Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические основы индивидуальной воспитательной работы в подразделении




Индивидуально-воспитательная работа – это воздействие на сознание, чувство и поведение личности. В научных источниках можно ознакомиться с несколькими де­сятками концепций о личности. «Личность – это здание, возводи­мое обществом и самим человеком на протяжении всей жизни. Знания человека – кирпичи для этого уникального сооружения, а роль цемента выполняют нравственные и интеллектуальные свойства».

Личность – это совокупность свойств, присущих данному человеку, которые составляют его индивидуальность, это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Факт принадлежности к человеческому роду закрепляется в по­нятии «индивид». Индивидом мы можем «окрестить» и взрослого, нормального человека, и младенца, и человека с расстроенной психикой, не способного к социальной адаптации. Однако только первый из них является личностью, то есть социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, с раннего детства сопрягаясь с определен­ной исторически сложившейся системой социальных связей и от­ношений, складывающихся помимо воли и сознания индивида, которая формирует его как личность.

Если коротко сформулировать, то понятие «личность» обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных и выпол­няемых им социальных функций (ролей).

Но было бы неверно истолковать сказанное о личности как о пассивном продукте среды, общества и не видеть в ней активного деятеля. Усвоение социального опыта осуществляется через по­средство «внутреннего мира» личности, в котором выражается от­ношение человека к тому, что он делает и что делается с ним. Ак­тивность проявляется в характерных для личности мотивах поведе­ния, а говоря шире, – в многообразной деятельности.

К наиболее существенным сторонам личности относятся: на­правленность, характер, темперамент, сформировавшиеся способ­ности и мастерство, особенности протекания психических процес­сов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности.

Воин как личность познается, прежде всего, через его мировоз­зрение, убеждения, взгляды, отношение к действительности, служ­бе, чтобы черпать в самой природе человека средства воспитательного воздействия. Количество и эф­фективность этих средств во многом зависит от умения учитывать психологию личности. Профессиональная деятельность офицера се­годня не мыслится без учета рекомендаций многих наук: философии, социологии, педагогики, физиологии, медицины, истории и др.

Направленность – это сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность челове­ка, и избирательность его отношений.

Другими словами – это личная устремленность, система целей, которые ставит перед собой человек и в соответствии с которыми действует.

При этом, действуя в соответствии с жизненной направленнос­тью, каждый воин руководствуется разными мотивами.

Следовательно, направленность личности – сложное и много­плановое свойство в структуре личности, она включает в себя раз­ные взаимосвязанные компоненты. Знание их диалектической взаимосвязанности и взаимообусловленности поможет разобрать­ся в поступках воина, определить правильную реакцию на них.

Проблема направленности – это прежде всего вопрос о дина­мических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют че­ловеческую деятельность.

Особое место в направленности личности воина занимают такие мотивы, как интересы, склонности, идеалы, мировоззрение.

Интерес. Под интересом понимают мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлека­тельности. Интерес носит избирательный характер и проявляется в активном сосредоточении внимания и мыслей на определенных предметах и явлениях.

Склонности. Постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность, которая проявляется преимущественно в направленности воина не просто на предмет, но и на процесс де­ятельности. Например, интерес к технике может постепенно перейти в склонность.

Склонность – сильный и устойчивый мотив. Воин с выражен­ной склонностью к своей профессии всегда добивается значитель­ных результатов, ибо развитие склонности порождает любовь к своей профессии, трудолюбие.

Идеал – это представление человека о том, что для него является более возвышенным и совершенным, к чему он стремится. Идеал выступает в качестве побудителя к деятельности, ее цели, объекта для подражания.

Идеал человека возникает под воздействием условий жизни, воспитания, с различной степенью отчетливости осознается личностью и проходит путь развития от конкретного образа к обобщенному идеалу. Во многом идеалы зависят от возрастных особен­ностей.

Мировоззрение – это основная социально-психологическая ха­рактеристика личности, ведущий, главный мотив деятельности. Оно определяет морально-нравственную направленность и идей­ность человека.

В психологическую структуру мировоззрения личности вклю­чены философские, политические, социально-экономические нравственные, исторические, военные, правовые, эстетические другие взгляды, идеи, убеждения.

Взгляды – это переходная степень от знаний и убеждения Они выражают главным образом степень понимания окружающего мира, согласие или несогласие личности с теми или иными явлениями деятельности. Убеждения теснее, чем взгляды и мировоззрение, связаны с поведением личности и всегда находят свое проявление в поступках человека; на их основе формируются внутренние нравственные устои поведения индивидуума. Убеждения – это своеобразный «сплав» из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, они имеют силу внутренней необходимости для личности.

Необходимыми элементами направленности личности являются цели и перспективы. Они возникают не сами по себе. Цели перспективы человека определяются объективными условиями ее жизни. В некоторых случаях мотив, побуждая отдельное частное действие, может совпадать с результатом его выполнения, в большинстве же случаев мотивы не совпадают с целью отдельного действия, требуют достижения многих действий, многих частных целей.

На основе целей и мотивов формируется перспектива как одна из сторон направленности личности. Перспектива – это цель, ко­торая своей реальностью осуществления привлекает внимание че­ловека и зовет его к действию.

Определенной нормой направленности личности на объект де­ятельности является установка.

Она является своеобразной формой отражения, при которой происходит взаимослияние и объединение в целях потребности че­ловека и ситуации, в которой она удовлетворяется. Она представ­ляет целостное состояние личности, момент ее динамической оп­ределенности, направленность сознания на определенную актив­ность. Следовательно, это скорее основная, изначальная реакция субъекта на воздействие ситуации, в которой ему приходится ста­вить и разрешать задачи.

2. Среди индивидуально-психологических особенностей, опре­деляющих различие людей, существенное место занимает темпера­мент.

Темперамент – свойство личности, в котором выражены динамические особенности ее психической деятельности.

Подлинно научное учение о темпераментах было создано И.П. Павловым как часть его учения о высшей нервной деятельности. «Темперамент – есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума».

Люди отличаются друг от друга по силе, скорости, темпу и ритму движений, по походке, по глубине и быстроте смены чувств, степени выраженности их в мимике, пантомиме, интонациях и т.д. И.П. Павлов экспериментально установил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности, основных нервных процессов – возбуждения и торможения и их соотношения. Он доказал, что процессы возбуждения и торможения у различных людей могут отличаться по силе, подвижности, уравновешенности.

Сила нервных процессов определяется способностью нервной системы выдерживать наибольшие нагрузки (воздействие раздражителя) без ущерба для нервной деятельности (для образования новых условных рефлексов и сохранения имеющихся).

Уравновешенность нервных процессов означает соответствие состояния возбуждения состоянию торможения. Преобладание одного из этих процессов над другим говорит о неуравновешенности высшей нервной деятельности человека.

Подвижность означает легкость и быстроту перестройки условно-рефлекторных связей, в частности, возможность быстро выработать на положительный раздражитель отрицательную реакцию, а на отрицательный раздражитель – положительную.

Свойства нервных процессов у различных людей по-разному соотносятся. Сочетание свойств нервных процессов (силы, по­движности и уравновешенности) образует определенный тип выс­шей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности и лежит в физиологической основе темпераментов людей.

Число таких сочетаний велико, Но в опытах И.П. Павлова выде­лено четыре наиболее часто повторяющихся соотношения. Последователи И.П. Павлова, развивая его идеи, обнаружили новые свойства процессов высшей нервной деятельности. Таким путем была разработана следующая классификация типов нервной системы:

1) сила (выносливость);

2) динамичность (скорость образования положительных и тор­мозных условных процессов);

3) подвижность (скорость переделки знаков раздражителей);

4) лабильность (скорость возникновения и прекращения нерв­ного процесса).

При этом подчеркивается, что каждое из этих свойств может быть различным по отношению к процессу торможения, возмож­ны их новые сочетания.

Однако предложенная И.П. Павловым классификация темпера­ментов в учебно-воспитательной работе с людьми до сего времени является оптимальной, простой и удобной. Основные виды темперамента характеризуются следующим чертами.

Сангвиник, как правило, подвижен, активен «горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. постоянное возбуждение». Он впечатлителен, быстро реагирует на внешние раздражители, обладает выраженной мимикой и пантомимикой, легко справляется с работой, но тяготится ее однообразием. Общителен, бодр и обычно жизнерадостен. Постоянно стремится к смене впечатлений. Неудачи и неприятности переживает сравни­тельно легко. Настроения сангвиника изменчивы, но преобладает среди них чувство душевного равновесия, благополучия.

Холерик отличается неуравновешенностью, с трудом сдерживает себя, в действиях и поступках бывает резок, но решителен, быстро схватывает обстановку, инициативен, общителен, способен внести «живинку» в дело. Порывист, быстр, нетерпелив. Отли­чается высокой реактивностью и активностью. Быстрый психический темп переживаний. Реактивность преобладает над активностью. Поэтому он исключительно страстен в работе, но нередко не­уравновешен, склонен к резкой смене настроений, эмоциональным вспышкам, при недостаточной воспитанности вспыльчив и резок. У представителей холерического темперамента могут быть и колебания. Они способны иногда вдруг разувериться в себе и людях.

Флегматик – уравновешен, но малоподвижен, что ярко прояв­ляется в мышлении и поведении. Решая задачу, долго ее обдумывает, но, приняв решение, выполняет его спокойно и неотступно. Способен к большому напряжению, взявшись за дело, доводит его до конца. Медлительный, неповоротливый, невозмутимый. Внешне чувство, настроения, как правило, устойчивы, эмоции и душев­ные состояния свои выражает в исключительных случаях.

Меланхолик отличается тем, что у нею преобладают тормозные реакции. Человек с таким темпераментом часто замкнут, малообщителен, легко уязвим и мнителен, с неуверенными жеста­ми и движениями. Меланхолики склонны к работе тонкого харак­тера, требующей высокой чувствительности органов чувств. Он склонен к глубоким переживаниям, болезненно чувствителен, с пониженной активностью, с неустойчивым вниманием. Болезнен­но реагирует на малейшие обиды.

С точки зрения социальной полезности «плохих» людей по темпераменту нет. Сам по себе темперамент не сущест­вует, он всегда конкретно проявляется в личности, в органической связи с ее моральными и другими свойствами. И более того, в чис­том виде темпераменты встречаются крайне редко. Иногда в одном и том же человеке могут мирно соседствовать чувства флегматика и сангвиника. Нужно исходить из того, что воин любого темпера­мента способен работать, если поставленные задачи соответствуют особенностям его темперамента. Но в конечном итоге Человека следует ценить не за темперамент, а за результаты труда.

3. Третьей основной характеристикой личности является характер.

Характер – это определенное, присущее личности сочен существенных психологических особенностей (черт), определяющих своеобразие его поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Характер – склад личности, образуемый индивидуальным своеобразием, типологическими чертами, и проявляется особенностях поведения, в устойчивом отношении условий окружающей социальной действительности. Но устойчивость характера относительна.

Черты характера. В структуре характера выделяют две группы черт.

К первой относятся черты, выражающие направленность лич­ное) и человека (устойчивые потребности, установки, побуждения, интересы, идеалы, цели), систему его отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-свое­образные способы осуществления этих отношений.

Различное отношение человека к себе, своей деятельности, к коллективу, к обществу обусловливает огромное количество черт характера и возможность их многообразных классификаций. На­пример, отношение к другим людям, к обществу, к воинскому кол­лективу определяет такие характерные свойства, как предупреди­тельность, общительность, скромность и т.п. Некоторые черты обусловлены взаимностью отношений к другим людям и к себе: та­ковы самообладание, мужество, самоотверженность, отвага, ро­бость, нерешительность и т.д. Отношение к своей деятельности определяет такие черты характера, как ответственность или безот­ветственность, уверенность или неуверенность в себе, трудолюбие или леность и т.п.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмо­циональные черты характера. Интеллектуальные черты характера в современных условиях воинской деятельности зачастую выдвига­ются на первый план. Высокое развитие познавательных интере­сов и умственных способностей, любознательность и творческий подход к решению сложных интеллектуальных задач определяют во многом соответствующее отношение человека к окружающей действительности (самостоятельность, критичность, уверенность, решительность, убежденность и др.). Так, нерешительность как черта характера зачастую бывает производной от недостаточных знаний воина, слабой интеллектуальной подготовки его к реше­нию задач и сложной обстановке.

Волевые черты определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодоле­нием трудностей и препятствий, и направлять поведение в соот­ветствии с определенными принципами и задачами.

Эмоциональные черты характера также играют большую роль в деятельности воина. Отношение человека к окружающей действительности не только находит свое осознанное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах, но и переживается человеком, то есть выражается в его чувствах.

Как свойство личности характер тесно связан с темперамента В некоторых случаях их трудно отделить друг от друга. Физиологический механизм, основа характера, по выражению И.П. Павлова получила название «сплава» типологических свойств высшей нервной деятельности (темперамента) и сложных устойчивых временных связей, образующихся в коре головного мозга человеке результате жизненного опыта, под влиянием условий его жизни деятельности. В то же время характер человека оказывает сильное влияние на проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности человека.

Основное различие между ними состоит в том, что темперамент определен главным образом врожденными биологическими свойствами нервной и эндокринной систем человека, в то время как в становлении характера играют определяющую роль среда и воспи­тание.

Регламентация всей жизни, учебы и службы, физические и пси­хологические нагрузки, специфические особенности военной про­фессии – все это способствует становлению и развитию сильного характера. Но на формирование черт характера оказывает влияние и самовоспитание воина, осознание им своей ответственности. За­дача командиров – в руководстве этим процессом, разъяснении необходимости самовоспитания и развития характера для выпол­нения воинского долга.

Способность – это динамическая функциональная структура личности, определяющая качество усвоения знаний и выполнения человеком определенной деятельности.

В структуре личности воина способности тесно связаны с таки­ми качествами, как специфические особенности памяти, эмоцио­нальные свойства, черты характера, качества интеллекта. В отно­шении к знаниям, навыкам и умениям воинов способности выступают как условия, обеспечивающие их приобретение.

Все способности человека как психические явления могут быть классифицированы на четыре группы: элементарные, сложные, общие и частные.

Элементарными общими способностями, присущими всем людям, хотя в разной степени их выраженности, являются основ­ные формы психического отражения: способность ощущать, вос­принимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять ре­шения и запоминать.

Каждое элементарное проявление этих способностей явля­ется соответствующим действием, выполняемым с различным сен­сорным, мыслительным, волевым, мнемоническим успехом. Эти элементарные общие способности лежат в основе трех других групп.

Элементарными частными способностями, свойственными уже не всем людям и имеющими у различных лиц большие индивидуальные особенности, являются более сложные качества личности, такие, например, как глазомер, музыкальный слух, критичность мышления, доброта, решительность и настойчивость, смысловая память, оперативная память и т.п. Столь сложные свойства индивида проявляются в соответствующей специфической деятельнос­ти, качество которой и зависит от этих особенностей личности.

Сложными общими способностями, которыми в той или иной степени наделены все люди, являются способности к общечелове­ческим видам деятельности: труду, игре, учению, общению друг с другом, эстетической и нравственной деятельности. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. Потому в отличие от элементарных способностей, о которых говорят в единственном числе: «воля как способность к достижению цели», «способность мышления» и т.д. – о сложных способностях говорят во множественном числе: «способности к учению, к труду» и т.д.

Сложные частные способности развивались в истории человечества сначала к ремеслам, а потом к профессиям. Их иногда называют профессиональными, специфическими, особенными. Именно к ним относятся военные, например, летные способности.

Неспособность к определенному виду трудовой деятельности является определенной структурой личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты. Высокие показатели в боевой учебе могут быть достигнуты воинами с различными психологическими структурами личности.

Все перечисленные виды способностей не даются человеку в готовом виде, как нечто врожденное. Они формируются в жизни и деятельности. Принято считать, что формирование способностей происходит на основе задатков, врожденных анатомо-физиологических особенностей человека, прежде всего центральной нервной системы.

Знание способностей воинов применяется в войсках при рас­пределении по боевым специальностям. Вместе с тем знание спо­собностей воинов помогает командиру не только правильно их оце­нить, но и развивать в нужном направлении.

Таким образом, использование в практике подготовки войск данных психологической науки о психических свойствах и качест­вах личности, таких, как направленность, темперамент, характер и способности, обеспечивает успех формирования всесторонне и гармонично развитой личности в процессе боевой учебы, службы и повседневной деятельности. В дальнейшем под методикой инди­видуальной воспитательной работы будем понимать: совокупность форм, методов и средств, с Помощью которых реализуются ее ос­новные функции – изучение военнослужащего с целью определе­ния наиболее эффективного воздействия на него; планирование; организация; проведение; контроль и оценка достигнутого.

Работа по поддержанию воинской дисциплины как важнейшего фактора, гарантирующего боевую готовность частей и подразделений, всегда считалась и считается одной из приоритетных в Вооруженных Силах. Сегодня, в условиях завершающего этапа их реформирования, важность укрепления законности и правопорядка, обеспечения безопасности военной службы еще более возрастает. Большая роль в этой работе отводится сержантам как непосредственным руководителям первичных воинских коллективов, организаторам обучения и воспитания солдат.

Звание младшего командного состава «сержант» – старинное воинское звание. Оно появилось в армиях ряда европейских государств еще в 15 веке. Это слово употреблялось в значении «страж порядка «. В русской армии звание сержант существовало с конца 17 века до 1798 года. Затем ввели звание капрал, просуществовавшее до начала 19 века и замененное на унтер-офицер. Вновь звание сержант было введено в Советской Армии в 1940 году.

Младшими командирами, унтер-офицерами, к примеру, начинали в свое время полководческую деятельность легендарные военачальники В.И. Чапаев, Г.К. Жуков.

Маршал Жуков утверждал, что там, где нет подготовленных сержантов, нет и хороших подразделений.

Молодые люди, призываемые в армию, конечно, уже имеют определенные представления об армейском укладе и воинской дисциплине. Но, к сожалению, в условиях нынешнего, нередко негативного информационного воздействия, они часто бывают искаженными. Значит, от младших командиров с первых дней прибытия молодого пополнения в подразделения потребуется кропотливая работа для того, чтобы сообщить воинам необходимые первоначальные знания, дать обстоятельные разъяснения о службе в Вооруженных Силах.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь обязывает командиров всех степеней постоянно поддерживать среди подчиненного личного состава крепкую воинскую дисциплину. В частности, командира отделения:

– обучать и воспитывать солдат отделения, а при выполнении боевых задач – умело командовать отделением;

– знать фамилию, имя, отчество, год рождения, личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки в боевой подготовке каждого подчиненного;

– следить за выполнением распорядка дня, за чистотой и внутренним порядком в отделении, требовать соблюдения подчиненными воинской дисциплины;

– прививать солдатам отделения любовь к службе, а также бережное отношение к своему оружию и военной технике;

– заботиться о подчиненных и вникать в их нужды.

Вполне понятно, что выполнять эти обязанности способен только тот младший командир, который сам безупречно дисциплинирован, неукоснительно соблюдает уставные нормы, строг в первую очередь к самому себе, сочетает воспитанность, воинскую культуру и благожелательность к людям с умением строго взыскивать с подчиненных за нарушение порядка и дисциплины. Сержант призван являть собой пример молодцеватости, бодрости, строевой подтянутости.

Личный пример – основное средство влияния младшего командира на подчиненных. И если они видят, что их сержант отлично стреляет, водит боевую машину, успешно освоил свою воинскую специальность, уверенно чувствует себя на спортивных снарядах, это для них – лучший пример для подражания. Но каким бы классным специалистом ни был младший командир, он призван сопрягать свой профессионализм с высокой нравственностью, личной скромностью, выдержанностью, культурой общения с людьми. Сержант не вправе давать волю эмоциям, а тем более – рукам, употреблять нецензурные слова и выражения, каким бы то ни было образом унижать достоинство подчиненных или позволять это делать другим.

Требовательность младшего командира должна быть ровной, стабильной и касаться всех в одинаковой степени. Он должен строго следить за тем, чтобы все солдаты независимо от года призыва в равной мере несли службу в суточном наряде, участвовали в хозяйственных работах. От младшего командира нередко требуется и смелость, и мужество, причем не только в боевой обстановке, а порой и в повседневной жизнедеятельности, чтобы защитить правое дело, со всей прямотой выступить против зачинщиков казарменных беспорядков и хулиганов, не дать в обиду молодых солдат. Очень важно для солдата внимание, заботливое участие, проявленные к нему младшим командиром, сказанное в нужный момент слово поддержки и одобрения. Особенно нуждаются в этом молодые воины. Выслушать человека, успокоить его, если он чем-то взволнован, отметить пусть даже небольшой успех в служебных делах, подбодрить – все это слагаемые воинской культуры младшего командира, показатели его человечности и порядочности. Однако хорошие отношения, внимание к подчиненным, забота о них не должны перерастать в панибратство. Младший командир в одно и то же время является для своих подчиненных и начальником, и старшим товарищем.

Можно сделать вывод, что настоящий младший командир – это пример выполнения воинского долга. Он сочетает в себе требовательность и человечность, честно стоит на страже уставного порядка и готов первым откликнуться на человеческую боль, проявить внимание и заботу.

Постоянно поддерживать среди подчиненного личного состава крепкую воинскую дисциплину сержанты могут, используя обширный арсенал методов, средств, приемов воспитательного воздействия – с целью формирования у подчиненных сознательной дисциплинированности. Среди наиболее общих методов этого арсенала, применяемых сержантами, можно назвать убеждение, упражнение, наказание с целью предупредить проявление нежелательных качеств, воздействие на подчиненных личным примером своего поведения, поощрение отличившихся и многое другое.

В Дисциплинарном уставе ВС РБ подчеркивается, что воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своей Родины. А истинное такое понимание может быть достигнуто исключительно путем убеждения. Так, у воина может сложиться ошибочный взгляд на какую-то сторону армейской жизни. От младшего командира в этом случае требуется опровергнуть неправильный взгляд подчиненного, доказать правоту и целесообразность уставных требований. Убеждение неразрывно связано с разъяснением, которое должно быть четким и аргументированным. Часто исключительно эффективным приемом убеждения становится сравнение, в динамике которого воинам дается возможность в ходе практической деятельности лучше познать самих себя, и, сопоставив собственные результаты с результатами сослуживцев, сделать объективные выводы о своих сильных и слабых сторонах. Добиться у подчиненных закрепления тех ими иных положительных качеств сержанты могут и целенаправленным использованием мер поощрения. Конечно, спектр поощрений, предоставляемых сержанту Дисциплинарным уставом, невелик. Командир отделения имеет право снять ранее наложенное им дисциплинарное взыскание, объявить благодарность. Но и эти права, при условии творческого подхода к ведению дисциплинарной практики, можно использовать эффективно.

Стоит подчеркнуть, что поощрения играют дисциплинарную роль только при соблюдении ряда условий, а именно: целесообразность применения поощрения; соответствие меры поощрения степени заслуг воина; выделение личностных качеств военнослужащих, за проявление которых они поощряются; учет при выборе способа поощрения индивидуальных особенностей подчиненных; разнообразие мер поощрения; своевременность их применения.

С методом поощрения тесно связан метод принуждения. Одной из его форм является наказание за нарушение воинской дисциплины. Его суть заключается в негативной оценке, осуждении, а при необходимости и пресечении действия, нарушающего уставные требования. Командир отделения имеет право наложить следующие взыскания: объявить выговор и строгий выговор, назначить солдата срочной службы вне очереди в наряд по службе – на один наряд. Но наказание только тогда дает нужный эффект, когда вызывает у воина переживание за свое недостойное поведение, то есть чувство стыда, неловкости, раскаяния, сожаления.

Большое значение при наложении взыскания имеют его обоснованность, своевременность приведения его в исполнение и снятие взыскания с воина, который исправил свое поведение. Но не обязательно сразу применять взыскания, ведь у сержанта немало и иных средств воздействия на нарушителя порядка. Эти методы наиболее часто встречаются в практике сержанта: устное замечание, напоминание о долге службы, критика в товарищеской беседе, принципиальный разговор с глазу на глаз. Еще раз хочется подчеркнуть, что как поощрения, так и взыскания должны быть обоснованными, применяться лишь в тех случаях, когда для этого действительно есть основания. Только справедливое, тщательно продуманное их использование принесет пользу делу укрепления воинской дисциплины.

Авторитет сержанта, как и любого другого лица командного состава, немыслим без его способности умело руководить подчиненными, потребовать от них беспрекословного и точного выполнения порядка и правил военной службы. Солдаты только тогда по-настоящему будут уважать своего командира, сплачиваться вокруг него в единый коллектив, когда они увидят в нем и подготовленного специалиста, и уверенного в себе, волевого человека, и старшего товарища, обладающего твердыми убеждениями, служебным опытом. Уважение подчиненными командира как личности обеспечивает ему моральное право командовать ими, обучать и воспитывать их.

Перечисленные методы воспитательной работы младших командиров по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка могут проявляться в определенных формах. Условно они разделяются на индивидуальные и массовые. К последним относятся беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, общие собрания и т.д. Хотя сержанты и принимают в этих мероприятиях самое непосредственное участие, но организаторами их проведения все же выступают офицеры и прапорщики. Поэтому мы остановимся на индивидуально-воспитательной работе младших командиров, тем более, что методика ее проведения часто вызывает у сержантского состава наибольшие трудности. А ведь знание подчиненных, их сильных и слабых сторон, привычек, склонностей, интересов и жизненных установок позволяет уверенно руководить ими, оказывать на них действенное влияние.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...