Движение демократических реформ
История. ДДР можно считать первой в России (и СССР) "центристской" организацией. Инициаторы его создания пытались найти компромисс между своей принадлежностью к КПСС и приверженностью принципу политического плюрализма. В перспективе ими предполагалось придание КПСС статуса "обыкновенной" политической партии.
1 июля 1991 г. президент Научно-промышленного союза СССР Аркадий Вольский, директор Института проблем рынка АН СССР Николай Петраков, мэр Москвы Гавриил Попов, вице-президент России Александр Руцкой, мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, председатель Совета Министров РСФСР Иван Силаев, академик Станислав Шаталин, президент Внешнеполитической ассоциации Эдуард Шеварднадзе, старший советник президента СССР Александр Яковлев выступили с совместным обращением, в котором призвали к созданию движения, которое объединило бы всех демократов - как в рядах КПСС, так и вне ее. Тем самым некоммунистические организаций как бы "легитимизировались" в глазах КПСС, а КПСС - в глазах демократов. Позже к авторам обращения присоединился ряд членов руководства КПСС и КП РСФСР, придерживающихся демократических взглядов, однако из демократических партий эту инициативу поддержали только Республиканская партия РФ (В.Шостаковский, В.Лысенко, С.Сулакшин), Крестьянская партия России (Ю.Черниченко) и Демократическая партия коммунистов России (А.Руцкой, В.Липицкий). Лидер Демократической партии России Николай Травкин обусловил свое участие в создаваемом движении выходом всех участников проекта из КПСС и создания ими не движения, а объединенной партии. Поскольку эти условия не были выполнены, Н.Травкин отказался поддержать инициативу создания ДДР. Большинство организаций, входящих на правах коллективных членов в движение "Демократическая Россия", с самого начала не были настроены на сотрудничество с ДДР, так как рассматривали его создание как попытку либеральной части коммунистической номенклатуры "остаться на плаву".
6 и 11 июля 1991 г. на собраниях учредителей Движения демократических реформ был образован Политический совет движения. Однако официальные учредительные мероприятия ДДР состоялись уже в послеавгустовский период, когда задача, которую ставили перед собой создатели движения, была снята с повестки дня самим ходом событий. Учредительный съезд ДДР, принявший Программное заявление и устав движения, прошел 14-15 декабря 1991 г. Свое коллективное членство в ДДР подтвердили РПРФ, НПСР (бывшая ДПКР) и созданная на учредительной конференции Московской организации ДДР 23-24 сентября 1991 г. Российская партия демократических преобразований (лидеры - А.Брагинский и А.Киселев). Крестьянская партия Россия отказалась войти в ДДР. 15-16 февраля 1992 г. состоялся учредительный съезд Российского движения демократических реформ (председатель - Г.Попов), которое задумывалось как Российская организация ДДР. Однако РПРФ и НПСР как коллективные члены ДДР своего участия в РДДР не подтвердили. В результате в РДДР вошла только РПДП. Если ДДР пыталось и в новых условиях выглядеть как центристская сила (значительная часть членов ее руководства приняла участие в создании коалиции "Гражданский союз" и Всероссийского союза "Обновление", в октябре 1992 г. принятого в ДДР на правах коллективного члена), то РДДР поначалу заняло скорее радикально-демократические позиции, требуя скорейших перевыборов всех органов представительной власти и проведения широкой, "народной", приватизации. В связи с этим весной 1992 г. произошло организационное размежевание между РДДР и ДДР (на II съезде ДДР 26 декабря 1992 г. РДДР было восстановлено в ДДР).
ДДР так и не сумело проявить себя как реальная политическая сила, тем более, что последующее развитие политического процесса очень скоро развело лидеров движения по различные стороны политических баррикад и государственных границ республик СНГ. Вся его деятельность сводилась к проведению редких организационных мероприятий (II съезд, заседания Политсовета) и к середине 1993 г. сошла на нет.
Программные ориентиры. В принятом на учредительном съезде ДДР (14-15 декабря 1991 г.) Программном заявлении целью движения было названо "проведение комплексных реформ, призванных обеспечить переход от тоталитарной системы бюрократического социализма к социальному государству с рыночной экономикой". Движение выдвинуло следующие требования: "приватизация государственной и защита частной собственности"; "согласованное проведение демонополизации, приватизации и либерализации цен"; "смягчение тягот переходного периода за счет компенсаций с ежемесячным учетом роста цен"; "осуществление аграрной реформы и формирование частных крестьянских хозяйств"; "преобразование монополизированной и милитаристской структуры экономики в рыночную структуру"; "реформирование системы власти на основе разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной"; "развитие многопартийной системы, обеспечение независимости средств массовой информации"; "обеспечение прав человека как главного критерия государственной политики и формирования гражданского общества"; "объединение независимых республик бывшего СССР в СНГ"; проведение военной реформы с целью создания профессиональной армии и пр.
После начала гайдаровских реформ значительная часть руководства ДДР подвергла критике правительственный курс, выражая, в частности, несогласие с политикой сдерживания денежной массы, с либерализацией цен в условиях монополизированной экономики и т.п. Позже многие из лидеров ДДР (в частности, А.Вольский, А.Владиславлев и др.) выступили инициаторами создания Всероссийского союза "Обновление" и "Гражданского союза".
II съезд Международного ДДР (26 декабря 1993 г.) одобрил концепцию Хартии Евразийского сообщества государств, которая предусматривала построение структуры, представляющей собой нечто среднее между СССР и СНГ. При этом основной задачей движения был назван созыв международного форума "К новому согласию", который, как предполагалось, должен был способствовать созданию ЕСГ. Заседание форума было назначено на июнь 1993 г., однако так и не состоялось.
Численность. Руководящие органы. Лидеры. На момент учредительного съезда общая численность организаций, входящих в ДДР, оценивалась его руководством в 1 млн человек, однако действительности это не соответствовало, поскольку фактически движение было мертворожденной организацией и сводилось к своим руководящим органам.
Руководящим органом ДДР являлся Политсовет, первый состав которого был сформирован на собраниях учредителей ДДР 6 и 11 июля 1991 г. В него, в частности, вошли А.Владиславлев, И.Лаптев, А.Музыкантский, Н.Петраков, Г.Попов, А.Руцкой, И.Силаев, А.Собчак, Э.Шеварднадзе, А.Яковлев. Секретарем ПС был назначен Сергей Трубе. Председателем оргкомитета учредительного съезда был избран Э.Шеварднадзе, его заместителями - А.Владиславлев, В.Иконников, А.Музыкантский, С.Трубе. Позже состав Политсовета движения увеличился до 33 человек. Учредительный съезд ДДР (14-15 декабря 1991 г.) определил квоты, по которым формировался Политсовет (по 5 представителей от крупных партий, по 1 - от других партий и организаций и региональных центров), а также избрал Исполком (председатель - И.Смирнов) и 7 сопредседателей ДДР (А.Вольский Г.Попов, А.Собчак, Э.Шеварднадзе, В.Шостаковский, С.Шаталин и А.Яковлев). На пленуме Политсовета ДДР 24 марта 1992 г. было доизбрано еще 5 сопредседателей: А.Владиславлев, В.Липицкий, И.Смирнов, а также представители ДДР Белоруссии (Ольга Абрамова) и Узбекистана (Файзулла Исхаков). В избранный на II съезде ДДР (26 декабря 1992 г.) Исполком вошли А.Вольский, А.Владиславлев, И.Смирнов, Г.Попов, А.Собчак, А.Яковлев, Е.Гаер.
7.2. Народная партия "Свободная Россия"
История. НПСР (первоначальное название - Демократическая партия коммунистов России) возникла как демократическая альтернатива консервативному крылу КПСС в момент, когда противостояние между КПСС и антикоммунистическими организациями, объединенными вокруг "Демократической России", достигло зрелых форм. Пытаясь совместить членство в КПСС с приверженностью демократическим принципам, члены партии в реальной политической борьбе были вынуждены блокироваться с демократами против КПСС.
Партия была создана летом 1991 г. Базой для нее послужила депутатская группа "Коммунисты за демократию" (лидер - А.Руцкой) на Съезде народных депутатов РФ и Демократическое движение коммунистов, объединяющее тех членов "Демократической платформы", которые в то время еще оставались в рядах КПСС ("группа В.Липицкого"). На учредительной конференции ДПКР (2-3 августа 1991 г.) был принят устав ДПКР (зарегистрирован Минюстом РСФСР 10 сентября 1991 г.) и сформирован временный Совет партии (председатель - А.Руцкой), а также заявлено о вхождении партии в создаваемое в то же время Движение демократических реформ.
Попытка ДПКР сыграть роль "центра" между КПСС и демократами не удалась прежде всего потому, что против этого выступало руководство самой КПСС, Центральный комитет которой квалифицировал создание ДПКР как не соответствующее уставу. ЦК Компартии РСФСР исключил организаторов партии А.Руцкого и В.Липицкого из своего состава. Руководители ДПКР пытались сопротивляться этому решению, однако события 19-21 августа 1991 г. сделали неактуальной проблему взаимоотношений ДПКР и КПСС. 20 августа 1991 г. Совет ДПКР сам объявил о выходе партии из КПСС. После этого лидер партии А.Руцкой объявил о смене названия партии. На своем I съезде (26-27 октября 1991 г.) она была переименована в Народную партию "Свободная Россия".
В послеавгустовский период партия продолжала выполнять роль "центра", но уже не между КПСС и демократами, а между новой властью и "право-левой" оппозицией. В марте 1992 г., на основе "конструктивной оппозиции" курсу правительства Ельцина-Гайдара, НПСР заключила соглашение с Демократической партией России (первоначально предполагалось даже организационное слияние с нею). В июне 1992 г. на базе этого союза был создан блок "Гражданский союз", в который, кроме НПСР и ДПР, вошли также созданный в мае 1992 г. Всероссийский союз "Обновление", парламентская фракция "Смена - Новая политика" и Российский союз молодежи (юридический правопреемник ВЛКСМ на территории России).
После обострения конфликта между президентом и Съездом народных депутатов РФ и перехода А.Руцкого на сторону последнего в партии возникла оппозиция руководству в лице группы Г.Водолазова, которая после событий 4 октября 1993 г. перешла в Народную партию России. Во время событий сентября-октября 1993 г. лидер НПСР А.Руцкой объявил себя исполняющим обязанности президента РФ, а значительная часть руководства НПСР приняла участие в обороне Дома Советов (немало членов партии, однако, продолжали придерживаться центристских позиций и в этих условиях). После 4 октября 1993 г. деятельность партии была временно приостановлена, а члены НПСР приняли участие в выборах в составе двух избирательных объединений - "Гражданский союз во имя стабильности, справедливости и прогресса" и "Будущее России - новые имена". Ни одно из них не преодолело 5%-ный барьер, однако председатель Правления НПСР В.Липицкий прошел в Думу по одномандатному округу.
На II съезде (21 мая 1994 г.) партия вновь была переименована, получив на этот раз название "Российская социал-демократическая народная партия". На съезде А.Руцкой призвал делегатов принять участие в создании Социал-патриотического движения "Держава". Часть делегатов поддержала его, часть - В.Липицкого, выступавшего за поиск союзников среди социал-демократов. Осенью 1994 г. сторонники В.Липицкого приняли участие в создании Социал-демократического союза. В феврале 1995 г., после того, как А.Руцкой потребовал от членов партии прекратить участие в социал-демократическом движении и подключиться к работе по формированию СПД "Держава", между сторонниками А.Руцкого и В.Липицкого произошел раскол. В.Липицкий провел заседание Правления, на котором А.Руцкой был смещен с поста председателя РСДНП и было принято решение о фактическом прекращении его членства в партии. В ответ сторонники А.Руцкого созвали пленум Федерального совета, на котором выразили недоверие В.Липицкому. В конце марта - начале апреля 1995 г. обе группы провели мероприятия, каждое из которых называлось "III съезд РСДНП". Делегаты обоих съездов исключили членов противостоящих группировок из партии. Впрочем, после раскола обе части РСДНП фактически перестали существовать. Сторонники А.Руцкого сосредоточились на участии в деятельности Социал-патриотического движения "Держава", сторонники В.Липицкого - на работе в СДС.
В выборах во II Госдуму сторонники А.Руцкого участвовали в составе созданного на основе СПДД избирательного объединения "Держава", сторонники В.Липицкого - в составе блока "Социал-демократы". 17 декабря 1995 г. "Держава" получила 2,57% голосов, СД - 0,13%. В преддверии президентских выборов сторонники СПД "Держава" поддержали Г.Зюганова (хотя А.Руцкой поначалу также зарегистрировал свою инициативную группу, но затем снял свою кандидатуру в пользу лидера КПРФ), сторонники В.Липицкого - экс-президента СССР М.Горбачева.
ДПКР зарегистрирована Министерством юстиции РФ 18 сентября 1991 г.
Программные ориентиры. С момента своего создания НПСР определяла себя как "партию парламентского типа социал-демократической ориентации". В области политики партия выступала за установление парламентской республики, против усиления исполнительной власти за счет представительной. В области экономики - за социальную ("гуманистически ориентированную") рыночную экономику, т.е. с "широким участием в ней демократического государства и структур гражданского общества в целях нахождения баланса интересов предпринимателей, специалистов-управляющих, работников, а также перераспределения богатства для поддержки науки, культуры, образования и социальной поддержки нетрудоспособной части населения". В области государственного устройства - за сохранение Союза (при высокой степени самостоятельности республик), сохранение единой демократической России, а также заявляла о своем намерении отстаивать интересы русскоязычного населения в республиках Союза.
На протяжении 1992-94 гг. НПСР все более переходила на этатистские позиции. Партия стала выступать за усиление роли государства в управлении экономикой и социальной защите населения, а также за поддержку отечественного производителя. В принятом на II съезде (21 мая 1994 г.) Программном заявлении партия подвергла резкой критике политику исполнительной власти и выдвинула следующие требования: "всесторонняя поддержка производителей отечественной промышленности"; "использование государственного регулирования экономики для обеспечения достойного качества жизни населения"; "ослабление поляризации доходов"; обеспечение "надежного государственного регулирования прожиточного минимума с учетом инфляции"; "упорядочение процесса преобразования форм собственности на основе усиления позиции трудовых коллективов и устранения несправедливости, допущенной по отношению к работникам бюджетной сферы, пенсионерам и учащимся"; "ренационализация отраслей, обеспечивающих жизненные интересы государства"; "возвращение населению сберегательных вкладов, утраченных в результате "шоковой терапии" и ваучеризации"; "предотвращение массовой безработицы"; "конкретные шаги к реинтеграции бывших республик СССР", "формирование Экономического союза стран СНГ"; введение "упрощенных процедур судопроизводства по уголовным делам, связанным с ущербом жизни и материальному благополучию граждан". В области внешней политики НПСР выступала против "дрейфа российской внешней политики в кильватере американских стратегических интересов".
После раскола партии на РСДНП(Л) и РСДНП(Р) сторонники В.Липицкого стали ориентироваться на чисто социал-демократические ("лейбористские") ценности, сторонники А.Руцкого - на "державнические".
Численность. Руководящие органы. Лидеры. На I съезде НПСР ее руководство утверждало, что в партии состоит 100 тыс. человек. В реальности численность партии вряд ли превышала 10 тыс. человек. В частности, на момент регистрации она официально насчитывала 5223 члена.
На учредительной конференции ДПКР (2-3 августа 1991 г.) был сформирован временный Совет партии (более 200 человек). Председателем Совета избран Александр Руцкой. I съезд НПСР (26-27 октября 1991 г.) избрал Правление партии. Председателем партии был избран А.Руцкой, председателем Правления НПСР - Василий Липицкий. II съезд НПСР (21 мая 1994 г.) избрал новый состав Правления из 17 человек. Председателем партии стал А.Руцкой, председателем Правления - В.Липицкий, председателем Центральной контрольной комиссии - Т.Самарцева. На съезде был сформирован Федеральный совет партии из представителей региональных отделений. После раскола III съезд РСДНП В.Липицкого (24 марта 1995 г.) избрал новый состав Правления РСДНП (12 человек), а также Ревизионную комиссию. На состоявшемся затем заседании Правления его председателем снова был избран В.Липицкий, секретарями Правления - Вячеслав Баховкин, Анатолий Кирюшкин и Олег Соколов. III съезд РСДНП А.Руцкого 3 апреля 1995 г. исключил из РСДНП 12 членов сформированного Липицким Правления партии и назначил новых секретарей Федерального совета партии.
7.3. "Гражданский союз"
История. Блок "Гражданский союз" являлся наиболее влиятельным центристским объединением из всех организаций подобного толка, когда-либо появлявшихся на политической арене постперестроечной России. О его создании было объявлено на т.н. "Форуме общественных сил" (21 июня 1992 г.). В ГС вошли Демократическая партия России, Народная партия "Свободная Россия", Всероссийский союз "Обновление", молодежные организации ДПР и НПСР, парламентская фракция и движение "Смена - Новая политика", Российский союз молодежи (юридический правопреемник российского комсомола). Подписание соглашения о создании блока состоялось на заседании Политсовета ГС 19 ноября 1992 г. Наряду с представителями генеральных учредителей "Гражданского союза" соглашение подписали координаторы фракций "Свободная Россия", "Беспартийные депутаты" и "Левый центр", вступившие в ГС в сентябре 1992 г., а также координатор фракции "Суверенитет и равенство", вошедшей в ГС 19 ноября 1992 г. 9 февраля 1993 г. организации-учредители коалиции "Гражданский союз" зарегистрировали в Министерстве юстиции России Политико-экономическую ассоциацию под тем же названием.
Пик влиятельности "Гражданского союза" пришелся на осень 1992 г. и особенно на момент проведения VII Съезда народных депутатов РФ (декабрь 1995 г.), когда позиции ГС разделялись большинством депутатского корпуса, поддержавшего назначение В.Черномырдина председателем Правительства РФ. В дальнейшем, по мере эволюции Съезда в сторону "непримиримой" оппозиции, влияние ГС падало.
После перехода одного из лидеров ГС А.Руцкого на сторону парламента, большинство членов которого к весне 1993 г. уже примкнуло к "право-левой" оппозиции, в "Гражданском союзе" возникли разногласия между сторонниками блока с "непримиримыми" (фракция "Смена - Новая политика", руководство НПСР, часть активистов ДПР) и сторонниками четкой центристской позиции (ВСО, руководство ДПР, часть активистов НПСР). В результате после референдума 25 апреля 1993 г. "Гражданский союз" начал распадаться. В мае 1993 г. своих представителей из руководства ГС отозвала ДПР, в августе - "Обновление". Во время событий сентября - начала октября 1993 г., после того, как руководство ГС выступило в поддержку т.н. "нулевого варианта" (отмена президентом и парламентом всех своих решений, направленных друг против друга, и назначение одновременных президентских и парламентских выборов), о выходе из "Гражданского союза" заявил лидер НПСР А.Руцкой, руководивший обороной Дома Советов. События сентября-октября 1993 г. положили конец существованию "старого" ГС.
Предпринимавшиеся в дальнейшем попытки возрождения ГС успеха не имели. В октябре 1993 г. Политико-экономическая ассоциация "Гражданский союз" явилась одним из учредителей избирательного объединения "Будущее России - новые имена", а часть членов руководства ГС (А.Вольский, А.Владиславлев) приняла участие в создании избирательного объединения "Гражданский союз во имя стабильности, справедливости и прогресса". Однако в выборах по партийным спискам оба эти объединения не смогли преодолеть 5%-ный барьер (в одномандатных округах "Гражданский союз" провел в Думу около 20 депутатов, "Будущее России - новые имена" - одного).
В ноябре 1994 г. представители избирательного объединения "Гражданский союз во имя стабильности, справедливости и прогресса" (А.Вольский), Всероссийского союза "Обновление" (В.Мироненко) и созданной в конце 1993 г. Партии большинства (В.Гречнев) объявили о создании блока "Российский гражданский союз (Третья сила)", который должен был сыграть роль своего рода преемника "старого" ГС. В декларации оргкомитета РГС говорилось, что "новый блок создается как демократическая, центристская политическая организация в противовес политическому радикализму и экстремизму" и "призван способствовать объединению всех конструктивных политических сил консервативной ориентации". В числе организаций, заявивших о намерении участвовать в блоке, были названы также оргкомитет Российского офицерского братства "Служу Отечеству" (М.Моисеев), Независимый профсоюз горняков России (А.Сергеев), Ассоциация летного состава России (А.Кочур), Патриотическая партия России (В.Щегорцов), Консервативная партия России (Л.Убожко), Республиканская гуманитарная партия (Ю.Бокань), Российская буржуазно-демократическая партия (Е.Бутов), Международная гуманитарная организация "Чернобыль-помощь" (А.Карпов), Комитет социальной защиты (В.Скаржинский), Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся (Ю.Денисов), Всероссийская ассоциация "Русская старина" (С.фон Раабен). РГС выступил инициатором проведения 28 декабря 1994 г. Конгресса граждан России, Украины, Белоруссии и Казахстана, на котором было принято решение начать сбор подписей за проведение в этих республиках референдумов об их воссоединении в "экономический, политический и оборонный союз". Созданная на Конгрессе Межгосударственная инициативная группа, в задачу которой входила координация действий в рамках данной кампании, провела ряд заседаний, после чего фактически прекратила свое существование - вместе с самим РГС. Причиной этого явилась прежде всего болезнь лидера Партии большинства В.Гречнева, финансировавшего деятельность РГС и МИГ (летом 1995 г. перенес инфаркт, в феврале 1996 г. умер).
Программные ориентиры. Принятый на "Форуме общественных сил" (21 июня 1992 г.) программный документ - "Пространство согласия Гражданского союза" - предлагал "немедленную и радикальную корректировку социально-экономической политики" в сторону смягчения для предприятий государственного сектора последствий монетаристской политики Е.Гайдара. Кроме того, предлагалось восстановить связи между республиками бывшего СССР путем создания "коллегиального органа Содружества", "института гражданства Содружества", "единых профессиональных вооруженных сил". В Политической декларации ГС содержались также следующие требования: "сохранение целостности России как сильного многонационального демократического государства"; "противодействие любым проявлениям политического радикализма, отказ от попыток роспуска законодательных органов власти"; "социальная политика, базирующаяся на партнерских отношениях работодателей, трудящихся и правительства, направленная на адресную поддержку наиболее нуждающихся слоев населения", и пр.
В принятой в октябре 1992 г. политической программе главными целями ГС были названы: "завершение построения демократической системы", переход к рыночной экономике и интеграция в мировое хозяйство, безусловное сохранение целостности России, ее активной консолидирующей роли в СНГ. В области государственного устройства ГС высказался за парламентско-президентскую форму правления, "земельный" принцип устройства РФ, укрепление СНГ на конфедеративной основе. Принятая тогда же экономическая программа "Гражданского союза" включала следующие требования: "остановить обнищание народа", "не допустить обвальной безработицы", "превратить рост доходов населения, повышение его платежеспособного спроса и жизненного уровня в локомотив развития экономики"; "сохранить созданный громадными усилиями производственный и научно-технический потенциал, не допустить деиндустриализации страны" и пр. Разработанная экспертами Союза программа антикризисных мер "Двенадцать шагов от пропасти" предлагала также: "вернуться к государственному управлению госпредприятиями"; "оказывать поддержку отечественным производителям через пошлины на импорт"; "особо выделить и под государственным надзором проводить программу конверсии оборонных производств"; "в качестве чрезвычайной меры ввести натуральный налог на предприятия добывающих отраслей (особенно по энергоносителям)" и пр.
Руководящие органы. Лидеры. Руководящим органом ГС являлся Политический совет, созданный на "Форуме общественных сил". В него вошло 7 представителей от организаций-учредителей: Аркадий Вольский ("Обновление"), Николай Травкин (ДПР), Александр Руцкой (НПСР), Андрей Головин ("Смена - Новая политика"), Андрей Богданов (Молодежный союз ДПР), Олег Соколов (Молодежное движение НПСР), Вячеслав Лащевский (РСМ). Осенью 1992 г. в ПС вошли также представители парламентских фракций "Беспартийные депутаты", "Левый центр" и "Суверенитет и равенство". В ГС существовал также Политический Консультационный совет, в который входили эксперты и специалисты по различным вопросам, делегируемые организациями-участницами (по 6 человек от каждой).
Членами Совета учредителей Политико-экономической ассоциации "Гражданский союз", зарегистрированной Минюстом РФ в феврале 1993 г., стали Василий Липицкий (НПСР), Валерий Хомяков (ДПР), Александр Владиславлев ("Обновление"), Андрей Головин ("Смена - Новая политика"), Вячеслав Лащевский (РСМ), Олег Соколов (МДСР), Андрей Богданов (МСДПР). Исполнительным директором ассоциации был назначен Виктор Ермаков.
7.4. Движение "Наш дом - Россия"
История. НДР явился первым центристским объединением, целью которого изначально являлась политическая поддержка действующей исполнительной власти. Вместе с тем в общественном сознании и в сознании самих создателей движения "партия власти" достаточно четко "привязывалась" к определенной точке политического спектра. Политическая ориентация НДР была обозначена как "правоцентризм" ("право-" в данном случае означало большую близость к либеральному флангу).
Главным отличительным признаком НДР был способ его создания - по инициативе "сверху", с опорой на административные и кадровые ресурсы исполнительной власти. Характерно, что при этом иерархический принцип был выдержан безукоризненно. Начало существованию НДР было положено заявлением президента РФ Б.Ельцина (26 апреля 1995 г.) о том, что к предвыборной кампании он "поручил" создать два "центристских" блока - "правоцентристского", формирование которого было доверено главе правительства В.Черномырдину, и "левоцентристского", ответственность за создание которого возлагалась на спикера Госдумы И.Рыбкина. И если с "левоцентристским" блоком сразу возникли трудности, то "блок Черномырдина" создавался с такой степенью оперативности, какая возможна только при использовании всего комплекса информационных и материальных ресурсов, имеющегося в распоряжении органов власти. Уже 12 мая был проведен учредительный съезд движения "Наш дом - Россия", в котором приняли участие в основном представители центральных и местных органов исполнительной власти. Съезд принял устав и избрал руководящие органы движения. Председателем НДР был единогласно избран В.Черномырдин. 22 мая 1995 г. Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом - Россия" было зарегистрировано Министерством юстиции РФ.
В качестве коллективных членов в движение "Наш дом - Россия" в мае-июне 1995 г. вошли Партия российского единства и согласия (С.Шахрай), Союз землевладельцев России (В.Башмачников), думские депутатские группы "Стабильность" (В.Миронов, А.Александров) и "Россия" (И.Шичанин), партия "Левша" (Д.Семенов), Союз социально-прогрессивных сил "Радуга" (В.Минеев), а также множество общественных и корпоративных организаций. Однако в конце августа ПРЕС, "Стабильность" и "Россия" покинули НДР в знак протеста против неисполнения их требований при формировании общефедерального списка движения.
В августе - сентябре 1995 г. в два этапа прошел II съезд НДР. На первом этапе (12 августа) были приняты программа и предвыборная платформа движения, на втором (2-3 сентября) сформирован общефедеральный список для участия в выборах в Госдуму (первая тройка - В.Черномырдин, кинорежиссер Н.Михалков, генерал Л.Рохлин). На выборах 17 декабря избирательное объединение "Наш дом - Россия" получило 10,13% голосов избирателей. Во фракцию НДР в Госдуме вошли 55 человек (45 избранных по общефедеральному списку, 11 - в одномандатных округах). На заседании Совета НДР 8 февраля 1996 г. было принято решение о поддержке на выборах президента РФ Б.Ельцина. В марте 1996 г. движение "Наш дом - Россия" вошло в качестве коллективного члена в Общероссийское движение общественной поддержки Б.Ельцина на президентских выборах.
Программные ориентиры. Целями НДР в его программных документах было объявлено: "дать реальный шанс здравомыслящим и конструктивным силам в российской политике и российском обществе, закрыть дорогу бездарности, безответственности, демагогии и экстремизму"; "создать по-настоящему работоспособное Федеральное Собрание"; "сделать политику правительства цельной, открытой и последовательной"; "укрепить взаимодействие ветвей власти"; провести "реформирование общества на основе законности, порядка, последовательности и поэтапности реформаторских мер". В области экономики ставились задачи: "придать либеральным началам хозяйственной жизни России ощутимое социальное измерение"; стержнем реформ сделать "идею национального накопления"; усилить роль государства в управлении экономикой; преодолеть спад инвестиционной активности; обеспечить "разумный протекционизм в отношении российских производителей" и пр. В социальной сфере - не допустить "необоснованных перекосов в развитии рынка (массовой безработицы, резкой дифференциации уровня жизни)"; "обеспечить надежную социальную защиту пенсионеров, нетрудоспособных и малоимущих слоев населения, антиинфляционную защиту и восстановление сбережений граждан" и пр. Во внешней политике - активное и полноправное участие России, как великой державы, "в создании такого миропорядка, который реально основывался бы на принципах всеобщей безопасности, уважения независимости и территориальной целостности государств, демократического выбора, соблюдения международных обязательств, защиты прав человека, взаимовыгодного сотрудничества"; "разработка и постепенное осуществление долгосрочного плана возрождения единства бывших союзных республик на основах, соответствующих новым реальностям", и пр.
Численность. Руководящие органы. Лидеры. Как следовало из доклада В.Черномырдина на II съезде НДР (12 августа 1995 г.), движение объединило 3 млн человек. На III съезде (25 апреля 1996 г.) речь шла уже о 10 млн. При этом, судя по всему, имелась в виду совокупная численность всех общественных организаций, входящих в НДР на правах коллективных членов. Если же исходить из того, что реально в деятельности НДР участвовали только представители руководящих органов и активисты этих организаций, то следует признать, что истинная численность движения была существенно ниже. Так, число активистов, работающих в НДР на профессиональной основе, составляло 300 человек. К моменту III съезда движение имело 85 региональных организаций, большинство которых было зарегистрировано в июне-июле 1995 г. При этом сам В.Черномырдин признавал, что в 19 регионах организации существуют только на бумаге, а еще в ряде регионов являются слабыми.
Руководящим органом НДР является Совет (125 человек), а постоянно действующим отделом последнего - Исполнительный комитет из 9 человек. Председателем Совета НДР при создании движения являлся глава правительства РФ В.Черномырдин, его заместителями - вице-премьер Олег Сосковец и глава администрации Самарской области Константин Титов. Исполком сначала возглавлял Леонард Вид, в феврале 1995 г. его сменил руководитель аппарата правительства РФ Владимир Бабичев. Лидер думской фракции НДР - бывший председатель Госкомимущества и бывший начальник избирательного штаба НДР Сергей Беляев. На III съезде НДР (25 апреля 1996 г.) были доизбраны еще два заместителя председателя движения - глава аппарата правительства РФ В.Бабичев и председатель думской фракции НДР С.Беляев. Кроме того, из состава Совета движения были выведены два его бывших члена и введены новые, в том числе 8 депутатов Госдумы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: