Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия и приемы эффективного индивидуального воспитания военнослужащих




На основе глубокого знания индивидуальных особенностей под­чиненного важно выбирать такие способы воздействия на него, кото­рые окажут большое положительное влияние на данную личность.

Поэтому к каждому военнослужащему необходим индивиду­альный подход. С этой целью следует:

установить, какими основными положительными и отрица­тельными качествами обладает данная личность, в чем заключают­ся причины отклонений в ее поведении;

решить, какие пути, способы и средства целесообразно приме­нить для Положительного воспитательного воздействия на подчи­ненного, спланировать последовательность их применения и орга­низовать исполнение;

создать условия для достижения требуемого результата;

сформировать у военнослужащего внутреннюю потребность к самосовершенствованию;

периодически оценивать результаты педагогического воздейст­вия, вносить коррекцию в этот процесс.

Индивидуальный подход в воспитательной работе реализуется с помощью соответствующих методов, форм и приемов, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные (нестандарт­ные).

К эффективным традиционным методам и приемам индивидуального воздействия на личность относятся следующие.

1. Убеждение, которое предполагает воздействие на сознание военнослужащего с целью помочь осмыслить суть идей, норм и требований, сформировать у него готовность принять их, превра­тить в руководство к действию. Таким образом, в процессе убежде­ния мировоззренческие, нравственные, эстетические, правовые и другие идеи превращаются в личные принципы и позиции воен­нослужащего, в систему мотивов его поведения.

2. Поощрение (награда). Применяется в случаях, когда необхо­димо отметить серьезные достижения и поступки военнослужаще­го. Данный метод Представляет собой совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования военнослу­жащих. Поощрение выполняет также оценочную и стимулирую­щую функции. В нем выражается положительная оценка, общест­венное признание и одобрение успехов военнослужащего. На ос­нове оценки начальника у подчиненного вырабатываются объективные представления о своих качествах, правильная самооценка.

3. Одобрение, похвала. Одобрение выражается короткой репли­кой, подтверждающей, что подчиненный действует правильно, его поступок положителен («Молодец!», «Правильно», «Верно», «Так держать!» и т.п.). Похвала – более развернутая оценка с анализом поступков военнослужащего («...рядовой Андреев про­жил старание, стал относиться к выполнению своих служебных обязанностей значительно лучше прежнего»).

4. Выражение положительного отношения. Расположение к под­чиненному, приветливая улыбка, дружеский жест, доверие. Сущ­ность доверия заключается в поручении подчиненному определен­ного ответственного деда. Доверие радует и воодушевляет военно­служащего, развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность и активность.

Многократное правильное поведение служит упражнением для формирования высоконравственных качеств. Военнослужащий не должен подозревать, что предлагаемое ему дело носит специаль­ный воспитательный характер.

5. Воспитание на примерах. Смысл метода состоит в том, чтобы помочь военнослужащему найти пример для подражания, создать эмоциональную увлеченность им, стремление подняться до его уровня в поведении, в своих действиях.

Нередко подчиненные осознанно и неосознанно – копируют своего командира, особенно в трудных жизненных ситуациях. Это повышает моральную ответственность и требовательность коман­дира подразделения к своим действиям и «поведению.

6. Воспитательная беседа является наиболее действенной фор­мой индивидуальной работы. Она применяется с Целью оказания Влияния на взгляды и убеждения военнослужащего. Условно бесе­ду можно разделить на три основных этапа.

1-й этап – вступление. Главная задача – снять напряжение и настороженность (психологи считают, что при обращении к чело­веку по важным для него вопросам он воздвигает перед собой за­щитный психологический барьер). Для снижения психологическо­го барьера. Можно применить несколько способов: назвать воен­нослужащего по имени и отчеству; сказать несколько теплых слов 6 адрес подчиненного; спросить о делах, проблемах оппонента, о здоровье и успехах членов его семьи (если знакомы с ними); выра­зить признательность собеседнику за то, что он согласился откро­венно обсудить возникшую проблему; признать, что раньше также ошибались или что допустили ошибку во взаимоотношениях с ним.

2-й этап – основной. Он представляет собой активный диалог, в процессе которого командир стремится достичь поставленной воспитательной цели по убеждению или переубеждению подчи­ненного, чтобы повлиять на его поведение или действия.

В диалоге оппоненты оказывают друг на друга вербальное (сло­весное) и невербальное (жесты, мимика, позы) воздействие. Уме­лое применение командиром приемов вербального и невербально­го воздействия на подчиненного повышает вероятность достиже­ния целей диалога.

3-й этап – заключительный. Главная цель этого этапа – созда­ние хорошего впечатления от проведенной беседы, которое необ­ходимо, чтобы военнослужащий после беседы испытал положи­тельные эмоции. Во всех случаях беседа должна быть откровенной и принципиальной.

7. Индивидуальные задания и поручения. Они подбираются с уче­том особенностей личности каждого военнослужащего с целью формирования у него определенных черт характера, воли, высоким морально-психологических и боевых качеств, организованности и дисциплинированности.

Индивидуальные задания, даваемые в воспитательных целях, могут иметь форму приказов и распоряжений командира или носить характер общественных поручений.

Самостоятельные задания, связанные с необходимостью проявления смелости, решительности и т.п., целесообразно давать тем военнослужащим, которые допускают робость и элементы нерешительности.

8. Индивидуальная помощь. Она может выступать в роли советов, разъяснении, убеждений по отдельным служебным и личным вопросам. Помощь может быть оказана в виде моральной поддержки во время психологических трудностей общения в воинском коллективе и в других вопросах.

9. Осуждение. Должно быть справедливым, тогда оно воспринимается подчиненным как должное. Оно может быть различной силы в зависимости от мотивации поступка и индивидуальных особенностей провинившегося. Если подчиненный легко раним, то осуждение выражается в деликатной форме, а если груб, беспечен, самоуверен – более строгим.

Запрещение. Военнослужащего лишают какого-либо удо­вольствия: возможности участвовать в интересном для него меро­приятии, экскурсии и т.п. Такое наказание не стоит применять к недисциплинированному военнослужащему в тех случаях, когда любимое дело и интересное мероприятие является опорой в его воспитании.

Принуждение – суть метода заключается в негативной оцен­ке, осуждении, а при необходимости и пресечении действий под­чиненного, нарушающего уставные требования, нравственные нормы поведения.

Важным компонентом индивидуальной воспитательной работы командира является применение различных видов психолого-педа­гогической коррекции поведения военнослужащих.

При коррекции на ранней стадии отклонений в поведении военнослужащего целесообразно использовать следующие методы коммуникативного регулирования.

Коммуникативная адаптация – предварительное информирование военнослужащего о ситуациях в коллективе, о людях, с кото­рыми он вступает во взаимодействие, о возможных или предстоя­щих переменах, обсуждение с ним последствий этого.

Коммуникативное включение – установление и расширение не­посредственных контактов прибывшего в подразделение военнос­лужащего с членами коллектива. Это важно для взаимо­отношений военнослужащего с непосредственным начальником, их личное знакомство облегчает служебное взаимодействие.

Коммуникативное отстранение – предназначено для минимиза­ции нежелательных контактов с подчиненными. Эффективный прием этого метода – обязать чем-либо такого человека, напри­мер, поручить подготовить к показному занятию всю его служеб­ную документацию.

Коммуникативная изоляция – стараться не обращаться с данным военнослужащим, не замечать его с целью демонстрации нежелании иметь дело с человеком, допустившим неблаговидные (амо­ральные) поступки.

Коммуникативная «мобилизация» – создание военнослужащему условий для мобилизации его коммуникативных ресурсов и выхода из проблемной ситуации.

Прямое воздействие – прямое, непосредственное предъявление требований, например: «В вашем подразделении не терпят прояв­ление халатности в выполнении специальных работ». Эффект «значимых других» – воздействие на военнослужащего через авторитетных для него людей: родителей, друзей, земляков. Исключение альтернативных воздействий – исключение отрица­тельного влияния на подчиненного, например, со стороны негативного лидера и т.п.

Практическая эмпатия – «вхождение» в положение военнослу­жащего, понимание его трудностей, выражение сочувствия ему и готовности помочь.

Психологическое «поглаживание» – поддержание хорошего настроения, положительных эмоций, что снимает напряженность и затрудняет эмоциональные срывы. При существенных отклонениях поведения военнослужащего могут быть использованы следующие виды внешней регуляции. Коррекция статуса – разъяснение конкретному военнослужащему его служебного статуса, повышение или понижение его ста­туса. Например, в такой ситуации, как нежелание офицера прямо или косвенно подчиняться начальнику, который младше его по возрасту, необходимо разъяснение, что он имеет статус подчинен­ного.

Коррекция межличностных отношений. Представляет собой ин­дивидуальную работу с военнослужащими-оппонентами в предконфликтных (конфликтных) ситуациях по соблюдению ими такта в общении, оказание помощи в разрешении противоречий.

Коррекция свойств характера подчиненного. Это может быть барство, снисходительность, хвастливость, безответственное отношение к выполнению служебных обязанностей и т.п. Иногда, наоборот, требуют коррекции такие свойства, уверенность в себе, склонность винить себя во всем.

Индивидуальная воспитательная работа – это слож­ный, длительный и трудный процесс, требующий серьезной подго­товки и опыта. Долг командиров и начальников всех степеней – настойчиво овладевать искусством индивидуальной воспитатель­ной работы в интересах повышения боевой готовности войск.

Воинская дисциплина – исключительно емкое и широкое понятие, охватывающее, по сути, все сферы жизни и деятельности военнослужащих. Поэтому так многообразны пути, формы и методы работы младших командиров по поддержанию крепкой воинской дисциплины и правопорядка среди подчиненных. При этом главным, стержневым направлением деятельности сержантов является воспитание у военнослужащих высокой личной ответственности за строгое и точное соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов и общевоинских уставов, за безупречное поведение и исполнительность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...