Терехов. См. также 10 гл.
Российское народное собрание. Создано в феврале 1992 г. на Конгрессе гражданских и патриотических сил России. Инициаторами созыва Конгресса были РОС (С.Бабурин), РХДД (В.Аксючиц) и КДП-ПНС (М.Астафьев), участие в нем приняли также Союз казачьих войск России, депутатская группа "Смена - Новая политика", Русский общенациональный союз, Партия возрождения, Русская партия национального возрождения, Всероссийская партия монархического центра, Кубанская казачья рада, Республиканское движение Крыма, Рижская русская община и др. Конгресс принял устав и Программное заявление РНС, а также декларацию "Политические принципы и ближайшие задачи". В числе требований РНС были: признание РСФСР правопреемником Российской империи и СССР; расторжение "антиконституционных договоров и соглашений, приведших к расчленению страны"; возвращение России Крыма, Тирасполя, Нарвы и т.д.; денонсация советско-японской декларации 1956 г. о Малой Курильской гряде; отставка правительства Е.Гайдара.; повышение заработной платы, пенсий и пособий с последующим замораживанием цен и зарплат; восстановление "управляемости государственного сектора народного хозяйства"; "постепенный раздел государственной собственности между всеми гражданами России путем акционирования"; денежная реформа по образцу эрхардовской в Германии. В избранный 9 февраля 1992 г. Центральный совет РНС вошло около 70 человек. 22 февраля 1992 г. на заседании ЦС было избрано Правление из 25 человек, его председателем стал лидер РХДД В.Аксючиц, заместителем председателя - Дмитрий Рогозин. На заседании ЦС 7 июня 1992 г. председателем Правления РНС вместо Аксючица стал его заместитель по РХДД Илья Константинов. Летом РНС вступил в "Объединенную оппозицию". В октябре 1992 г. многие члены руководства РНС, в том числе С.Бабурин, В.Аксючиц и М.Астафьев, вошли в состав Политсовета Фронта национального спасения, однако само Российское народное собрание к тому времени уже практически бездействовало.
Движение "Союз". Создано в апреле 1991 г. на базе одноименной депутатской группы на Съезде народных депутатов СССР. В 1992-93 гг. бездействовало, в 1994 г. возобновило деятельность. Лидер - член ЦК КПРФ Георгий Тихонов. См. также 11 гл.
Общественное объединение "Возрождение" (предыдущие названия - Партия возрождения, Партия возрождения державы, Либерально-патриотическая партия "Возрождение"). Создано в октябре 1991 г. Валерием Скурлатовым, лидером т.н. "Российского народного фронта" (1988-91 гг.), несколько раз менявшим свою политическую ориентацию - от радикально-демократической до "державнической". В учредительной конференции Партии возрождения (26-27 октября 1991 г.), кроме РНФ, принимали участие также представители Московской организации движения "Союз", Союза "Христианское Возрождение" и др. На момент регистрации (8 февраля 1993 г.) в партии состояло 1342 члена. В октябре 1992 г. ПВ вступила в Фронт национального спасения. Весной 1993 г. в партии произошел раскол между В.Скурлатовым и членами Исполкома Правления Е.Коганом и С.Горбачевым. 24 июля 1993 г. В.Скурлатов провел II съезд ПВ, на котором переименовал организацию в Партию возрождения державы и исключил из нее своих оппонентов (в ответ те исключили из партии его самого). 30 октября 1993 г. на съезде представителей ПВД партия была переименована еще раз - в Либерально-патриотическую партию "Возрождение". 28 декабря 1993 г. ЛППВ была зарегистрирована Минюстом РФ в качестве межрегиональной организации. На момент регистрации ее официальная численность составляла 1277 человек (самооценка - 8 тыс.). В конце 1994 г. ЛППВ вступила в Союз народного сопротивления. Весной 1995 г. на основе ЛППВ для участия в выборах было создано Общественное объединение "Возрождение", 22 мая того же года зарегистрированное Минюстом РФ в качестве общероссийского. На момент создания ООВ его организации, по данным руководства, действовали в 62 регионах России. ОО "Возрождение" не смогло собрать 200 тыс. подписей, необходимых для регистрации избирательного списка. Своими целями "Возрождение" называло "содействие укреплению многовековой многонациональной отечественной государственности, умножение духовного, технологического, экономического и военного могущества России, развитие народовластия и самоуправления" (в выступлениях В.Скурлатова эти цели подавались в ярче выраженной "державнической" упаковке - "державно-политическое сплочение" вокруг русского народа "славянских и всех других народов Евразии", развитие "национального капитализма" при восстановлении государственного регулирования экономики, восстановление на переходный период нормированного (карточного) распределения продуктов и предметов первой необходимости и пр.).
Российское общественно-политическое движение "Народный альянс". Образовано весной 1994 г. на основе движения "Смена - Новая политика" (неудавшийся проект создания внепарламентского объединения на основе одноименной депутатской группы). Кроме лидеров "Смены" Андрея Головина, Олега Плотникова, Сергея Полозкова, заявление о создании "Народного альянса" подписали Сергей Глазьев, Олег Румянцев, Сергей Бурков, Виктор Мироненко, Вениамин Соколов, Александр Ципко, Дмитрий Ольшанский и др. Позже большинство из них реального участия в деятельности движения не принимали, а фактическими лидерами "Народного альянса" стали Андрей Головин и Олег Румянцев. Целью НА было объявлено "продвижение российского общества к стабильности и процветанию" при опоре на "традиционные ценности". В числе требований движения были: ответственность правительства перед парламентом; восстановление единого экономического пространства на территории бывшего СССР; "ответственное отношение к истории"; усиление государственного вмешательства в экономи<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...